Похожие публикации

Памятка для школьника
Памятка
Получить информацию об интересующих профессиях: содержании работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, перспективах раз...полностью>>

Программа дисциплины «Международный валютный рынок» (Foreign Exchange Markets) для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра Автор программы
Программа дисциплины
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "В...полностью>>

Рабочей программы дисциплины «Финансово-кредитная система» Учебная дисциплина входит в состав программы профессиональной переподготовки
Документ
Учебная дисциплина входит в состав программы профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования – Master of business administration (M...полностью>>

Рабочей программы дисциплины «Программа развития карьеры» Учебная дисциплина входит в состав программы профессиональной переподготовки
Программа
Учебная дисциплина входит в состав программы профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования – Master of business administration (M...полностью>>



Рекомендации преподавателям по созданию учебно-методических материалов Москва-2013

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

Рекомендации преподавателям

по созданию учебно-методических материалов

Москва-2013

Составитель:

Фролко Марина Сергеевна – кандидат экономических наук, начальник РИО, доцент кафедры СМЭП им В.В. Кузина ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»;

В данных рекомендациях представлены разъяснения по содержанию и структуре учебно-методических материалов разных видов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения; дается краткая характеристика основных видов учебно-методической литературы.

Предисловие

Реализация программы подготовки бакалавров и магистров и переход на индивидуально-ориентированное обучение предполагают не только обновление учебных курсов, программ, рабочих и индивидуальных планов, учебно-методической литературы, программно-информационного обеспечения, но и создание абсолютно новых учебников и учебных пособий, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-З).

Образовательные инновации должны проявиться не только в компетентностном подходе, но и в расширении спектра педагогических технологий, в выборе адекватной стратегии обучения. Наряду с традиционными методами проблемного и контекстного обучения должны широко использоваться методы интерактивного обучения: тренинги, решение ситуационных задач, приемы активного чтения и письма и др.

Все эти образовательные инновации требуют некоторого пересмотра содержания и формы учебно-методических изданий и целого ряда уточнений и дополнений в определении видов и жанров. Именно данная задача и определила содержание данных рекомендаций, которое не вступает в противоречия с ранее принятыми нормативными документами, в том числе и стандартами в области издательской деятельности.

Цель данных рекомендаций состоит в разъяснении и уточнении жанровой и видовой специфики учебно-методических изданий, их содержания и структуры с учетом вышеуказанных изменений в образовательной траектории. Информация должна помочь преподавателям, работающим над созданием учебно-методической литературы, ориентироваться во всем многообразии видов учебно-методических изданий, их содержании и структуре, определить приемлемый для себя вариант. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет только об изданиях на бумажных носителях, так как электронные варианты учебников и учебных пособий обладают спецификой и требуется дополнительная разработка пояснений по их формам и содержанию.

Рекомендации не претендуют на полноту изложения материала, они составлены в целях практического руководства при подготовке учебных материалов, уточняют некоторые основополагающие принципы.

1. Содержание и структура учебно-методического материала

Учебно-методический материал является частью учебно-методического комплекса дисциплины, который преподаватель должен подготовить при разработке нового или обновлении уже осуществляемого курса. Все учебно-методические материалы, не зависимо от вида, отличаются от научно-исследовательских прежде всего тем, что имеют четко выраженную методическую направленность, ориентированы на реальную помощь обучающемуся в самостоятельном освоении материала.

Все учебно-методические материалы должны соответствовать основной образовательной программе (ООП) по данной дисциплине (модулю) и ФГОС-3 соответствующего направления, профиля.

В учебно-методических изданиях традиционно выделяется предисловие, введение, основная часть, заключение, приложение.

Предисловие - сравнительно небольшой, но очень важный в методическом отношении раздел, расположенный в самом начале издания. Предисловие, прежде всего, должно ориентировать обучающегося в содержании издания, в его направленности и методических установках. В нем дается краткая характеристика курса (дисциплины или модуля), указывается его объем (в часах или зачетных единицах), структура (количество лекций, практик и других видов работ, их последовательность и т.п.) Не лишним будет именно в предисловии объяснить место и роль данного издания в освоении дисциплины и образовательной программы в целом, так же, как указать на связи с другими дисциплинами цикла или модуля. Отдельно формулируются конкретные цели и задачи курса. Обязательная часть раздела – определение компетенций, которыми может овладеть изучающий курс, как общекультурными, так и профессиональными. Рекомендуется оговорить и специфику курса, его особенности по сравнению с другими курсами. Раздел может включать разного рода размышления и умозаключения преподавателя о сложностях усвоения материала. Можно сформулировать и пожелания студентам по освоению материала, если в этом есть необходимость.

