Похожие публикации

От (родственное отношение к сотруднику УИС
Документ
Обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой пенсии (пособия, надбавки, компенсации и увеличения) либо лишающих права на дальнейшее ее получе...полностью>>

Программа развития воспитания в моу «Средняя общеобразовательная школа №62»
Программа
* реализовать различные механизмы, способствующие развитию творческих способностей учащихся, их самореализацию, включение в социально- значимую деятел...полностью>>

Темы рефератов и научных работ по политологии Аграрная политика в Республике Беларусь
Документ
Никколо Макиавелли: трактовка власти и механизмы борьбы за нее (Анализ текстов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренц...полностью>>

Программа по окружающему миру пояснительная записка (1)
Программа
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...полностью>>



Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 28 октября 2013 года

Региональные СМИ

(Омск); 25.10.2013, Неэвклидова логика пенсионной реформы

В последнее время от пенсионных новостей нет отбоя. Сначала законотворцы отрапортовали об обнулении пенсионных накоплений для молчунов, потом решили передать новые накопления граждан из негосударственных фондов и частных управляющих компаний на два года ВЭБу

Наконец, на прошлой неделе правительственной комиссией по законопроектной деятельности одобрен законопроект, регламентирующий процесс акционирования пенсионных фондов. Вскоре правительство РФ рассмотрит алгоритм, предполагающий акционирование негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в два этапа, причем с серьезными ограничениями по реорганизации действующих НПФ.

Экспертно-аналитическая группа Ria7 попыталась выяснить: куда все-таки ведет нас пенсионная реформа?

Все – в АО

Сейчас все НПФ с точки зрения формы собственности являются некоммерческими организациями. Обсуждение возможности трансформирования НПФ в АО ведется с весны текущего года. А решение о необходимости преобразования НПФ из некоммерческих организаций в акционерные общества еще летом было принято заинтересованными ведомствами и Центробанком, к которому после упразднения Федеральной службы по финансовым рынкам перешли функции контроля за рынком НПФ. Однако дискуссии о том, сделать ли акционирование обязательным для всех или добровольным, велись до последнего момента.

Главная цель подобного акционирования – сделать фонды более прозрачными. Согласно закону «О негосударственных пенсионных фондах» они являются некоммерческими организациями. Это значит, что у них нет собственников, а только учредители. Но форма НКО является непрозрачной для регулятора и, кроме того, усложняет сделки по слиянию и поглощению на рынке НПФ. И продать НКО формально нельзя, поэтому сделки по купле-продаже НПФ сложно структурируются. Изменение механизма контроля чаще всего оформляется через смену совета фонда.

Изначально предполагалось, что акционирование для уже работающих фондов будет добровольным, но впоследствии было решено распространить новые требования на все НПФ. И сначала планировалось проводить акционирование НПФ одновременно для всего рынка, но в дальнейшем процедуру решили разбить на два этапа.

В первую очередь должны будут акционироваться фонды, работающие на рынке обязательного пенсионного страхования (привлекающие накопления). Такие фонды должны будут акционироваться до 1 января 2016 года. А фондам, работающим только с добровольными корпоративными или частными программами (привлекающими пенсионные резервы), срок акционирования предлагается продлить до 1 января 2017 года.

Именно в этой версии законопроект и был одобрен правительственной комиссией. При этом сроки акционирования для фондов, специализирующихся на негосударственном пенсионном обеспечении, решено было все же отодвинуть на год.

По мнению участников рынка, такое решение выгодно в первую очередь крупным кэптивным НПФ, которые не заинтересованы в потере статуса некоммерческой организации. Поэтому логично предположить, что за это время для них могут быть установлены особые правила игры.

Любопытно, что главными противниками обязательного акционирования являются два крупнейших фонда – НПФ «Газфонд» (реализующий корпоративные пенсионные программы «Газпрома») и НПФ «Благосостояние» (реализующий программы РЖД). Именно им такая отсрочка весьма на руку.

