Похожие публикации

Классный час + презентация по теме «Автомобиль. Дорога. Пешеход.»
Классный час
1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения. 2. Активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, со...полностью>>

1. Физическая культура представляет собой (1)
Документ
17. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойстворганизма человека, благодаря которым возможна двигательная активность,назы...полностью>>

1. Физическая культура представляет собой (1)
Документ
17. Комплексы генетически обусловленных биологических и психических свойстворганизма человека, благодаря которым возможна двигательная активность,назы...полностью>>

1. Физическая культура представляет собой (1)
Документ
(Т) процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий, либо целенаправленное использование специальных физических упраж...полностью>>



Рабочая программа дисциплины основы теории управления рекомендуется для направления подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Кафедра Антикризисного и стратегического менеджмента

Одобрено УМС факультета Управления

Протокол №___от «___»___________2011г.

Председатель _________________________

Рабочая программа дисциплины

ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Рекомендуется для направления подготовки

080400 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Профили: Управление персоналом в торговле и сфере услуг

Мотивация и стимулирование персонала

Квалификация (степень) «бакалавр»

Форма обучения: очная

Согласовано:

Учебно-методическое управление

РГТЭУ

«____» ________________2011г.

__________________________Барбашина О.В.

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № 9

от 11 мая 2011г.

Зав.кафедрой проф.

__________________Мусин М.М.


Москва 2011г.

Содержание

стр.

  1. Цели и задачи дисциплины. 3

  2. Место дисциплины в структуре ООП. 3

  3. Требования к результатам освоения дисциплины. 4

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы. 5

  5. Содержание дисциплины. 5

    1. Содержание разделов и тем дисциплины. 5

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с

обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10

    1. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. 10

  1. Перечень семинарских и практических занятий . 11

  2. Примерная тематика курсовых проектов (работ). 11

  3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 11

а) основная литература; 11

б) дополнительная литература; 12

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые

системы . 13

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 13

10. Образовательные технологии. 13

11. Оценочные средства. 14

  1. Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины Основы теории управления является формирование у обучающихся знаний, умений и навыков эффективного менеджмента на предприятиях различного профиля в условиях рационализации хозяйственной деятельности, адаптированной к ресурсным ограничениям, и получения высоких конечных результатов при оптимизации затрат. В соответствии с целью дисциплины необходимо комплексное и последовательное решение следующих задач:

- ознакомление обучающихся с историческими предпосылками и современными методологическими аспектами теории менеджмента;

- создание у обучающихся необходимой теоретической базы в области менеджмента для последующего освоения профессиональных компетенций;

- обучение практическим навыкам организационно-управленческой и информационно-аналитической деятельности;

- формирование у обучающихся способности к организационному проектированию, распределению функций, готовности к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности системы управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина Основы теории управления включена в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла.

Общие требования к входным знаниям, умениям и компетенциям определены стандартом среднего (полного) общего образования или стандартами среднего профессионального образования по профилю обучения (в рамках укрупнённой группы специальностей). Обучающийся должен знать основы функционирования современного общества и государства, основные исторические периоды развития современной цивилизации и экономики.

Дисциплина «Основы теории управления» должна предшествовать дисциплинам «Основы управления персоналом», «Экономика организации», «Основы организации труда», «Управление организацией» для профиля Мотивация и стимулирование персонала, «Организационное поведение».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способность находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты (ОК-9);

- учет последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Принципы развития и закономерности функционирования организации; основные бизнес-процессы организации; принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования; типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; виды управленческих решений и методы их принятия.

Уметь:

Анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять её ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию и её персонал; принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учёта в сфере управления персоналом; принимать участие в разработке корпоративных конкурентных и функциональных стратегий развития организации в части управления персоналом; оценивать риски, социальную и экономическую эффективность принимаемых решений в управлении персоналом; исследовать организационную структуру и разрабатывать предложения по её совершенствованию.

Владеть:

Методами реализации основных управленческих функций в сфере управления персоналом; навыками диагностики состояния и контроля деятельности объекта управления; инструментами принятия, реализации и анализа возможных последствий управленческих решений в сфере управления персоналом организации.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Аудиторные занятия (всего)

36

В том числе:

-

Лекции

14

Практические занятия (ПЗ)

14

Семинары (С)

8

Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:

-

Работа с литературой и интернет-ресурсами

14

Проектно-графические работы

8

Подготовка реферата

10

Тестирование

2

Контрольная работа

2

Вид промежуточной аттестации

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

3

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины

1. Сущность и содержание теории управления

Теория управления: управление как потребность и как фактор успеха деятельности, сущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний, специфика управленческой деятельности, современные проблемы управления.

Закономерности и принципы управления: субъективные и объективные факторы в управлении; закономерности управления, зависимость процессов управления функционированием и развитием, соотносительность субъекта и объекта управления, соответствие целей управления целям организации; классификация принципов управления.

Управленческие решения как основная функция менеджера. (ОК-9)

2. Эволюция концепций менеджмента

Генезис теории управления: управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления, национально-региональные модели управления, истоки и тенденции развития российского управления. Эволюция подходов и принципов принятия решений с позиций различных направлений теории управления. (ОК-9)

3. Система управления

Система управления: понятие системы управления, распределение функции, полномочий и ответственности, принципы построения систем управления, факторы формирования систем управления; понятие звена управления, разработка комплекса функций обособляемого звена системы управления, типология систем управления.

Понятие среды организации: внутренняя среда, внешняя среда, микро- и макро- уровни среды организации, компоненты среды организации и степень их влияния на управленческие процессы и эффективность деятельности организации.

Процесс и механизм управления: понятие процесса управления; операции процесса управления; свойства, характеристики и основные этапы процесса управления; типология процессов управления; понятие механизма управления, стихийное и сознательное формирование механизма управления; нравственные ограничения в использовании средств управления.

Ресурсы управления: человеческие, материальные, информационные, финансовые ресурсы управления; роль человека в процессах управления; информация как ресурс управления, информационные системы и технологии; экономическое содержание ресурсов управления.

Управленческие решения, принимаемые на микро- и макро- уровнях организации; зависимость методов принятия решений от характеристик среды организации. (ОК-9, ОК-21)

4. Функции и методы управления

Функциональные основы теории управления: разделение, специализация и кооперация управленческого труда; функциональная организация труда работников управления; общие и специализированные функции управления, потребность в системе управления.

Методы управления как совокупность средств воздействия на объект управления. Сущность и классификация методов управления: экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления; особенности применения методов управления при реализации управленческих функций и принятии управленческих решений.

Зависимость типологии управленческих решений от функциональной направленности и методологических подходов к управлению организацией. (ОК-9)

5. Планирование и прогнозирование

Планирование: классификация, методы, инструменты, особенности на современном этапе развития экономики.

Цели и целеполагание в управлении: роль цели в организации и осуществлении процессов управления, классификация целей, построение дерева целей; сочетание разнообразия целей и функций менеджмента; система управления по целям; стратегия и тактика управления.

Методы прогнозирования, разработка стратегий. Диагностика риска. Решения, принимаемые менеджером в условиях неопределённости и риска. (ОК-9, ОК-21)

6. Организация

Организация: необходимость, основные элементы процесса, критерии эффективности. Централизация и децентрализация управления: полномочия и факторы их распределения; делегирование полномочий в процессах управления, функциональное содержание полномочий; выбор и регулирование степени централизации управления.

Понятие организационной структуры, технология разработки организационной структуры, классификация организационных структур управления: иерархический и органический типы структур, перспективные направления развития организационных структур управления, взаимосвязь организационной структуры и этапа развития организации, организационное проектирование.

Зависимость методов принятия управленческих решений от типа организационной структуры объекта управления. (ОК-9)

7. Технология управления

Координация и регулирование, управление коммуникациями: роль коммуникаций в деятельности организации, классификация коммуникаций, уровни и виды коммуникаций, коммуникационный процесс, принципы управления коммуникациями.

Руководство и мотивация деятельности в управлении: мотивы деятельности человека и их роль в управлении, основные понятия и логика процесса мотивации, факторы формирования мотивов труда; использование мотивации в практике менеджмента; факторы эффективности мотивации; современные концепции мотивации.

Отношения власти в системе управления: понятие и типология власти; власть и авторитет менеджера; признаки, факторы и проявления неуправляемости; источники власти в управлении организацией; партнерство в процессах менеджмента.

Лидерство и стиль управления: процессы формирования и основные составляющие лидерства, формальные и неформальные факторы лидерства, проявление лидерства в стиле управления, тенденция развития стиля управления.

Групповая динамика и конфликты: роль группы в поведении и деятельности человека, формирование групп, взаимодействия в группе и в организации; возникновение, проявление и разновидности конфликтов, влияние конфликтов на управление.

Контроль: классификация, содержание процесса контроля реализации управленческих решений, методы, инструменты, особенности применения в различных типах организаций. (ОК-9, ОК-21)

8. Разработка и реализация управленческих решений

Разработка управленческих решений: понятие и классификация управленческих решений, основополагающие элементы деятельности, условия и критерии принятия решений, выработка и анализ альтернатив, процесс и модели и методы принятия управленческих решений, организация выполнения и контроль реализации управленческих решений. (ОК-21)

9. Эффективность управления

Общие понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента, показатели экономической и социальной эффективности, затраты на управление. Критерии эффективности.

Организационные изменения и развитие: природа процесса изменений, организация проведения изменений, внедрение изменений; развитие как фактор стабильности и эффективности, управление функционированием и управление развитием; инновационный потенциал и стратегии развития.

Управление качеством и качество управления: качество как объект и характеристика управления, основные черты и особенности управления качеством, разновидности систем управления качеством: зарубежный и отечественный опыт. Оценка качества управленческих решений. (ОК-21)

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Основы управления персоналом

х

х

х

х

х

х

х

2.

Экономика организации

х

х

х

х

х

х

х

3.

Основы организации труда

х

х

х

х

х

4.

Организационное поведение

х

х

х

х

5.

Управление организацией

х

х

х

х

х

х

х

х

х

5.3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий (час.)

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

1.

Сущность и содержание теории управления

1

-

-

2

2

5

2.

Эволюция концепций менеджмента

1

-

-

2

10

13

3.

Система управления

1

2

-

-

2

5

4.

Функции и методы управления

1

-

-

2

2

5

5.

Планирование и прогнозирование

2

2

-

-

2

6

6.

Организация

2

4

-

-

12

18

7.

Технология управления

2

4

-

-

2

8

8.

Разработка и реализация управленческих решений

2

2

-

-

2

6

9.

Эффективность управления

2

-

-

2

2

6

ИТОГО:

14

14

-

8

36

72

6. Перечень семинарских и практических занятий.

№ п/п

№ раздела (модуля) и темы дисциплины

Наименование семинаров, практических и лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы)

Оценоч-ные средст-ва*

Форми-руемые компе-тенции

1

2

3

4

5

6

1.

1

сем. Место и роль теории управления в системе современных знаний

2

УС

ОК-9

ОК-21

2.

2

сем. Характеристика научных школ менеджмента

2

УД

3.

3

Письменное задание по контролю усвоения темы.

2

ПР

4.

4

сем. Функции и методы управления

2

УО

5.

5

Виды планирования. Бизнес-план.

2

ДИ

6.

6

Процесс организации, Делегирование полномочий.

2

УО

7.

6

Разработка организационных структур управления организацией

2

ДИ

8.

7

Координация и регулирование

2

УС

9.

7

Мотивация и контроль в менеджменте

2

УО

10.

8

Технология принятия управленческих решений

2

ПР

11.

9

Показатели эффективности и инновационного потенциала организации

2

ПТ

*: УС – устное собеседование, УД – устный доклад; ПР – письменная работа; УО – устный опрос; ДИ – деловая игра; ПТ – письменный тест.

7. Примерная тематика курсовых работ

Учебным планом по направлению «Управление персоналом» курсовая работа не предусмотрена.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб.и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009

2. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения. Учебник. – 4-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009

3. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

4. Менеджмент. Практикум: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Ивановой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер.с англ. – М.: Вильямс, 2008

6. Практикум по теории управления: Учеб. пособие / Под.ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005

7. Теория управления: Учебное пособие / Авторский коллектив под руководством Г.И. Москвитина – М.:Изд-во РГТЭУ. 2011

8. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 4-е изд.пререраб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008

б) дополнительная литература:

1. Адизес И. Управляя изменениями. – СпБ.: Питер, 2008

2. Бирман Л.А. Общий менеджмент. – М.: Дело АНХ, 2008

3. Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. Введение в теорию управления организационными системами / Под ред. Д.А. Новикова. – М.: Либроком, 2009

4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – 3-е изд.перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2007

6. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник – СпБ.: Питер, 2008

7. Дорофеев В.Д., Шмелёва А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008

8. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебник – Н.Новгород.: НИМБ,2008

9. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007

10. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы. 2-е изд., испр. – М.: Дело, АНХ, 2008

11. Лисичкин В.А., Корягин Н.Д., Конотопов М.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.:Город, 2009

12. Омаров А.М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: Учебник. – М.: Экономика, 2009

13. ПереверзевА.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд.перераб.и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008

14. Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2007

15. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Практикум. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2007

16. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: Учебник. – М.: Кнорус, 2007

17. Теория управления: Учебное пособие. Бурганова Л.А. – М.: ИНФРА-М, 2009

18. Управленческие решения: Учебное пособие. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. – М.: Эксмо, 2009

19. Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2007

20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2007

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

/ - федеральный образовательный портал

/publications - технологии корпоративного управления

/ - корпоративные информационные системы

/ - Российский журнал менеджмента

/ - журнал «Менеджмент в России и за рубежом»

/ - сайт о стратегическом менеджменте

/ - журнал «Секрет фирмы»

/ - журнал «HR Менеджмент»

/

/

/

/

/

/

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Аудиторная база РГТЭУ, кабинет Менеджмента, компьютерное и проекционное оборудование, электронная база образовательных и инновационных технологий РГТЭУ.

10. Образовательные технологии:

Деловые игры, дискуссии, анализ практических ситуаций, разработка проектов, тестирование.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25% аудиторных занятий. Занятия лекционного составляют 38% аудиторных занятий.

11. Оценочные средства (ОС):

11.1. Оценочные средства для входного контроля – письменный опрос с целью выявления уровня освоения студентами базовых знаний для данной дисциплины.

Примерная тематика для составления заданий входного контроля знаний:

• Понятие общества. Сферы общественной жизни.
• Рыночные отношения в современной экономике.
• Человек, индивид, личность.
• Человеческая деятельность, ее многообразие.
• Экономика России на современном этапе.
• Деятельность и общение.
• Государство и экономика.
• Социальные нормы.
• Человек в системе рыночных отношений.
• Социальная структура. Тенденции изменения социальной структуры российского общества.
• Научное познание. Значение научной теории.
• Социальный статус личности, социальные роли личности.
• Трудовая деятельность человека.
• Права человека. Их закрепление в Конституции Российской Федерации.
• Свобода в деятельности человека.
• Правовое государство.
• Исторический процесс и его участники.
• Прогресс и регресс. Критерии прогресса.
• Развитие знаний об обществе. Общественные науки.
• Цивилизации и формации.
• Традиционное и индустриальное общество.
• Общество и научно-технический прогресс.

11.2. Оценочные средства текущего контроля - реферат, тест (в электронной банке тестов РГТЭУ), ситуационные задачи1, деловые игры2,3, дискуссии, проекты4, контрольная работа.

Примерные темы рефератов:

- Управление изменениями

- Корпоративный менеджмент

- Контроллинг

- Современный американский менеджмент

- Современный японский менеджмент

- Основные черты западноевропейского менеджмента

- Задачи менеджмента в ХХI веке

- Эффективное управление

- Бизнес-планирование

- Управление стрессами

- Организационное поведение

- Показатели оценки конкурентоспособности фирмы

- Социальный профиль российского менеджера

- Управление конкурентоспособностью фирмы

- Управление корпорацией (на примере)

- Менеджмент в малом бизнесе

- Тайм-менеджмент

- Управление ресурсами как фактор стратегического успеха

- Антикризисное управление

- Проблемы риска в управленческой деятельности

- Карьера менеджера

- Гендерный менеджмент

- Международный менеджмент

- Стиль, имидж и организационная культура

11.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена).

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

  1. Подходы к определению понятий «управление» и «менеджмент».

  2. Основные категории менеджмента.

  3. Принципы и закономерности менеджмента.

  4. Классическая теория управления: общая характеристика.

  5. Административная теория управления А. Файоля.

  6. Основные понятия бюрократической теории М. Вебера.

  7. Подходы в менеджменте с ориентацией на человека.

  8. Современные направления в теории управления.

  9. Сравнительный анализ американской и японской системы управления.

  10. Западноевропейская модель управления.

  11. Основные этапы развития менеджмента в России.

  12. Организация как система управления, ее основные элементы, внешняя и внутренняя среда.

  13. Виды организаций; классификация.

  14. Концепция жизненного цикла организации.

  15. Формальные и неформальные группы в организации; причины возникновения неформальных групп.

  16. Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации.

  17. Виды и особенности организационных структур управления; требования к ним.

  18. Основы формирования организационных структур управления.

  19. Определение понятия «функции менеджмента»; классификация функций.

  20. Общие функции менеджмента; отличительные особенности.

  21. Планирование, как общая функция менеджмента; виды планирования.

  22. Организация и координация как связующие общие функции процесса управления.

  23. Содержательные теории мотивации. Категории мотивации.

  24. Процессуальные теории мотивации.

  25. Контроль как завершающая общая функция менеджмента. Виды контроля.

  26. Специальные функции менеджмента, их особенности.

  27. Управление персоналом, как специальная функция менеджмента. Классификация персонала управления; требования, предъявляемые к персоналу управления.

  28. Содержание работы с персоналом управления организации.

  29. Организация и принципы подбора, расстановки и обучения персонала управления.

  30. Вспомогательные функции менеджмента; их влияние на своевременность и качество выполнения общих и специальных функций управления.

  31. Влияние материальной, властной и духовной мотивации на выбор методов управления; комплексный подход к применению методов управления.

  32. Экономические методы управления: характеристика и особенности.

  33. Организационно-распорядительные методы управления: характеристика, разновидности.

  34. Социально-психологические методы управления и их значение для развития социальной активности персонала и развития коллектива в целом.

  35. Сущность и роль управленческих решений; их классификация; требования к управленческим решениям.

  36. Этапы принятия управленческого решения. Организация выполнения решения.

  37. Формы власти и способы её реализации; сильные и слабые стороны различных форм власти.

  38. Природа лидерства; характерные черты лидера.

  39. Стили руководства; адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

  40. Конфликты в менеджменте; виды конфликтов.

  41. Основные причины конфликтов.

  42. Способы преодоления конфликтов.

  43. Управление стрессами.

  44. Самоменеджмент руководителя.

  45. Эффективность менеджмента: основные составляющие оценки эффективности хозяйственных организаций.

  46. Экологическая и социальная эффективность менеджмента.

  47. Основы управления внешнеэкономической деятельностью организаций.

  48. Международные организации: значение, роль в международном менеджменте.

  49. Управление инновационным потенциалом организации.

  50. Система информационного обеспечения процесса управления.

Разработчик:

Доцент кафедры антикризисного и стратегического менеджмента

_____________________ О.В. Барбашина

1 Менеджмент. Практикум: учебное пособие / под ред. Л.В. Ивановой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006


2 Основы менеджмента. Практикум. 2-е изд., испр. и доп. – М.:Дашков и К, 2007


3 Практикум по теории управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005


4 Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы. – 2-е изд., испр. – М.: Дело, АНХ, 2008