Похожие публикации

Г. А. Яновский (руководитель темы)
Документ
Г.А. Яновский (руководитель темы); В.Ф. Курочкин, канд. техн. наук; Ю.Д. Амиров, канд. техн. наук; Н.Т. Башкирова; А.И. Голуб; Г.М. Покараев; В.И. Заи...полностью>>

Внастоящее время почти все предприятия и организации рассматривают вопрос о независимости от центрального теплоснабжения и организации отопления от собственной
Документ
В настоящее время почти все предприятия и организации рассматривают вопрос о независимости от центрального теплоснабжения и организации отопления от с...полностью>>

Внастоящее время почти все предприятия и организации рассматривают вопрос о независимости от центрального теплоснабжения и организации отопления от собственной
Документ
В настоящее время почти все предприятия и организации рассматривают вопрос о независимости от центрального теплоснабжения и организации отопления от с...полностью>>

Внастоящее время почти все предприятия и организации рассматривают вопрос о независимости от центрального теплоснабжения и организации отопления от собственной
Документ
Воздух для отопления подается в помещение нагретым до такой температуры tГ, чтобы в результате его смешения с внутренним воздухом и теплообмена с пове...полностью>>



Тема: Моя программа саморазвития личности

Интеллектуальный марафон на 2013/14 учебный год

Тема: Моя программа саморазвития личности

Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить.

А. А. Дистервег

Актуальность. Модернизация отечественной системы образования ведется в рамках осуществления идеи непрерывного образования, подготовленной всем развитием образовательной практики и педагогической науки. Особую актуальность в контексте организации непрерывного образования приобретает проблема самовоспитания, саморазвития.

Практическая значимость. Любой человек, который желает добиться успеха в любой деятельности должен развиваться. Постоянный личностный рост и саморазвитие дают возможность достигать поставленных целей и воплощать их в реальность, позволяют лучше владеть собой и своими эмоциями. Развитый в личностном плане человек может мыслить нестандартно и независимо от шаблонов, быть открытым новым знаниям и опыту, легко и непринужденно общаться, так как избавлен от множества комплексов и психологических проблем, быть уверенным в себе и благодаря этому действительно способен на многое. Эти качества – необходимое требование современных ФГОС.

Стремление к самовоспитанию и саморазвитию базируются на высших духовных потребностях человека – в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации. Использование этих потребностей для мотивации обучения открывает огромные резервы повышения качества школьного образования.

Основная концепция. Как заметил Л.С. Выготский, «всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание». Самосовершенствование, саморазвитие личности – неотъемлемая часть нашей жизни. Развитие личности – важнейший процесс для каждого человека, включающий такие вещи, как самопознание, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание и самоорганизацию. Самовоспитание – это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Саморазвитие личности можно разделить на несколько стадий. Вначале познаем себя, после начинаем действовать. Действие, без определения направления «куда» и цели «зачем» – неэффективно. Поэтому важно уметь ставить цель и знать, как эту цель достичь.

Любые действия начинаются с анализа, когда необходимо определиться с проблемами, которые мешают достичь цель, средствами, которые необходимы для достижения и способами достижения поставленной цели. Для этого нужно уметь понимать самого себя и знать на что человек способен. Только тогда, когда личность примет свои достоинства и недостатки – начинается процесс саморазвития личности.

Психологическое сопровождение.

По аналогии с моделью развития личности Э. Эриксона можно построить поэтапную модель саморазвития и самосовершенствования личности школьника.

10 – 11 лет - происходит осознание своей роли в обществе, приходит понимание «кто я есть», формируется самоанализ на основе собственной оценки, приходит осознание причин происходящего.

12 – 13 лет - начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собственные физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

14 – 15 лет - переходный, критический возрастной период. Под влиянием биологических и социальных факторов приоритетное развитие получают утверждение своего «Я» в социальном пространстве личности в общении с окружающими людьми; потребность в признании своего «Я», своего имени, своей внутренней психологической сущности и внешних физических данных; своей сущности как представителя пола (половая идентификация); потребность в признании в своей группе, коллективе (в определенных социальных ролях); реализация своих прав среди людей, притязание на взрослость. Процессы самоутверждения часто сопровождаются искаженными, негативными способами общения: обидами, оскорблениями, задевающими честь и достоинство другого человека; насильственными физическими и психическими воздействиями на людей, особенно на тех, кто слабее или не может дать отпор посягательству. Девиантные формы поведения, связанные с самоутверждением, по современным данным, проявляются у 60% подростков.