Как считают сами участники пенсионного рынка, акционирование – вопрос сложный и политический, а сам процесс будет проходить конфликтно. Ведь многие российские НПФ созданы при крупных корпорациях, которые не слишком горят желанием добавить своим фондам прозрачности.

Во-первых, им придется раскрывать своих бенефициаров, а во-вторых, сейчас НПФ не входят в консолидированную отчетность материнских структур, поскольку являются некоммерческими. Если же акции фонда будут на балансе группы, то в ее консолидированную отчетность попадут и обязательства перед его клиентами. В результате активы группы могут уменьшаться, что, в свою очередь, окажет влияние на капитализацию, рейтинги и может потянуть за собой целую цепочку негативных последствий.

И еще одна сложность акционирования возникает, если у фонда несколько владельцев. В этом случае будет сложно определить, кому какая доля принадлежит.

Отметим, что предлагаемый правительством вариант поэтапного акционирования позволит фондам, обслуживающим сотрудников крупнейших корпораций, выделить корпоративный пенсионный бизнес в отдельные структуры и отложить их акционирование. Однако вариант законопроекта, одобренный комиссией правительства, может поставить на пути реализации таких схем серьезные препятствия.

Так, законопроект предлагает, что со дня его вступления в силу (то есть с 1 января 2014 года) будут ограничены возможности реорганизации действующих некоммерческих НПФ – только путем слияния или присоединения, а с 1 июля 2014 года – только путем преобразования в коммерческие организации.

В любом случае пока нет ясности в вопросе, кто окажется сильнее – лобби крупных НПФ, стремящихся сохранить свой некоммерческий статус, либо власти, стремящиеся сделать фонды более понятными структурами.

Баталии за резерв

В то же время, если верить обнародованному списку решений последнего заседания правительства, которое было посвящено как раз вопросам изменений в принципах работы системы НПФ, практически все баталии завершающейся пенсионной битвы ведутся сейчас не только вокруг урегулирования рынка НПФ. В круг интересов попадает также резерв в 243 миллиарда рублей, который экономический блок правительства, настаивавший на другом сценарии, был вынужден сконцентрировать в бюджете под реформу на 2014 год.

Напомним, что министр финансов Антон Силуанов, еще в середине сентября готовивший схему моратория (предполагавшего возврат замороженных средств в НПФ после вхождения их в систему гарантирования вкладов под эгидой Агентства по страхованию вкладов), был вынужден зарезервировать в бюджете – 2014 сумму в 243 миллиарда рублей в качестве средств, на которые необходимо увеличить трансферт в ПФР в следующем году на выплаты накоплений с даты получения фондами новых лицензий.

Пока такой резерв существует лишь виртуально. Так, в бюджете на 2014–2016 годы, внесенном в Госдуму, он предусмотрен в виде нераспределенных доходов. Очевидно, что значительная часть этого резерва не будет востребована НПФ. Поэтому социальный блок правительства предлагает увеличить на эту сумму социальные расходы.

Смена курса не предвидится

Именно последние две недели внесли существенное оживление в последний этап пенсионной реформы, который продолжается уже полтора года. Прозвучавшие заявления властей пока в разной степени далеки от законодательной проработанности. Впрочем, уже сегодня можно с уверенностью сказать, что на рынке наметилась тенденция по смене реальных бенефициаров. Согласно последним веяниям, контроль над НПФ постепенно переходит от промышленных групп к финансовым.

Так, Минфину, Минэкономики и Минтруду было поручено ввести двухлетний мораторий на перечисление в НПФ и управляющие компании всех средств, которые перечисляются туда по закону, в том числе и средств платежа в накопительную часть пенсии. А позднее появилась схема, согласно которой накопительные платежи (средства, которые по закону являются собственностью клиента государственной пенсионной системы) будут обращены в платежи в распределительную часть Пенсионного фонда.

Любопытно, что эти средства по закону являются собственностью уже не клиента ПФР, а самого фонда.

