Похожие публикации

Проект «утверждаю» (1)
Конкурс
В конкурсе принимают участие учащиеся 1-11 классов общеобразовательных учреждений района, учащиеся учреждения дополнительного образования детей, их се...полностью>>

Конспект урока по физической культуре для учащихся 8 класса Раздел: волейбол
Конспект
Команды стоят друг против друга и выполняют ОРУ. У каждой команды по 2 мяча. По сигналу игроки перебрасывают мячи. Получают очко та команда, которая п...полностью>>

Расписание занятий по английскому языку на 2013-2014 уч год
Расписание
Группа 1. Ст. преп. Богословская Зарифа Энверовна (чт., 18.00-19.30, 1-й Гум. корпус, ауд. 646); преп. Пчёлкина Наталья Михайловна (пт., 10.45-12.15, ...полностью>>

Сколькими способами можно составить трехцветный полосатый флаг, если имеется материал 5 различных цветов
Документ
В почтовом отделении продаются открытки шести видов. Сколькими способами можно купить здесь набор из трех открыток, если открыток каждого вида имеется...полностью>>



2 Характерные черты современной рыночной экономики

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Раздел 2. Особенности современного этапа развития экономики

Цель и задачи раздела

Цель данного раздела – раскрыть характерные черты современной рыночной экономики, а также основы теории переходной экономики и практику экономических реформ в России.

Задачи:

  • рассмотреть основные элементы рыночной инфраструктуры;

  • сформулировать характерные черты рыночной экономики развитых стран в современных условиях;

  • показать объективную необходимость трансформации российской экономики;

  • рассмотреть итоги экономических реформ в России.

 

Тема 2.1. Характерные черты современной рыночной экономики

Цель данной темы – проанализировать характерные черты современной рыночной экономики.

Задачи:

  • рассмотреть основные элементы рыночной инфраструктуры:

  • проанализировать функции конкуренции, типы, виды, методы конкурентной борьбы;

  • сформулировать характерные черты рыночной экономики развитых стран в современных условиях.

Оглавление


2.1.1. Биржи и их роль в экономике

Важнейшим элементом инфраструктуры современной рыночной экономики являются биржи.

Биржа – это организационная форма оптовой торговли массовыми стандартизированными товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы, ценных бумаг.

Преимущества биржевой торговли заключаются в том, что она позволяет продавцам и покупателям определенного товара легче найти друг друга. Кроме того, она обеспечивает механизм установления цены.

Биржи выполняют ряд следующих функций:

  • предоставление места для торговли, где собираются покупатели и продавцы и договариваются о ценах;

  • организация биржевого торга;

  • установление правил торговли, в том числе стандартов на продукцию, реализуемую через биржу;

  • разработка пакетов типовых контрактов по сделкам;

  • котировка цен – разработка таблиц, заключающих информацию о товарах, акциях, о ценах покупателей и продавцов;

  • урегулирование и арбитраж споров;

  • предоставление определенных гарантий при сделках.

К биржевому товару – предмету биржевой торговли предъявляются определенные требования: массовость производства, стандартность, наличие устойчивого спроса.

Биржевая сделка (операция) – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, сопровождаемое переходом финансового инструмента (денег, банковских документов и др.) от одного лица к другому.

Сделки на биржах подразделяются на следующие основные группы:

  • сделки с реальным товаром (форвардные – forward);

  • фьючерсные сделки (futures contract) – с товарами, которых в момент заключения сделки в наличии нет (к примеру, сделка на урожай будущего года).

  • сделки с премией (опцион option)дают плательщику право выбора: выполнить обязательство или отказаться от него в рамках срока, оговоренного в контракте.

Специалисты – работники биржи: маклер, брокер, дилер, джоббер, трейдер (биржевой), «бык», «медведь» и др.

2.1.2. Конкуренция

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является конкуренция.

Функции конкуренции (см. рис.1):

Рис. 1

  • регулирующая – воздействует на предложение товаров и услуг таким образом, чтобы оно максимально отвечало запросам потребителей;

  • аллокационная – функция размещения: ресурсы и произведенные товары в конечном итоге концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу;

  • инновационная производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда;

  • распределительная продукт распределяется прежде всего по критерию степени дефицитности того или иного производственного фактора;

  • контролирующая ни один поставщик или потенциальный покупатель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать свои условия его участникам.

Различают следующие виды конкуренции:

  • Среди предпринимателей за деньги покупателей – характерна для развитой рыночной экономики, где предложение превышает спрос, т. е. там, где «рынок покупателя».

