Похожие публикации

Урок № Тема «Обобщающее повторение по теме «Африка»
Урок
От команд выходят по 1 участнику, рисуют на доске контур Африки, следующие участники команд выходят по одному и подписывают объекты, по которым и мимо...полностью>>

На заседании были рассмотрены следующие вопросы: Опроведении областной педагогической конференции
Документ
12 сентября 2013 года на базе ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» состоялось заседание Президиума Совета директо...полностью>>

Кроссворд «Австралия: географическое положение»
Документ
Многим экологическим регионам Австралии и их флоре и фауне угрожает человеческая деятельность. Среди цветковых растений эндемиков 85%, из млекопитающи...полностью>>

Рабочая программа дисциплины уголовно-процессуальное право Для направления 030900 (030912) «Юриспруденция»
Рабочая программа
Основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотнош...полностью>>



Рабочая программа учебного предмета: «История» Образовательная область: "Обществознание"


Рабочая программа учебного предмета:

«История»

Образовательная область: "Обществознание"

Основное общее образование

5, 9 классы

2014 – 2015 учебный год

Составитель:

Орлова Ольга Владимировна,

учитель истории и обществознания

г. Новоалтайск

2014 год

Пояснительная записка

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Настоящая рабочая программа составлена на основе:

5 класс: - федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;

Всеобщая история:

- авторской программы Игнатова А. В. «Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века. 5-9 кл.: программы для общеобразовательных учреждений к линии учебников издательства «Дрофа» / А. В. Игнатов. – М.: Дрофа, 2010. – 118 с.

9 класс: - федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;

Всеобщая история:

- авторской программы Игнатова А. В. «Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века. 5-9 кл.: программы для общеобразовательных учреждений к линии учебников издательства «Дрофа» / А. В. Игнатов. – М.: Дрофа, 2010. – 118 с.

История России:

- авторской рабочей программы О.В. Волобуев и др. (История России XX: программы для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. [электрон.ресурс] – режим доступа: /books/history/27053_chernikova_P6-9.pdf)

Программа составлена в соответствии с примерным количеством часов, отводимых базисным учебным планом на изучение данного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Учебный план: рассчитан на 70 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю в 5 классах и 102 учебных часа, из расчёта 3 часа в неделю в 9 классе. При изучении данного учебного предмета в форме надомного обучения, в соответствии с Учебным планом школы, для учащихся 5 класса на прохождение программы отводится 35 очных часов и 35 часов на самостоятельное изучение учеником, в 9 классе 51 – очных часа и 51 час на самостоятельное изучение учеником.

Распределение часов в программе между разделами «Всеобщая история» и «История России»

Класс

Всеобщая История

История России

Итого

5

70

-

70

9

28

74

102

Таблица сравнения часов ТП с основной/авторской программой:

5 класс: Всеобщая история

Раздел

Авторская программа (количество учебных часов)

Рабочая программа

Введение

1

1

Как жили люди в древности

5

5

Древний Египет

7

7

Древнейшие государства Передней Азии

5

5

Древнейшие государства Индии и Китая

6

6

Жители и государства Древней Греции

13

13

Культура Древней Греции

5

5

Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма

4

4

Рим покоряет Италию

4

4

Рим – властелин морей

8

8

Расцвет и закат Римской империи

10

10

Резерв

0

2

Общее количество часов с учетом резерва

68

70

Обоснования изменений в программе:

Так как учебный год в 5 классе рассчитан на 70 часов, а авторская программа на 68, то было добавлено 2 часа резерва, которые могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года.

9 класс:

Всеобщая история

Раздел

Авторская программа (количество учебных часов)

Рабочая программа

Введение

1

1

Первая мировая война и её последствия

3

3

Мир после первой мировой войны

4

4

Великая депрессия и наступление тоталитаризма

3

3

Вторая мировая война

3

3

Холодная война

3

3

Развитые индустриальные страны в середине XX – начале XXI в.

3

3

Страны социалистического блока в 1950-1980-х гг. Пути их развития на рубеже XX –XXI вв.

2

2

Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX – начале XXI в.

4

4

Человечество в начале XXI в.

2

2

Резерв

0

0

Общее количество часов

28

28

Обоснования изменений в программе:

По количеству часов, отведенных на изучение тем, рабочая программа соответствует программе взятой за основу.

История России XX век

Раздел

Примерная программа/авторская (количество учебных часов)

Рабочая программа

Введение

1

1

Россия в начале XX века основные направления модернизации

14

14

Революционная Россия 1917-1921 гг.

10

10

Строительство «социализма» в одной стране: модернизация и тоталитаризм 1922-1940 гг.

9

9

Великая Отечественная война и послевоенный сталинизм 1941-1953 гг.

8

8

Постсталинское советское общество: от реформ к «застою». 1953-1985 гг.

10

10

Перестройка и крах советской системы. 1985-1991 гг.

4

4

Российская Федерация на пути к правовому государству и новому обществу

8

10

Итоговое повторение

4

4

Резерв

0

4

Общее количество часов

68

74

Обоснования изменений в программе:

Так как учебный год в 9 классе рассчитан на 102 часа, а обе авторские программы (Всеобщая история и история России) в совокупности только на 96, то:

- было добавлено 2 часа на изучение темы «Российская Федерация на пути к правовому государству и новому обществу», что было вызвано необходимостью более подробного изучения геополитического положения России в связи с обострившейся международной обстановкой;

- добавлено 4 часа резервного времени, которые могут использоваться в течение учебного года в связи с отсутствием возможности замены предмета в период командировок, временной нетрудоспособности педагога, форс-мажорных обстоятельств или на повторение пройденных тем в конце учебного года.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • ознакомление учащихся с важнейшими события­ми всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современнос­ти, основными процессами развития человеческо­го общества в их взаимосвязях и хронологической последовательности;

  • создание у учащихся представлений об историче­ских источниках, их особенностях, формирова­ние основ их анализа;

  • овладение элементарными методами историче­ского познания, умениями работать с различны­ми источниками исторической информации;

  • развитие способностей к самостоятельному ана­лизу событий прошлого и настоящего, раскры­тию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в хо­де изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

  • формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных до­стижениях человечества.

