Похожие публикации

Положение о проведении фестиваля интеллектуальных игр «Соликамская осень 2013». 14-15 сентября 2013 года в городе Соликамске состоится фестиваль интеллектуальных игр «Соликамская осень 2013»
Документ
3.2 Игра «Что? Где? Когда?» проводится в пять туров по 12 вопросов в каждом. Основной показатель результата команды количество правильных ответов. В с...полностью>>

Примерная программа 7 ступеней школы тибетского искусства воздействия. Включает теоретические и практические занятия. I и 11
Примерная программа
Законы Ману. (Биоэнергетические Законы Праведности). Понятия связаны с принципом Кармы о том, что каждое деяние человека оценивается. Изучив эти принц...полностью>>

Информационный Бюллетень Образовательная система Красносельского района Санкт-Петербурга в 2012-2013 учебном году
Информационный бюллетень
Отдел образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга предлагает Вам использовать материалы сборника для работы с педагогическими ко...полностью>>

Информационный Бюллетень Образовательная система Красносельского района Санкт-Петербурга в 2012-2013 учебном году
Информационный бюллетень
Отдел образования администрации Красносельского района Санкт-Петербурга предлагает Вам использовать материалы сборника для работы с педагогическими ко...полностью>>



Составитель перспективное планирование в детском саду

Воспитание навыков самообслуживания - довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, формирование почти всех навыков осуществляется в течение всего года постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность такой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, на первом месте стоит прямое обучение - показ; указание, напоминание, совместная деятельность с ребенком. Эти приемы используются постоянно и в предлагаемом материале не указываются. Здесь приводятся игровые приемы, дидактические игры, перечень художественных произведений, которые помогут привлечь внимание детей к последовательности действий, будут способствовать поддержанию самостоятельности в самообслуживании.

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Учить держать ложку в правой руке, брать пищу губами, есть с помощью взрослых

Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать». Чтение: потешки: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Гойда, гойда»

Одевание -раздевание

Учить доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы. Побуждать надевать носки, рейтузы, кофту или свитер, куртку, шапку. Учить снимать колготки с верхней части туловища. Приучать словесно выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате

Дидактические игры: «Оденем куклу

на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».

Дидактические упражнения: «Туфельки

поссорились-подружились», «Сделаем

из носочка гармошку», «Покажем кукле (мишке, зайчику), где лежат наши вещи».

Чтение: потешка «Наша Маша маленька»,

3. Александрова «Катя в яслях»

Умывание

Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладони друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки. Приучать пользоваться носовым платком

Дидактическое упражнение «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание картинок: «Дети моют руки», «Мама моет дочку». Беседа по ним. Чтение: потешки: «Водичка-водичка...», «Гуси-лебеди летели...»

Второй квартал

Питание

Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать ее небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами

Чтение: потешки: «Идет коза рогатая...», «Пошел котик на Торжок...», «Кисонька-мурысонька», 3. Александрова «Вкусная каша»

Одевание -раздевание

Учить расстегивать застежки липучки, упражнять в использовании других видов застежек.

Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф, одежду. При раздевании перед сном побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке

Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром

детей».

Дидактическое упражнение «Уложим куклу

спать».

Чтение: 3. Александрова «Мой мишка»,

Н. Павлова «Чьи башмачки»

Умывание

Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место

Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки»

и беседа по ней.

Дидактическое упражнение «Как мы моем

ладошки и отжимаем ручки».

Чтение: потешка «Водичка, водичка...»

Третий квартал

Питание

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать все до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой

Игровая ситуация «Как мишка учился кушать

вилкой».

Дидактическое упражнение «Поможем

зверюшкам накрыть стол к обеду».

Чтение: потешка «Уж я Танюшечке пирог

испеку...», Е. Благинина «Аленушка»

Одевание -раздевание

Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать носки, гольфы, начиная с носка.

При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

Учить вежливо выражать просьбу о помощи

Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке». Дидактическое упражнение «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»

Умывание

Учить засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки. Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком

Дидактические упражнения: «Научим мишку

(зайку, куклу) правильно умываться», «Покажем

Винни-Пуху, как вытирать руки и лицо

полотенцем».

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка»

Четвертый квартал

Питание

Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды

Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости

зайку и ежика».

Дидактическое упражнение «Расскажем Хрюше,

как надо правильно кушать».

Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет»,

«Маша обедает»

Одевание -раздевание

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застежек

Дидактические упражнения: «Покажем, как

нужно складывать одежду перед сном»,

«Научим мишку складывать вещи

в раздевальном шкафчике».

Чтение: И. Муравейка «Я сама», Н. Павлова

«Чьи башмачки»

Умывание

Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчесывать короткие волосы

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая»,

«Девочка аккуратная».

