Похожие публикации

Техническое задание утверждаю согласовано Директор ооо "ИнТехПроект" Менеджер проекта от компании
Техническое задание
. Краткая характеристика области применения 5 . Основание для разработки .1. Основание для проведения разработки . . Наименование и условное обозначен...полностью>>

Техническое задание утверждаю согласовано Директор ооо "ИнТехПроект" Менеджер проекта от компании
Техническое задание
внешний поставщик или потребитель стрелки. Находится за рамками моделируемой системы. Название не детализируется в случаях однозначного понимания чита...полностью>>

Техническое задание утверждаю согласовано Директор ооо "ИнТехПроект" Менеджер проекта от компании
Техническое задание
Заместитель директора по персоналу ИнТехПроект Результат процесса Основным результатом процесса является работоспособный персонал....полностью>>

Техническое задание утверждаю согласовано Директор ооо "ИнТехПроект" Менеджер проекта от компании
Техническое задание
.1. .1 Формирование и анализ техно-рабочего проекта Результат процесса Техно-рабочий проект сформирован и утвержден . Требования к срокам выполнения...полностью>>



Российское образование. Федеральный портал

/

Российское образование. Федеральный портал

25.09.2014  Более 1500 российских студентов смогут получить гранты на обучение в ведущих университетах мира

24 сентября 2014 г. в Минобрнауки России прошло заседание наблюдательного совета социальной Программы «Глобальное образование», в рамках которой будет реализована поддержка российских студентов, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные вузы на приоритетные для российской экономики направления обучения, обеспечив их последующее трудоустройство в России.

В состав наблюдательного совета под председательством Министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова вошли представители профильных образовательных организаций, руководители ведущих промышленных предприятий, представители органов исполнительной власти, заместитель руководителя Федерального космического агентства Денис Лысков, первый заместитель председателя Правительства Свердловской области Владимир Власов, заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, директоравтономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Дмитрий Песков.

Открывая заседание, Дмитрий Ливанов подчеркнул приоритетные задачи, на решение которых нацелена Программа «Глобальное образование». 

«Мы начинаем практическую реализацию программы, ее целью является подготовка научных, педагогических, медицинских, инженерных и управленческих кадров мирового уровня», – сказал Министр.

Он сообщил, что бюджет программы составляет 4,41 млрд рублей.

«На реализацию мероприятий предусмотрены серьезные средства федерального бюджета, за три года планируется обеспечить обучение не менее 1500 граждан России в ведущих иностранных образовательных организациях, а также, что крайне важно, их последующее трудоустройство», – отметил глава Минобрнауки России.

Дмитрий Ливанов рассказал, что программой предусмотрена грантовая поддержка граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации на очную форму обучения по программам аспирантуры, магистратуры, ординатуры. Предоставление гранта будет проходить через конкурсный отбор.Одно из основных требований, предъявляемых к участникам, претендующим на грант, – готовность вернуться в Россию и отработать не менее 3-х лет в российских образовательных организациях высшего образования, научных и медицинских организациях, организациях социальной сферы, а также лидирующих отраслевых высокотехнологичных компаниях.

После вступительного слова Министра на обсуждение Совета были вынесены проекты документов, необходимых для реализации Программы и проведения конкурсного отбора: перечень из 514 организаций-работодателей, подавших заявки на обеспечение трудоустройства участников, форма заявки граждан России на участие, поэтапный план реализации Программы, а также порядок самого конкурсного отбора. Здесь ключевыми критериями станут количество публикаций в Web of Science иScopus, опыт профессиональной деятельности и др.

Актуальность Программы и высокую заинтересованность работодателей в выпускниках Программы отметил в своем выступлении директор автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Дмитрий Песков.

«Несмотря на сложную международную ситуацию, мы видим большое количество заявок и желающих не только вернуться в Россию, но и делать карьеру здесь, – отметил докладчик. – При этом у нас уже сейчас есть высокий запрос от компаний и работодателей, есть представители промышленности, IT-сферы, социальной сферы, которые говорят – мы готовы взять всех».

Подводя итоги заседания, Дмитрий Ливанов подчеркнул перспективу расширения списка работодателей, участвующих в программе.

«По результатам обсуждения все представленные документы сегодня были рассмотрены и одобрены, мы зафиксируем двухнедельный срок, для того чтобы все заинтересованные компании и работодатели смогли подать заявки, после чего мы опубликуем их, однако, даже после этого мы сможем расширять перечень», – сказал Министр.

Источник>>

23.09.2014  Определен порядок приема на обучение по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на 2015/2016 учебный год.

Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 839 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год"

В соответствии с Приказом к освоению программ бакалавриата или специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование, а программ магистратуры - лица, имеющие высшее образование любого уровня.

При поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета на базе среднего общего образования потребуется пройти общеобразовательные вступительные испытания (по результатам ЕГЭ), а также дополнительные вступительные испытания по отдельным специальностям (лечебное дело, стоматология и др.).

Без вступительных испытаний смогут поступить на обучение по данным программам победители и призеры заключительного этапа профильной всероссийской олимпиады школьников, победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа крымчан, чемпионы и призеры Олимпийских игр и др.

Порядком определен перечень поступающих, которые имеют право на преимущественное зачисление, а также право на прием на обучение за счет бюджетных ассигнований в пределах установленных квот.

При поступлении будут учитываться индивидуальные достижения поступающих (наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием и др.), за которые суммарно может быть начислено до 20 дополнительных баллов.

Информация о приеме на обучение (в том числе правилах приема, порядке учета индивидуальных достижений поступающих и др.) должна размещаться на официальном сайте организации.

Приказом определены правила приема документов, необходимых для поступления, проведения вступительных испытаний, подачи и рассмотрения апелляций, зачисления на обучение, а также особенности организации целевого приема и приема иностранцев.

Перейти в текст документа.

Источник>>

22.09.2014  Ливанов отчитал ректоров за низкие зарплаты в вузах

Министр Дмитрий Ливанов устроил разнос ректорам 19 вузов, которые не выполнили президентский указ о повышении зарплаты преподавателям. Напомним, по этому указу, к 2018 году она должна составлять 200 процентов, а в 2014 году - не менее 125 процентов.

В итоге президентский указ не выполнили вузы в шести регионах: Москве, Калининградской, Ленинградской и Новгородской областях, Карачаево-Черкессии и Ямало-Ненецком АО. В частности, в Москве показатель по средней зарплате не выполнили 20 вузов.

