Похожие публикации

Экструдеры зерновые (все модели экструдеров с описанием и ценами смотрите ниже по тексту)
Документ
Экструдер позволяет получать уникальные корма нового поколения «экструдированные корма» - это экологически чистые, полностью усвояемые корма, получаем...полностью>>

Методическое пособие Выборочный метод в социологии Редактор-составитель
Методическое пособие
Настоящее методическое пособие является результатом серии семинаров по теме «Выборочное исследование в социологии», проведенной Социологическим клубом...полностью>>

Методическое пособие Выборочный метод в социологии Редактор-составитель
Методическое пособие
Настоящее методическое пособие является результатом серии семинаров по теме «Выборочное исследование в социологии», проведенной Социологическим клубом...полностью>>

Методическое пособие Выборочный метод в социологии Редактор-составитель
Методическое пособие
В данном параграфе кратко проиллюстрируем принцип корректировки выборочных показателей. Корректировка применяется для повышения точности выборки при с...полностью>>



Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации (5)

Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар



для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра

Автор программы:

Цыганова Л.А., к.и.н., ltsyganova@hse.ru

Шилина М.Г., д.ф.н. mshilina@

Одобрена на заседании департамента интегрированных коммуникаций «___»_______ 20 г

Рук. Департамента С.А. Зверев

Рекомендована профессиональной коллегией УМС [Введите название] «___»____20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]

Утверждена УС факультета коммуникаций, медиа и дизайна «___»_______20 г.

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра по специализациям: Реклама, Связи с общественностью, Новые медиа, изучающих дисциплину «Научно-исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии с:

  • Оригинальным стандартом НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра специализации, утвержденным в 2014 г.

2Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» является систематизация исследовательских навыков и знаний, полученных за время обучения по Образовательной программе 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра, для проведения научного исследования. Результаты такого исследования должны лечь в основу выпускной квалификационной работы (ВКР). А также дать системное представление  в области теории, методологии и практики больших данных для получения существенного конкурентного преимущества в сфере интегрированной коммуникации. В ходе освоения курса у студента формируются компетенции в сфере теории и методологии современной коммуникации, навыки работы по поиску и креативному применению Big Data. умение реализовывать проекты Big Data в политике и бизнесе.

В связи с этим, выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • выделение и грамотное формулирование проблемы исследования,

  • ограничение предметного поля, в рамках которого будет решаться проблема,

  • постановка цели, призванной найти решение проблемы,

  • деление предполагаемого процесса исследования на этапы, которым соответствуют задачи,

  • выбор методологии, способной направить исследование по наикратчайшей траектории к выполнению поставленной цели,

  • определение исследовательских методов, адекватных выбранной методологии,

  • разработка понятийного аппарата,

  • постановка гипотезы,

  • теоретический анализ (определение роли исследования в общей научной традиции, теоретизация, концептуализация, инструментализация и операционализация основных понятий и проч.),

  • вычленение или составление эмпирической базы,

  • анализ данных,

  • проверка гипотезы и составление выводов,

  • презентация результатов.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные научные традиции, методологические подходы

  • уметь выбирать методологию, максимально полезную для решения поставленной проблемы исследования;

  • уметь подобрать исследовательские методы в рамках выбранной методологии;

  • знать основные этапы развития научной мысли по выбранной проблеме;

  • уметь определить место собственного исследования относительно общей степени разработанности проблемы;

  • уметь поставить непротиворечивую рабочую гипотезу;

  • знать и уметь пользоваться основными базами социологических и статистических данных, знать ведущие отечественные и иностранные исследовательские центры, знать методологию сбора и анализа информации, применяемую этими центрами;

  • уметь проводить анализ собранных эмпирических данных;

  • уметь соотнести полученные в результате теоретического анализа предположения с полученными результатами практического анализа;

  • уметь критически оценить поставленную рабочую гипотезу;

  • владеть навыками аналитики и прогнозирования в целях выявления потенциала полученных выводов для дальнейших исследований.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

общекультурные

ОК 1

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

Общекультурные компетенции

ОК-2

    способностью ясно, логически верно и аргументировано строить письменную и устную речь и использовать ее в профессиональной деятельности; владение навыками публичной и научной речи

Общекультурные компетенции

ОК-3

Выпускник владеет иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения; для поиска и анализа иностранных источников информации.

Привлечение в качестве теоретической основы и эмпирической базы источников на иностранных языках (исследовательской литературы, баз данных и проч.).