Форма работы: Классно-урочная

Основные формы организации учебного процесса:

- коллективная;

- групповая;

- индивидуальная.

Педагогические технологии

Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Технология развития критического мышления является интерактивной, поэтому ее применение обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учитель-ученик, ученик-учебник, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-класс.

Технология проектного обучения способствует повышению личной уверенности у каждого участника ПО, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, развивать у каждого позитивный образ себя и других, развивает у учащихся умение истинно оценивать себя. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление. Учащиеся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию  новых процессов.

ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала обучающихся; освоению учащимися  современных информационных технологий. Применение ИКТ расширяет сектор самостоятельной учебной работы, а использование индивидуальной и групповой форм учебной деятельности позволяет достичь высоких результатов

Технология интегрированного обучения подразумевает проведение бинарных уроков или уроков с широким использованием межпредметных связей.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию и развитию способностей учащихся.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что эти уроки способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Здоровьесбережение. Здоровье ученика формируется из нескольких составляющих, таких как психическое, интеллектуальное, социальное и физическое здоровье. Главная задача педагога не только сохранить, но и укрепить его. Эта цель достигается через ряд обязательных действий:

1) строгая дозировка учебной нагрузки; смена форм и видов деятельности обучающихся (не менее 4 за урок),

2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; четкая организация учебного труда,

3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

5) приведение в согласие притязания ученика и его возможностей.

6) при изучении нового материала основные понятия записываются на доске,

7) антистрессовая профилактика при анализе ситуаций через работу в парах, в группах, поощрения любого варианта ответа, права на ошибку,

8) использование и развитие зрительной памяти через работу со схемами и основными правилами составления конспектов (подчеркивание, выделение, классификация, маркировка и т.п.),

9) постоянное проговаривание основных понятий и их определений,

10) восполнение физической активности через динамические движения во время эмоциональных пауз, работе в группах, парах; передвижения учителя по классу во время объяснения нового материала; эмоционально – двигательный настрой на письменную работу.

Используемые виды контроля:

- текущий, тематический, итоговый

Мониторинговый инструментарий:

Текущий, тематический и итоговый контроль проводится на основе

1. Вопросов и заданий в конце параграфов, тем, разделов учебников, согласно УМК, используемому в данной программе.

2. Рабочих тетрадей:

- Тырин С. В., Абрамов А. В., Абрамова Ю. А. Исто­рия Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь с кон­турными картами. М., 2008.

- Тырин С. В., Пономарев М. В., Хартулари Г. С. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс: рабочая тетрадь с контурными картами. М., 2010.

Формы и методы контроля знаний:

Формы контроля

Метод контроля

Устный

- беседа;

- дискуссия;

Письменный

- Индивидуальные письменные задания

- Задания по раздаточному материалу

- Тесты

Прикладной

- Работа с документами

- Составление таблиц

- Составление схем

- Решение практических задач

- Составление планов ответа

С использованием ИКТ

- разработка и представление презентаций;

Виды и формы контроля:

Что контролируем

Виды и формы контроля

- умение работать самостоятельно

- тест;

- индивидуальный опрос;

- творческие задания;

- задания по карточкам

- умение работать с источником

Работа по вопросам:

- как вы понимаете смысл ….

- опираясь на статьи, покажите связь ….

- раскройте смысл фразы статьи ….

- умение работать в группах

- ролевая игра;

- творческие задания.

Механизм оценивания результатов:

Владение фактами:

- установление причин фактов

- установление взаимосвязей между фактами

- отличие основных фактов и фактов второстепенных

Владение проблематикой:

- формулирование проблем по теме

- умение отыскать возможные пути решения проблемы

Владение понятиями:

- раскрытие содержания понятий

- установление взаимосвязей между понятиями

- практическое применение понятий

Владение правилами и приемами:

- формулирование правил, требований, приемов

- раскрытие содержания правил, требований, приемов

- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

Проверка навыков:

- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение

- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение

- самоанализ результатов выполнения подобных действий

Критерии оценивания:

Оценка «5» выставляется, если ученик

- безошибочно излагает материал устно или письменно;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответст­вии с программой;

-  сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тек­сте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если ученик

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при отве­те на видоизмененные вопросы;

-  в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если ученик

-  обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его само­стоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если ученик

- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Оценивание заданий в форме тестов.

Репродуктивные тесты (часть А)

Смешанные тесты (часть А,В,С)

Оценка «5» 

Выполнено верно более 90% заданий

Выполнено верно более 75% заданий

Оценка «4»

Выполнено верно 75 - 89% заданий

Выполнено верно 50 -74% заданий

Оценка «3

Выполнено верно 50 -74% заданий

Выполнено верно 25 -49% заданий

Оценка «2» 

Выполнено менее 50% заданий

Выполнено менее 25% заданий

Оценивание письменных ответов.

Эссе.

Критерии оценивания:

  1. Определена проблема.

  2. Контекст высказывания раскрыт с изложением теоретического материала

  3. Присутствует позиция автора.

  4. Четкий вывод.

Теоретическая, проблемная задача.

Критерии оценивания:

  1. Определена проблема.

  2. Ответ раскрыт с опорой на теоретический материал.

  3. Четкий вывод.

План ответа на вопрос.

Критерии оценивания:

  1. Не менее 5 пунктов плана, отражающих весь теоретический материал вопроса.