Данный вид конкуренции разделяют на внутриотраслевую и межотраслевую. В результате внутриотраслевой конкуренции образуется рыночная цена, стимулируется рост производительности труда. В результате межотраслевой конкуренции происходит перелив капитала из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли.

  • Среди покупателей – характерна при преобладании «рынка продавца». Яркое ее проявление – дефицит товаров.

  • Между предпринимателями и покупателями – споры о ценах, качестве товаров и услуг и др.

Существует 2 основные группы методов конкуренции: ценовая и неценовая. В ряде случаев используется также недобросовестная конкуренция (см. рис. 2). Недобросовестная конкуренция преследуется по закону.

Рис. 2

В зависимости от степени ограничения конкуренции различают рыночные ситуации: совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и др. (рис. 3).

Рис. 3

Совершенная конкуренция в наибольшей степени соответствует чистой рыночной экономике. Однако в настоящее время большую роль в экономике стран играют монополии. Монополии используют свои особенные методы недобросовестной конкуренции (рис. 4).

Рис. 4

Специалисты, отвечающие за конкурентоспособность фирмы: бренд-менеджер, копирайтер, маркетолог, менеджер, промоутер, риэлтер, специалист по связям с общественностью, трейдер и др.

2.1.3. Характерные особенности рыночной экономики развитых стран в современных условиях

Хотя в различных странах имеется определенная специфика, своя модель рыночной экономики, все же можно выделить ряд общих для них характерных особенностей.

Насыщенность товарами массового производства, направленного на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.

Гибкость и адаптивность производства, способного отвечать самым сложным запросам потребителей.

Быстрые темпы научно-технического прогресса. Мощный потенциал НИОКР, ускоренные инновационные темпы являются сегодня залогом успеха.

Высокие инновационные расходы обусловливают крупные производственные масштабы, которые для внутреннего рынка слишком велики. Отсюда – усиление интернационализации экономики и рынка.

Наряду с крупными корпорациями все более широкое распространение получает малый бизнес как гибкая, мобильная форма производства.

Обострение конкуренции и в то же время стремление сделать ее регулируемой.

Сырьевые и энергетические проблемы, обостряющие международные отношения.

Изменение экологического сознания общества, что заставляет фирмы менять свою стратегию.

Информационная революция, связанная с образованием всемирной сети Интернет. Зарождение Интернет-экономики.

Выводы

1. Важнейшим элементом инфраструктуры современной рыночной экономики являются биржи. Биржа – это организационная форма оптовой торговли массовыми стандартизированными товарами или систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы, ценных бумаг.

2. Сделки на биржах подразделяются на следующие основные группы: сделки с реальным товаром; фьючерсные сделки, сделки с премией.

3. Функции конкуренции: регулирующая, аллокационная, инновационная, распределительная, контролирующая.

4. Различают следующие виды конкуренции: среди предпринимателей за деньги покупателей (данный вид конкуренции разделяют на внутриотраслевую и межотраслевую), среди покупателей, между предпринимателями и покупателями.

5. Существуют следующие методы конкуренции: ценовая, неценовая и недобросовестная.

6. В зависимости от степени ограничения конкуренции различают рыночные ситуации: совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и др.

7. Характерные особенности рыночной экономики развитых стран в современных условиях: насыщенность товарами массового производства, гибкость и адаптивность производства, быстрые темпы научно-технического прогресса, крупные производственные масштабы, широкое распространение малого бизнеса как гибкой, мобильной формы производства; обострение конкуренции и в то же время стремление сделать ее регулируемой; сырьевые и энергетические проблемы, обостряющие международные отношения; изменение экологического сознания общества, что заставляет фирмы менять свою стратегию; информационная революция, связанная с образованием всемирной сети Интернет.

Вопросы для самопроверки

  • Что представляет собой биржа, каковы ее основные функции?

  • Какие основные биржевые операции можно назвать?

  • Каковы функции конкуренции?

  • Какие существуют виды конкуренции?

  • Чем отличаются ценовые и неценовые методы конкурентной борьбы?

  • Что представляет собой недобросовестная конкуренция?

  • Какие виды рыночных структур выделяют в экономической теории?

  • Каковы характерные черты рыночной экономики развитых стран в современных условиях?

Литература

Основная

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича.Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.С. 85-88.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.С. 122-131.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие.СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь.СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

Дополнительная литература:

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.С. 59-65.