Общекультурные компетенции

ОК-7

  • умением использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

Общекультурные компетенции

ОК-8

  • умением использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; знанием методов решения матричной игры в смешанных стратегиях, способов ее сведения к задачам линейного программирования

Общекультурные компетенции

ОК-9

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

Общекультурные компетенции

ОК-10

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Общекультурные компетенции

ОК-11

Выпускник понимает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы.

Привлечение для осуществления исследования основных качественных и количественных методов социальных наук, статистических методов, методов прогнозирования и т.п.

Общекультурные компетенции

ОК-12

Выпускник способен применять методы математического анализа и моделирования для решения задач профессиональной деятельности.

Возможное использование математических методов для обработки собранных данных, а также в рамках прогнозирования развития выводов, полученных в результате проведения исследования.

Профессиональные компетенции

ПК-1

Выпускник способен участвовать в научных исследованиях политических процессов и отношений, владеет методами анализа и интерпретации представлений о политических явлениях на различных уровнях организации мира.

Проведение полноценного научного исследования с соблюдением всех требований к вводной, теоретической, практической частям и выводам. Презентация результатов исследования.

Профессиональные компетенции

ПК-2

Выпускник понимает методы современной политической науки и возможность их применения в политологических исследованиях.

На этапе практического анализа использование основных научных методов социальных наук и оценка их применимости для конкретного исследования.

Профессиональные компетенции

ПК-5

Выпускник знает основные учения и концепции зарубежной и отечественной политической мысли, способен анализировать оригинальные научные тексты и содержащиеся в них смысловые конструкции.

Выполнение теоретического анализа в рамках научного исследования.

Профессиональные компетенции

ПК-29

способностью под контролем использовать методики и техники проведения опросов

общественного мнения и фокус–групп в рыночных исследованиях, разрабатывать меры

по повышению имиджа фирмы, организации

Профессиональные компетенции

ПК-30

способностью проводить исследования в конкретной предметной области, понимать

результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий

Профессиональные компетенции

ПК-31

умение использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и

внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью

выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных

преимуществ и недостатков фирмы и организации

Профессиональные компетенции

ПК-32

способностью организовать и провести рыночное наблюдение, опросы, анкетирование,

эксперимент с целью повышения имиджа и конкурентной позиции организации и фирмы

на рынке; осуществить сбор, обработку и анализ полученных данных

Профессиональные компетенции

(ПК-33

способностью собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме

исследований в области связей с общественностью и рекламы

Профессиональные компетенции

ПК-34

способностью осуществлять обработку и подготовку данных для анализа, владением

навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов, а также составления и

оформления материалов для экспертных заключений и отчетов

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Логика

  • Философия

  • Теория и практика аналитической работы

  • Русский язык и культура речи

  • Политология

  • Общая и социально-политическая психология

  • Логика и теория аргументации

  • Культурология и религиоведение

  • Маркетинговые исследования и ситуационный анализ

  • Введение в специальность

  • Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью

  • Управление интегрированными коммуникациями

  • Управление проектами

  • Медиарилейшнз

  • Медиапланирование

  • Основы теории коммуникации

  • Теория и практика массовой информации

  • Психология массовых коммуникаций

  • Социология массовых коммуникаций

5Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Big Data в современной инфосфере

2

2

2

Технологии применения Big Data

6

4

2

3

Big Data в профессиональной социальной коммуникации.

6

4

2

4

Big Data в политике

4

2

2

5

Big Data в бизнесе

4

2

2

6

Выпускная квалификационная работа: этапы написания и структура

6

6

7

Оформление исследовательских работ, научно-справочного аппарата

8

6

2

8

Программа исследования и дизайн научного исследования

18

12

6

9

Методология научного исследования

10

6

4

10

Теоретическая часть исследования: презентация и обсуждение

14

10

4

11

Эмпирическая база исследования: поиск и анализ

14

10

4

12

Презентация результатов исследования и обсуждение проблемных моментов

16

10

6

Итого

108

74

34

НИС предполагает использование активных форм обучения, включая выездные семинары, деловые игры и т.д. Проведение выездных семинаров в рамках научных семинаров факультета коммуникации, медиа и дизайна, НИУ ВШЭ на лекции или доклады ведущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью являются обязательным элементом обучающего процесса в рамках курса.