В распоряжении "Российской Газеты" оказался список государственных вузов, где зарплата преподавателей ниже показателей, которые были заданы президентом.

Вот эти вузы: РГСУ, МГГЭУ, МАТИ, РГГУ, МАРХИ, МГУ печати им. Ивана Федорова, МАДИ, МГУ тонких химических технологий, МГСУ, ГКА им Маймонида, МИРЭА, МГУ дизайна и технологии, ГУУ, МИСиС, МГУ геодезии и картографии, Государственная академия славянской культуры, РХТИ им. Менделеева, МИЭТ, государственный институт русского языка им. Пушкина.

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на совещании по вопросам повышения заработной платы преподавателям вузов за первое полугодие 2014 года потребовал отчитаться каждого из присутствующих ректоров. Почти все говорили, что бюджетных средств им не хватает.

- Все вузы достаточно профинансированы, и это не вопрос, а утверждение, - сказал министр.

В Москве на сегодняшний день средняя зарплата составляет 60 тысяч, значит, преподаватель вуза должен получать не меньше 75 тысяч рублей. Профессор одного московского вуза из списка Минобрнауки рассказала "РГ": "Доцент у нас получает 43 тысячи рублей, профессор - 53 тысячи. За счет внебюджетных доходов к зарплате прибавляется еще 7 тысяч рублей. В то время как ректор объявляет, что средняя зарплата в нашем вузе - 69 тысяч рублей".

Ректоры оправдывались тем, что у них слишком велики расходы на коммуналку и необходимо сокращать штат: на одного преподавателя будет приходиться не 10 студентов, как сейчас, а 12. Между тем в международных рейтингах этот показатель учитывается так: чем больше преподавателей, тем лучше. По этому критерию международным нормам у нас соответствует лишь МГУ. Там на одного преподавателя приходится четыре студента.

В одном из вузов, которые критиковал министр, решили повышать зарплату другим способом: профессоров и доцентов не сокращать и даже убавить у них аудиторную нагрузку, освободив время для научной работы. Но при этом постепенно переходить с обычного очного на дистанционное образование, затраты на которое ниже. Сможет ли стать такой вуз престижным - большой вопрос.

Вместе с тем есть вузы, где все планы по зарплате давно выполнены на 150 и даже 200 процентов. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал "РГ", что Вышка много зарабатывает и хорошо платит своим преподавателям.

- Средний заработок доцента по выпускающим кафедрам - 100 тысяч рублей в месяц, профессора - 175 тысяч. Но это именно средние показатели, разброс широк: кто-то заработал миллион в месяц, сотни человек - несколько сот тысяч, как хороший аналитик в корпорации, а 20-25% до сих пор "сидит на голой ставке" в 30-40 тысяч, - сказал ректор ВШЭ.

В СПбГУ установлены четкие критерии, выполнение которых дает возможность получать и 100, и 200, и 500 тысяч рублей в месяц.

- Средняя зарплата научно-педагогических работников в университете превышает 62 тысячи рублей в месяц. На стимулирующие выплаты приходится более 50 процентов от общего фонда заработной платы. Премии научно-педагогических работников определяют деканы - рассказал "РГ" ректор университета Николай Кропачев. - Самые значимые программы стимулирования идут на конкурсной основе, ведь доплаты за публикационную активность составляют от 5 до 125 тысяч рублей в месяц.

Кстати

По данным Росстата, средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава составляет в среднем 45,4 тыс. руб.

Источник>>

22.09.2014  Рособрнадзор запретил 11 вузам прием обучающихся

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в связи с неисполнением выданных по результатам проверок предписаний запретила прием обучающихся в следующие образовательные организации: 

НЧОУ ВПО «Национальный институт недвижимости и инвестиций» 

НЧОУ ВПО «Армавирский социально-психологический институт» 

НОУ ВПО «Институт «Юждаг» 

АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права» 

НОУ ВПО «Дагестанская академия образования и культуры» 

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» 

ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» 

ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)» 

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)» 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 

НОУ ВПО (высшее учебное заведение) «Европейский институт JUSTO». ​ 

В настоящее время запрещен прием в 119 вузов и филиалов. 

​Рособрнадзор напоминает, что запрет приема – это превентивная мера, вузы и их филиалы могут вести образовательную деятельность. ​

В результате  проверок исполнения образовательными организациями распоряжений Рособрнадзора о запрете приема органами прокуратуры объявлено предостережение ректору НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» и внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере образования руководителю НОУ ВПО «Экономико-юридический институт».

Источник>>

19.09.2014  Дмитрий Ливанов: "Вузы достаточно финансированы - это не вопрос, а утверждение"

В Минобрнауки России под председательством Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова прошло совещание по вопросам повышения заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования за первое полугодие 2014 года.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в одном из майских указов 2012 года зарплата преподавателей вузов должна поэтапно повышаться. Так, согласно поручению Президента, к 2018 году она должна составить не менее 200 процентов от средней заработной платы в регионах, в которых расположены вузы.

В 2014 году средняя заработная плата преподавателей вузов в соответствии с графиком, установленным Правительством Российской Федерации, должна составить не менее 125 процентов от средней заработной платы в регионах, в которых расположены вузы.

За прошедший год по данным Росстата, средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава увеличилась на 21,1% и составила в среднем 45,4 тыс. рублей. Вместе с тем, в первом полугодии 2014 года в 6 регионах (г. Москва, Калининградская область, Ленинградская область, Новгородская область, Карачаево-Черкесская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ) установленный Правительством Российской Федерации целевой показатель составил менее 120%.

К участию в собрании были приглашены ректоры 20 московских вузов, в которых заработная плата пока еще не достигла необходимого уровня.

«Ваши коллеги из других вузов, за счет принятия верных управленческих решений не допускают такой ситуации», –обратился к присутствующим заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Александр Повалко. – Наша цель сегодня, понять: в чем же ваша проблема?».

Министр потребовал отчитаться каждому из присутствующих глав вузов.

«Все вузы достаточно финансированы – и это не вопрос, а утверждение», – сказал Дмитрий Ливанов.

Ректорам было предписано поставить на контроль вопрос заработных плат профессорского-преподавательского состава и достигнуть необходимых показателей в кратчайшие сроки, обратив особое внимание на необходимость доведения гарантированной части заработной платы до уровня, сопоставимого со средней заработной платой в регионе, и на обеспечение сбалансированного проведения финансово-хозяйственной деятельности.

