Похожие публикации

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 220703 Автоматизация технологических процессо в и производств (по отраслям)
Образовательный стандарт
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 220703 Автоматизация технологических п...полностью>>

Карточка 2 Ответьте на вопросы
Документ
Обрати внимание! Определение начинается со слов «это что-то или кто-то», а затем указываются: местонахождение, выполняемые функции, значение, строение...полностью>>

Повышения квалификации сотрудников в 2013-2014 учебном году фио
Документ
Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. ИКТ-компетентность учителя информатики (целевая программа для учителей школ, осуществл...полностью>>

Какие из популярных средств борьбы с лишним весом и ожирением действительно работают, п
Документ
Какие из популярных средств борьбы с лишним весом и ожирением действительно работают, правда ли, что кофе снижает аппетит, а хром направляет глюкозу в...полностью>>



Составитель перспективное планирование в детском саду

Ознакомление с природой

В содержание; этого раздела плана целесообразно включить не только то, что может быть реализовано на прогулке, но и знания, которые расширят, закрепят представление детей о природе в целом; домашних и диких животных, комнатных растениях и т.д. В зависимости от условий дошкольного учреждения некоторые знания могут быть даны на основе непосредственного наблюдения, другие на основе иллюстративного материала, рассказов воспитателя, чтения и т.д.

Наряду с основными разделами ознакомления детей с природой - растительный и животный мир, неживая природа - в структуру перспективного планирования включены дидактические задания, которые воспитатель предлагает индивидуально отдельным детям для закрепления представлений о природе: показать кустик, дерево, цветок, найти травку и т.д. Задания также могут быть предложены на основе непосредственного общения с природой или с помощью иллюстративного материала.

В блок «Ознакомление с природой» включен также раздел «Обучение трудовым действиям». Поскольку в раннем возрасте основными приемами при обучении этому являются показ, напоминание и игровая мотивация, мы предлагаем не указывать их, а объединить с колонкой «Содержание».

Содержание наблюдений в природе дано в соответствии с природными условиями средней полосы России, поэтому для дошкольных учреждений других районов необходимо внести соответствующие коррективы. В некоторых случаях в содержании приведены и приемы ознакомления с ним детей: рассмотреть, наблюдать.

В графе «Методические приемы» не указывается наблюдение, так как это один из основных приемов при ознакомлении дошкольников с природой, он используется постоянно. Здесь приведены только те приемы, за счет которых могут быть дополнены и закреплены знания детей.

Предлагая использовать рассматривание картин и иллюстраций при закреплении знаний детей о природе, мы надеемся, что педагоги сами подберут конкретный материал и именно его укажут в перспективном плане.

Среди дидактических игр в предлагаемом плане часто используются лото, разрезные и парные картинки. Педагоги могут сами подобрать материал для них в соответствии с рассматриваемой тематикой.

Объекты

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

Растительный мир

Рассматривание цветов на клумбе. Познакомить с названиями отдельных растений, уточнить их строение: стебель, цветок.

Рассмотреть фрукты: яблоко, слива, груша, уточнить названия, учить различать по форме и цвету

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вот какие фрукты». Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

Животный мир

Наблюдать за птицами, обратить внимание на их размер, учить различать больших и маленьких птиц. Наблюдать за собакой. Отметить особенности ее внешнего вида

Рассматривание иллюстраций. Дидактическое упражнение «Большая или маленькая»

Неживая природа

Обратить внимание на солнце, предложить почувствовать его тепло. Учить называть состояние погоды: тепло, идет дождь

Рассказ воспитателя.

Чтение потешек: «Солнышко, ведрышко»,

«Дождик, дождик, полно лить...»

Дидактические задания

«Покажи цветок такого же цвета», «Покажи такой же цветок», «Покажи такую же птичку»

Обучение трудовым действиям

Побуждать собирать игрушки перед уходом с прогулки, собирать камешки

Октябрь

Растительный мир

Наблюдать листопад, слушать, как шуршат под ногами листья. Рассматривать листья разных деревьев, учить собирать букет из листьев. Закреплять знания об овощах

Сбор осенних листьев. Чтение: М. Пришвин «Листопад». Дидактическое упражнение «Парные картинки». Продуктивная деятельность «Листочки летят»

Животный мир

Наблюдать за воробьями, объяснить, что птиц нельзя пугать. Закрепить знания о домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова)

Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Угадай, кто это», «Покажи и назови»

Неживая природа

Наблюдать за дождем, закреплять умение называть состояние погоды: тепло, идет дождь. Учить различать и называть части суток: день, ночь

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: потешка «Дождик, дождик, пуще...»