6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Контрольная работа

*

Итоговый

Экзамен

*

Презентация и предзащита ВКР

6.1Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Таблица соответствия оценок по 10-балльной и 5-балльной системам

По 10-балльной шкале

По 5-балльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2 - неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3 - удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4 - хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5 - отлично

6.2Критерии оценки знаний, навыков

Образовательные технологии (см. п. 8) определяют специфику оценивания работы студентов на семинаре.

В качестве текущего контроля оцениванию подлежит: 1) активность на семинарах и участие в общих дискуссиях, 2) выполнение контрольной работы

Итоговый контроль – предзащита ВКР

6.3Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу и активность студентов на семинарских занятиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Общая оценка за семинарские занятия определяется как средняя арифметическая из оценок.. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем как Онакопительная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов в виде оценок за выполнение контрольной работы. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценки за активность на семинарах включапю.т в себя выступления по обзору литературы, программе исследования и введению ВКР

В диплом ставится результирующая оценка по учебной дисциплине. Способ округления результирующей оценки: в пользу студента.

О итоговый= k1· Онакопительная + k2· Оэкзамен

Онакопительная= k3· Ок/р+ k4· Оактивность на семинарах

k1· =0,6

k2·=0,4

k3· =0,2

k4·=0,8

7Содержание дисциплины

Содержание курса

Тема 1. Big Data в современной инфосфере

Данные: потенциальная и кинетическая энергия. Альтернативная ценность данных. Датификация: генезис, характеристики, технологии. Дата-форсайты, прогнозное моделирование. Информация и коммуникация в современной инфосфере. Датификация информации и коммуникации: новейшие модели. Интернет и формирование новый моделей профессиональной коммуникации. Методология исследования и использование интернета в профессиональной социальной коммуникации и Big Data. Предпосылки формирования больших массивов данных. Специфика современных «больших данных». Big Data и кибербезопасность. Конфиденциальность. Деанонимизация данных как проблема. Специфика законодательства с сфере Big Data. Этические аспекты датификации. Big Data и парадигмы изменений в социуме, политике, культуре, бизнесе.

Литература по теме

Основная

Шилина М.Г. Ридер по курсу Big Data: теория и методология современной коммуникации». Тема 1. Электронный носитель. М., 2014.

Дополнительная

Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Big Data. Как большие данные изменят то, как мы живем, работаем и думаем. М., 2014

Open Knowledge Foundation Blog

Тема 2. Технологии применения Big Data

Big Data: к вопросу определения понятия. Характеристики, особенности Big Data. Data Science. Инструменты, алгоритмы, оборудование для реализации проектов Big Data. Технологический цикл применения Big Data. Категоризация массивов данных. Специфика Data Mining. Основы языка R. Map Reduce, Hadoop. Особенности анализа Big Data. Концепции и инструментарий. Возможности использования больших данных. Трансляция данных. Типология визуализации. Big Data: модели коммуникации. Переход на решения на основе больших данных. Явные и скрытые корреляции. Особенности первичного, вторичного использования больших данных. Датификация и динамика индивидуальной, социальной, профессиональной коммуникации.

Литература по теме

Основная

Шилина М.Г. Ридер по курсу Big Data: теория и методология современной коммуникации». Тема 2. Электронный носитель. М., 2014.

Big Data с человеческим лицом. Н., 2014.

Дополнительная

School of Data Blog

Тема 3. Big Data в профессиональной социальной коммуникации.

Датификация коммуникации: характеристики, сферы. «Большие данные» в интегрированной коммуникации. Big Data в журналистике, PR, рекламе. Специфика данных, посика, обработки, применения, изменений.. Профессионалы и гражданские активисты: особенности взаимодействия в инфосфере. Технологический цикл применения Big Data в профессиональной социальной коммуникации. Определение типа данных. Ценности и комплицитность. Сторителлинг. Базовые характеристики визуализации. Понятие «главный визуальный образ». Параметры применения мультимедиа. Особенности креатива в работе с «большими данными» в журналистике, PR, рекламе. Параметры оценки эффективности проектов Big Data.

Литература по теме

Основная

Шилина М.Г. Ридер по курсу Big Data: теория и методология современной коммуникации». Тема 3. Электронный носитель. М., 2014.

Дополнительная

Пособие по дата-журналистике. М., 2011.