  2. Не менее двух пунктов детализировано, полностью раскрывают глубину каждого вопроса.

  3. Четкий вывод.

Составление таблицы (сравнительной, хронологической и т.п.), схемы

Критерии оценивания:

  1. Раскрыто содержание всех параметров таблицы, схемы

  2. Содержание четко классифицировано и минимизировано в оптимальном объеме.

  3. Четкий вывод.

Работа с источником (текст документа, учебника).

Критерии оценивания:

  1. Раскрыто содержание всех вопросов по документу.

  2. При ответе используется теоретический материал темы, приводятся примеры.

  3. Четкий вывод.

Используемый УМК:

5 класс:

1. Колпаков С. В., Селунская Н. А. Всеобщая исто­рия. История Древнего мира. 5 класс: учебник. М., 2008 г.

2. Тырин С. В., Абрамов А. В., Абрамова Ю. А. Исто­рия Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь с кон­турными картами. М., 2008.

9 класс:

Всеобщая история

1. А. В. Шубин. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012.

2. Тырин С. В., Пономарев М. В., Хартулари Г. С. Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс: рабочая тетрадь с контурными картами. М., 2010.

История России

1. О. В. Волобуев, В. В. Журавлев, А. П. Ненароков, А. Т. Степанищев. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010

Дополнительная литература:

  1. Агафонов С.В. История в таблицах: 6-11 класс: справочные материалы / С.В. Агафонов. - М.: АСТ Астрель, 2008

2. Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику С. В. Колпакова, Н. А. Селунской «История Древне­го мира. 5 класс». М., 2005.

3. Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику А. В. Шубина «Новейшая история зарубежных стран. XX век. 9 класс». М., 2005.

Оборудование: мультимедийный комплект (ПК, проектор):

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.), поэтому предполагается использование презентаций, включающих себя картографические материалы, художественные или учебные картины. А также использование фрагментов (пяти-семиминутных) видеофильмов производства BBC, а именно: «Древний Египет – великое открытие», «Пирамида – за гранью воображения», «Древняя Греция – герои мифов и легенд», «Александр Македонский – по следам великого завоевателя», «Древний Рим: рассвет и падение империи»;

2) осуществление контроля знаний (тесты, задачи);

3) тренажеры для подготовки к ЕГЭ

4) проектная деятельность учащихся.

Интернет – ресурсы:

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtе/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр:/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-

  4. Античная мифология ( /mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение мате­риала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология () содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, ре­цензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д

  5. Видеоуроки: .

Электронные учебные пособия:

  • Диск. Всеобщая история. Учебное электронное издание: история средних веков. 6 класс.

  • Диск. История России с древнейших времен до XVI века.

Печатные пособия

исторические карты

5 класс

1. Древние государства мира

2. Рост территории государств в древности

3. Египет и Передняя Азия в древности

4. Древняя Греция V век до н.э.

5. Завоевания А. Македонского

6. Рост Римского государства в III веке до н.э. - II век н.э.

7. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи

9 класс

1. Западная Европа 1924-1939 гг.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

3. Революция 1905-1907 гг.

4. Октябрьская социалистическая революция

5. Интервенция и гражданская война в СССР

6. Гражданская война в СССР 1919-1920 гг.

7. Союз Советских Социалистических Республик

8. Культурное строительство за годы советской власти

9. Пути сообщения СССР

10. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

11. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

12. Отечественная война 1941 -1945 гг.

13. Политическая карта мира

14. Алтайский край

Наглядные пособия

5 класс

- Альбом по истории культуры Древнего мира

9 класс

- Битва на Марне (сентябрь 1914 г.)

- Русские войска в Восточной Пруссии

- Спор на меже

- Гражданская казнь

- Арест пропагандистов

- Кровавое воскресенье

- Баррикады на Пресне

- Забастовка в октябре 1905 г.

- Морозовская стачка

- На рабочей окраине Петрограда

- Разгон стачечников

- Восстание крестьян

- Штурм Зимнего

- Штурм Кремля в 1917 г.

- Свершилось

- Организация колхоза

- На строительстве Красноярской ГЭС

- Оборона Севастополя

Требования к уровню подготовки учащихся в 5 класс:

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);

  • Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;

сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Тематическое планирование

История Древнего мира. 5 класс

Название раздела, темы урока

Надомное обучение (знаком «+» отмечены темы очных уроков, остальные темы учащийся изучает самостоятельно)

Тип урока

Основное содержание

1

Введение. Что такое история и для че­го ее изучают

+

Изучение нового материала

История. Всемирная история. Древний мир. Ис­торические источники. Вещественные истори­ческие источники. Археология. Устные истори­ческие источники. Письменные источники

2

Тема 1. Как жили люди в древности. Как ведется счет лет в исто­рии

Изучение нового материала

Хронология. Календарь. Линия времени. Наша (новая) эра

3

Жизнь древних людей

+

комбинированный

Орудия труда. Палка-копалка. Кремневые ру­била, ножи, скребки, проколки. Человеческое стадо. Охота и собирательство. Человек разум­ный. Родовая община

4

Верования и искусство первобытного человека

Изучение нового материала

Искусство. Сверхъестественные силы. Жерт­воприношение. Загробная жизнь. Религия

5

Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла

+

Комбинированный

Мотыжное земледелие. Плуг. Скотоводство. Оседлый образ жизни. Ремесло. Гончарное дело. Ткачество. Медные орудия труда. Присваивающее и производящее хозяйства. Племя. Цивилизация

6

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Открытия первобытных людей

Повторения и систематизации знаний

Основные понятия темы 1 «Как жили люди в древности»