Вторым вопросом, который предстояло обсудить на встрече, была ситуация, связанная с завышением цен на проживание в студенческих общежитиях.

Так, в июне 2014 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 182-ФЗ «О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым плата за общежитие может состоять только из платы за пользование жилым помещением, максимальный размер которой установлен Приказом, и платы за коммунальные услуги, порядок расчета которых определяется Правительством Российской Федерации.

Однако в сентябре 2014 года Уполномоченный по правам студентов в Российской Федерации Артем Хромов обратился в Минобрнауки России, представив ряд обращений, в которых содержались жалобы на необоснованное завышение цен в студенческих общежитиях некоторых вузов.

Как указал Уполномоченный, таких вузов сейчас, по его сведениям, 24.

После выступления Артема Хромова слово взял Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александр Страдзе. Он рассказал, что по обращению Уполномоченного Минобрнауки России была проведена соответствующая проверка.

«В ходе проверки 24 образовательных организаций выяснилось, что в 6 вузах, 4 из которых подведомственны Минобрнауки России, размер платы за проживание в общежитии и условия предоставления жилого места не соответствует законодательству и тем методическим рекомендациям, которые были разработаны Минобрнауки России совместно с депутатами Государственной Думы, студенческими объединениями и профсоюзами», – сказал Директор Департамента.

Он привел примеры. Так, по словам Александра Страдзе, в НИУ «Московский авиационный институт» обучающимися были представлены копии платежных поручений, из которых следует, что студенты-бюджетники платят более 1100 рублей в месяц, при заявленных в регулярном мониторинге 146 рублей.

В Костромском государственном технологическом университете помимо резкого роста платы в общежитии (с 390 до 625 рублей) плата за наем жилого помещения для контрактных студентов не соответствует Методическим рекомендациям (превышает ставку соцнаема в г. Костроме), установлены обязательные дополнительные услуги в размере не менее 250 рублей. Вопреки письму Министра образования и науки Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N ДЛ 208/09 плата за проживание в период каникул выше, чем во время учебного года и не соответствует Методическим рекомендациям. 

В НИУ «Московский энергетический институт» плата за проживание студентов-контрактников составляет минимум 2270 рублей. Кроме этого, в нарушение Жилищного кодекса, Санитарных норм и неоднократных указаний Минобрнауки России, части обучающихся предоставляют помещения из расчета менее 6 кв. метров на человека, что в явном виде отражено в приказе МЭИ N 45 от 13 февраля 2014 г.

Александр Страдзе сообщил, что теперь размер платы за общежитие будет четко регламентирован: 17 сентября 2014 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован Приказ Минобрнауки России, устанавливающий максимальный размер платы за пользование жилым помещением в студенческих общежитиях.

Ректорам названных вузов также пришлось объясниться перед Министром. Все они заявили, что уже принимают меры для ликвидации проблемы.

Что касается Уральского федерального университета, который изначально также был в списке нарушителей, здесь к моменту совещания проблема завышенных цен в общежитиях уже была решена, более того, по словам ректора Виктора Кокшарова, всем студентам возвращена переплата.«Наши цены были установлены еще с мая 2014 года с понижающим коэффициентом для бюджетников, и бухгалтерия по недосмотру взяла плату со студентов сразу за два месяца, –объяснил глава вуза. – Мы произвели перерасчет и вернули деньги обратно».«Прошу по итогам нашей встречи принять решения для ликвидации всех нарушений», – резюмировал Дмитрий Ливанов.Он поручил вузам разобраться с проблемой в тесном взаимодействии со студенческим активом.

«Когда все решения будут приняты, доведите их до сведения учащихся: они должны знать, из чего складывается цена за комнату», – сказал Министр.

Источник>>

30.09.2014  Рособрнадзор примет участие в разработке критериев оценки качества дистанционного обучения

Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки вошли в рабочую группу по разработке и формированию критериев оценки качества электронного и дистанционного образования. 

Решение о создании группы было принято на совместном заседании комиссии по вопросам качества образования Совета Минобрнауки РФ по делам молодежи и рабочей группой Рособрнадзора по координации общественных проектов и программ в области развития качества образования. 

Планируется, что результаты будут представлены общественности в начале ноября. 

Также по инициативе Общероссийского общественного движения «За качественное образование» на заседании обсуждался вопрос о студенческих стандартах качества образования. Итоговая версия, которого будет обнародована 15 ноября 2014 года.

Источник>>

17.09.2014  Рособрнадзор начинает национальные исследования качества образования

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начинает серию национальных исследований качества образования (НИКО). 

В последние годы одной из ключевых проблем развития общероссийской системы оценки качества образования является недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях. Это не позволяет обеспечить формирование и развитие единого образовательного пространства и затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество образования в стране. 

НИКО проводится в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивая получение надежной информации о состоянии системы в соответствии с требованиями ФГОС.  

В рамках НИКО предусмотрено проведение в 2014-2015 гг. следующих мониторинговых исследований: 

- качества математического образования в 5 - 7 классах (28 октября 2014 г.); 

- качества начального общего образования по русскому языку (апрель 2015 г.); 

- качества образования в области информатики и информационно-коммуникативных технологий в 8-9 классах (октябрь 2015 г.). 

Соответствующее письмо Рособрнадзора разослано во все субъекты Российской Федерации. 

В исследованиях качества математического образования будет задействовано не менее 45 000 участников, для которых будет разработано свыше 2000 заданий. Предполагается, что такое исследование поможет понять причины невысоких результатов ЕГЭ 2014 года, решить вопросы совершенствования преподавания математики в школе, выявить талантливых детей. 

В процедурах оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС планируется участие порядка 60 000 участников из более чем 500 школ. Для них разрабатываются задания по трем предметам: математика, русский язык, окружающий мир. 

Оценить качество подготовки в области информационных технологий планируется не менее чем у 45 000 школьников 8 и 9 классов. Для процедуры будут разработаны открытые банки из более чем 2000 заданий. 

Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития. 

Использование результатов НИКО не предусмотрено для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов управления образованием. 

«Нам надо понимать, какое состояние образования, качество образования у нас в начальной школе, в основной школе. Потому что, по большому счету, мы не можем судить о качестве, допустим, исторического образования только по результатам единого государственного экзамена, так как это предмет по выбору - пояснил руководитель Рособрнадзора С.С.Кравцов. - Поэтому с этого учебного года мы начинаем национальное исследование качества образования по уровням, по ступеням образования. Фактически, с точки зрения объективности, будет использована технология проведения ЕГЭ». 