Дидактические задания

«Найди такой же листик», «Найди большой (маленький) листик», «Покажи на картинке кошечку (собачку и т.д.)»

Обучение трудовым действиям

Учить собирать игрушки перед уходом с прогулки, собирать листья в ведерки, относить к определенному месту

Ноябрь

Растительный мир-

Наблюдать листопад, побегать по опавшей листве, послушать её шуршание. Учить различать куст и дерево. Закрепить знания об овощах: внешний вид, названия, некоторые качества

Рассматривание иллюстраций. Чтение: А. Плещеев «Осень наступила...». Дидактическое упражнение «Угадай на вкус». Продуктивная деятельность «Овощи»

Животный мир

Уточнить знания о домашних птицах: куры, гуси; учить различать по внешнему виду, передавать издаваемые ими звуки. Учить видеть разницу между взрослыми птицами и детенышами, побуждать правильно называть их

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Мамы и детки».

Чтение: потешка «Курочка рябушечка...», В. Сутеев «Цыпленок и утенок», Е. Чарушин «Курочка»

Неживая природа

Наблюдать за ветром, обратить внимание на то, как раскачиваются деревья. Наблюдать первый снег. Дать понятие: стало холодно, скоро зима.

Обратить внимание на изменение в одежде детей

Рассматривание иллюстраций.

Игры с вертушками.

Продуктивная деятельность «Листопад»

Дидактические задания

«Покажи кустик, дерево», «Покажи на картинке...», «Поймай на ладошку снежок»

Обучение трудовым действиям

Продолжать учить собирать игрушки после прогулки, помогать сгребать листья с участка

Декабрь

Растительный мир

Рассмотреть деревья без листьев, вспомнить, какими они были красивыми осенью.

Рассмотреть комнатные растения с ярко выраженным стеблем и крупны- . ми листьями

Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Листики и цветочки», «Парные картинки»

Животный мир

Рассмотреть птиц на кормушке, учить определять их размер. Закрепить знания о домашних животных

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: потешка «Киска, киска, киска, брысь...», В. Берестов «Маленький бычок».

Дидактическое упражнение «Кто в домике живет».

Продуктивная деятельность «Кошка гуляла по дорожке» (следы)

Неживая природа

Наблюдать, как падает снег,

рассмотреть снежинки. Отметить, где лежит снег.

Уточнить свойства снега (белый, холодный)

Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Первый снег»

Дидактические задания

«Покажи большую (маленькую) птичку», «Покажи у растения стебель, листик», «Покажи киску и котеночка»

Обучение трудовым действиям

Побуждать сметать снег со скамеек, построек на участке.

Учить собирать снег в кучу, побуждать делать простейшие постройки и обыгрывать

их (стул, стол для кукол)

Январь

Растительный мир

Рассмотреть деревья в зимнем уборе, вызвать чувство восхищения. Учить не ломать кустики, воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить знания об овощах и фруктах: названия, форма, цвет, вкус

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы будем беречь деревца и кустики».

Чтение: Л. Воронкова «Снег идет». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Подбери такие же», «Разрезные картинки». Продуктивная деятельность «Овощи и фрукты»

Животный мир

Наблюдать за птицами, прилетающими на кормушку.

Учить узнавать ворону, воробья, голубя. Обратить внимание на их поведение у кормушки: клюют, перелетают с ветки на ветку, улетают. Закрепить знания о домашних животных: кошка, собака, лошадь, корова

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Какие птицы прилетают

на кормушку».

Чтение: потешки «Ой, бычок мой, бычок...», «Дай молочка, буренушка», С. Теплюк «Котята», Е. Чарушин «Корова».

Дидактические игры: «Чьи детки», «Найди маму»

Неживая природа

Продолжать наблюдать за снегом, уточнить его свойства.