Предисловие должно быть построено так, чтобы, ознакомившись с ним, обучающийся мог самостоятельно выбрать не только пособие, необходимое ему для освоения дисциплины (модуля), но и сам модуль, а, следовательно, и траекторию своего обучения.

Введение. Если предисловие является обязательной частью в учебном издании, то введение зависит и от вида издания, и от особенностей изложения материала. Как правило, введение характерно для учебников. В таком случае во введении дается история вопроса, обзор научной, учебной литературы и источников, рассматриваются различные точки зрения исследователей, отмечаются противоречия, а так же раскрывается позиция автора излагаемого материала.

Основная часть – самая объемная и индивидуальная с точки зрения содержания, а так же это самая вариативная часть. Вариативность связана и с видом данного учебно-методического издания, и с авторской установкой, и с конкретными целями и задачами курса и с его содержанием. Возможно несколько вариантов группировки материала. Для лучшей ориентации, в большом, как правило, материале требуется четкое деление на темы (главы); разделы (части). Желательно, чтобы в начале темы (раздела) был дан план, который позволит студентам заранее представить логику излагаемого материала, связь отдельных вопросов. Пункты плана могут быть сформулированы как в виде законченных суждений, так и в виде вопросов.

Материал может быть расположен:

- по тематическому принципу с выделением частей, тем или дидактических единиц и раскрытием содержания каждой из них, с включением заданий для усвоения материала, его закрепления и проверки остаточных знаний, со списком рекомендуемой литературы; в каждой части могут быть помещены контрольные вопросы и тесты;

- по методическим единицам (формам); в таком случае в отдельном разделе помещается развернутая программа или краткие тезисы содержания курса, в другом - задания и вопросы для проверки усвоения материала, в третьем - тексты или их фрагменты для разного рода упражнений и т.д.

В материалах может быть представлен какой-то один или несколько (выборочно) видов работы. Допустим, только контрольные задания или только тезисы лекций и т.д. В этом случае на титульном листе в подзаголовке должны быть указания на это, а в предисловии должны содержаться соответствующие разъяснения.

Предполагается, что преподаватель, владея приемами инновационных технологий, может включить технологически разнообразные задания, среди которых должны быть задания, формирующие и развивающие профессиональные навыки, задания для внеаудиторной работы, представленные в активных и интерактивных формах и другие.

Заключение может носить свободный характер и зависит как от содержания и специфики курса, так и от представлений самого преподавателя о своих методических задачах.

Оглавление. В оглавлении раскрывается предметная и логическая структура учебно-методического издания.

Приложение содержит таблицы, графики, схемы, фрагменты текстов, примеры, задачи, необходимые для более детального рассмотрения материала, изложенного в основной части. Здесь может быть помещен и список рекомендуемых источников.

2. Виды учебно-методической работы

Планируя учебно-методическое издание, необходимо определить не только его цель, задачи и структуру, но и вид (жанр). Среди учебной литературы выделяется основная учебно-методическая литература и дополнительная. К дополнительной относятся справочные издания и научные издания (монографии, научные сборники, периодика). Основная учебно-методическая литература – это учебники и учебные пособия.

Выделяются следующие виды учебно-методической работы:

Подготовка учебных изданий, тиражируемых на бумажном носителе:

- Программно-методические издания

  • Рабочая программа учебной дисциплины;

  • Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению;

  • Программа производственной практики по направлению;

  • Программа преддипломной практики по направлению;

- Обучающие издания

  • Учебник;

  • Учебное пособие;

  • Курс лекций;

  • Практикум (практическое руководство);

  • Рабочая тетрадь;

- Вспомогательные издания

  • Хрестоматия;

  • Сборник задач и упражнений;

  • Планы семинарских занятий;

- Учебно-методические издания

  • Методические рекомендации;

  • Методические указания;

  • Методическое пособие;

Подготовка учебных материалов, тиражируемых на электронных носителях:

- Электронные учебники;

- Видеофильмы;

- Тексты, таблицы, иллюстрации, базы данных и другие материалы на дискетах, компакт-дисках или иных компьютерных носителях.

Подготовка учебных материалов, не подлежащих тиражированию:

- Компьютерные, видео, аудио материалы, слайды, сопровождающие лекционный курс или практические занятия;

- Сценарии к автоматизированным обучающим и тестовым системам;

- Методические разработки и контролирующие материалы по обеспечению промежуточного и итогового контроля по дисциплине (письменные контрольные работы по разделам, индивидуальные расчетно-графические задания, индивидуальные расчетные работы, тесты промежуточные и итоговые, разработка заданий для письменного экзамена и др.);

- Рабочие материалы к учебным дисциплинам: рабочий раздаточный материал, сценарии занятий, сценарии деловых игр и другие подобные материалы.