Планируется, что обсуждение результатов и перспективных направлений развития системы оценки качества образования будет проводиться ежегодно в рамках межрегиональных конференций по оценке качества образования.

Источник>>

/

Наука и технологии РФ

Биология образования/ 24.09.14

Татьяна Тихомирова – член Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сфере при Совете при президенте Российской Федерации. Также она является председателем образованного год назад Совета молодых учёных Российской академии образования. О том, чем занимается эта организация и чем науки о жизни могут помочь образованию, Татьяна Тихомирова рассказала в интервью во время Всероссийского совещания Советов молодых учёных и специалистов.

Какие перспективные научные направления Вы видите в области образования?

– В рамках Московской недели науки мной была организована научная сессия «Междисциплинарные исследования в образовании». В последнее время стремительно развивающиеся технологии изучения человека предъявляют новые требования к традиционной педагогике. Более того, фактически речь идёт о смене парадигмы традиционной педагогики на образование комплекса наук, который будет использовать и ассимилировать методы различных областей знания.

В частности, на нашей сессии были представлены результаты кросс-культурного анализа психологических признаков, связанных с образованием. Это и познавательные характеристики, и личностные качества, которые способствуют успешности в обучении.

Второе направление – это, в том числе, использование психогенетических методов, которые позволяют выявить роль генотипа и среды в формировании успешности в обучении – в частности, разным академическим дисциплинам. При этом ни в коем случае речь не идёт о какой бы то ни было «генетической селекции». Напротив, именно эти методы способствуют выявлению тех средовых факторов, на которые мы можем воздействовать, увеличив успешность всех обучающихся. В частности, в этом направлении проводятся близнецовые исследования. Как известно, монозиготные и дизиготные близнецы на 100 % и 50 % генетически идентичны, и это позволяет понять, как некие образовательные программы влияют на одних и на других с учётом генотипа.

Все эти исследования способствуют раскрытию механизмов процесса обучения.

Какие наиболее ключевые задачи стоят перед Советом молодых учёных РАО на сегодняшний день?

– У меня есть опыт работы в Российской Академии Наук, я являюсь сотрудником Института психологии РАН. Я знаю, что Союз молодых учёных РАН очень активен, и решила помочь ребятам – молодым учёным из Российской академии образования. На данный момент они получают меньше поддержки со стороны государства – например, по улучшению жилищных условий. Я, конечно, понимаю, что от нас в этом отношении не всё зависит, но мы должны были инициировать некие перемены.

Одна из проблем Российской академии образования, и не только её, – все друг друга плохо знают. Учёные из разных институтов совершенно не в курсе, что исследуют их коллеги в других системах. Но мы хотим, чтобы внутри Российской академии образования сформировались молодёжные научные междисциплинарные группы на уровне лабораторий – а именно лабораторию сейчас можно считать ключевой единицей научной инфраструктуры.

Ещё хотела бы рассказать, что на базе Психологического института Российской академии образования мы проводим курсы, совершенно безвозмездные для молодёжи РАО. На них молодые учёные могут, в том числе повысить уровень знания английского языка, освоить статистический анализ данных.

Креативные приёмы для приёма первокурсников/ 04.09.14

Если театры начинаются с вешалок, то с чего начинаются университеты, особенно для тех, кто только пришел сюда учиться? Каждый вуз решает вопрос знакомства с новоиспеченными студентами по-своему, чаще всего – приглашая вчерашних школьников на традиционное собрание, выдавая пачку студенческих билетов и всю необходимую информацию в виде распечатки. Редкий выпускник спустя годы после окончания может вспомнить, «как всё начиналось». В Московском государственном индустриальном университете в преддверии нового учебного года решили сделать встречу первокурсников более запоминающимся событием.

«Кампус-квест» – такое название организаторы дали серии информационно-развлекательных мероприятий во МГИУ, которые заменили первокурсникам скучную выдачу «студаков». За три дня до старта учёбы ребят, организованных в большие команды (будущие учебные группы), можно было увидеть во дворе университета: вот они играют в саперов на расчерченном мелом «минном поле», вот встают в шеренги и стараются «поменяться местами», помогая друг другу не выйти за ограничительные полосы, вот играют в «ураган», попутно узнавая, у кого из одногруппников карие глаза, кто носит кеды или пользуется айфоном.

Первый день в университете, в конце которого первокурсники получили студенческие билеты, оказался разделен на несколько блоков: официальный – с приветствиями директоров институтов и отдела по обеспечению образовательного процесса, неформальный – этап знакомства друг с другом и с куратором-студентом, а затем игра «кампус-квест».

«Кураторы – это ребята со старших курсов, которых позвали деканаты или которые участвуют в этом добровольно. Они прошли специальую подготовку, чтобы стать для перокурсников, по сути, наставниками, – говорит Екатерина Суркова, организатор и администратор этого доучебного проекта. – Они познакомили ребят с основной информацией по вузу: как читать расписание, как расшифровывать группу, чем принципиально вуз отличается от школы».

«Кампус-квест» – это игра, состоящая из 12 уровней. «Все команды прошли через определенный набор площадок, – рассказала Екатерина. – Они вместе с куратором смотрели в маршрутном листе, куда им нужно идти, он их вел кратчайшим путем, параллельно показывая знаковые аудитории МГИУ, демонстрируя специфику расположения переходов из корпуса в корпус». На станционных площадках – у библиотеки, медицинского пункта, на кафедре русского языка, на кафедре физического воспитания – ребята слушали информацию и выполняли какое-либо задание, узнавали, как поучаствовать в органах студенческого самоуправления.

«Вместо того, чтобы повторить несколько раз одно и то же, мы пытаемся подать информацию по-разному – проиграть, показать красивый буклет «Навигатор первокурсника» или передать опыт через куратора, – говорит Дмитрий Бункин, автор концепции дня знакомств и начальник управления по воспитательной и социальной работе МГИУ. – У нашей команды уже есть опыт работы в молодежной политике – в МГТУ «МИРЭА», в НИЯУ «МИФИ». Мы абсолютно точно знаем, что основная движущая сила всего, что связано с молодежью, всегда приходит с первым курсом. Чем больше ребят будет вовлечено в активную студенческую жизнь на первом курсе, тем больше их будет дальше в этой работе оставаться. Поэтому первые дни в университете должны быть для студентов особенными. Для них это стресс, новая среда, и от того, насколько радостно и интересно их здесь встретят, зависит, сформируется ли у них некий внутренний якорь, с которым они будут дальше учиться».