Подобное положение дел можно квалифицировать как конфискацию будущих перечислений 6-процентных накоплений в пользу ПФР с компенсацией со стороны ПФР в виде переиндексации расчетного капитала страховой части пенсии. Таким образом, выигрыши и потери клиентов НПФ и их создателей-акционеров будут напрямую зависеть от сроков, за которые ЦБ сможет и захочет развернуть систему гарантирования накоплений в АСВ.

В любом случае главный результат уже очевиден: волна разочарования в государственных институтах, вызвавшая поток новых клиентов в НПФ в 2012–2013 годах, обернется в 2014 году потерей доверия и к любым частным институтам, формируемым под государственным контролем в этой сфере.

Несмотря на заявления министра труда Максима Топилина о том, что в течение двух недель правительство будет обсуждать на заседании два других законопроекта, «касающиеся страховых и накопительных пенсий», едва ли речь идет о серьезной попытке переиграть ситуацию.

Минфину, Минэкономики и Минтруду поручено лишь дополнительно проработать вопрос обеспечения гарантий сохранности взносов вкладчиков НПФ. При том, что в пакете один из проектов посвящен непосредственно гарантийной системе. А принципиально новых решений по пенсионному рынку ожидать уже не следует.

РИА БанкИнформСервис; 25.10.2013, Негосударственные пенсионные сбережения. Клиенты УБРиР выбирают НПФ

Ежеквартально количество клиентов Уральского банка реконструкции и развития, оформивших договоры об обязательном пенсионном страховании, увеличивается в среднем на 40% и составляет на текущий момент около 60 тысяч человек

Вопрос инвестирования накопительной части пенсии стал особенно актуальным, когда на федеральном уровне началось обсуждение реформы пенсионной системы. Так, например, рассматривается механизм, в соответствии с которым с 2014 года накопительная часть пенсии перейдет в распределительную и до внесения поправок в бюджет отчисления в накопительную часть будут снижены с 6% до 2%. Перемены не коснутся тех граждан, которые до конца 2013 года официально передадут функции по управлению своими пенсионными накоплениями уполномоченным компаниям, в том числе негосударственным пенсионным фондам.

Уральский банк реконструкции и развития предлагает оформить договоры инвестирования накопительной части трудовой пенсии в НПФ «Лукойл-Гарант» и «Благосостояние», которые занимают лидирующие позиции по уровню надёжности и доходности. Услуга предоставляется бесплатно. Процедура оформления договора занимает всего несколько минут.

НОВОСТИ ПЕНСИОННОЙ ОТРАСЛИ

Центральные СМИ

Российская газета; 28.10.2013, Баррель на старость

Так получилось, что пенсионная реформа стала центром тех мер, которые необходимо предпринять России, после того как миновала открытая фаза экономического кризиса. Мы вступили в новую полосу испытаний. Причем это касается не только нас, но и значительной части мировой экономики

Почему я связываю все это? Потому что главные события, критические для всей пенсионной системы, в России имеют шансы развернуться где-то между 2020 и 2030 годами. Именно тогда может резко вырасти дефицит Пенсионного фонда, а покрывать его за счет доходов от нефти и газа, как это делается многие годы, станет невозможным. Тогда могут разразиться чувствительные события в нашей стране. Приведу две цифры. Дефицит Пенсионного фонда в 2008 году составлял 900 миллиардов рублей. В 2020 году он должен добраться до величины больше

6 триллионов. Это очень большие деньги! Идет процесс, который тянется довольно длительное время, но мы никак не найдем на него подходящую реакцию. Момент, когда эта проблема обнаружилась, известен. Тогда у нас была снижена ставка нормы отчислений единого социального налога с 35,7 процента начисленной зарплаты до 26 процентов. По-моему, это был 2004 год. И сразу образовался большой дефицит, поскольку Пенсионный фонд не был рассчитан к такому уровню поступлений.

