Похожие публикации

Литература ол сборник задач по математике для втузов. Ч. Линейная алгебра и основы математического анализа: Учеб пособие для втузов
Литература
ОЛ-4. Сборник задач по математике для втузов. Ч. 1. Линейная алгебра и основы математического анализа: Учеб. пособие для втузов / Под ред. А.В. Ефремо...полностью>>

Порядок фиксации результатов обыска
Документ
Этап фиксации результатов обыска имеет очень важное значение. Тщательно проведенный обыск, закончившийся обнаружением предметов и документов, имеющих ...полностью>>

Опросной лист от 20 г. Организация заказчик: Контактное лицо Ф. И. О. Тел/Факс: Моб: Адрес e-mail
Документ
Тип отопления: □горелка/□конвектор/□электрическое....полностью>>

Анализа стихотворения
Документ
Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воо...полностью>>



Формирование вычислительных навыков и развития математических способностей учащихся 5-11 классов

Формирование вычислительных навыков и развития математических способностей учащихся 5-11 классов

Волынкина Эльвира Владимировна,

учитель математики профильной школы,

руководитель кафедры «Математика»

МАОУ «СОШ №7»,

г.Краснокаменск, Забайкальский край

Вычислительная культура является важным элементом общей культуры любого человека. Ее повышение способствует развитию интеллектуальных способностей, развитию речи, внимания, памяти, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла. Формирование вычислительных навыков остается актуальным и считается трудно диагностируемым делом. Анализ ошибок, допускаемых учащимися в письменных и итоговых аттестационных работах, показал, что их большая доля приходится на вычислительные навыки. Ребята плохо и нерационально считают.

Вычислительные навыки относятся к регулятивным, познавательным УУД. Контроль в форме сличения с заданным эталоном для обнаружения отклонения от образца; осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. В число общеучебных действий входит выбор наиболее эффективных способов решения 1.

Приобрести вычислительные навыкизначит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, делать эти операции достаточно быстро. Психолог С.Л. Рубинштейн отмечает, что отличительным признаком навыка, как одного из видов деятельности человека, является автоматизированный характер, тогда как умение представляет собой сознательное действие2.

Формирование вычислительных навыков достигается в результате длительного целенаправленного процесса, эффективность которого напрямую зависит от способов подачи материала. Необходимо учитывать доминирующую модальность учащихся. Для визуалов: использовать письменные упражнения, чтение текстов, письменных инструкций и заданий. Для аудиалов: чаще использовать диалог, устные задачи и упражнения, прослушивание текстов. Для кинестетиков: применять игры и соревнования, метод динамических поз, смену видов деятельности на уроке.

В 2012 году учителя математики нашей школы начали апробацию технологии по формированию вычислительных навыков на уроках математики Хлевнюк Натальи Николаевны и Ивановой Марии Валентиновны, основанной на опыте работы «Ломоносовской школы», использующей образовательную технологию  "ИнтеллекТ" (ОТИ).

Отследить уровень усвоения знаний, скорректировать ошибки и ликвидировать пробелы позволяют разработанные авторами диагностика, тренажеры, материалы для коррекции, мониторинг. Содержание тестов полностью соответствует государственному стандарту математического образования. Мониторинг следует проводить в течение учебного года 4 раза (сентябрь, октябрь, февраль, апрель). Средства контроля представляют собой набор из трёхуровневых тестов «Контрольный устный счет» (КУС) для проверки умений и навыков в выполнении важнейших математических элементов, начиная от простейших до самых сложных и нестандартных. Первая часть (20 примеров) используется для проверки усвоения базовых знаний и приобретения навыков в решении элементарных задач, тесты содержат примеры с числами, начиная с натуральных и заканчивая числами, изучаемыми на данном временном отрезке. Вторая часть (10 заданий) направлена на развитие математических способностей школьников. Задания предполагают осуществление проверки умений быстро ориентироваться в решении мини-задачи, часто в нестандартной ситуации, перевод единиц измерения, чисел в стандартном виде, задания на прикидку и оценку. На выполнение работы авторами предлагается 15 минут, но мы отводили 20-25 минут, в зависимости от уровня класса, так как многие учащиеся желают выполнить все 20 примеров.

Обе части взаимосвязаны: вторая, развивающая, является логическим продолжением первой, что позволяет учителю точнее произвести диагностику. Проводится поэлементный анализ (по таблицам), выявляются систематические ошибки, западающие темы. Результаты диагностики в течение года заносятся в сводную ведомость класса, параллели, школы, таким образом создается мониторинг, который содержит всю интересующую информацию о проведенных тестах, результатах, западающих темах.

По результатам КУС легко определить и оценить: уровень обученности класса, состав, потенциал; динамику показателей; индивидуальные качества ребенка: оперативность деятельности, точность мышления, аккуратность, собранность, переключаемость, ответственность, внимательность, стереотипность, рассеянность, работоспособность, так как они находят отражение в анализе выполненных работ. Информацию мониторинга мы используем и в работе с родителями.

Коррекционная работа проводится по наборам заданий на каждую тему на различных этапах уроках: устный счет, письменные работы; индивидуально или с классом; разбор систематических ошибок (не все сразу, по одной–две). Разработанные авторами тренинговые листы  помогают учащимся прорешать большой набор заданий различного уровня.

В первый год апробации данной технологии мы проводили контрольный устный счет каждый месяц, с повышением уровня сложности по просьбе самих учащихся. Учащихся привлекло разнообразие примеров на все действия с известными им числами, в работе многие сами увидели свои проблемы. Ребят не испугало то, что поначалу результаты были низкие. Первые признаки положительной динамики по формированию вычислительных навыков отметили через две четверти совместной систематической работы учащихся и учителей. Ведение мониторинга вычислительных навыков стало дополнительным достаточно большим объемом работы для учителей нашей кафедры, но мы верили, что результаты будут.

Самыми успешными оказались учащиеся 5 и 11 классов. Вычислительные навыки были сформированы у всех. Шестиклассники испытывают трудности при выполнении действий с десятичными дробями. У учащихся 7-10 классов темы «Степени» и «Корни» являются самыми проблемными.

В результате использования данной технологии повысилось качество выполнения письменных работ учащихся из-за снижения количества вычислительных ошибок и увеличения скорости выполнения; повысилась мотивация к обучению, ученик видел проблемы и их решал; учитель был вооружен простой в использовании технологией по формированию вычислительных навыков с мониторингом, диагностикой, коррекционными заданиями, тренажерами. Предложенная система работы по развитию вычислительной культуры учащихся позволяет прогнозировать положительные результаты в обучении и при сдаче выпускных экзаменов.

Литература:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2х т. Т1. М.: Педагогика, 1989. - 448с.

  3. Хлевнюк Н.Н., Иванова М.В. формирование вычислительных навыков на уроках математики. 5-9 классы. – М.: Илекса, 2011. – 248 с.