В оттепель предложить лепить из снега комочки

Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Снежные комочки»

Дидактические задания

«Покажи на картинке», «Найди большую и маленькую лошадок», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку»

Обучение трудовым действиям

Учить лепить из снега комочки, обыгрывать их. Продолжать учить помогать в уборке снега на участке

Февраль

Растительный мир

Продолжать учить видеть красоту зимних деревьев. Рассмотреть ель и лиственное дерево, предложить найти различие

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие разные деревья»

Животный мир

Закрепить названия птиц, прилетающих на кормушку. Закрепить знания о. диких животных: заяц, лиса, волк, медведь. Побуждать подражать их движениям. Воспитывать заботливое отношение к животному миру

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Кто живет в лесу».

Чтение: русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Снегурушка и лиса», Г. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши!».

Продуктивная деятельность «Птички

на кормушке»

Неживая природа

Закрепить представление о признаках зимы: холодно, много снега, он лежит на земле, деревьях, домах. Люди надевают теплые вещи

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы сейчас одеваемся на прогулку»

Дидактические задания

«Покажи на картинке», «Найди такую же лисичку»

Обучение трудовым действиям

Продолжать учить собирать снег в кучу, делать несложные постройки и обыгрывать их

Март

Растительный , мир

Закреплять знания о различий лиственных и хвойных деревьев. Показать первые весенние цветы (мимоза, тюльпан), вызвать желание любоваться ими

Рассматривание цветов. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Мимоза»

Животный мир

Наблюдать за птицами, учить видеть их различие и сходство. Продолжать знакомить с дикими животными, учить правильно называть их, находить на картинке, читать вместе с воспитателем знакомые стихи и потешки

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Каких птиц мы знаем».

Дидактическое упражнение: лото «Дикие животные».

Чтение: потешка «Сидит белка на тележке...», В. Даль «Ворона», С. Маршак «Слон», «Тигренок», И. Токмакова «Десять птичек - стайка»

Неживая природа

Обратить внимание на весеннее солнце: становится теплее, снег начинает таять. Наступает весна

Рассматривание иллюстраций. Беседа «Пришла весна»

Дидактические задания

«Покажи такой же цветок», «Найди елочку»

Обучение -

трудовым

действиям

Закреплять умение собирать снег в кучки, лепить и катать комки, побуждать сравнивать их с предметами и животными

Апрель

Растительный мир

Показать первую траву и цветы мать-и-мачеха. Уточнить их строение и внешний вид.

Продолжать знакомить с комнатными растениями, учить выделять их части

Рассматривание цветов и комнатных

растений.

Беседа «На нашем участке выросли

цветочки».

Продуктивная деятельность «Травка зеленеет»

Животный мир

Наблюдать за воробьями: чирикают, купаются в лужах.

Отметить появление жуков, учить не бояться их, но и не трогать, не брать в руки. Продолжать воспитывать бережное отношение ко всему живому

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы не боимся жучков и не обижаем их»

Чтение: потешка «Божья коровка...»

Неживая природа

Наблюдать, как тает снег на участке, за ручейками. Отметить, как изменилась одежда детей

Рассматривание одежды.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическое упражнение «Парные

картинки».

Чтение: Л. Толстой «Пришла весна»

Дидактические задания

«Найди и назови», «Покажи такое же»

Обучение трудовым действиям

Продолжать учить собирать игрушки после прогулки. Учить делать стоки для воды с участка (ручейки)

Май

Растительный мир

Рассмотреть цветущие растения на клумбе, учить любоваться ими, но не рвать. Закрепить названия частей растения: стебель, цветок

Целевое посещение клумбы.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Какие цветы растут на нашем участке».

Чтение: В. Серова «Одуванчик».

Продуктивная деятельность «Красивые цветы»

Животный мир

Закрепить знания о домашних животных, птицах и их детенышах, учить правильно называть их, сравнивать по величине, подражать голосам. Понаблюдать за бабочками

Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама». Продуктивная деятельность «Бабочки кружатся, на цветы садятся»

Неживая природа

Продолжать наблюдать за изменениями погоды: становится теплее, солнце ярко светит. Наблюдать из окна за весенним дождем

Рассматривание иллюстраций. Чтение: потешка «Радуга-дуга...». Продуктивная деятельность «Светит солнышко в окошко»

Дидактические задания

«Покажи такое же», «Покажи, где у растения стебель (цветок)», «Назови животное»

Обучение трудовым действиям

Подметать пол в домиках и других постройках, собирать камешки, выкладывать из них фигуры

Июнь-август

Растительный мир

Рассмотреть растения цветника, продолжать учить различать части растений называть их цвет. Рассмотреть лиственное дерево и ель. Подвести к сравнению их внешнего вида весной и зимой. Рассмотреть овощи, выросшие на грядках, закрепить их названия. Закреплять умение различать овощи и фрукты по внешнему виду, отмечать форму, цвет, величину

Целевые прогулки.