7

Тема 2. Древний Египет. Возникновение государства в Древнем Египте

+

Изучение нового материала

Долина и дельта Нила. Нил. Государство. Номы. Номархи. Нижний Египет и Верхний Египет. Фараон, вельможи, чиновники-писцы, земледельцы, рабы

8

Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы

Изучение нового материала

Дамба. Шадуф. Метеоритное железо. Налоги и повинности

9

Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы

+

комбинированный

Дамба. Шадуф. Метеоритное железо. Налоги и повинности

10

Расцвет Древнеегипетского государства

Изучение нового материала

Бронза. Праща. Бумеранг. Боевая колесница

11

Боги Древнего Египта

+

практикум

Жрецы. Религиозные обряды. Храм. Рельеф. Погребальные обряды. Мумия. Саркофаг. Гробница. Пирамида. Чудо света

12

Наука и искусство Древнего Египта

Изучение нового материала

Наука. Искусство. Египетские иероглифы. Папирус. Большой сфинкс

13

Древний Египет

+

Обобщение и систематизация знаний

Основные понятия темы 2 «Древний Египет»

14

Тема 3. Древнейшие государства Передней Азии. Жители и боги Шумера

Изучение нового материала

Междуречье. Реки Тигр и Евфрат. Город-государство. Клинопись

15

Вавилонское царство

+

комбинированный

Деньги. Законы Хаммурапи. Туника

16

Города Финикии

Комбинированный

Колония. Купцы и пираты. Алфавит

17

Ассирийское государство

+

Изучение нового материала

Железный век. Железный лемех. Реформа. Постоянная армия. Конница. Осадные машины: таран, осадная башня. Держава

18

Нововавилонское и Персидское царства

Комбинированный

Висячие сады Семирамиды. Террасы. Дорога процессий. Керамика. Вавилонская башня. Провинция. Сатрап. Царская дорога

19

Тема 4. Древнейшие государства Индии и Китая. Древняя Индия

+

Изучение нового материала

Инд и Ганг. Джунгли. Глазурь. Арии и дравиды. Раджа. Варны. Брахманы. Кшатрии. Вайшьи. Шудры

20

Древний Китай

Комбинированный

Шелк. Великий шелковый путь. Империя. Великая Китайская стена

21

Культура Индии и Китая

+

Комбинированный

Культура. Переселение душ. Буддизм. Нирвана. Мировая религия. Десятичная система счета. Арабские цифры. Шахматы. Китайские иероглифы. Бумага. Компас. «Поднебесная империя». Конфуцианство. Фарфор

22

Культура Индии и Китая

Практикум

Культура. Переселение душ. Буддизм. Нирвана. Мировая религия. Десятичная система счета. Арабские цифры. Шахматы. Китайские иероглифы. Бумага. Компас. «Поднебесная империя». Конфуцианство. Фарфор

23

Древняя Индия и Китай

+

Обобщения и систематизации знаний

Основные понятия темы 4 «Древнейшие государства Индии и Китая»

24

Открытия и изобретения народов Древнего Востока. Значение культурных достижений цивилизаций Древнего Востока для современности»

Семинар

25

Тема 5. Жители и государства Древней Греции. Критское царство

+

Изучение нового материала

Ахейцы. Эллада. Минойцы. Кносский дворец. Акрополь. Мифы. Лабиринт. Фреска

26

Микенское царство

комбинированный

Античность. Мозаика. Троянская война. Дорийцы

27

Троянская война в поэме Гомера «Илиада»

+

комбинированный

«Илиада». Герой. Кентавр. Троянский конь

28

Поэма Гомера «Одиссея»

Изучение нового материала

«Одиссея». Циклоп. Нимфа. Сирены

29

Конец «темных веков» и появление полисов

+

Комбинированный

«Темные века». Полис. Народное собрание. Гражданин. Агора. Портик. Метеки

30

Спартанское государство

комбинированный

Лаконика. Воины-спартанцы. Илоты. Периэки. Геронты и эфоры. Гоплит. Фаланга. Лаконичность

31

Древние Афины

+

комбинированный

Амфора. Ареопаг. Архонты. Драконтовские законы. Аристократия. Долговые камни. Долговое рабство. Демос

32

Утверждение демократии в Афинах

практикум

Демократия. Разряды граждан

33

Появление греческих колоний

+

Изучение нового материала

Колонизация. Варвары. Скифы

34

Греко-персидские войны

комбинированный

Стратег. Фланги. Марафонский бег. Фермопилы. Триера. Морской союз. Деспотия

35

Греко-персидские войны

+

комбинированный

Стратег. Фланги. Марафонский бег. Фермопилы. Триера. Морской союз. Деспотия

36

Расцвет Афинского государства

Изучение нового материала

Обол. Оратор

37

Жители и государства Древней Греции

+

Обобщение и систематизация знаний

Основные понятия темы 5 «Жители и государства Древней Греции»

38

Тема 6. Культура Древней Греции. Религия древних греков

Изучение нового материала

Обожествление природы. Олимпийские боги. Подвиги Геракла

39

Наука и образование в Древней Греции

+

Комбинированный

Философы. Греческий алфавит. Палестра

40

Древнегреческое искусство

Комбинированный

Архитектура. Классика. Ордер. Дорическая и ионическая колонны. Фронтон. Парфенон. Архитектурный ансамбль. Скульптура. Канон. Чернофигурные и краснофигурные вазы

41

Греческий театр

+

комбинированный

Дионисии. Театр. Скена. Декорация. Трагедия. Комедия. «Театральные деньги»

42

Олимпийские игры

практикум

Панафинеи. Олимпийские игры. Церемония. Атлет. Стадион. Ипподром. Олимпионик

43

Тема 7. Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма. Возвышение Македонии