В мероприятия дня знакомств организаторы «спрятали» очень много технологий, которые серьезно помогают университету, поскольку студент должен быстро влиться в студенческую жизнь, пройдя ряд позиций.

Это большой объем работы, и если вся информация будет преставлена в виде объявлений на стене, то студентам будет сложно самостоятельно все запомнить и найти. «Если сделать это в рамках игры, это упрощает деятельность всех служб и помогает самим студентам, которые после этого знают, куда им идти в ближайшие четыре недели, какие справки собрать, как получить социальную карту, – говорит Бункин. – А благодаря анкетированию на одном из этапов университет получает информацию о своих учащихся, узнает, откуда можно будет набрать ребят в секции, студии, стройотряды. Так что в эту веселую встречу упаковано очень много того, что поможет нам дальше с ребятами выстроить определенные взаимоотношения и упростить многие процессы».

Во МГИУ эта программа дня знакомств – только первая ласточка. В будущем году организаторы планируют расширить ее, открыв школу кураторов, добавив мероприятия по выявлению лидеров, блок командообразования и превратив всё в восьмичасовую деловую игру, во время которой ребята смогут решать попутно еще и административные вопросы: вставать на учет, расписываться в ведомостях...

«Для студенческого самоуправления это базовое мероприятие, с которого начинается годовой цикл работы, – дополняет Дмитрий. – Это только первое испытание, первое погружение, после которого в идеале студенты должны всё делать самостоятельно, а мы в свою очередь должны помогать им ресурсно, идейно, технологично. Мы провоцируем студентов, чтобы они нам задавали вопросы».

Инновационные подходы МГИУ в работе со студентами не ограничиваются игровым экспериментом дня знакомств: первые две недели сентября первокурсники погрузятся не в бесконечный поток лекций и семинаров, а в серию деловых игр и концептуальных лекций, с помощью которых обретут свой успешный путь в профессию.

/

Новости. Обзор СМИ

ПУБЛИКУЙСЯ, А ТО ПРОИГРАЕШЬ!

Стремление во что бы то ни стало разместить статью в научном журнале заставляет ученых пускаться во все тяжкие.

В 1957 году выдающийся американский историк и социолог науки Роберт Мертон сформулировал набор этических норм, согласно которым функционирует наука. Мертон полагал, что научное сообщество отличает бескорыстное стремление к знанию, которое в итоге должно быть вознаграждено общественным признанием индивидуальных заслуг. Но при этом для ученых характерно совместное владение интеллектуальной собственностью. Фактически интеллектуальный коммунизм.

Априори подразумевалось, что задача ученых - устанавливать истину, а уж как эту истину оценит общество и оценит ли вообще - не ученого ума это дело. Короче, "делай что должно, и будь что будет"... Оказывается, эпоха электронных коммуникаций и тут внесла свои существенные коррективы.

Крупнейшая библиографическая база научных публикаций Scopus отказалась от индексирования двух очень солидных, если судить по названиям, журналов: World Applied Sciences Journal и Life Science Journal. Это значит, что опубликованные в этих изданиях статьи больше не учитываются как при подсчете импакт-фактора самих журналов (количество ссылок на опубликованные в этих изданиях статьи), так и при определении показателей публикационной активности конкретных ученых (например, так называемый индекс Хирша, h-индекс).

Сугубо рабочий вроде бы факт: индексируемых научных изданий в мире - более 50 тыс.! Двумя больше, двумя меньше... Нам-то что за дело! Но оказывается, нас-то это и задело. Согласно все той же базе данных Scopus, именно в этих двух журналах в 2013-2014 годах было опубликовано больше всего статей российских ученых. Причем отрыв от других научных изданий весьма велик. Социальные сети сразу же ответили волной комментариев. Порой волна эта напоминает цунами.

Но искать тут "политику притеснения авторов из России" не надо. Все проще: "Это псевдожурналы, готовые за плату 400-600 долл. напечатать любую наукообразную ерунду, - считает начальник аналитического отдела управления академической экспертизы НИУ ВШЭ Иван Стерлигов. - Ажиотажный спрос на публикации, проиндексированные в базе Scopus, рожден специфической формой управленческого недуга, поразившего Россию и многие другие страны. Суть его в замыкании финансирования на примитивные библиометрические KPI, как правило, единые для всех наук. Число статей в Scopus - один из основных таких показателей... Логика проста: у ведущих научных стран, университетов и ученых много статей в зарубежных библиографических базах - значит, и с наших надо требовать побольше. Кроме того, управленцам очень нравятся объективные формальные показатели, позволяющие самостоятельно сравнивать эффективность без обращения за экспертизой к самим ученым".

Но и обвинять отечественных ученых в предательстве этических идеалов науки тоже не хочется. По сути, вся эта ситуация, в которую они попали с публикациями в "псевдожурналах" World Applied Sciences Journal и Life Science Journal, - лишь отражение в полном смысле слова глобальных процессов изменения ценностного статуса науки как таковой. И началось это не сегодня и даже не вчера.

"Уже более 100 лет цитирование научных работ одновременно используется в качестве удобного и мощного инструмента саморекламы, а также поддержки своих коллег-единомышленников и борьбы с конкурентами и оппонентами, - отмечают доктор химических наук Павел Федоров и кандидат химических наук Артур Попов в журнале "Вестник Российской академии наук" (2014, т. 84, № 3). - Замалчивание работ и результатов, полученных "соперниками", успешно применялось и применяется для того, чтобы помешать им быть услышанными другими членами научного сообщества".

Неслучайно, по экспертным оценкам, две трети научных статей в области биохимических, фармацевтических и медицинских исследований не воспроизводимы. Зато индекс Хирша авторов растет. ( Джордж Хирш в 2005 году предложил приписывать численное значение параметра h человеку, у которого h публикаций процитировано не менее h раз; то есть если у какого-то ученого есть 10 публикаций, каждая из которых цитировалась 10 раз, - значит, его h-индекс равен 10.) "Индекс Хирша даже не всегда знак важности, значимости и/или влияния, - подчеркивают Федоров и Попов. - Наиболее адекватная интерпретация этого индекса - как критерия известности и разрекламированности работы... В таком понимании не заложено негативное отношение к этому показателю. Просто нужно правильно понимать природу библиометрической информации и грамотно ею пользоваться".