Пенсионерам, конечно, выплаты не снижали. Идея, которую изначально заложили в создание Пенсионного фонда, продолжала работать. Он, напомню, был сформирован из двух частей. В одной сконцентрированы выплаты на уже имеющихся пенсионеров. В другой, накопительной, были средства, предназначенные для выплат будущим пенсионерам. Предполагалось, что со временем вторая часть вырастет и все большее число граждан будет получать то, что относилось к накопительным сборам. Я вспоминаю дискуссии тех лет о том, что выплаты этой части в конце концов должны возобладать, и это означало бы, что свои пенсионные счета люди формируют сами в течение всей жизни. Действительно, средства накопительной части создавали впечатление, что они сразу принадлежат тем, кто сегодня работает, а завтра будет пенсионером. На самом деле они формировались работодателями и государством.

Позднее обнаружилась еще одна проблема. Доходность средств Пенсионного фонда стала уменьшаться. Грянул экономический кризис - большинство ценных бумаг уже не приносили прежнего эффекта. Это означало, что нельзя, как рассчитывали раньше, ожидать, что скоро появятся приличные накопительные средства, которые позволят платить достаточно большие пенсии. Начали сокращаться и средства в распределительной части, которые позволяли рассчитываться по текущим долгам. Идеи, на которых была построена реформа пенсионного обеспечения, серьезно заколебались.

И тогда возникла новая. Давайте мы плюнем на эти завиральные идеи о накопительной и распределительной частях, забудем эту блажь! И, как в советское время, из налогов или других отчислений будем наполнять Пенсионный фонд, а он потом распределять эти средства среди пенсионеров. Да, система, сложившаяся в СССР, предполагала обязательство государства платить пенсии из своих доходов. А вы знаете, сколько тогда было пенсионеров? Всего 12 процентов населения. Сейчас - 28 процентов! В 2028 году ожидают, что число пенсионеров превысит число работающих. И население, скорее всего, не будет расти.

Тем не менее сейчас на очередном витке пенсионной реформы предложен в сущности советский вариант. Все эти коэффициенты, доли... Это способ решить основную задачу - пополнить распределительную часть Пенсионного фонда и предложить некий более-менее пристойный вариант повышения пенсионного возраста.

В сущности, этот вариант (его еще называют французским) начисления пенсии в зависимости от трудового стажа и целого ряда других показателей заставляет людей не спешить с выходом на заслуженный отдых. В результате сокращается потребность в выплатах из распределительной части. Облегчается ситуация с Пенсионным фондом. Заметьте: облегчается! При этом все его проблемы остаются при нем. Предложенный вариант не решает ни одну из них, поскольку основные причины возникновения дефицита Пенсионного фонда не устранены, его сбалансированность не обеспечена. И мы продолжаем оставаться под угрозой. Она лишь несколько отложена, но все равно висит над нами. И где-то в 2025 или 2030 годах все равно наступит острый кризис Пенсионного фонда, его дефицит достигнет слишком больших масштабов. И он обанкротится. Значит, все равно, хотим мы того или не хотим, но нам придется приступить к решению этой задачи. И чем раньше, тем лучше. И хотя это будет вначале связано с неприятными эмоциями, но зато в конечном счете мы избежим трагической развязки.

Что нужно сделать? Прежде всего понять, что нам рано или поздно придется не просто отодвинуть пенсионный возраст, но и согласиться с тем, что мы сами, не работодатель и государство, а мы сами должны делать взносы на свой пенсионный счет. В течение всей трудовой жизни, чтобы затем на склоне лет иметь средства, которые обеспечили бы нам сносный уровень жизни. Понимаю: многим с этим будет очень трудно согласиться. Но ситуация такова, что в мире есть только две страны, которые формируют пенсии за счет работодателей и государства. Одна - это богатая Австралия, и другая - не такая богатая Россия. Рассчитывать, что мы вдруг случайно разбогатеем, как Австралия, и сможем платить своим пенсионерам достойные деньги, вызывает большие сомнения.