+

Изучение нового материала

Дань. Ополчение. Македонская фаланга

44

Походы Александра Маке­донского

комбинированный

Сезон дождей. Переселенец

45

Культура эллинистических государств

+

практикум

Эллинистическое государство. Эллинизм. Эпоха. «Архимедов винт». Водяная мельница. Паровой двигатель. Культурный центр. Маяк. Мусейон. Научный центр

46

Особенности развития древнегреческой цивилизации. Наследие древнегреческой цивилизации

Обобщения и систематизации знаний

Основные понятия темы 7

«Создание державы Александра Македонского. Эпоха эллинизма»

47

Тема 8. Рим покоряет Италию. Начало римской истории

+

Изучение нового материала

Ромул и Рем. Царский Рим. Капитолий, Палатин, Авентин. Календы

48

Ранняя республика. Борьба патрициев и плебеев

Комбинированный

Республика. Ранняя республика. Консул. Сенат. Патриции. Плебеи. Кабала. Народный трибун. Вето. Законы XII Таблиц

49

Римская религия, обычаи и нравы

+

Комбинированный

Обычай. Нравы. Понтифик. Авгур. Весталка. Лары и пенаты. Фамилия. Патроны и клиенты

50

Войны и войско ранней республики

комбинированный

Этруски. Галлы. «Гуси Рим спасли». «Разделяй и властвуй». «Пиррова победа». Римско-италийский союз. Легион, манипула, центурия. Триумф. Диктатор

51

Тема 9. Рим — властелин морей. Пунические войны

+

Изучение нового материала

Поздняя республика. Морская держава. Пуны. «Ворон». Пунические войны. Провинция

52

Рим и эллинистический мир

Комбинированный

«Карфаген должен быть разрушен»

53

«Золотой век» Римской республики

+

Комбинированный

Сенаторы и всадники. «Новые люди». «Поместья римского народа»

54

Рабы и Рим

Комбинированный

Рабовладельческое государство. Гладиатор

55

Гражданские войны

+

Комбинированный

Профессиональная армия. Гражданская война. Диктатура. Триумвират

56

Гражданские войны

Комбинированный

Профессиональная армия. Гражданская война. Диктатура. Триумвират

57

Литература и театр в Риме

+

Комбинированный

Латынь. Меценат. Метаморфоза. Риторика

58

Рим — властелин морей

Обобщения и систематизации знаний

Основные понятия темы 9 «Рим — властелин морей»

59

Тема 10. Расцвет и закат Римской империи. Ранняя империя. Первые императоры

+

Изучение нового материала

Империя. Ранняя империя. Император. Принцепс. Принципат. Сенатские уполномоченные. Тиран. «Золотой век». Династия. Гражданский мир

60

Архитектура и строительство в Римской империи

Урок-исследование

Общественные здания. Вечный город. Форум. Золотой дом Нерона. Колонна Траяна. Триумфальная арка. Баня-терма. Пантеон. Амфитеатр. Колизей. Акведук. Базилика. Вилла

61

Поздняя империя

+

комбинированный

Поздняя империя. Неограниченная власть. Колоны. Кризис. Христианство. Распятие. Новый Завет. Евангелие. Апостол. Церковь. Собор. Веротерпимость. Символ веры. Ересь. Язычество

62

Империя и варвары

комбинированный

Варваризация. Великое переселение народов. Готы, вандалы и франки. Западная Римская империя. Восточная Римская империя. Гунны. Аттила. Вандалы. Вандализм

63

Культура Рима на закате империи

+

комбинированный

Скульптурный портрет. Педагог. Новый Рим. Катакомбы. Университет. Ротонда

64

Культурное наследие Древнего Рима, его значение для современности

Обобщения и систематизации знаний

Основные понятия темы 10 «Расцвет и закат Римской империи»

65

Значение истории Древнего мира

+

Обобщения и систематизации знаний

Основные понятия изученных тем

66

Значение истории Древнего мира

Обобщения и систематизации знаний

Основные понятия изученных тем

67

Наследие Античности — фундамент российской культуры

+

практикум

Защита проектов

68

Наследие Античности — фундамент российской культуры

Практикум

Защита проектов

69

Резерв

+

70

Резерв

Тематическое планирование

Новейшая и современная история. 9 класс

№ 

Наименование раздела/темы урока

Надомное обучение (знаком «+» отмечены темы очных уроков, остальные темы учащийся изучает самостоятельно)

Тип

урока

Элементы

Содержания

1

XX—XXI вв. в истории человечества

Изучение нового материала

Авторитаризм. Демократия. Рыночная экономика. Государственное регулирование хозяйства. Глобальный мир. Новейшая история

2

Тема 1. Первая мировая война и ее последствия. Мир накануне Первой мировой войны

+

Комбинированный

Индустриальная цивилизация. Традиционное аграрное общество. Индустрия. Капитализм. Разделение труда. Ресурсы. Демографический взрыв. Мировое разделение труда. Империализм. Монополистический капитал. Монополизм. Картель, синдикат, концерн, трест. Финансовый (банковский) капитал. Колониализм. Научно-техническая революция. Социал-демократия. Анархо-синдикализм. Национализм. Шовинизм. Пацифизм. Антанта. Тройственный союз

3

Первая мировая война

+

Комбинированный

Мобилизация. План Шлифена. Позиционная война. Четверной союз. Государственное регулирование производства и распределения. Трудовая повинность

4

Революционная волна после Первой мировой войны

Комбинированный

«Право наций на самоопределение вплоть до отделения ». Социально-политическая революция. «Союз Спартака». Мировая революция. Экспорт революции. Оппортунизм. Поссибилизм. Этатизм

5

Тема 2. Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система

+

Комбинированный

«Мир без аннексий и контрибуций». «14 пунктов». Подмандатные территории. Репарации. Лига Наций. План Дауэса. Демилитаризованный статус. Версальско-Вашингтонская система. Реванш

6

Страны Запада в 1920-х гг.

