Похожие публикации

Внимание важное предупреждение
Документ
Мы так хотим слиться с партнером, чтобы соединить наши ранимые сердца, но сами же и противимся этому единению. Больше всего нам хочется полностью откр...полностью>>

Внимание важное предупреждение
Документ
Хотя взгляды автора и упражнения, изложенные в этой книге, могут показаться читателю полезными и интересными, мы пускаем ее в продажу, подразумевая, ч...полностью>>

Внимание важное предупреждение
Документ
Подробные инструкции относи­тельно того, как именно это надо делать, вы найдете в четвер­той части книги....полностью>>

Внимание важное предупреждение
Документ
Эти святые мужи сидели в холодных снежных горах с мокрой простыней, намотанной на голое тело....полностью>>



Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Общие положения

Р

Утверждаю_____________________

Директор Т.В. Алешкина

ассмотрено на заседании НМС

Протокол №___ от ___________

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

  1. Общие положения

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от ______ 20___ г. N ____, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий и формой организации учебной детальности студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) в разделе VII. «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы» в п. 7.1 определяет, что при формировании ОПОП образовательное учреждение:

  • обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

  • обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;

  • обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

  • обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся,

  • способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса,

включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

  • должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Понятийный аппарат, используемый при организации самостоятельной

работы обучающихся

Самостоятельная работа является одним из видов и форм организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся, нацеленной на формирование и развитие

общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа – целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом деятельность обучающегося по совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

В учебном процессе профессионального образования выделяют аудиторную и

внеаудиторную самостоятельную работу, которая может осуществляться как во внеучебное, так и в учебное время. По форме организации взаимодействия участников

образовательного процесса выделяют групповую и индивидуальную самостоятельную

работу.

Аудиторная самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую студент выполняет индивидуально или в группе по заданию и под руководством преподавателя на учебных занятиях по учебной дисциплине и/или междисциплинарному

курсу профессионального модуля.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, которую обучающийся выполняет в установленное время и в установленном объеме индивидуально или в группе, без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий.

Индивидуальная самостоятельная работа планируется преподавателем и выполняется обучающимся с учетом уровня его персональной готовности и способности к

выполнению заданий определенного уровня сложности. Организация индивидуальной самостоятельной работы направлена на изменение динамики познавательной активности и

самостоятельности обучающегося.

Групповая самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя группами обучающихся постоянного или переменного состава, объединенными общими целями и задачами деятельности посредством взаимодействия в процессе выполнения индивидуальных заданий каждым участником работы в соответствии с общей целью; обязательной взаимной проверкой результатов работы каждого, помощью и разъяснением

друг другу возникающих затруднений, формулированием сообща вывода на основании

обобщения результатов, полученных каждым членом группы, и соотнесения вывода с поставленной в начале работы целью.

  1. Предмет, цели и задачи самостоятельной работы обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования

Предметом деятельности обучающихся при выполнении самостоятельных работ могут быть определены такие компоненты, как:

  • содержательный компонент: знания (фактологические, причинно-следственные, процедурные, системные), выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях, выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

  • оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, как во внешнем, так и во внутреннем плане, выбор, подбор, определение, применение адекватных способов, приемов, методов, техник осуществления действий, ведущих к достижению результатов обучения по каждому модулю или учебной дисциплине;

  • результативный компонент: компетенции (новые знания, способы, социальный и профессиональный опыт, идеи, способности, качества);

  • мотивационный компонент: потребность в новых знаниях и умениях.

Современная система подготовки педагога должна быть нацелена на формирование активного субъекта деятельности (учебной, трудовой, профессиональной) и его способности самостоятельно определять необходимость «добывать» нужные знания (информацию), определять и выбирать оптимальные пути и способы получения этих знаний (информации), определять сферы их использования и применения. Самостоятельная работа обучающихся является инструментом формирования общих и профессиональных компетенций в процессе реализации ОПОП по специальностям ФГОС, обеспечивающим развитие личностных качеств обучающихся и повышение их трудовой и профессиональной мобильности.

Цели самостоятельной работы в учебном процессе:

  • реализация совокупности целей и задач основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям в соответствии с требованиями ФГОС;

  • формирование и развитие общих компетенций, определённых во ФГОС СПО;

  • формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности выпускников профессионального

образования.

Задачи самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе:

  • расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;

  • приобрести опыт и развить умения поиска и получения актуальных знаний, в т.ч.

посредством использования информационных технологий;

  • сформировать проектировочные, конструктивные, аналитические, прогностические умения обучающихся;

  • сформировать практические умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в учебной, профессиональной и социальной деятельности;

  • развить познавательную способность и активность обучающихся; их творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;

  • сформировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • сформировать исследовательские умения.

