Похожие публикации

«практическое предпринимательство: базовый курс» (2)
Документ
Даю свое согласие на сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе переда...полностью>>

К Конкурсной документации (7)
Конкурс
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, созданного после 01.07.2002г./свидетельство о внесении записи о юридическом лице, зарег...полностью>>

Тема Русское искусство 18 века > Кто из русских художников написал женский портрет, о котором спустя 200 лет восторженно высказался русский поэт Николай Заболоцкий
Документ
1. Наименование направления в искусстве – «импрессионизм» - возникло, как известно, от названия одной из картин известного живописца. Назовите имя худ...полностью>>

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями(5 класс)
Документ
- Воспитание уважения друг к другу. Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый учен...полностью>>



Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, (4)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности
[код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста


[Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Программа Научного семинара

«Россия в мировой экономике и торговле в XXI веке»



для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

Автор программы:

Портанский А.П., профессор, к.э.н. portanskiy@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры Торговой политики «___»____________ 2013 г

Зав. кафедрой Медведков М.Ю.

Рекомендована профессиональной коллегией

«Международные отношения и регионалистика»

Председатель « ___ » __________ 20 г

Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики

«___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Россия в мировой экономике и торговле в XXI веке».

Программа разработана в соответствии с:

  • Стандартом НИУ;

  • Образовательной программой 080100.62 «Экономика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014г.

2Цели освоения дисциплины

Неотъемлемой составляющей обучения в рамках бакалавриата факультета мировой экономики и мировой политики является развитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы. Важнейшим аспектом данной работы является подготовка и написание письменных научных работ студентов, а также их защита. Научно – исследовательский семинар призван стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать их исследовательскую работу с формализацией ее результатов исследования в письменном виде. Целями НИС «Россия в мировой экономике и торговле в XXI веке» являются: ознакомление студентов с основными чертами современной мировой экономики, особенностями интеграции РФ в мировую экономику и торговлю с учетом регионального фактора.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

  • Изучение особенностей мировой экономики XXI в и современного этапа ее глобализации;

  • Анализ факторов, определяющих роль и место РФ в мировой экономике и торговле;

  • Сопоставление выгод от активного участия в глобальных структурах и региональной интеграции;

  • Рассмотрение путей и возможностей модернизации экономики РФ и приоритетных направлений участия РФ в международном разделении труда.

Существенное внимание при изучении дисциплины уделяется таким относительно новым понятиям и явлениям в современной мировой экономике, как принципы открытой экономики, экономика знаний, смена лидеров экономического развития, участие государств в глобальных производственных цепочках (глобальных сетях создания добавленной стоимости).

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • Основные методы научно-исследовательского поиска;

  • Основные этапы научного исследования;

    Уметь:

  • Определять предмет, объект, субъект и среду исследования;

  • Формулировать научную гипотезу, цель и задачи исследования;

  • Анализировать источниковую базу, научную литературу по выбранной теме;

  • Готовить тексты информационно-аналитического и научного содержания.

    Иметь навыки (приобрести опыт):

  • критической оценки аналитических и научных материалов по выбранной теме научного исследования;

  • обсуждения основных научных проблем и дискуссионных вопросов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б3

Определяет предмет, объект, субъект и среду исследования.

Семинары. Самостоятельная работа.

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.

СК-Б7

Формулирует научную гипотезу.

Ставит цели и задачи исследования.

Применяет основные методы научно-исследовательского поиска.

Семинары. Самостоятельная работа. Зачет.

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК-Б6

Анализирует политико-экономические проблемы международных экономических организаций.

Семинары. Самостоятельная работа.

Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения

ИК-Б2.5.2_3.1_3.2

Имеет навыки проведения научных дискуссий.

Применяет методы общенаучного характера для обоснования своей точки зрения (устно).

Семинары. Обоснование темы курсовой работы. Драфт курсовой работы. Предзащита.

Способен описывать проблемы и ситуации мировой экономики, используя язык и аппарат экономических наук

ИК-Б5.4(МО)

Подготавливает тексты информационно-аналитического и научного содержания.

Драфт курсовой работы. Зачет.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу научно-исследовательская работа, обеспечивающему подготовку бакалавра по направлению «Экономика».

Научно-исследовательский семинар является дисциплиной по выбору.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • владеть навыками научного поиска, работы с источниками; комплектовать источниковую базу, научную литературу по выбранной теме; готовить первичные тексты научного содержания. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    - «Международная экономика»

    -«Взаимоотношения РФ с основными международными экономическими организациями и региональными экономическими объединениями»

    - «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений»

  • подготовка и написание письменных научных работ, в том числе курсовых работ, ВКР, научных докладов и рефератов, научных статей.

5Тематический план учебной дисциплины

[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]

[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

Теория

1

Характерные черты мировой экономики XXI в.

4

8

2

Роль и место России в современной мировой экономике и торговле

4

8

3

Россия и институты глобального управления

2

8

4

Проблема эффективности членства РФ в ВТО

2

10

5

Региональная интеграция в мире

4

8

6

Интеграция на постсоветском пространстве.

2

10

7

Проблема модернизации в РФ и выбор внешних партнеров

2

8

8

Россия в международном разделении труда – выбор приоритетных направлений

4

8

Методология и практика

9

Выбор основных направлений и темы исследования. Объект, предмет, структура исследования. План НИР.

4

4

10

Методы исследования, методика подбора литературы и работа с источниками.

4

4

11

Формы устного представления результатов исследования. Доклад, презентация.

4

4

12

Формы письменного представления результатов исследования. Реферат, эссе, статья.

4

4

И т о г о

108

40

68

6Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры

1

2

3

4

Итоговый

Экзамен

*

Учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза, научная новизна) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.

7Содержание дисциплины

    Тема 1. Основные черты мировой экономики XXI века.

Господствующее положение рыночной экономики в мире к концу ХХ века.

Ускорение экономического роста развивающихся стран – феномен НИС – изменение со

отношения сил в мировой экономике и торговле в начале XXI в. – появление новых

лидеров.

Особенность современного этапа глобализации: углубление МРТ, глобальность сферы

обмена товарами и услугами, международные производственные цепочки, высокая

степень м/н движения факторов производства.

Экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики.

Сущность открытой экономики.

Возникновение м/н финансовой сферы – преобладание фин.рынков над рынками материальных товаров и ресурсов.

Роль информационных технологий,. Значение экономики знаний.

Возрастание роли межгосударственного регулирования.

Роль «мягкой силы»

Самостоятельная работа – 8 час.

Литература по теме:

1. Международные экономические отношения.

Учебник под ред. проф. И.П. Фаминского. Москва. 2008.

2. Управление международным обменом товаров, услуг, капитала.

Учебник под ред. проф. Э.Э.Батизи. Москва. 2004.

3. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. М.

2011.

 

 

    Тема 2. Роль и место России в современной мировой экономике и торговле.

    Структура национального богатства государств в начале XXI в.

    Страны-члены G8 в мировой торговле. Место РФ в мировой экономике.

    Воздействие мирового кризиса на экономику и торговлю.

    Россия в рейтинге мировой торговли и рейтинге Doing Business.

    Россия и мировой рынок сырьевых товаров. Проблема сырьевой зависимости России

    Глобальная конкурентоспособность – место России.

    Воздействие качества государственных институтов на конкурентоспособность.

    Инвестиционный климат и проблема его улучшения. Значение иностранных инвестиций для развития экономики РФ.

    Россия и БРИКС, Россия и АТЭС.

Самостоятельная работа – 8 час.

Литература по теме:

1. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. М.

2011.

2. Иванов И.Д. Внешнеэкономический комплекс России: взгляд изнутри. М. 2009

1. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система в ХХI веке: возможности и риски (Монография). М.: РАГС. 2010

2. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика, М., Экономика, 2006.

3. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Под общей ред. Сутырина С.Ф. М., Эксмо. 2008.

    Тема 3. Россия и институты глобального управления.

    Понятие глобального управления – Global Governance. Объективная необходимость систем глобального управления в современном мире.

    Основные институты глобального управления: ООН, G20, G8, МВФ, МБРР, ВТО, ОЭСР.

    Россия и Бреттон-Вудские институты - МВФ и МБРР - история участия

    Россия – ВТО: основные итоги присоединения, задачи участия.

    Позиции РФ в G20 и G8.

    Цели присоединения России к ОЭСР, состояние переговоров.

    Участие в институтах глобального управления и положение России в мире.

Самостоятельная работа – 8 час.

Литература по теме:

  1. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении. Весь мир. 2004.

  2. Портанский А.П. Мировой кризис и проблема глобального управления. США и Канада. №4ю 2010.

  3. Под ред. Зуева В.Н. Глобальное экономическое регулирование. М.: Магистр, 2009. С. 17-32.

    Тема 4. Проблема эффективности членства России в ВТО.

    Императив членства в ВТО для России.

    Постановка вопроса эффективности участия в ВТО.

    Основные слагающие элементы эффективности членства в ВТО:

- Эффективность национальной экономики;

- Устраивающие бизнес сбалансированные условия присоединения;

- Обеспечение правительством мер по снижению рисков в начальный период;

- Наличие отраслевых приоритетов, одобренных на государственном уровне;

- Качество госуправления;

- Активная позиция внутри ВТО;

- Наличие необходимых кадров.

    Анализ перечисленных элементов. Выводы и задачи.

Самостоятельная работа – 10 час.

Литература по теме:

  1. Доклад Рабочей группы по присоединению России к ВТО.

  2. Основные параметры текущей экономической ситуации в стране – на остнове материалов на сайте МЭР –

    Тема 5. Региональная интеграция в мире.

    .

    Развитие региональной интеграции в мире после Второй мировой войны.

    Определение экономической интеграции и классификация региональных торговых соглашений (РТС).

    Регионализм и многосторонняя торговая система: привлекательность и недостатки РТС.

    Позиция ВТО в отношении РТС. Проблема РТС на переговорах Доха раунда.

    Перспективы гармонизации РТС и многосторонней торговой системы.

    Важнейшие РТС в мире: ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР (АТЭС). Последние крупнейшие интеграционные инициативы: транс-тихоокеанское партнерство и трансатлантичнеское инвестиционного и торговое партнерство, их значение и перспективы.

    Самостоятельная работа – 8 час.

    Литература по теме:

    1. Колл. авторов, Основы торговой политики и правила ВТО. М. Международные отношения. 2005. Раздел 6.

  1. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система в ХХI веке: возможности и риски (Монография). М.: РАГС. 2010

  2. .Multilateralizing Regionalism. Challenges for the Global Trading System. Edited by Baldwin R. and Low P. Cambridge University Press. 2009.

  3. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система и Евросоюз, 1994-2004.

    (Монография).М. Деловая литература. 2005.

    5. Россия и международная торговая система. П/ред. Ван-Дузера Э., Сутырина

  1. С.Ф., Капусткина В.И. Петрополис. Санкт-Петербург. 2000. Гл.6.

    7. База данных ВТО по региональным торговым соглашениям: http://rtais.wto.org/?lang=1

    Тема 6. Интеграция на постсоветском пространстве.

    Лекция – 4 час., семинар – 2 час.

    Исторические предпосылки и условия интеграции на постсоветском пространстве. Их сравнение с условиями интеграции в послевоенной Европе.

    Интеграционные проекты на постсоветском пространстве после распада СССР, причины неудач большинства этих проектов.

    Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии: история создания; ускорение строительства в июне 2009 г.; основные документы. Состояние функционирования ТС; присоединение членов ТС к ВТО; имеющиеся проблемы. Доля ТС во внешней торговле РФ. Планы создания Евразийского экономического союза к 2015 г. и его значение.

    Проблема вовлечения Украины в ТС: значение Украины для ТС и значение ТС для Украины.

    Перспективы интеграционного проекта ТС-ЕЭП-ЕЭС для его членов и в качестве нового возможного центра экономической мощи в мире.

Самостоятельная работа – 10 час.

Литература по теме:

  1. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии:

  2. Таможенный кодекс таможенного союза.

    Тема 7. Проблема модернизации в России и выбор внешних партнеров

    Императив модернизации в современной России и иные сценарии развития.

    Модернизационные сценарии в истории России XYIII-XX вв.

    Примеры успешных модернизаций зарубежных стран в XX-XXI вв.

    Дискуссия вокруг проблемы модернизации в современной России; проблема решимости элит к проведению модернизации.

    Открытость экономики как условие успешной модернизации.

    Проблема «сырьевого проклятия» как препятствия для модернизации.

    Выбор внешнего партнера для модернизации; проблема возможности «евразийского выбора»; системные внешнеэкономические приоритеты РФ; задачи модернизации и внешняя политика России.

Самостоятельная работа – 8 час.

Литература по теме:

  1. Медведев Д.А. «Россия, вперед!» Интернет-обращение президента от 09.09.2009. www.kremlin.ru, www.gazeta.ru

  2. Медведев Д.А. Обращение к Федеральному Собранию РФ. Ноябрь 2011. www.kremlin.ru

  3. Гуриев C. Фалалеев Д. Проклятые Сырьем. Harvard Business Review. Январь-Февралью 2010 (направлено в приложении)

  4. Выступление А.Кудрина на форуме в Красноярске, февраль 2011.

    Тема 8. Россия в международном разделении труда – выбор приоритетных направлений

    Международное разделение труда (МРТ) и других факторов производства.

    Влияние международного разделения факторов производства на географию и структуру специализации отдельных стран в производстве товаров и услуг.

    Понятия «наделенности факторами производства» и «интенсивность использования факторов производства». Мобильные и специфические факторы производства.

    Основные и развитые факторы производства (по М.Портеру).

    Факторы производства и конкуренция. Факторы производства и участие страны в МРТ.

    Определение преимуществ России в МРТ

    Возможные стратегические приоритеты в экономическом развитии РФ:

    - транспортировки и использования энергии. Разработка и вывод на

    рынки новых видов топлива;

    - совершенствование ядерных технологий;

    - совершенствование информационных технологий и повышение влияния

    на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей.

    - создание собственной наземной и космической инфраструктуры;

    передачи всех видов информации.

    - совершенствование оказания транспортных космических услуг на международном

    уровне;

    - прорыв в развитии сельского хозяйства с учетом имеющегося потенциала

    неосвоенных земель.

Самостоятельная работа – 8 час.

Литература по теме:

  1. Медведев Д.А. «Россия, вперед!» Интернет-обращение президента от 09.09.2009. www.kremlin.ru, www.gazeta.ru

  2. Медведев Д.А. Обращение к Федеральному Собранию РФ. Ноябрь 2011. www.kremlin.ru

  3. Гуриев C. Фалалеев Д. Проклятые Сырьем. Harvard Business Review. Январь-Февралью 2010 (направлено в приложении)

  4. Выступление А.Кудрина на форуме в Красноярске, февраль 2011.

    Тема 9. Выбор основных направлений и темы исследования. Объект, предмет, структура исследования и

    план НИР.

    Особенности методологии политической и экономической науки.

    Международные и региональные исследования, их особенности.

    Предмет международных и региональных исследований.

    Выбор и формулирование темы исследования.

    Объект, предмет, структура исследования, составление плана НИР.

Литература по теме:

Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс,

1990.

Тема 10. Методы исследования, методика подбора литературы и работа с источниками.

Методы общенаучного характера: анализ и синтез, метод научной абстракции и идеализации, индукция и дедукция, системный подход,

единство исторического и логического, метод аналогий, метод обобщений, сравнительный, причинный, структурно-

функциональный, математические методы и др.).

Подбор литературы для исследования. Библиография. Источники. Умение пользования интернет-ресурсами.

Тема 11. Формы устного представления результатов исследования. Доклад, презентация.

Особенности устного выступления. Выделение главного. Разумный объем информации в слайдах.

Тема 12. Формы письменного представления результатов исследования. Реферат, эссе, статья.

Особенности каждой из письменных форм представления результатов исследования.

8Образовательные технологии

Используются:

  1. Исследовательские технологии. Используется групповой формат – обучение в группе. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у студентов познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, умений обобщать и систематизировать информацию, умений работать с научным текстом, готовить научные тексты и представлять их в группе.

  2. Проектные технологии. Используется часть проектных технологий - программируется конечный результат, презентуется план исследования, что обеспечивает высокую мотивацию студента к самостоятельной работе.

Использование исследовательских и проектных технологий в работе НИСа обеспечивает формирование необходимых качеств:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместное обсуждение, вести дискуссию;

  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников НИСа, конструктивно реагировать на критику со стороны своих коллег.

В НИСе меняются функции преподавателя и студента: преподаватель становится консультантом-координатором. Информационно-контрольная функция отходит на второй план. Студент выступает в роли основного участника дискуссии и модератора НИСа.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

В работе НИСа в качестве средства текущего контроля используется форма защиты темы письменной работы и драфта письменной работы. Оценка ставится после защиты и дискуссии участников НИСа.

10Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за текущий контроль (От) учитывает результаты работы студента по обоснованию темы курсовой работы.

Результирующая оценка за промежуточный контроль (Оп) учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза, научная новизна) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.

Результирующая оценка за итоговый контроль (Ои) учитывает результаты работы студента по учебной дисциплине следующим образом:

Ои = От + Оп

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Обобщающего учебника по курсу нет.

Для теоретического раздела рекомендуется:

    Гайдар Е. Гибель империи. РОССПЭН, М.: 2006.

    Гайдар Е., Чубайс А. Экономические записки. РОССПЭН, М.: 2008.

Для методологического раздела рекомендуется:

Ларсен С.У. Теоретический вызов. Теория и методы в социальных науках. М.: Московский государственный институт международных от

ношений (Университет); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.

12Материально-техническое обеспечение дисциплины

Ноутбук и видеопроектор.