The Guardian DataBlog

Тема 4. Big Data в политике

Данные в современной политике: теория и практики. Особенности применения «больших данных» в государственном управлении и политических процессах. Типология Big Data в политике. Специфика технологического цикла использования Страновые особенности использования Big Data. Характеристики применения Big Data в США, ЕС, России. Страновые проекты Big Data как конкурентное преимущество. Государственные структуры: проекты Big Data. Муниципальные образования: параметры Big Data. «Большие данные» в деятельности политических партий и политических процессах. Специфика Big Data в выборных кампаниях. Гражданский активизм vs. Big Data. Анализ кейсов «больших данных» (2012-2014).

Литература по теме

Основная

Шилина М.Г. Ридер по курсу Big Data: теория и методология современной коммуникации». Тема 4. Электронный носитель. М., 2014.

Дополнительная

Open Government Initiative Blog

The Governance Lab Blog

Тема 5. Big Data в бизнесе

Данные в классических экономических теориях. Современные данные как фактор производства. Данные как «неконкурирующий» товар. Большие данные в современной экономике. Корреляции (опыт «квантов» на фондовом рынке).Характеристики проектов Big Data в коммуникации корпорации. Типология Big Data для бизнеса. Особенности формирования баз данных и управления ими. Законодательные проекты в сфере «больших данных в бизнесе». Проекты Big Data во внешней корпоративной коммуникации. «Большие данные» на рабочем столе сотрудника. Внутренняя коммуникация: особенности проектов с использованием «больших данных». Экономические модели использования Big Data. Проблемы конфиденциаьности в корпоративной датификации. Анализ актуальных зарубежных и российских кейсов.

Литература по теме

Основная

Шилина М.Г. Ридер по курсу Big Data: теория и методология современной коммуникации». Тема 5. Электронный носитель. М., 2014.

Дополнительная

The World Bank Open Data Blog

The Sunlight Foundation Blog

Тема 6. Выпускная квалификационная работа: этапы написания и структура.

Выпускная квалификационная работа как результат обобщённого научного исследования за 4 года обучения и отработка навыков и полученных знаний за весь период обучения. Постановка исследовательского вопроса и грамотное формулирование проблемы исследования. Выбор приоритетной стратегии исследования. Выделение предметного поля, в рамках которого будет решаться проблема (обозначение объекта исследования). Постановка цели, призванной найти решение проблемы и обозначить направляющие границы. Выделение задач исследования как этапов предполагаемого процесса исследования. Обозначение предмета исследования как основной исходной позиции познания. Проблема плагиата. Разновидности плагиата. Научная этика. Санкции за плагиат в НИУ ВШЭ.

Литература по теме

Основная

Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002.

Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990.

Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998.

Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001.

Тема 7. Оформление исследовательских работ, научно-справочного аппарата

Научно-справочный аппарат. Системы оформления сносок.

Цитирование.

Оформление. Правила оформления научных работ. Научно-справочный аппарат. Системы оформления сносок. Требования к оформлению работ, подготавливаемых студентами в НИУ-ВШЭ.

Оформление научно-справочного аппарата. Основные способы оформления ссылок на источники и примечаний: ссылки на список литературы (нумерованный и алфавитный), сноски (постраничные и концевые). Библиографическая ссылка. Правила оформления библиографических ссылок по ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Оформление графиков, диаграмм, таблиц, рисунков.

Тема 8. Программа исследования и дизайн научного исследования

Для чего нужна программа исследования? Программа исследования как документ «для себя» (research design) и «для других» (research proposal, grant proposal). Разработка программы исследования как серия выборов.

Основные элементы программы исследования.

Постановка проблемы: ее определение и обоснование ее актуальности и научной релевантности.

Обзор литературы и его функции. Как правильно подготовить обзор литературы для программы исследования.

Определение предмета исследования и уточнение его границ. Формулировка цели исследования. Задачи исследования: шаги к реализации цели, основа структуры итоговой работы, ориентиры для будущего заключения.

Теоретико-методологическая основа исследования. Формулировка гипотез. Выбор стратегии и методов исследования.

Специальные вопросы, нуждающиеся в освещении в программе исследования: интерпретация ключевых понятий, обоснование предметных границ исследования и его хронологических рамок, характеристика источников эмпирических данных и принципов их отбора.

Календарный план. Предполагаемые результаты проекта.

Критерии научности. Программа исследования. Актуальность. Гипотеза. Предмет исследования. Объект исследования. Теоретические основания исследования.

Цели и задачи исследования.

Понятийный аппарат исследования.

Методы научного познания.

Выбор предмета исследования. Объект исследования и его предмет. Алгоритм выбора предмета исследования. Мотивационные, содержательные, организационно-технические аспекты выбора предмета.