Определение целей самостоятельной работы

Цели самостоятельной работы определяются и формулируются в соответствии с целями ФГОС по специальности СПО и таксономией целей, конкретизируются в зависимости от содержания профессионального модуля / учебной дисциплины и уровня его усвоения. Цели самостоятельной работы должны формулироваться в терминах компетенций и результатов, которые должны быть достигнуты в процессе самостоятельной работы.

  1. Вид и формы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Самостоятельная работа определяется содержанием учебной дисциплины /профессионального модуля и степенью подготовленности обучающихся.

Вид самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

Формы самостоятельной работы обучающихся:

1) для освоения теоретических знаний:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

  • самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленным на CD-носителях, в медиотеке образовательного учреждения;

  • графическое изображение структуры текста;

  • анализ, структурирование и логически последовательное изложение текста в виде конспекта;

  • выписки из текста;

  • получение информации с использованием словарей и справочников;

  • изучение и осмысление нормативных документов;

2) для закрепления и систематизации знаний:

  • анализ конспекта лекции, учебного материала;

  • поиск литературных источников, их систематизация; изучение и обобщение литературного материала (учебников, пособий, первоисточников, электронных ресурсов, аудио- и видеозаписей);

  • составление плана и тезисов ответа;

  • систематизация учебного материала посредством составления таблиц;

  • составление ответов на контрольные вопросы;

  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);

  • составление аннотированного каталога литературы по теме / проблеме;

  • составление терминологического словаря по теме;

  • составление тематического портфолио;

  • составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой;

  • подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

  • подготовка, оформление рефератов, докладов;

  • составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

  • анализ современного опыта в профессиональной сфере;

3) для формирования компетенций:

  • решение задач и упражнений по образцу;

  • решение вариативных задач и упражнений;

  • выполнение чертежей, схем;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

  • подготовка к деловым играм;

  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

  • ведение рефлексивного дневника и самоанализ изучения курса;

  • анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам;

  • проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме;

  • подготовка и оформление курсовых и дипломных работ (проектов);

  • подготовка и оформление презентаций, в т.ч. в электронной форме;

  • участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах;

  • опытно-экспериментальная работа.

Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии/специальности, изучаемой учебной дисциплины/профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.

  1. Требования к нормам времени на выполнение самостоятельных работ

ФГОС по профессии/специальности в части структуры основной профессиональной образовательной программы СПО регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося и объем аудиторной учебной нагрузки как в целом по циклам основной профессиональной образовательной программы, так и по каждому учебному циклу. Образовательное учреждение, исходя из установленных объемов максимальной и

обязательной учебной нагрузки, самостоятельно определяет объем самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу и профессиональному модулю. Распределение объема времени на самостоятельную работу в режиме дня обучающихся не регламентируется расписанием.

Определение объема времени и содержания самостоятельной работы

Объем времени, отведенный на аудиторную самостоятельную работу, находит отражение в рабочих программах учебных дисциплин, рабочих программах профессиональных модулей с распределением по разделам и темам.

Объем времени, отведенный на аудиторную самостоятельную работу, рекомендуется планировать не менее 10% от объема времени, определенного на обязательную учебную нагрузку, в т.ч.: на практические занятия (не менее 30%), на лекции и другие виды занятий (не менее 10%).

Преподавателями учебной дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания. Основаниями могут быть: наблюдения за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, результаты опроса обучающихся о фактических затратах времени на выполнение ими того или иного задания, данных хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с учетом поправочного коэффициента на уровень знаний и умений обучающихся и другие. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу.

При планировании объема, тематики, видов заданий самостоятельной работы необходимо учитывать и соотносить их с установленным в программе профессионального

модуля / учебной дисциплины уровнем освоения содержания разделов и тем (п. 3.2 «Тематический план и содержание», граф 4 «Уровень освоения»). В зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся выполнение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы может планироваться в виде индивидуальных заданий или групповых.

5. Задачи преподавателей и обучающихся в организации самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе

Преподаватель:

  • планирует совместно с другими преподавателями самостоятельную работу обучающихся по междисциплинарному курсу или учебной дисциплине в соответствии с рабочей программой профессионального модуля или рабочей программой дисциплины (план рекомендуется разрабатывать в форме технологической карты);

  • разрабатывает методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении содержания учебной дисциплины или профессионального модуля;

  • знакомит обучающихся с методикой самостоятельной работы, с ее целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, критериями оценки результатов и формами контроля выполняемой самостоятельной работы;

  • оказывает помощь обучающимся в организации самостоятельной работы;

  • организует и проводит групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения заданий самостоятельной работы во время аудиторных занятий и во внеаудиторное время;

  • составляет заказ учебной и учебно-методической литературы, необходимой для качественного выполнения обучающимися заданий в рамках самостоятельной деятельности;

  • привлекает студентов к использованию современных информационных систем и технологий, технических средств обучения (электронную почту, интернет-форумы и др.);

  • организует общение обучающихся в ходе выполнения заданий самостоятельной работы в различных формах группового взаимодействия для формирования способности к эффективным межличностным коммуникациям и командной работе;

  • разрабатывает пакет контрольно-измерительных материалов и определяет периодичность контроля результатов самостоятельной работы обучающихся;

  • проводит анализ и дает оценку самостоятельной работы и доводит до обучающихся информацию о результатах анализа.