Весомая часть научного сообщества, безусловно, уже оценила все прелести "библиометрического" способа достижения целей своей научной карьеры. Еще в 2009 году были опубликованы результаты очень интересного статистического исследования. Ученые из Корнельского университета, который курирует работу популярного среди ученых архива электронных препринтов , выяснили, как исследователи используют его.

Дело в том, что чем раньше статья присылается в архив, тем выше она оказывается в списке выложенных работ. А рейтинг ученого (а следовательно, и возможности финансирования его работы, шанс на получение новых грантов на исследование) напрямую зависит от количества ссылок на его работы.

Тут можно припомнить по аналогии результаты маркетинговых исследований, которые показывают, что на первые пять позиций приходится 88% всего трафика, а на первые три - 79%.

В любом случае среднее число просмотренных пользователем выдач результатов интернет-поисковиков составляет 7-10. Вот ученые и изобретают стратегии попадания в первую десятку на . Прием статей в архив электронных препринтов ведется по рабочим дням, начиная с 16.00 по времени восточного побережья США. Оказалось, что в первые десять минут - с 16.00 до 16.10 - в архив присылают в пять раз больше статей, чем между 15.50 и 16.00. В остальное время количество статей почти на порядок меньше.

Что самое удивительное, такое поведение срабатывает!

Рост цитируемости ученых, попавших на первые позиции в списке поступивших работ, относительно среднего уровня составляет от 83% до 100% - в зависимости от области науки.

Даже сам автор этического кодекса строителя коммунизма науки Роберт Мертон все-таки вынужден был признать: "На протяжении веков личность выдающегося ученого представлялась в искаженном свете, чему немало способствовали ханжеские биографии, превращение, бесспорно, великих людей науки в чудеса совершенства, настолько законченного, что от него тошнит".

Как бы в подтверждение того факта, что этос науки, вещь весьма подвижная и относительная, - интересное исследование генетика Нейла Холла из Ливерпульского университета, опубликованное в журнале Genome Biology. Он попытался оценить связь между цитируемостью статей ученых и их известностью в общественном мнении. Для этого Холл ввел специальный индекс - Kиндекс (индекс Кардашян - в честь голливудской дивы и фотомодели Ким Кардашян): отношение числа цитирований в массмедиа (на примере фолловеров в Twitter) к числу цитирований в научных статьях.

Понятно, что чем больше это соотношение - Холл предлагает принять за пороговое значение 5, - тем выше степень "медиализации ученого" (возникла уже вполне приличная популяция "медиатических интеллектуалов"). По Холлу, это образно называется уже "наука от Кардашян".

Из этого, кстати, следует и еще один интересный эффект. Ученый может иметь высокий индекс цитирования (тот же индекс Хирша, например), благодаря своей известности в массовой культуре, а не вследствие оригинальности и значимости своих научных результатов.

Вот как определял эту ситуацию еще 20 лет назад французский социолог Пьер Бурдье на примере телевидения. "Если на телевидении предпочитают иметь дело с определенным количеством fast-thinker'ов, предлагающих культурный fastfood, заранее переваренную и передуманную духовную пищу, то это - одно из следствий подчинения необходимости оперативности, - пишет Бурдье. - Существуют уже готовые собеседники, и это освобождает от необходимости искать кого-либо, кому действительно есть что сказать. Таковыми часто являются молодые, никому пока не известные, занятые своими исследованиями люди, не слишком жаждущие иметь дело со средствами массовой информации, которых к тому же еще нужно поискать, в то время как под рукой есть привычные, готовые разродиться статейкой или дать интервью завсегдатаи СМИ". Заметим только, что с тех пор "молодых, никому пока не известных, занятых своими исследованиями" людей стало заметно меньше.

Между тем за последние 10-15 лет ситуация с цитированием российских ученых их зарубежными коллегами действительно, можно сказать, катастрофическая. "К сожалению, наметившаяся стабилизация вылилась в однозначное отношение к ученым из России преимущественно как к конкурентам, причем конкурентам, представляющим незначительный научный интерес, - пишут в своей статье Павел Федоров и Артур Попов. - Вполне вероятно, что отражающее такую позицию игнорирование российских, в первую очередь русскоязычных, публикаций в обозримом будущем может принять необратимый характер".

Ситуация усугубляется еще и российской спецификой.

"Мощным стимулом, определяющим количество и качество научных статей, является финансирование и фондовооруженность (то есть фактически предшествующее финансирование) авторских научных групп", - подчеркивает доктор физико-математических наук Михаил Романовский ("Вестник РАН", 2010, т. 80, № 12). А с этим у нас беда. В Академии наук доля оборудования в возрасте до одного года - 14,9%; от года до 10 лет - 54,2%; почти треть научных приборов и оборудования - старше 11 лет (данные на 2011 год; доклад Научно-организационного управления РАН).

Как бы там ни было, ученые и стратегия научного исследования, оказывается, теперь зависят от логики Интернета и совершенства программ индексирования научных публикаций. Успешными становятся те исследователи, которые раньше и лучше усвоили эту логику.

// , 24 сентября 2014 1181188 Андрей Ваганов

СТУДЕНТЫ КАК ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

Россия всерьез начинает конкурировать за иностранных студентов.

Что нужно сделать, чтобы качественно улучшить иностранный контингент в отечественных вузах.

Институт статистики ЮНЕСКО опубликовал новые данные по количеству студентов, обучающихся за рубежом, за 2013 год. Россия заняла 6-е место, пропустив США, Великобританию, Францию, Австралию, Германию. И оставив позади Японию, Канаду, Китай, Италию.

Немецкий порядок

Наш ближайший конкурент, Германия, имеет серьезное преимущество в борьбе за иностранных студентов - бесплатное обучение в своих вузах. Поэтому даже увеличение количества бюджетных мест для иностранцев с 2014 года в России до 15 тыс. особой погоды не делает в целом.

Кроме того, в Германии государственная политика по рекрутингу иностранцев в немецкие вузы весьма впечатляет. В 1999 году началась кампания под девизом "Квалификация присвоена в Германии". Была разработана соответствующая концепция, основанная на предположении, что для успешного маркетинга отдельных вузов его необходимо осуществлять в рамках системных национальных и региональных усилий. А также программа повышения международной привлекательности немецкой системы высшего образования и исследований.

Последняя программа предусматривала ряд мер, направленных на создание общих благоприятных условий в Германии для обучения иностранных студентов, аспирантов и работы ученых (искоренение препятствий к мобильности, сокращение административных и законодательных препон, а также организационных и структурных преград обучению и исследованиям); учреждение и расширение образовательных программ, представляющих интерес для зарубежных студентов; стимулирование спроса на немецкое образование у иностранных студентов, аспирантов и ученых.