3. Учебно-методическая литература

Учебник - издание, в котором системно излагаются основы знаний в определенной области, даются полные сведения по целому курсу (предмету, дисциплине). Учебник определяет содержание обучения и систему работы студентов, через него реализуется концепция автора и стратегическая линия обучения, осуществляется руководство процессом получения знаний. Учебник должен отличаться системностью, оптимальным распределением материала с учетом его восприятия студентом. Учебник предназначен для работы студентов, поэтому и стиль, и форма подачи материала в нем отличаются от научных монографий своей методической направленностью, стилем изложения и структурой. В учебник автор может включать планы, вопросы, связанные с установками на осмысление. В учебнике не только сообщается информация, но и ставятся проблемы, обозначаются дискуссионные моменты, сообщаются базовые термины и понятия по данной дисциплине, демонстрируются принципы их работы при анализе конкретного материала. Название учебника обязательно должно соответствовать наименованию дисциплины федерального компонента ФГОС-3. Объем учебника – не менее 5 уч.-изд.листов.

Учебник проходит экспертно-методический совет согласно регламенту прохождения учебно-методических материалов в ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ».

Учебное пособие. Под учебным пособием понимается особый вид учебно-методического издания, в котором излагается материал всего курса или его части с предельно полным методическим аппаратом. Основу пособия составляют задания, связанные с осмыслением и практической отработкой теоретических положений. Вопросы и задания учебного пособия ориентированы на приобретение навыков практического использования и оценки явлений в данной области знаний. Учебное пособие должно помочь студенту овладеть культурой мышления, выработать способности к восприятию, анализу и обобщению информации. Пособие включает таблицы, схемы, графики и т.п. В нем располагаются материалы для самостоятельной работы, а также библиографические и справочные сведения, комментируются другие научные источники.

Объем учебного пособия должен быть не менее 5 п.л., что составляет примерно 120 страниц формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 13-14.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Элементы учебного пособия: обложка, титульный лист, оборотная сторона титульного листа, основной текст, справочный аппарат.

Обложка должна содержать следующие элементы:

  • сведения об авторе (ах): инициалы, фамилия;

  • заглавие;

  • место и год издания.

Образец оформления обложки и выходных данных приводится в Приложении 1-3.

Титульный лист должен включать следующие элементы:

  • полное наименование министерства, вуза;

  • сведения об авторе (ах): инициалы, фамилия;

  • наименование учебной дисциплины;

  • гриф, разрешающий (утверждающий, допускающий или рекомендующий) использование данного издания в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по соответствующей специальности (специальностям);

  • место и год издания.

Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

  • сведения о рецензентах;

  • библиографическое описание;

  • аннотация на учебное пособие;

  • знак охраны авторского права с указанием Ф.И.О. автора (ов), года издания.

Основной текст учебного пособия – это непосредственный результат авторского творчества; дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал, отражающий содержание излагаемого учебного курса или его части.

В зависимости от выполняемых функций в составе основного текста могут быть теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

Теоретико-познавательные тексты выполняют информационную функцию и включают в себя следующие элементы:

  • основные понятия и их определения;

  • основные термины и язык конкретной области научного познания и специализированной деятельности, которую представляет данная дисциплина;

  • основные законы, закономерности и их следствия;

  • характеристики развития ведущих идей и перспективных направлений;

  • основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты);

  • материалы, являющиеся основой для формирования личности специалиста, его мировоззрения;

  • выводы.

Инструментально-практические тексты выполняют реобразовательные, трансформационные функции применения полученных знаний и включают следующие страницы пособия, где эти объекты рассматриваются или упоминаются. Назначение указателя – наиболее полное раскрытие содержания учебного пособия, обеспечение оперативного поиска информации (основных понятий, идей, фактов, имен и др.) в нем.

Основными видами указателей являются: именные, предметные, хронологические, указатели формул, символов и других обозначений; тематические и систематические.

Именной указатель (указатель имен) содержит алфавитный перечень фамилий с инициалами или другими обозначениями имен (псевдонимы, прозвища и др.) с указанием номера страниц учебного пособия, на которых эта фамилия встречается. Разновидности именного указателя: указатель авторов, указатель коллективов, указатель организаций, указатель персоналий.

Предметный указатель (алфавитно-предметный указатель) содержит алфавитный перечень рассматриваемых в учебном пособии предметов. Разновидности предметного указателя: географический или указатель географических названий, указатель терминов, указатель минералов и другие.