16 – 17 лет – возникает проблема самоопределения личности: учащиеся должны сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути, выбор направления своего профессионального развития. Поэтому акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится и осмыслению жизненных и духовных ценностей. Происходит создание системы целевых ориентаций подростка, которые бы определили ближайшие, средние и более дальние перспективы. Самореализация — это процесс и результат осуществления, реализации человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в процессе своей жизни, в своей судьбе.

Развитие личности невозможно в отрыве от социума. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева в подростковом возрасте формируется мотивация к общественно-полезной деятельности, которая отражается в формировании личной ответственности за порученное дело как реализации потребности в самовыражении себя в обществе, потребности в общении, необходимости социализации в системе социальных отношений. Общение со сверстниками настолько значимо в этом возрасте, что Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова предложили придать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Отношение со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. Важными навыками становятся - навыки коммуникации, навыки сотрудничества и навыки взаимодействия.

Цель интеллектуального марафона – создание условий для формирования и развития навыков самовоспитания и саморазвития.

Задачи.

  1. Формирование мотивации к саморазвитияю личности у обучаемых.

  2. Осознание обучаемых важности и необходимости процессов саморазвития

  3. Формирование высоконравственного отношения обучаемых к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоинство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демократическое, диалектическое, экологическое мышление).

  4. Формирование определенного опыта успеха и достижений.

  5. Участие обучаемых в самостоятельной и групповой творческой деятельности.

  6. Обучение поведению в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции

  7. Подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению.

  8. Оказание педагогами помощи в решении проблем личностного развития обучаемых в период обучения на основе их самоанализа.

Ожидаемы результаты.

  1. Развитие устойчивых целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности.

  2. Развитие мотивации к саморазвитию.

  3. Развитие умений и навыков самосовершенствования.

  4. Развитие осознанного поведения, направленного на улучшение себя, своей личности.

  5. Развитие устойчивой мотивации к обучению как к жизненно важному процессу.

  6. Развитие умений управления собой, самоорганизации.

  7. Развитие адекватного отношения к себе и окружающим.

  8. Развитие социальной активности (социальной позиции).

  9. Развитие готовности к включению в любую деятельность.

  10. Развитие творческого характера деятельности.

  11. Развитие коммуникативных качеств, через групповую работу.

Направления.

5 кл. – Самопознание. «Мой путь самопознания».

6 кл. – Самовоспитание. «Моя программа самовоспитания».

7 кл. – Самообразование. «Моя формула успешной учебы».

8 кл. – Самоопределение. «Моя позиция и роль в социуме».

9 кл. – Самоорганизация. «Моя программа самоорганизации».

10 кл. – Самореализация. «Моя формула профессионального успеха».

Планирование.

Этапы

Организация

  1. Индивидуальная работа

Форма

Исследовательская деятельность

Ход

  • Сбор информации

  • Изучение информации

  • Анализ информации

  • Формулирование основных проблем исследования

Рез-т этапа

Защита индивидуальной программы

Требования к программе Приложение 1.

  • Объем – до 5 листов (без оформления)

  • 100% авторство тезисов (выводы исследовательского анализа)

  • Соблюдение требований оформления (титульный лист, тезисы, список литературы: литература, статьи, источники).

  • Содержание тезисов:

- актуальность

- практическая значимость

- основные выводы исследования

- проблемы, выявленные в ходе исследования

- способы их решения

- планирование программы

срок

ноябрь 2013 года

Финал

Отборочный этап для «Ученика года».

Ученик с лучшей программой от класса выходит для участия в «Ученике года»

  1. Групповая работа

форма

Групповая работа

Ход

  • Создать команду из 5 человек

  • Распределить роли

  • Разработать программу саморазвития класса на основе индивидуальных исследований

Рез-т этапа

Разработка классной программы «Наша программа саморазвития»

Требование к выступлению Приложение 2.

  • Регламент выступления: до 5 минут

  • Количество спикеров: до 2 чел

  • Сопровождение презентацией, в которой отражены основные идеи и сроки реализации программы

  • Содержание:

- Актуальность

- Новизна

- Практическая значимость

- Планирование

срок

декабрь 2013 года

  1. Групповой проект

форма

Групповая проектная работа

Ход

  • Реализация программы

Рез-т этапа

Защита программы саморазвития класса. Фотопрезентация мероприятий.

Требование к программе

  • Новизна

  • Практическая значимость (реальность, осуществимость, перспективность)

  • Наглядность

  • Внедрение в практику (возможность реализации программы)

  • Самостоятельность разработки (ученики сами)

срок

Апрель 2014 года

Финал

Участие программ классов в школьном конкурсе «Самый классный класс»

Приложение 1.

Титульный лист – 1 стр.

Введение - 2 стр.

Актуальность – Почему это важно

Практическая значимость – Что дает. Где это можно применить.