Надо решаться! Думать дальше. На перспективу. А не заботиться лишь о сиюминутных сложностях, например, как в 2014 году прикрыть дыру в Пенсионном фонде. Как я уже предупредил, решения будут непростыми: не все их примут и поймут. Впрочем, как объяснять будем. Честно раскроем все карты и расчеты - поймут. Позаботимся, чтобы люди чувствовали поддержку, верили, что их вложения защищены, - примут. А в основе этих решений переход к Пенсионному фонду, куда каждый человек в стране (помимо работодателей) в течение всей своей трудовой жизни делает свои, «кровные», взносы. Причем из всех источников доходов, например, 20 - 30 процентов. Также необходимо будет создать эндаумент Пенсионного фонда, его целевой капитал. Он позволит формировать соответствующий фонд, и доходы от него будут зачислять на счета пенсионеров. Но это еще не все. Для формирования такого важного института как пенсионная система нужны еще и крупные вложения в этот эндаумент. О чем тоже необходимо серьезно подумать заранее. Например, в течение какого-то времени отчислять средства за счет доходов страны от нефти и газа, из других источников, имея в виду, что эти деньги можно направлять на инвестиции только при одном условии: доходы должны зачисляться на счета будущих пенсионеров. Я говорю об этом, чтобы у наших граждан не складывалось впечатления, что вообще нет решения проблемы. Оно есть. Просто с самого начала нужно договориться. Давайте смотреть, какое решение действительно годится для того, чтобы снять проблему с повестки дня. Понимаю, как будет трудно объяснять людям, что они сами должны откладывать деньги себе на пенсию, когда сегодня у многих нет возможности съездить в отпуск, купить квартиру. Как их убедить, что это необходимо делать? Во-первых, надо поднять зарплату бюджетникам, чтобы пенсионные отчисления не ухудшили их материальное положение. А как же остальные, спросите вы? В стране есть рынок труда. Бюджетникам платит государство. Но если в этой сфере устанавливается определенный минимум оплаты труда, в данном случае выше, чем сейчас, то он оказывает влияние на состояние рынка труда в целом. И предприниматели тоже должны будут своим работникам повышать заработную плату, если она низка, как в сельском хозяйстве или в текстильной промышленности. В нефтяной, в газовой отраслях, в металлургии не обязательно повышать. Там, может быть, и достаточно заработков.

И люди, отчисляя деньги на старость, начнут формировать свой инвестиционный капитал. Свой! Для значительной части российского населения, а это по крайней мере 50 процентов, понятие «собственник капитала» вообще отсутствует. Его не было при советской власти, его нет сейчас. Но оно должно появиться, чтобы можно было решить все те проблемы, о которых мы с вами сегодня говорим. Вот и давайте думать. А не считать баллы, коэффициенты, надеясь, что таким образом мы решим проблему пенсионной реформы.

Евгений Ясин, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики»

Вопрос автору

Евгений Григорьевич, людям предстоит сделать выбор, оставить 6 процентов накопительной пенсии или нет. Вы что бы посоветовали?

Евгений Ясин

Я бы советовал копить деньги самим. Потому что эти 6 процентов, которые будут сейчас давать или не давать, это просто ерунда. Вы не накопите деньги на то, чтобы жить нормально на пенсии.

Можно, конечно, их оставить, но особо не обольщаться. Я бы так и сделал. И откладывал бы параллельно на старость наряду с обязательными взносами на пенсионный счет.

Справка «РГ» Госдума в пятницу приняла в первом чтении проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2014 - 2016 годы.

На 2014 год он сформирован по доходам в сумме 6,29 триллиона рублей. Из них 6,2 триллиона в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Из федерального бюджета Пенсионному фонду в 2014 году запланировано трансфертов на 2,45 триллиона рублей.

Расходы фонда в 2014 году составят 6,42 триллиона рублей, или 8,8 процента ВВП. Из них 6,39 триллиона рублей в части, не связанной с формированием накопительной части трудовых пенсий.

Планируется, что доходы в 2015 году составят 7,09 триллиона рублей, в 2016 году - 7,73 триллиона. Расходы на 2015 год предусмотрены в сумме 6,96 триллиона рублей, на 2016 год - 7,41 триллиона.