Комбинированный

Стабилизация. Государственное регулирование. Кейнсианство. Средние слои. «Свободный капитализм». Конвейерная система. Фордизм. Массовое общество. Индивидуализм. Дотации. Социальное партнерство. Компромисс. Принцип функционализма. Кинематограф. Голливуд. Теория относительности. Авангардизм. Абстракционизм. Кубизм. Сюрреализм. Пакт Келлога—Бриана

7

Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм

+

Комбинированный

Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Политика «санации». Фашизм. Дуче. «Чернорубашечники». Денационализация

8

Национально-освободительное движение в странах Востока

Комбинированный

«Общество народного благоденствия». Милитаристы. Северный поход. Гоминьдан. Альтернатива. Ненасильственное сопротивление

9

Тема 3. Великая депрессия и наступление тоталитаризма. Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США

+

Изучение новой темы

Великая депрессия. Нерегулируемый мировой рынок. Биржевые спекуляции. Ценные бумаги. Мафия. Теневой бизнес. «Сухой закон». Государственное регулирование. «Новый курс». Государственно-монополистический капитализм. Народный фронт

10

Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм

Комбинированный

«Очаг войны». Государство-агрессор. Мань - чжоу-Го. Нацизм. «Пивнойпутч». «Ночь длинных ножей». Фюрер. Фашистский режим. Генеральный совет германского хозяйства. Немецкий трудовой фронт. «Гитлерюгенд». «Арийская культура»

11

Рост международной напряженности. Гражданская война в Испании

+

Комбинированный

«Третий рейх». Вермахт. Система коллективной безопасности. «Антикоминтерновский пакт». Интервенция. Политика невмешательства. Франкистский режим. «Умиротворение» агрессора. Аншлюс

12

Тема 4. Вторая мировая война. Начало Второй мировой войны

+

Комбинированный

Геноцид. Элита. «Странная война». Блицкриг. «Линия Мажино». «Свободная Франция». «Линия Маннергейма». План «Барбаросса»

13

Вторая мировая война: СССР и союзники

Комбинированный

Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Нацистские лагеря смерти. Движение Сопротивления. Коллаборационизм

14

Разгром Германии и Японии. Итоги и уроки Второй мировой войны

Комбинированный

«Большая тройка». Второй фронт. Репатриации. Международный трибунал

15

Тема 5. «Холодная война». Начало «холодной войны». Гонка вооружений. Берлинский и Карибский кризисы

+

Изучение новой темы

«Холодная война». Биполярный мир. «Англо-саксонский мир». Политика «сдерживания». «Доктрина Трумэна». План Маршалла. «Народная демократия». Многосекторная экономика. Коминформ. Космополиты. «Охота на ведьм». Шпиономания. Гонка вооружений. Сверхдержава. Паритет. «Новые рубежи». Инаугурация

16

Дальний Восток и Юго- Восточная Азия в 1940— 1970-х гг.: войны и революции

Комбинированный

«Два Китая». «Вьетнамизация войны»

17

«Разрядка» международной напряженности

+

Комбинированный

Разрядка. Маоисты. Плавающий курс валюты. «Атомный клуб». «Восточная политика». Ратификация. Евроракетный кризис. Конфронтация. «Нулевой вариант». Исламисты. Моджахеды

18

Тема 6. Развитые индустриальные страны в середине XX — начале XXI в. Возникновение «общества потребления»

+

Комбинированный

«Общество потребления». Социальное государство. «Государство благоденствия». Европейская интеграция. «Западногерманское экономическое чудо»

19

Массовые народные движения 1960-х гг.

Комбинированный

Права человека. Расовая дискриминации. Система сегрегации. «Новые левые». Фрейдизм. Движение хиппи. Поп-арт. Массовая культура. Рок-музыка. Ультраправый экстремизм

20

Изменения в жизни стран Запада во второй половине XX — начале XXI в.

практикум

Информационная революция. Компьютеризация. Научно-техническая революция. Энергетический кризис. Эмбарго. Экологический кризис. «Белые воротнички». «Уотергейтское дело». Импичмент. Левый терроризм. Дефицит государственного бюджета. Инфляция. Неоконсервативная политика. Интеграция. Неоглобализм. «Золотой миллиард»

21

Тема 7. Страны социалистического блока в 1950—1980-х гг. Пути их развития на рубеже XX—XXI вв. Достижения и кризисы коммунистических режимов стран Восточной Европы и Азии

+

Комбинированный

«Реальный социализм». Диссидент. «Социалистический реализм». Бюрократическая экономика. «Социализм с человеческим лицом». «Доктрина Брежнева». Политика «большого скачка». Маоизм. «Культурная революция». «Красные охранники». Курс «четырех модернизаций»

22

Крушение социалистической системы и конфликты на Балканах

Комбинированный

Перестройка. Хозрасчет. Гласность. Новое политическое мышление. «Бархатные революции». «Вестернизация». «Шоковая терапия». Этническая чистка

23

Тема 8. Латинская Америка, Азия и Африка в середине XX — начале XXI в. Проблемы стран Латинской Америки. Революционное движение и реформы

+

Комбинированный

«Банановые республики». Импортзамещающая индустриализация. Олигархия и военные диктатуры. «Движение 26 июля». Деморализация. Радикал. «Контрас». «Народное единство». Индексация зарплаты. Эмиссия. Военная хунта. Приватизация. Девальвация

24

Страны Тропической и Южной Африки. Освобождение от колониальной зависимости и выбор пути развития

Комбинированный

«Третий мир». Колониальная система. «Год Африки». «Развивающиеся страны». Неоколониализм. «Социалистическая ориентация». «Трайбализм». Сепаратизм. Апартеид. Бантустаны. Этнические конфликты

25

Ближний и Средний Восток

+

Комбинированный

Сионизм. Киббуцы. «Белая революция». Аятолла. Имам. Исламская диктатура. Исламский фундаментализм

26

Страны Южной и Восточной Азии

практикум

Доминион. Сепаратизм. Индустрия туризма. «Прогрессивный курс». «Северные территории». «Тихоокеанские драконы»

27

Тема 9. Человечество в начале XXI в. Мир в условиях глобализации и перспективы XXI в.