Технологии поиска и работы с научной литературой (повторение). Особенности работы с литературой в контексте выбора исследовательской проблемы.

Критерии, которым должна соответствовать проблема исследования. Способы уточнения выбранной проблемы с учетом требований изучаемости и научной релевантности.

Литература по теме

Основная

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С. 10-29.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Berry R. The Research Project. How to Write It. London: Routledge, 2000. Ch. 5-9

Тема 9. Методология научного исследования

Традиции социального познания: о различии объяснительно-аналитической и «понимающей» парадигм. Онтологические и гносеологические установки как основание различий теоретико-методологических подходов. Типы политических исследований. Количественные, качественные и смешанные методы. Case-studies и их место в исследованиях политики.

Предмет исследования (научная проблема, подлежащая решению) и исследовательский вопрос (что конкретно мы хотим узнать). Основные типы исследовательских вопросов и предполагаемые цели исследования. Стратегии ответа на исследовательский вопрос: индуктивная, дедуктивная, ретродуктивная, абдуктивная. Исследовательский вопрос как ключ к выбору дизайна исследования.

Литература по теме

Основная

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С. 10-29.

Blaikie N. Designing Social Research. 2nd ed. Cambridge: Polity, 2010. Ch. 4.

Thomas G. How to do Your Case Study. A Guide for Students and Researchers. L.: Sage, 2011. Ch. 1.

Тема 10. Теоретическая часть исследования: презентация и обсуждение

Теоретические основания постановки исследовательской проблемы. Роль теорий, гипотез и моделей в разных типах политических исследований.

Понятийный аппарат исследования. Роль понятий в политических исследованиях. Понятия как единицы мышления и «контейнеры» для данных. Слова и понятия. Проблема концептоообразования.

Концептуализация понятий. Выбор системы понятий для описания/анализа. Обзор определений и использования понятий и анализ их содержания (атрибутов). Типы определений. Минимальное и максимальное определение. Веберовская концепция идеальных типов. Операционализация понятий. Работа с понятиями в логике разных стратегий исследования.

Изучение основных этапов развития социальной научной мысли по выбранной проблеме. Степень разработанности проблемы. Место собственного исследования относительно развития политических учений о выбранной проблеме. Теоретический анализ. Выбор теоретической традиции. Теоретизация: выбор релевантных теоретических концепций. Концептуализация понятий: отбор ключевых понятий и терминов. Инструментализация понятий: разработка понятийного аппарата и тезауруса. Формулирование «рабочей гипотезы»: выявление связей между понятиями. Непротиворечивость гипотезы. Переход к операционализации понятий

Литература по теме

Основная

Gerring J. Social Science Methodology. A Unified Frame work. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. Ch. 5.

Тема 11. Эмпирическая база исследования: поиск и анализ

Эмпирические основания научного исследования. Факты и данные. Источники эмпирических данных и литература.

Источники эмпирических данных: их типы и формы представления на разных этапах реализации исследования. Основные виды источников эмпирических данных. Материалы СМИ как источники. Информационные ресурсы (повторение). Работа с источниками в Интернете.

Критерии выбора источников эмпирических данных. Выбор источников и уточнение исследовательского вопроса. Выбор источников и методология исследования. Особенности дизайна количественных, качественных и смешанных исследований.

Архив исследователя.

    Выбор релевантных исследовательских методов в соответствии с заявленной методологией. Методы научного исследования: общенаучные, общетеоретические, специальных методы социальной, политической, психологической и др. наук. Количественные и качественные данные: обзор. Изучение основных баз социологических, статистических и иных данных. Вычленение и составление эмпирической базы собственного исследования. Отбор значимых данных и проверка их на достоверность. Дополнение базы данных: организация собственного сбора данных; полевые исследования. Операционализация понятий и анализ данных. Проверка гипотезы: соотнесение результатов теоретического анализа с полученными результатами практического анализа. Критическая оценка гипотезы.

Литература по теме

Основная

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики : учеб. пособие по социологии для студентов вузов / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2005. – 382 с.

Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг [и др.]; Конвенция независимых социологических центров, Центр независимых социологических исследований. – СПб.: Алетейя, 2009. – 352 с.

Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Ансельм Страусс, Джульет Корбин; пер. с англ. Т.С. Васильевой. – М.: УРСС, 2001. –

Тема 12. Презентация результатов исследования и обсуждение проблемных моментов

Виды презентаций. Как построить выступление? Как соблюсти регламент? Как подготовить визуальный материал? Как контролировать внимание аудитории? Как задавать вопросы и оппонировать докладчику? Как выступать в качестве оппонента?