Чтение: С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь

«Лапки»

Социализация

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом тех игровых действий, которые могут выполнять дети в процессе игры исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития этих действий на основе эффективного методического руководства. С такой целью предлагаются примерный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методические приемы, которые помогут обеспечить формирование этих навыков и умений.

Система формирования игровых навыков и умений предполагает постоянное использование таких традиционных приемов, как объяснение, показ игровых действий, напоминание, включение педагога в игру детей для демонстрации новой игровой роли, образцов игровых действий и употребления предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета и др. Они постоянно присутствуют в арсенале педагога в работе с детьми третьего года жизни. В настоящем пособии указаны только те приемы, которые могут быть использованы при развитии сюжета конкретных игр и игровых ситуаций. Это рассматривание иллюстраций, беседы, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, чтение художественной литературы и отдельные виды продуктивной деятельности детей.

Названия игр

Содержание и объем игровых умений и навыков

Методические приемы

Сентябрь

«Семья»

Мама кормит, одевает, раздевает дочку

Рассматривание иллюстраций. Дидактические упражнения: «Покорми мишку», «Поставь посуду для чаепития», «Напоим куклу чаем». Чтение: С. Капутикян «Маша обедает»

«Строительство»

Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных

Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактические упражнения: «Поставим кубики рядом», «Построим зайке домик»

Октябрь

«Семья»

Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические упражнения: «Постели простынку», «Укрой куклу одеялом», «Покачай куклу, спой ей песенку». Дидактические игры: «Уложим куклу спать»..«Угостим куклу чаем», «У нас порядок»

«Поликлиника»

Врач прослушивает больную куклу, укладывает в постель, осматривает горло, дает лекарство

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как Доктор лечит детей». Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха». Продуктивная деятельность «Витаминки для петушка»

Ноябрь

«Семья»

Мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, кормит и укладывает спать дочку

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим

куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».

Продуктивная деятельность «Ленточки сушатся

на веревке»

«Магазин»

Мама с дочкой приходят в магазин, покупают овощи, фрукты. Продавец отпускает продукты

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я выбирала фрукты

в магазине»

Декабрь

«Парикмахерская»

В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, стрижет; он вежлив и внимателен

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую».

Дидактическое упражнение «Покажем кукле,

как работает парикмахер»

«Транспорт»

Шофер возит кукол, строительный материал, ведет машину осторожно, чтобы не наехать на людей

Беседа «Как машины ездят по улице». Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофер». Дидактическое упражнение «Покажем мишке, ' как нужно осторожно катать кукол в машине»

Январь

«Строительство»

Строители строят дом, гараж, украшают дома к празднику

Рассматривание иллюстраций. Чтение: Б. Заходер «Строители». Дидактическое упражнение «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»

«Поликлиника»

Врач осматривает больных, измеряет температуру, делает уколы

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы ходили на прививки»

Февраль

«Транспорт»

По улице ездят разные машины, возят грузы. Автобусы перевозят пассажиров

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Чтение: Н. Павлова «На машине».

Дидактическое упражнение «Расскажем Карлсону,

как работает водитель автобуса»

«Магазин»

В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Игровое упражнение «Мы покупаем продукты в магазине»

Март

«Семья

Праздник 8 Марта, поздравление мамы, праздничное угощение

Подготовка и проведение праздничного утренника, посвященного Женскому дню

«Поликлиника»

Врач пришел к больному ребенку, осматривает его, дает лекарство

Рассказ воспитателя «Когда я заболела». Дидактические упражнения: «Попроси куклу показать горлышко», «Измеряй температуру зайчику». Продуктивная деятельность «Таблетки для больных -зверюшек»

Апрель

«Магазин»

В магазине продаются игрушки. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями

Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек». Дидактические упражнения: «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»

«Парикмахерская»

Мастера стригут, причесывают, для детей есть специальные стулья

Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую». Дидактическое упражнение «Что нужно парикмахеру»

Май

«Транспорт»

Водители автобусов осторожно перевозят пассажиров, объявляют остановки

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вы ездили на автобусе». Продуктивная деятельность «Колеса для автобуса»

«Поликлиника»

Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки

Целевое посещение медицинского кабинета. Дидактическое упражнение «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»

Июнь - август

«Семья»

Переезд на дачу, прогулки в лес, сбор ягод и грибов, купание

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я жила на даче».

Чтение: Я. Тайц «По грибы»

«Транспорт»

Автобусы везут детей из детского сада на дачу

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Куда можно поехать на автобусе»

«Магазин»

В магазине продаются разные товары

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Какие бывают магазины», «Что

и как продается в магазине».

Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек»