Похожие публикации

Иванова Рената Викторовна организационное обеспечение процесса внедрения менеджмента знаний на промышленных предприятиях
Документ
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет э...полностью>>

Методические указания по выполнению курсовой работы Усть-Илимск 2003
Методические указания
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы предназначены для студентов всех форм обучения. Содержат требования к построению работы, метод...полностью>>

Методические указания по выполнению курсовой работы Усть-Илимск 2003
Методические указания
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы предназначены для студентов всех форм обучения. Содержат требования к построению работы, метод...полностью>>

Методические указания по выполнению курсовой работы Усть-Илимск 2003
Методические указания
Раздел содержит анализ существующих проблем и трудностей в работе предприятия, его конкурентных преимуществ и недостатков, а также возможностей и угро...полностью>>



Рабочая программа по предмету «Биология» (2)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 521

117449, г. Москва. ул. Новочеремушкинская, дом 3. Телефон 8(499)126-0448.E-mail: school521@bk.ru; http://school-521.ucoz.ru

ОГРН 1127746678234, ИНН 7727786407, КПП 772701001

«УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим советом

протокол № от «___» ________ 2013 г.

Введено приказом № от «___» ________ 2013 г

Директор __________ Алябушева Г. В.

Рабочая программа

по предмету

«Биология»,

10 класс, базовый уровень

Составитель:

Лабудина И. К., учитель биологии и экологии

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР Вавилова Н. В. «___» ________ 2013 г

«РАССМОТРЕНО»

На заседании МО, Протокол № ___ от «____» _______ 2013 г.

председатель МО ___________ Лабудина И. К..

Москва, 2013

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

2.

Тематическое планирование учебного материала

3

3.

Содержание учебного материала

3

4.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.

6

5.

Литература

7

  1. Пояснительная записка.

Тематическое планирование разработано в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.

Программа по биологии для учащихся 10 класса предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодежи, а так же формированию компетентных качеств личности учащихся.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 класса ставит целью подготовку высокообразованных людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей учащихся, формирование у них представлений о современной картине мира.

Изучение биологии на базовом уровне направлено также на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования.

Данное планирование является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». В связи с этим программа для 10 класса представляет содержание курса общей биологии на более высоком уровне обучения, построенном на интегративной основе, с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования.

В курсе биологии для 10 класса осуществляется интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программу включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предыдущих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с Требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Интегрирование материалов из различных областей биологии в ходе раскрытия свойств природы с позиции разных структурных уровней, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10 класса проводится по темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание данного курса.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается изучением популяционно-видового уровня организации жизни. Такая последовательность изучения тем обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов.

Цели курса направлены на достижение учащимися четырех видов компетентности:

  1. мировоззренческая - предполагает усвоение знаний с целью формирования научного мировоззрения и развития понимания ценности природы и жизни.

  2. методологическая - включает ознакомление учащихся с методами научного познания и методами биологической науки.

  3. теоретическая компетентность означает освоение фундаментальных и прикладных научных теорий, ознакомление с основными закономерностями развития живой природы.

  4. практическая - предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов.

Программой предусмотрено проведение в 10 классе 5 лабораторных работ.

  1. Тематическое планирование учебного материала

п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Введение в курс общебиологических явлений

6

2

Биосферный уровень организации жизни

9

3

Биогеоценотический уровень организации

8

4

Популяционно-видовой уровень организации жизни

11

Итого в 10 классе

34

  1. Содержание учебного материала

  1. Введение в курс общебиологических явлений (6 ч)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.

Экскурсия

Многообразие видов в родной природе. Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

  1. Биосферный уровень организации жизни (9 ч)

Учение В.И Вернадского о биосфере. Функции животного вещества в биосфере.

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле А.И. Опарина и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции и развития биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

  1. Биогеоценотический уровень организации жизни (8 ч)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и взаимосвязей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.

  1. Популяционно-видовой уровень организации жизни (12 ч)

Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч. Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

обучающихся по биологии.

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Государственная итоговая аттестация выпускников школы осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работа.

На основании результатов промежуточной аттестации выставляются итоговые оценки.

  1. Литература

1. Пономарева И. Н. Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина; под ред. Проф. И. Н. Пономаревой .-2-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2011.-224 с.: ил.

2. Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарева и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- . Вентана-Граф, 2010.-176 с.

3. Контрольно измерительные материалы. Биология 10 класс. Н. А. Богданов, М.: ВАКО, 2013.-80 с.

4. Прилежаева Л. Г. Биология. 10 класс. 44 дигностических варианта/Л. Г. Прилежаева.-М.: Издательство «Национальное образование», 2013.-96 с.:ил.

5. Пономарева И. Н. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова; под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.-М.: Вентана-Граф, 2010.-96 с.