Литература по теме

Основная

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. Гл. 6.

Лазарев Д. Презентация. Лучше один раз увидеть! / Д. Лазарев. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 142 с.

8Образовательные технологии

Занятия должны иметь профессионально-практическую направленность. Различные виды работ, предлагаемые студентам, позволяют им реально проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных как с повседневным, так и с профессиональным общением и требующих от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение реализации данной задачи. К таким видам работы относятся следующие:

а) деловые игры;

б) решение практически ориентированных задач;

в) анализ медиатекстов разных типов;

г) творческие задания;

д) кейсы;

е) выездные семинары

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика и характеристики заданий текущего контроля

Текущий контроль осуществляется посредством оценки контрольной работы по темам Big Data в политике и бизнесе

В ходе семинарских занятий студенты делают презентации по следующим темам: обзор литературы и источников для ВКР, презентация программы исследования, максимально законченное, полноценное и выполненное по всем стандартам «Введения» к ВКР (. Работа предполагает следующую структуру:

  • Актуальность работы

  • Степень разработанности проблемы

  • Исследовательская проблема и исследовательский вопрос

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Цель исследования

  • Основные задачи исследования

  • Основная рабочая гипотеза

  • Теоретическая и методологическая основа исследования

  • Эмпирическая база исследования

  • Новизна исследования

  • Практическая и теоретическая значимость

  • Положения выносимые на защиту

  • Структура работы

9.2.Тематика заданий итогового контроля

Экзамен представляет собой предзащиту ВКР.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник

Специфика и особенности образовательных технологий курса обуславливают тот факт, что единого базового учебника по нему не существует

10.2Основная литература

  1. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. (ГОСТ Р 7.0.5-2008.) - /v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=165614.

  2. Правила оформления внутритекстовых, подстрочных и затекстовых библиографических ссылок (в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008) на примере журнала «Полис». – /project/editors.htm#A.

  3. Что такое плагиат, или О западных стандартах научной этики. – .ua/articles/68.html.

  4. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). – /project_risc.asp (особенно: /manual_elibrary_for_user.pdf).

  5. Web of Science / Thomson Reuters. – /products_services/science/science_products/a-z/web_of_science (особенно: /content/PDF/scientific/Web_of_Science_factsheet.pdf).

  6. /

  7. /static/index.html

  8. /

  9. Writing Cited Research Papers. – /citations.htm.

  10. Footnotes and Endnotes (Chicago Manual/Turabian) - http://www.marquette.edu/wac/citations/FootnotesandEndnotesChicagoManual.shtml.

  11. Footnotes, Endnotes and Citations Generally. – /uk/orc/bin/9780199287550/resources/footnotes/#ten.

  12. Галло К. Презентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. (частично: /books/paperbook/PresentationSecretsofSteveJobs2/).

  13. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики : учеб. пособие по социологии для студентов вузов / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 2005. – 382 с.

  14. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг [и др.]; Конвенция независимых социологических центров, Центр независимых социологических исследований. – СПб.: Алетейя, 2009. – 352 с. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил / В.В. Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ : ИНФРА-М, 2001. – 203 с.

  15. Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Ансельм Страусс, Джульет Корбин; пер. с англ. Т.С. Васильевой. – М.: УРСС, 2001. – 254 с.

  16. Шапиро И. Бегство от реальности в гуманитарных науках / Иэн Шапиро; пер. с англ. Д.Узланера; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 368 с.

  17. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки / Умберто Эко; пер. с итал. Е. Костюкевич. – СПб.: Symposium, 2006. – 301 с.

  1. Лазарев Д. Презентация. Лучше один раз увидеть! / Д. Лазарев. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 142 с.

10.3Программные средства

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства: Power Point,, Prezi, электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ. Для успешного освоения дисциплины студентам рекомендуется использовать базы информационных ресурсов «Интегрум», «ELibrary», «East View», JStor, EBSCO, ProQuest (доступ осуществляется через электронные ресурсы НИУ ВШЭ), а также сайты Левада Центра, Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), ВЦИОМ, World Values Survey, International Social Survey Program (ISSP) и проч.

11Материально-техническое обеспечение дисциплины

На занятиях используется проектор для демонстрации слайдов презентаций студентов.