  • совместно с обучающимися определяет систему индивидуальной коррекционной работы.

Обучающиеся осуществляют самостоятельную работу в рамках установленных сроков в индивидуальном темпе, в удобное время, что позволяет максимально использовать свои способности, индивидуальный и творческий потенциал.

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы включает в себя

средства обучения и средства контроля

Средства обучения условно можно разделить на три группы:

1) учебно-методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся — методические рекомендации (указания) по курсу дисциплины (профессионального модуля), по отдельным темам или для выполнения отдельных видов работ, включающие в себя:

• инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;

• рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;

• задания для самостоятельной работы;

• критерии самооценки выполненной работы;

• список основной и дополнительной литературы;

2) дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, комплекты журналов и газет, научно-популярная литература, учебные фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.);

3) технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).

  1. Контроль и оценка результатов самостоятельной работы обучающихся

Контроль и оценка результатов самостоятельной работы является частью процесса текущего и итогового контроля и оценки сформированности компетенций по программе профессионального модуля / учебной дисциплине, по всей основной профессиональной образовательной программе.

Оценка результатов самостоятельной работы предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждому виду задания, модулю или учебной дисциплине.

Контроль и оценка освоения результатов самостоятельной работы должны быть основаны на критериях.

Критерии оценки должны включать измеримые показатели сформированности компетенций (знаний и умений, опыта), которые предусмотрены заданиями самостоятельной работы и которые могут диагностироваться через наблюдаемое поведение, а также через предоставление изделий или продуктов творческой деятельности.

Для оценки результатов самостоятельной работы необходимо собрать свидетельства освоения знаний и умений (компетенций) обучающимися по каждому заданию. Сбор свидетельств должен осуществляться непрерывно в течение всего периода выполнения заданий, в заранее определенных контрольных точках, а также в ходе итоговой оценки освоения содержания профессионального модуля или учебной дисциплины.

Все собранные свидетельства по результатам самостоятельной работе включаются и формируют «портфолио свидетельств» по освоению содержания профессионального модуля / учебной дисциплины. В качестве свидетельств могут признаваться: эскизы, схемы, документы, видеозаписи осуществления какой-либо деятельности или практических заданий и т.д.

Формы контроля результатов самостоятельной работы:

  • просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;

  • самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе;

  • обсуждение результатов выполненной работы на занятии;

  • письменный опрос;

  • устный опрос;

  • индивидуальное собеседование;

  • собеседование с группой;

  • коллоквиум;

  • отчет о проделанной работе;

  • защита рефератов или курсовой работы;

  • творческий конкурс;

  • интернет-конференции;

  • олимпиада;

  • зачет;

  • экзамен, в том числе на предприятии.

Рекомендуемые средства оценки:

  • нетестовые средства оценивания знаний и умений: практические ситуации, задания и упражнения, проекты и т.п., которые позволяют интегрировано применить освоенные в знания, практические умения и опыт, а также демонстрировать профессионально значимые личностные качества в деятельности и комплексно оценить все компетенции по модулю.

  • для оценки теоретических знаний (фактологических, процедурных, причинно-следственных или системных) могут использоваться тестовые средства.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • уровень сформированности умений студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • уровень сформированности умений студента активно использовать электронные

  • образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;

  • уровень сформированности общих и профессиональных компетенций;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;

  • умение показать, проанализировать варианты действий;

  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

ОБРАЗЕЦ

Методические рекомендации по организации внеаудиторной и аудиторной

самостоятельной работы обучающихся по программе профессионального модуля,

учебной дисциплины/МДК

Основная профессиональная образовательная программа [наименование] __________________________________________________________

Учебная дисциплина, МДК [наименование] ___________________________________________________________________________________

Преподаватель/ преподаватели ______________________________________________________________________________________________

Цель самостоятельной работы _______________________________________________________________________________________________

Задачи самостоятельной работы_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________

Дидактическая единица

(раздел, тема)

Сроки и время

на выполнение

задания (час.)

Форма организации

самостоятельной работы/

Вид самостоятельной

работы

Задание

Форма контроля и средства оценки

[Заполняется в соответствии с

п.3.2. программы

профессионального модуля

или учебной дисциплины]

[указывается

перечень заданий]

Методические рекомендации:

  • по выполнению заданий самостоятельной работы;

  • инструкции, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;

  • рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями.

Форма представления свидетельств выполнения заданий:

Критерии оценки результатов задания самостоятельной работы

Формируемые компетенции (знания и умения)

Критерии оценки