Беседы: «Наши цветы», «Что мы знаем об овощах и фруктах».

Дидактические игры: «Парные картинки», «Разрезные картинки».

Чтение: 3. Александрова «Ромашки»,

П. Воронько «Березка».

Продуктивная деятельность: «В саду созрели яблоки», «Цветы», «Морковка для зайчика»

Животный мир

Наблюдать за насекомыми. Учить называть их: бабочка, жук, божья коровка, спокойно вести себя вблизи них.

Обобщить представления о домашних и диких животных, насекомых, птицах

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: потешка «Тень, тень, потетень...», белорусская народная сказка «Пых», Т. Александрова «Медвежонок Бурик», В. Бианки «Купание медвежат», К. Ушинский «Петушок с семьей», К. Чуковский «Цыпленок».

Дидактические игры: «Парные картинки», лото.

Продуктивная деятельность: «Жуки в траве», «Цыпленок»

Неживая природа

Отмечать состояние погоды: тепло, солнечно, идет дождь, дует ветер. Наблюдать за дождем, рассмотреть участок после дождя, отметить, что земля мокрая, кругом лужи. В ветреную погоду послушать шелест листьев, наблюдать, как качаются ветки деревьев

Рассматривание иллюстраций.

Игры с вертушками.

Продуктивная деятельность «Дождик, дождик, полно лить...»

Дидактические задания

«Найди такой же цветок», «Покажи маленький (большой) листик», «Посмотри, куда дует ветерок», «Покажи, как кричит петушок (летает бабочка, ходит лисичка)»

Обучение трудовым действиям

Учить собирать срезанную траву, складывать в кучу.

Учить с помощью взрослых связывать траву в пучки, делать кукол, обыгрывать их.

Продолжать учить убирать игрушки, собирать камешки, веточки

Труд

Основной формой организации труда детей является их посильное участие в трудовой деятельности взрослого, выполнение ими отдельных поручений под непосредственным контролем взрослого.

Поскольку трудовая деятельность дошкольников осуществляется вместе с взрослым, это и является основным методическим приемом при обучении. Кроме того, наряду с показом приемов работы постоянно используются напоминание, указание. Широко применяются также игровые приемы, игровые ситуации и художественная литература.

Литература:

  1. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.— М.: Линка-Пресс, 1999.

  2. Венгер. Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988.

  3. Гербова В.В, Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе. -М.: Владос, 2003.

  4. Гербова .В.В-., Максаков А.И. Занятия в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1996.

  5. Демина Е.С. и др. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. - М.: Сфера, 2005.

  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1973.

  7. Занятия с малышами в детском саду / Сост. К.Ю. Белая. - М.: Линка-Пресс, 2002.

  8. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М.: Скриптории 2003, 2006.

  9. Самые маленькие в детском саду / Под ред. В.М. Сотниковой. - М.: Линка-Пресс, 2005.

  10. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Владос, 2003.

Содержание умений и навыков

Методические приемы

Первый квартал

Побуждать убирать после игры игрушки

Дидактические упражнения: «Покажем куклам, какой у нас порядок», «Где лежит игрушка». Чтение: А. Барто «Игрушки»

Второй квартал

Учить ставить на стол салфетки, хлебницы (без хлеба), ставить свой стул на занятие. Побуждать сметать снег с построек, скамеек, дорожек, собирать игрушки после прогулки

Показ, поручения.

Дидактические упражнения: «Как мы умеем правильно

ставить стульчик», «Вот какой у нас участок»

Третий квартал

Закреплять умение ставить на стол салфетки и хлебницу. Учить раскладывать ложки к обеду. Закреплять умение убирать игрушки после игры на участке и в группе

Совместная деятельность, поручения. Дидактические упражнения: «Покажем Карлсону, как нужно раскладывать ложки», «Покажем, как мы убираем игрушки»

Четвертый квартал

Побуждать охотно выполнять трудовые поручения, совершенствовать трудовые умения, способствовать проявлению инициативы

Совместная трудовая деятельность, поручения