Похожие публикации

Депутаты Совета депутатов муниципального округа (2)
Документ
1 .1985 Место регистрации: город Москва, район Жулебино....полностью>>

Положение о Межрегиональном фестивале молодых семей «Мама, папа, я», посвященном Дню семьи, любви и верности Цель Фестиваля: Формирование активной социальной позиции молодой семьи в современных условиях
Документ
Содействие развитию творческого и культурного потенциала семей и вовлечение их в активную социально-культурную деятельность (поддержка творческой иниц...полностью>>

Методические указания к практическим занятиям по общей физике молекулярная физика и термодинамика для студентов специальностей "Физик а"
Методические указания
Молекулярная физика и термодинамика : методические указания к практическим занятиям для студ. специальностей «Физика», «Физика и информатика», «Физика...полностью>>

Методические указания к практическим занятиям по общей физике молекулярная физика и термодинамика для студентов специальностей "Физик а"
Методические указания
Молекулярная физика и термодинамика : методические указания к практическим занятиям для студ. специальностей «Физика», «Физика и информатика», «Физика...полностью>>



Программа дисциплины «Маркетинг инноваций» для направления 080200. 68 «Менеджмент»

Национальный Исследовательский Университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Маркетинг инноваций» для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Маркетинг инноваций»

для направления 080500.68 Менеджмент

в магистерской программе Маркетинг-менеджмент

специализация «Стратегический маркетинг»

Автор: доцент, к.э.н. Зобнина М.Р. mzobnina@

Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического

менеджмента

Председатель Зав. кафедрой Третьяк О.А. __________________________ «15» марта 2012 г

Декан Факультета менеджмента

Проф. Филинов Н.Б. ____________________________

Москва, 2013 г.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Пояснительная записка

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.68 «Менеджмент», обучающихся по магистерским программам «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе», «Стратегическое и корпоративное управление», «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», «Управление человеческими ресурсами»

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистра.

  • Общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерским программам «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе», «Стратегическое и корпоративное управление», «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», «Управление человеческими ресурсами».

  • Рабочими учебными планами университета и факультета менеджмента по направлению 080200.68 Менеджмент подготовки магистра, обучающихся по магистерским программам «Маркетинг», «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе», «Стратегическое и корпоративное управление», «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации», «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», «Управление человеческими ресурсами».

Программа предназначена для использования при подготовке магистров по направлению 080500.68 «Менеджмент».

Актуальность

Зачастую предприятия тратят значительные ресурсы на разработку новых продуктов и впоследствии обнаруживают, что принятие их потребителями значительно ниже, чем ожидалось. Иногда проблема заключается в том, что продукт не оправдал ожиданий. Но намного чаще проблема имеет маркетинговую основу: либо при разработке продуктов не учитывались потребности потенциальных покупателей, либо недостаточно внимательно оценивался рыночный потенциал товара, либо продвижение не было адекватным продукту. Данный курс позволит слушателям избежать подобных ошибок.

Курс предназначен для студентов, интересующихся инновациями как на уровне малых венчурных предприятий, так и в крупных корпорациях. Исследуются различные вопросы, стоящие перед маркетологами, менеджментом и консультантами при выведении новых инновационных продуктов на рынок и их развития.

Маркетинг высокотехнологичных продуктов имеет дело с неустойчивой, турбулентной внешней средой, которая требует быстрого принятия решений в условиях недостаточности информации. Инновации выходят на рынок со все меньшими интервалами, расходы на R&D (исследования и разработки) становятся необходимым условием существования предприятия на многих рынках и, в то же время, процент выживаемости инновационных продуктов и венчурных предприятий находится на достаточно низком уровне. Курс позволит студентам представлять, какое воздействие оказывают радикальные инновации, изменяющие бизнес среду, на существующие рынки и когда компании приходится изменять собственную продуктовую линейку и, возможно, маркетинговую стратегию под их влиянием.

Курс рассматривает концепции и практики, используемые в маркетинге уникального инновационного окружения, включая следующие аспекты:

  • Определяющие характеристики высокотехнологичных отраслей

  • Классификация инноваций и ее влияние на маркетинг

  • Необходимость и сложности ориентации на потребителей

  • Инструменты маркетинговых исследований в высокотехнологичных отраслях

  • Использование стратегических партнерств и альянсов в маркетинге инноваций

  • Адаптация маркетинговых концепций (маркетинг-микс) к инновационной среде

  • Социальные и законодательные аспекты инноваций

Данный курс обеспечит студентов практическими знаниями, необходимыми для оценки, продвижения и управления инновационными продуктами. Для этого предполагается создать у студентов понимание того, какие факторы должны учитываться при работе с инновационными продуктами, включая риски и выгоды от включения инноваций в портфолио продуктов компании, понимание поведения потребителей и его влияния на принятие и диффузию инноваций, тактические знания, необходимые для выведения и управления новым продуктом.