+

семинар

Глобализация. Генная инженерия. Экзистенциализм. Постмодернизм. Виртуальная реальность. Многополярный мир. «Буря в пустыне»

28

Итоговый урок

Систематизация и контроль знаний

Постиндустриальное общество. Футурология. Информационная олигархия. Экологическая катастрофа. Проблема Север—Юг

29

Введение в курс История России XX начало XXI века

+

30

Тема1.Россия в начале XX века. Основные направления модернизации Развитие промышленности. Предприниматели и рабочие

Вводный

урок

Империя, самодержавие, монархия, династия

Романовых, модернизация, темпы развития

31

Аграрный вопрос. Крестьяне и помещики и

+

Урок-

лекция

. Аграрная реформа,

отруб, хутор,

кооперация.

32

Самодержавие и оппозиция

Урок-

лекция

Самодержавие, политическая система, «полицейский социализм», революционные партии, их программы.

33

Русско-японская война

+

комбинированный

Причины активизации политики России на Дальнем Востоке. Порт-Артур. Причины военных неудач

34

1905 год: революция и самодержавие

Урок-

лекция

Революция, «Зубатов-ский социализм»,

петиция, Кровавое воскресенье

35

Идеологии и многопартийность

+

Работа в группах

Народничество в начале XX века.Эссеры, большевизм и меньшевизм

36

Начало парламентаризма

Урок-

семинар

«Основные законы» - превращения монархии из самодержавной в конституционную

37

Третьеиюньская монархия. Столыпинская аграрная реформа

+

комбинированный

Конституционная монархия, парламент, политические партии, их программы, тактика, социалисты, либералы, консерваторы.

38

Изменения в культурном облике российского общества

Урок-

лекция

Ренессанс, декаданс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

39

Наука и художественная культура

+

комбинированный

Развитие научной мысли. Вернандский, Циолковский и др. Реализм, модернизм в литературе и искустве

40

На фронтах первой мировой войны

Урок-

лекция

Мировая война, кризис власти, противоречия:

социальные, экономические, политические,

Антанта, Тройственный союз.

41

Война и общество

+

комбинированный

Экономика военного времени. Падение авторитета императорской власти. Конфронтация Думы и правительства

42

Родной край в начале XX века

комбинированный

Основные направления и темпы развития. Рабочие: увеличение численности, положение

43

Обобщающее повторение по теме Россия в начале XX века. Основные направления модернизации

+

Урок-

лекция

повторение

44

Тема 2.Революционная Россия 1917-1921 гг Февральская революция падение монархии

Лекция

с элементами практической

работы

Революция, модернизация, социальные противоречия

45

Внутренняя и внешняя политика временного правительства.

+

Урок-

лекция

Развитие демократических процессов, Приказ №1

46

Политические кризисы и коалиционные правительства

комбинированный

Обострение социальных противоречий и радикализация народных масс. Созыв Поместного Собора

47

Большевики приходят к власти.

+

Урок-лекция

с элементами практической

работы

На грани катастрофы. Свержение временного правительства

48

Становление советской государственности

Комбинированный

Первое советское правительство и его дикреты. Брестский мир

49

Фронты и тылы Гражданской войны

+

Комбинированный

Гражданская война, иностранная интервенция

50

кризис «военного коммунизма»

Комбинированный

Крах коммунистической утопии. Переход к НЭПу

51

Революция и культура

+

комбинированный

Символы нового времени и «пролетарская культура»

52

Родной край в 1917-1921

комбинированный

Начало утверждения однопартийной системы

53

Обобщающее повторение по теме Революционная Россия 1917-1921 гг.

+

Урок-повторения

Задания ГИА

54

Тема3.Строительство «социализма» в одной стране: модернизация и тоталитаризм. 1922-1940-е гг. Образование СССР

Интегрированный

Предпосылки объединения социалистических республик. Подготовка и этапы объединения.

55

Новая экономическая политика

+

Урок изучения нового материала

Политический террор. Формирование однопартийной системы. Создание сталинской системы . Конституция 1936г.

56

«Оборванный» нэп

Интегрированный

Кризис сов власти. Причины и суть нэпа. Крестьянские восстания. Кронштадтский мятеж. Предпосылки и принципы образования СССР. Первая Конституция.

57

Формирование тоталитарной системы

+

Комбинированный

Основные этапы коллективизации Первые пятилетки и их итоги. Итоги коллективизация и Индустриализация

58

Победа полная, но не окончательная

Комбинированный

Структурные звенья советской тоталитарной системы ВКП(б) – ядро модели

59

Культура советского общества

+

Комбинированный урок

Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека.

60

Внешняя политика СССР в 20-е – 30-е гг.

Урок-лекция

Внешнеполитический курс в 30-е гг. вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности. Советско-германский пакт 1939-1941 гг.

61

Родной край в 20-е – 30-е гг.

+

Комбинированный

Итоги и цена индустриализации и коллективизации

62

Обобщающее повторение по теме Строительство социализма в одной стране 1922-1940-е гг.

Повторительно-обобщающий

Тесты гиа авторов ФИПИ

63

Тема 4.Великая Отечественная война и первые послевоенные годы 1941-1953 гг Начало войны. Год 1941-й.