Для развития экспорта образовательных услуг был создан консорциум вузов GATEGermany, в задачи которого входит международное продвижение немецкого высшего образования и исследований, маркетинг услуг вузов, входящих в состав GATE (участие в международных ярмарках, распространение и сбор информации, организация маркетинговых кампаний). Работа консорциума частично финансируется федеральным Министерством образования и исследований, а также вузами - участниками GATE.

В рамках инициативы "Международный маркетинг немецкого высшего образования и исследований" в октябре 2000 года была принята Первая программа действий, предусматривавшая ряд стратегических целей: 1) продвижение немецкого высшего образования и исследований на мировом уровне на основе участия в международных ярмарках, организации рекламных туров и информационных мероприятий за рубежом; 2) распространение за рубежом информационных и рекламных материалов, создание специального интернет-портала; 3) разработка специальных программ и методических материалов, ориентированных на обучение иностранных студентов (особенно в области естественных наук и инженерного дела).

В рамках Второй программы действий Немецкая служба академического обмена организовала в 2001 году Бюро международного маркетинга высшего образования и исследований. Оно представляет собой объединение различных организаций, в частности консорциума GATE и инициативы "Международный маркетинг высшего образования" (International Marketing of Germany as an Educational and Research Location), которую координируют Комиссии по планированию и развитию образования исследований ФРГ и земель (BLK). Новая программа направлена на дальнейшее расширение информации и рекламу немецкого высшего образования и исследований; улучшение услуг, предоставляемых зарубежным студентам, аспирантам и ученым в Германии; оптимизацию услуг немецкого высшего образования; привлечение наиболее талантливых зарубежных студентов и ученых, а также создание стимулов для возвращения из-за границы немецких аспирантов и ученых; профессиональные квалификационные действия для зарубежных экспертов и развитие сотрудничества.

Рекламированием немецкого высшего образования занимаются отделения Немецкой службы академического обмена по всему миру и региональные информационные центры. Более того, Немецкая служба академического обмена финансирует и поддерживает работу около 500 профессоров и преподавателей по всему миру и, таким образом, виртуально присутствует почти в каждом главном университете в мире.

Экспортные усилия германской системы высшего образования ориентированы в первую очередь на страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индию, США, Центральную, Восточную и Юго-Восточную Европу.

В 2011 году, по данным ОЭСР, доля иностранных студентов, обучавшихся в вузах Германии, составила 6,3% общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире, это третье место в мире после Великобритании.

Учите английский!

Обращает на себя внимание тот факт, как много усилий уделяется маркетинговым исследованиям, исследованиям по продвижению образования за рубежом со стороны государства.

Приходится констатировать, что это отличает все страны - экспортеры образования.

Исследования по состоянию экспорта образования в Великобритании идут практически перманентно. К примеру, по заказу британского правительства в 2011 году кампании London Economics было поручено исследование по определению оценки общей стоимости внешней торговли и инвестиций, связанных с образовательной деятельностью, в экономике Великобритании.

Предполагалось определить исторические тенденции и прогнозы, которые помогут понять будущий потенциал роста и долю на мировом образовательном рынке Соединенного Королевства в деятельности, связанной с образованием в течение ближайших 10 лет и дальше. Исследование должно помочь сформулировать благоприятные основы политики в области высшего образования и дополнительного образования и связанных с ними секторов бизнеса, чтобы увеличить доходы из-за рубежа и привлечь больше прямых иностранных инвестиций, способствуя экономическому росту экономики Великобритании По данным проведенного исследования, в 2008-2009 годах в казну Королевства от обучения иностранных граждан поступило 2,2 млрд фунтов. Кроме того, иностранные студенты потратили на свои ежедневные расходы еще 2,3 млрд фунтов. А в целом экспорт образования принес 14 млрд фунтов. При ежегодном росте доходов от иностранных студентов в 6,4% к 2025 году ожидается, что доходы от экспорта образования в Великобритании вырастут до 26 млрд фунтов.

Опыт Великобритании по реализации государственной образовательной стратегии рекрутинга иностранных студентов заслуживает пристального внимания. В 1999 году премьер-министр Великобритании Тони Блэр объявил о начале международной кампании по популяризации британских университетов для привлечения иностранных студентов. Поддержку образовательным инициативам британского премьера выразили как академические учебные заведения страны, так и ряд крупнейших британских коммерческих компаний.

Финансирование кампании взяло на себя правительство, на первом этапе было вложено около 11 млн фунтов и были профинансированы следующие ключевые позиции: разработка и внедрение бренда британского образования; разработка глобальной маркетинговой кампании для распространения бренда; упрощение визового режима; разрешение на работу студентам, обучающимся в Великобритании; разработка плана набора иностранных студентов и определение национальных приоритетов относительно стран-импортеров; установление связей между правительствами и ведомствами стран-импортеров и образовательными учреждениями Великобритании; распространение информации в странах-импортерах, включая конструктивную работу с местными образовательными учреждениями; раскрутка образовательного интернет-сайта с целью обеспечения доступа к информации потенциальных абитуриентов.

Британский совет стал главным участником пятилетней программы. Внутри Британского совета за программу отвечала Служба образовательного консалтинга, в которую вошли представители более 300 организаций высшего и послевузовского образования, частных школ и колледжей и других образовательных учреждений.

Ядром программы стала разработка бренда британского образования. В настоящее время бренд могут использовать все аккредитованные образовательные учреждения Великобритании. Название бренда в обязательном порядке должно использоваться во всех официальных учреждениях и в материалах, подготовленных для международного использования.

Первая фаза инициативы премьер-министра по международному образованию позволила привлечь на учебу в Великобритании до 75 тыс. иностранных студентов в год (главным образом из стран за пределами ЕС).

Вторая фаза инициативы увеличила это количество на 100 тыс. студентов. На сотрудничество с Индией было выделено 7,5 млн фунтов, с Китаем - 4 млн фунтов, со странами Африки - 3 млн фунтов, с Россией - 2 млн фунтов. Но доходы, поступившие в результате инициатив в казну от иностранных студентов, значительны. В 2011 году, по данным ОЭСР, доля иностранных студентов, обучавшихся, вузах Великобритании, составила 13% общего количества всех студентов, обучавшихся за рубежом в мире, это второе место в мире после США.