Компетенции, формируемые и развиваемые в рамках данного курса

№ по порядку

Код компе-тенции по ЕК

Формулировка компетенции

СК-3

СК-М3

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-6

СК-М6

Способен анализировать, верифицировать информацию, оценивать ее информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности

СК-7

СК-М7

Способен организовать многостороннюю (в том числе, межкультурную) коммуникацию и управлять ею

ПК-4

СЛК–М4

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

ПК-8

СЛК–М8

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

ПК-11

М4.1_5.2_5.6_7.1(М)

Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере управления; осуществлять сбор данных, как в полевых условиях, так и из основных источников социально-экономической информации: отчетности организаций различных форм собственности, ведомств и т.д., баз данных, журналов, и др., анализ и обработку этих данных, информацию отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ПК-14

М 3.1_3.2_4.2

Способен представлять результаты проведенного исследования в виде отчета, статьи или доклада

ПК-25

М 1.1-1.3_ 7.4 (М)

Способен находить и оценивать новые рыночные возможности, формировать и оценивать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания нового бизнеса

ПК-26

М 4.1_4.3_ 7.4(М)_7.5 (М)

Способен выявлять данные, необходимые для решения поставленных управленческих и предпринимательских задач; осуществлять сбор данных и их обработку

ПК-28

М1.1-1.3_ 7.5 (М)

Способен формировать проект консультационных работ в сфере менеджмента и управлять им

ПК-29

М 2.2_2.5_ 3.1_3.2_4.2_7.5(М)

Способен представлять результаты проведенного исследования в виде отчета по консультационному проекту в сфере менеджмента

Курс предполагает углубление изучения таких дисциплин, как изучаемые на первом курсе магистратуры “Теория отраслевых рынков”, “Методы маркетинговых исследований”, “Поведение потребителей”, “Маркетинговые стратегии” применительно к инновационным продуктам.

Основные цели курса:

  • Ознакомление со спецификой маркетинга инноваций и особенностями применения концепции маркетинга инноваций

  • Приобретение знаний и навыков, необходимых для постановки и практического решения маркетинговых задач при выведении инновационного продукта на рынок в условиях турбулентной среды высокотехнологичных рынков, высокого риска и недостатка информации.

Основными задачами курса приобретение знаний и навыков в следующих областях:

  • Формирование системы маркетингового управления, соответствующей специфике инновационных компаний на различных этапах ее жизненного цикла.

  • Выявление существующих и потенциальных запросов потребителей, поиск возможностей для создания ценности для потребителя.

  • Выбор маркетинговой стратегии для новой компании/продукта.

  • Формирование ценовой политики, включая обоснование цен и условий контракта на высокотехнологичных рынках.

  • Обоснованный выбор каналов сбыта, а также методов работы в соответствующих каналах.

  • Формирование коммуникационной стратегии и выбор коммуникационных каналов.

  • Организация, контроль и мотивация маркетинговой деятельности в компаниях высокотехнологичных секторов.

Для достижения баланса между теоретическими основами и практическими навыками, лекционный материал и обсуждения прочитанного материала сочетаются с кейсами и практическими заданиями, направленными на творческое использование получаемых знаний и навыков. Курс включает в себя кейсы из различных отраслей: биотехнологии, медицина, бытовая техника, телекоммуникации, IT. Кейсы встроены в модули и обращают внимание на следующие вопросы:

  • Какие риски связаны с внедрением инновационных продуктов?

  • Какие меры могут быть приняты для минимизации этих рисков?

  • Что рассматривать в качестве рыночного потенциала инновационного продукта?

  • Почему потребители не принимают инновационный продукт?

  • Как можно эффективно продвигать и распространять инновационные продукты?

  • Каким образом устанавливать на них цены?

  • Когда и как планировать продукты следующего поколения на основе успешно существующих?

Экзаменационный проект, кейсы и выполнение домашних заданий призваны способствовать выработке навыков, позволяющих использовать комплекс маркетинговых инструментов, пригодных для решения вопросов, возникающих перед компанией, продвигающей инновацию.

Курс является дисциплиной по выбору, изучаемой студентами магистратуры в 3 семестре.