+

Семинарское занятие

Положение СССР на международной арене. Причины советско-германского сближения. Пакт о ненападении. Политика СССР в начальный период войны. План «Барбаросса».

64

От перелома в войне - к победе

Комбинированный

Сталинградская битва. Битва на Курской дуге и её значение. Коренной перелом в ВОВ.

65

Советский тыл в годы войны

+

Комбинированный

Перевод экономики на военный лад. Жизнь и был людей в тылу.Духовность и культура

66

Разгром нацистской Германии и милитаристской Японии

Комбинированный

Освобождение СССР.

Освобождение стран Восточной Европы и Берлина. Вступление в войну против Японии. Потсдамская конференция.

Создание антифашистской коалиции.

67

Начало «холодной войны»

+

Комбинированный

Союзники перестают доверять друг другу. «Солнце» восходит с востока

68

Власть и общество на закате сталинизма

Интегрированный

Демократия для власти.Последнее дело Сталина

69

На идеологическом фронте

+

Комбинированный

Постановления ЦКВП(б) по вопросам литературы, послевоенные репрессии. Смерть Сталина

70

Родной край к годы Великой Отечественной Войны

Обобщающее повторение по теме Великая Отечественная война и первые послевоенные годы 1941-1953 гг

Комбинированный

повторение

Трудовой подвиг народа. Сельское хозяйство – тягловая сила экономики

гиа

71

Тема 5.Постсталинское советское общество: от реформ к «застою» 1953-1985 гг. Общественные перемены в 50-е гг.

+

Урок-

лекция

Курс на десталинизацию, разоблачение культа личности. «Курс на построение коммунизма»

72

Политики мирного сосуществования и конфликты на грани войны

Урок-

лекция

Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР

73

Волюнтаристское реформаторство и партийно-номенклатурная оппозиция Н.С. Хрущева

+

Комбинированный

Новая программа КПСС. Лозунг «Догоним и перегоним Америку»

74

Реалии «развитого социализма»

Работа в группах

Падение темпов развития экономики

75

От экономических реформ к «застою»

+

Комбинированный

Причины незавершенности реформы Косыгина

76

Внешняя политика: парадоксы разрядки

Урок-

семинар

Внешнеполитическая доктрина СССР в 60-е гг. «Доктрина Брежнева». Горячие точки планеты, место в них СССР

77

Культура с середины 60-х до середины 80-хх гг.

+

комбинированный

Концепция «развитого социализма». Противоречия в развитии художественной культуры. Ростки «антисистемы».

78

Идеологическая политика и духовная жизнь общества

комбинированный

«Ползучий сталинизм», ноты духовного протеста, Андропов.

79

Родной край с середины 50-х до середины 80-х гг.

+

комбинированный

Новый облик городов, сел, людей

80

Обобщающее повторение по теме Постсталинское советское общество: от реформ к «застою» 1953-1985 гг.

комбинированный

Основные понятия темы

81

Тема 6 Перестройка и крах советской системы 1985-1991 гг. Перестройка: замыслы, надежды, разочарования

+

Урок-

семинар

«Перестройка», «Ускорение»,

Программа «500дней».

82

«Новое мышление» и окончание «холодной войны»

комбинированный

Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Переход к рыночной экономике. Реформа политической системы. Формирование многопартийности

83

«Августовская революция» и распад СССР

+

комбинированный

Политическая ситуация в стране в 1990 г. События августа 1991 г.

84

Родной край в годы перестройки

комбинированный

Гласность и ее трансформация. Возникновение оппозиции

85

Тема 7.Российская Федерация на пути к правовому государству и новому обществу Становление суверенной российской государственности

+

Урок изучения нового материала

Политический кризис 1993г. и принятие новой Конституции Подписание федеративного договора. Чеченский конфликт. Кризис 1998г.

Россия в 1999-2003гг. Реформы. Итоги выборов.

86

Становление суверенной российской государственности

комбинированный

Новый российский федерализм. Этнонациональные конфликты. Расстановка политических сил

87

Социально-экономические преобразования

+

Интегрированный

Шоковая терапия, либерализация цен, приватизация. Поляризация политических сил России.

88

Социально-экономические преобразования

комбинированный

Августовский дефолт 1998 года. Реформа образования, армии. Социальные последствия реформ.

89

Новый облик общества

+

Урок-лекция

с элементами практической

работы

Обострение межнациональных противоречий, их истоки и причины

90

Россия в мировом сообществе

комбинированный

Поиск новых ориентиров на международной арене. Российская дипломатия. СНГ

91

Россия в мировом сообществе

+

комбинированный

Поиск новых ориентиров на международной арене. Российская дипломатия. СНГ

92

Родной край в конце XX - начале XXI века

комбинированный

Особенности нового этапа духовной жизни. Повседневность

93

Обобщающее повторение по теме Российская Федерация на пути к правовому государству и новому обществу

+

комбинированный

Основные понятия, термины, даты изучаемого периода

94

Обобщающее повторение по теме Российская Федерация на пути к правовому государству и новому обществу

практикум

Основные понятия, термины, даты изучаемого периода

95

Итоговое повторение. Важнейшие тенденции развития имперского общества

+

комбинированный

Сословия, самодержавие, революция, реформы. Коалиционное правительство

96

Важнейшие этапы развития советского общества

комбинированный

Гражданская война, военный коммунизм. Великая отечественная война, индустриализация, коллективизация. «Холодная война». Культ личности.

97

Важнейшие особенности развития постсоветского общества

+

Комбинированный

Перестройка, гласность

98

Российская Федерация

комбинированный

Демократия, рыночные отношения, гражданское общество

99

Резерв

+

100

Резерв

101

Резерв

102

Резерв

+

Лист внесения изменений и дополнений в учебную программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись