Похожие публикации

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (1)
Конкурс
Оборудование: столы и стулья для команд и жюри, раздаточный материал, высказывания о математике: «Математика-это язык, на котором написана книга приро...полностью>>

Коллективный договор (4)
Документ
Акционерное общество «Пассажирские перевозки» в лице Исполняющего обязанности Президента Акционерного общества «Пассажирские перевозки» (далее - Работ...полностью>>

Коллективный договор (4)
Документ
Акционерное общество «Пассажирские перевозки» в лице Исполняющего обязанности Президента Акционерного общества «Пассажирские перевозки» (далее - Работ...полностью>>

Коллективный договор (4)
Документ
1) осуществлять прием на работу в соответствии с действующим трудовым законодательством, с обязательным ознакомлением работника с условиями труда, пра...полностью>>



Сборник статей Международной заочной конференции. Вги(филиал) Волгу- волгоград. С. 45-52. Детерминация темпорального сознания

Детерминация темпорального сознания репрезентациями времени/ З.А.Киреева // Сборник статей Международной заочной конференции. ВГИ(филиал) ВолГУ- Волгоград.С. 45-52.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯМИ ВРЕМЕНИ

Киреева З.А.

доктор психологических наук

зав.кафедрой общей психологии и психологии развития личности

Одесского национального университета имени И.И.Мечникова

В статье прослежен генезис сознания, детерминируемый репрезентациями времени и представлена паритетно-иерархическая модель развития темпорального сознания.

Ключевые слова: сознание, время, репрезентации.

Длительное время изучение обыденного сознания выступало фоном в научных теориях несмотря на то, что значительную часть всего содержания психологии составляет анализ процесса отражения действительности и получения субъективного образа объективного мира. Осознание предметов и явлений окружающего мира обыденным сознанием имеет различные уровни, глубину проникновения в объект, степень ясности и понимания. В результате взаимодействия с темпоральной действительностью человек отражает эту действительность в виде обобщенно-абстрактных продуктов умственной переработки воспринятого, с помощью репрезентаций.

В работах Дж. Андерсон,  А.В. Брушлинского, А. Пайвио, Дж. Ройс, М.А. Холодной, А.П. Стеценко, Н.И. Чуприковой, Т.М.Титаренко, Е.Ю. Артемьевой, А.Г. Шмелева, Е.А. Сергиенко и др. на передний план выдвигается понятие репрезентации. Анализ существующих в психологии представлений о репрезентативно-когнитивных структурах, позволяет сделать следующие обобщения: репрезентации – это обобщенно-абстрактные продукты переработки воспринятого, средства субъективного представления действительности, особого рода психическая реальность, которая хотя и инициируется «извне» внешним воздействием, но зарождается и обеспечивается «внутри» субъекта; репрезентации индивидуальны (могут быть вербальными и невербальными) важную роль в их функционировании играет опыт, который разворачивается во времени и влияет на их изменение, с учетом генетически заложенных в них потенциалов развития (задатки); формой бытия когнитивно-репрезентативных структур являются концепты, развивающиеся по дифференциально-интегративному пути и включающие логическое содержание, аффекты и экзистенциальные реакции; когнитивные репрезентации выступают во внутреннем мире личности как значимые переживания.

Исследуя генезис реперезентации времени в отногенезе (как развитие житейских (спонтанных, real-life) понятий, которые протекают без дидактической помощи, без помощи со стороны взрослого человека (у детей), мы демонстрируем онтологический подход к формированию индивидуального сознания в онтогенезе, прослеживаем стадии и динамику изменений, происходящих в индивидуальном сознании в соответствии с принципом Л.С. Выготского и А.Р. Лурии о смысловом и системном развитии сознания.

В нашем исследовании генезиса темпорального сознания ведущую роль мы отвели репрезентациям времени, имея следующие основания.

- Время репрезентировано в сознании в рамках вербальной и невербальной (образной) систем. Вербальные и невербальные репрезентации представляют второй уровень отражения времени (С.Л. Рубинштейн, П. Фресс, Д.Г. Элькин) – абстрактное, опосредованное, понятийное время. Одним из проявлений вербальной репрезентации времени, согласно Г. Вудроу, является суждение. Суждение как универсальная структурная единица мысли расположено в ряду когнитивных психических структур между представлением и понятием, которое может связывать и непонятийные структуры (Л.М. Веккер). К структурным компонентам суждения относятся сенсорно-перцептивные образы, представления (как вторичные образы) и понятийные обобщения (Л.М. Веккер).

- Репрезентации времени формируются под влиянием осмысленных переживаний, которые выступают как одна из сторон индивидуального сознания и форма презентации психологического времени. Доминантную роль внутри опыта человека, его переживаний, значений, смыслов играет рефлексия. Рефлексия через темпоральные характеристики получает доступ к сознанию(В.И.Молчанов).

- Репрезентации времени развиваются под влиянием социокультурных феноменов, включая факт опосредованности мировоззрения индивида влиянием конкретного языка, который является средством мышления данного общества. Например, в нашем исследовании показано, что осознание «культа времени» и его дефицита проявляется в сознании в 12 лет.

- В репрезентациях времени существенная роль отведена индивидуальному опыту в организации познавательного взаимодействия субъекта с миром. Известно, что опыт разворачивается во времени(А.Н.Лактионов), имеет трехуровневую организацию: «перцептивный мир», семантический слой, слой амодальных структур(Е.Ю.Артемьева) и становится ведущим компонентом, потенциальным резервуаром новых операциональных и предметных знаний (Д.Н. Завалишина). С помощью индивидуального опыта субъект привносит в воспринимаемую темпоральную действительность свое содержание, наделяет ее смыслом и ценностями.

- Временные репрезентации существуют как инварианты смыслов (Л.А. Дергачева, Дж. Дридзе, Д.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович), к формам субъективной репрезентации смысла относят эмоции, метафоры, ценности, структурирование (трансформации) психического образа (Д.А. Леонтьев)[5]. Временные репрезентации согласно нашим эмпирическим данным включают ценностно-смысловое отношение ко времени, которое представлено через: эмоциональное отношение к нему, метафорические суждения, ценностное отношение ко времени и времени жизни.

- Познание и отражение сути темпоральной действительности в сознании в онтогенезе происходит в трех взаимосвязанных направлениях: метрические свойства времени (длительность), топологические свойства времени (необратимая последовательность протекания событий из прошлого через настоящее в будущее) и представления для ориентировки во времени (по аналогии с выделенными проблемами в психологии времени П. Фрессом).

- В темпоральных репрезентациях отражаются индивидуально-динамические особенности психики. Б.И. Цуканов[9] выделил индивидов, живущих в различных временных условиях, – с различной собственной единицей времени в пределах сплошного спектра «τ-типов», имеющих индивидуальные особенности отношения ко времени и продемонстрировал связь между имеющимся у каждого субъекта «τ-типом» и дифференциальными оценками скорости переживаемого времени.

Учитывая вышесказанное мы предложили модель развития темпорального сознания, детерминированную репрезентациями времени в которой различаем: вертикальную, или иерархическую, плоскость сознания и горизонтальную, или паритетную, плоскость. В вертикальную плоскость сознания входят четыре основных иерархических уровня. В них представлены разнопорядковые репрезентации, существенно и качественно различающиеся между собой по значимости и сложности, по которым можно судить о глубине понимания и отражения темпоральной действительности и как следствие, – об уровне развития сознания. В горизонтальной плоскости в паритетных темпоральных репрезентациях объединены однопорядковые суждения, которые практически не имеют существенных различий по критериям сложности и значимости, но представляют собой степень дифференцированности осознания темпоральной действительности в различных модальностях (например, свойства времени, ценностно-смысловое отношение ко времени, эмоциональное и т. д.).


Рис. 1. Уточненная теоретико-экспериментальная модель развития сознания, детерминированная репрезентациями времени.

Примечание: М – метрические свойства времени, Б – бесконечность, О – относительность течения времени, Т – топологические свойства; Д – время деньги, ДВ – дефицит времени, АМ – ассоциации, метафоры.

Предложенная нами модель развития темпорального сознания была подтверждена и уточнена эмпирически на выборке 987 испытуемых в возрасте от 3 до 87 лет. В дошкольном возрасте (3 – 5 лет) и младшем школьном возрасте (6–10 лет) время репрезентировано в виде оречевленной перцепции или ассоциативного значения «время – часы», что соответствует I уровню развития сознания; десятый год жизни назван началом паритетной (горизонтальной) и иерархической (вертикальной) дифференциации в развитии сознания, в котором впервые появляются ценностно-смысловые репрезентации «время жизни». В течение подросткового возраста (11–15 лет) и периода ранней юности (16–17 лет) происходят качественные и количественные изменения на горизонтальной и вертикальной плоскостях развития сознания – понимание и осознание времени становится все сложнее по мере накопления субъективного опыта. В вертикальной плоскости отмечается переход от конкретных к абстрактным репрезентациям времени (11,5 лет), в горизонтальной – происходит дифференциация индивидуального сознания по всем выделенным формам концептуализации темпоральной действительности (свойства времени, ценностно – смысловые репрезентации, комплексные репрезентации). Высшую ступень развития сознания на III уровне составляют комплексные репрезентации – группа взаимодополняющих суждений, выработанных в индивидуальном опыте, отражающих различные представления о времени и его свойствах, в которых проявляется пристрастное отношение субъекта к объекту, и которые формируют понимание времени индивидуальным сознанием как части образа многомерного мира. Каждый год жизни и развития подростка и юноши связан с приобретением нового в осознании времени, что отражено в диагностической шкале спонтанного развития сознания. В ранней взрослости (18 – 25 лет) увеличивается количество репрезентаций времени, соответствующих IV уровню генезиса сознания. Этот уровень детерминирован понятийными обобщениями с родовым (более общим) признаком (или парадигматическими репрезентациями) и демонстрирует интеграционные процессы в индивидуальном сознании. К 25 годам у 38% испытуемых представлен IV уровень развития сознания. В период средней (26–40 лет) и поздней взрослости (41–55 лет), предпенсионном возрасте и старости репрезентации времени детерминируют III уровень генезиса сознания. Выделены доминанты в репрезентациях времени – определено смысловое поле человеческого мировосприятия на разных этапах жизни.

Использование критерия χ2 продемонстрировало, что каждому этапу онтогенеза присущи доминантные репрезентации времени, детерминирующие развитие темпорального сознания. Каждому возрастному этапу присущи свои формы репрезентации, отражающие значимое интерсубъективное отношение ко времени. Так, возраст 3-11 лет – возраст конкретных представлений о времени: «время – часы», в 12 лет в сознании сосуществуют ассоциативное значение «время – часы» и понимание времени как жизни и как изменения, появляются комплексные суждения о времени, в 13 лет в репрезентациях проявляются социокультурные детерминанты в виде дефицита времени: «времени не хватает», в 14 лет увеличивается количество комплексных репрезентаций, в 15 лет отмечается максимум в акмеологических отношениях ко времени, возраст 16-17 лет отмечен максимумом комплексных суждений о времени. В возрасте 18-19 лет возрастает количество суждений «время жизни» и отмечается второй пик суждения «время – изменение», сукцессивно происходит увеличение понятийных обобщений с более общим (родовым) признаком; к концу периода ранней взрослости (24-25 лет) в сознании представлен максимум репрезентаций – понятийных обобщений с более общим (родовым) признаком (парадигматические репрезентации), в периоде средней взрослости (26- 40 лет) отмечается второй пик в суждении, отражающем субъективный дефицит времени, и повышается количество суждений «время

жизни»; в периоде поздней взрослости (41-55 лет) время в сознании представлено комплексными репрезентациями, но основным значением выступает значение «время жизни», и от 55 и выше отмечаются максимальные значения репрезентации «время жизни». Так, по мере изменения или появления новых репрезентаций времени в онтогенезе, обусловленных индивидуальным опытом переживания, жизнедеятельности и влиянием социокультурных феноменов, происходит более глубокое постижение темпоральной действительности: изменяется и развивается структура сознания. Развитие темпорального сознания мы понимаем как динамический феномен, отражающий качественные изменения в пристрастном познании темпоральной действительности в онтогенезе, имеющий паритетно-иерархическую структуру.

Литература

  1. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики / E. Ю.Артемьева. - М.: МГУ, 1980. - 76 с.

  2. Веккер Л.М. Психические процессы: [В 3 т.] / Л.М.Веккер. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974-1981.

  3. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления / Д.Н.Завалишина. - М.: Наука, 1985.

  4. Киреева З.А. Развитие сознания, детерминированное временем. Монография. – Одеса, 2010.-380с.

  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А.Леонтьев. – [3-е изд., доп.]. - М.: Смысл, 2007. – 511 с.

  6. Титаренко Т.М. Життєвий світ особистості: у межах і за межами буденності / Т.М.Титаренко. - К.: Либідь, 2003. – 376 с.

  7. Фpесс П. Воспpиятие и оценка вpемени / П.Фpесс, Ж.Пиаже // Экспеpиментальная психология. - М.: Пpогpесс, 1978. - Вып.6. - С. 88 -130.

  8. Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления / М.А. Холодная. - Томск: Из-во Томск. Университета., 1983. – 190 с.

  9. Цуканов Б.И. Вpемя в психике человека: монография / Б.И.Цуканов. – Одесса: Астропринт, 2000. – 220 с.

  10. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации / Н.И. Чупpикова. - СПб.: Питер, 2007. – 448 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).