Русский акцент

Таким образом, в ведущих странах - экспортерах образования государственная поддержка стала решающей на определенном этапе. В зависимости от размера бюджета и степени важности меняются и методы маркетинга: от предоставления информации о стране как о месте обучения, консалтинговых услуг до рекрутинга студентов через сеть местных отделений по всему миру. В вышеназванных странах правительство принимает непосредственное участие в формировании благоприятного образа страны для обучения и проживания, в создании национальных брендов образования. И в конечно счете получает доходы от экспорта образования значительно большие, чем инвестиции.

Курс на привлечение иностранцев в вузы России четко обозначен в ежегодном мониторинге вузов, государственных программах, указах президента России и других официальных документах. Кроме того, ряд последних законодательных инициатив в миграционном и трудовом законодательстве направлен на привлечение иностранных студентов.

За последние несколько лет произошел существенный сдвиг в понимании академическим сообществом того, зачем нужны иностранные студенты в России. Если раньше международная деятельность вузов воспринималась как дополнительная, но не обязательная, а международные службы выполняли функции турбюро и бюро переводов при руководстве вузов, то сейчас требования как к сотрудникам международного офиса, так и к показателям международной деятельности растут и влияют на места в национальных и международных рейтингах.

Осознание политическими элитами того, что российское образование может и должно стать одной из основных экспортных статей бюджета в нынешних экономических условиях, могло бы повлиять на дальнейшее развитие вузов, особенно региональных и расположенных в приграничных районах.

Это решило бы проблемы демографического спада и многие другие проблемы с иностранными инвестициями в российскую экономику.

Гульнара Амангельдиновна Краснова - доктор философских наук, профессор.

// , 24 сентября 2014 1181187 Гульнара Краснова

"МЫ ГОТОВИМ ЭЛИТУ И ЗА КАЧЕСТВО ОТВЕЧАЕМ"

Беседовала Людмила РЫБИНА, обозреватель "Новой"

Сентябрь - старт нового учебного года в вузах страны. Как он начался в МГУ им. М.В. Ломоносова? На вопросы "Новой газеты" отвечает ректор главного университета России Виктор САДОВНИЧИЙ

- Выпуск и прием - самые волнующие события в жизни университета?

Да. Выпустили более 7 тысяч бакалавров и магистров, как и в прошлом году. 25% из них окончили университет с отличием. Многие продолжат учебу: бакалавры - в магистратуре, магистры - в аспирантуре. Аспирантов будет около полутора тысяч.

МГУ - единственный университет, который учит 6 лет по собственным стандартам. Они шире, чем государственные требования. Это возможность готовить элиту - за качество отвечаем! Мы добавляем один год не для узкого углубления в специальность, не это главное. Важнее, на наш взгляд, изучение общенаучных дисциплин, дисциплин смежных специальностей, истории, языка, русской литературы.

Конкурс в целом по университету в этом году был 6,5 человека на место. Всего приняли около 4000 студентов на бюджет. Из них 1325 человек - победители и призеры олимпиад. Около 200 - только победителей Всероссийской олимпиады школьников.

Выпускников в 2014 году на 10% меньше, чем в прошлом: сработал демографический фактор. Но, несмотря на то что уменьшилось число выпускников, количество бюджетных мест в вузах в целом по стране и в МГУ не уменьшилось. И на будущий год уменьшения не будет.

- Помню свое 1 сентября в Московском университете. Лекция ректора в высотке на Ленгорах...

- Первое сентября в МГУ - День первокурсника, уже много лет он начинается с моей лекции. Эти лекции пользуются популярностью, их слушают и в главном здании, и по трансляции в больших аудиториях всех корпусов. Я рассказываю об истории и о людях Московского университета - о выдающихся профессорах, ученых. Накопилось много таких рассказов: Ключевский, Вернадский, Колмогоров, Келдыш...

Многих я знал лично. В этом году университет издал сборник моих очерков.

А еще в этом году 1 сентября около нового медицинского центра МГУ открыли памятник Антону Чехову (скульптор Рукавишников). Это молодой жизнерадостный Чехов - студент медицинского факультета Московского университета. У памятника необычная табличка - копия написанного Чеховым заявления ректору Московского университета с просьбой распределить его уездным врачом.

- Виктор Антонович, учебный год только начался, а всех уже волнуют условия приема в будущем году, тем более что ожидаются перемены. Вы еще и председатель Российского совета олимпиад школьников. Что нового для абитуриентов-олимпиадников?

- Олимпиады - широкая практика, в них принимают участие 1 млн 800 тысяч школьников разных классов. Положение об олимпиадах школьников существенно изменилось, требования к победителям и призерам будут более жесткие. Теперь количество победителей не должно превышать 8% от числа всех участников олимпиады, а призеров - 25%. Раньше это было соответственно 10% и 35%.

Уже в этом году было введено новшество: победители и призеры должны получить не меньше 65 баллов по ЕГЭ. Еще одно новшество - сроки проведения. Олимпиады проходят в два этапа - заочный и очный. Раньше были ограничения: второй этап начинался только в феврале-марте, сейчас жестких сроков нет - с сентября по апрель в любое время.

Есть и другие изменения. Главное, наверное, сочинение, которое выпускники напишут в декабре. Оно сможет принести абитуриенту прибавку в 10 баллов, если вуз в условиях приема запишет, что он учитывает результаты сочинения, а поступающий напишет заявление, чтобы эти результаты учли.

- Что нового в образовательных программах МГУ?

- Два года назад я выдвинул идею межфакультетских курсов. Мы объявили свободную запись на курсы профессоров, которые читают на других факультетах. Например, биолог объявляет курс "Генетика", а слушать его должны математики, физики. А математик объявляет курс "Суперкомпьютеры" для филологов, историков. Сначала был скепсис: преподаватели загружены, студенты тоже считают, что заняты выше крыши. Но, когда 3 года назад 120 профессоров объявили свои курсы, за два дня в интернете записались 17 000 студентов. Никого не принуждали. Были такие лекторы, к которым записывались 1000 - 1200 студентов. Так в свое время слушали Ключевского.

В прошлом году было уже 160 курсов. Все они размещены на сайте МГУ. Можно свободно слушать.

А еще мы практически ежегодно создаем новый факультет. Сейчас, например, - факультет биотехнологий на базе наукограда Пущино во главе с академиком Анатолием Мирошниковым. Учебные планы совершенно новые.

Перед этим создавали высшую школу гуманитарной политики и управления в гуманитарной сфере - это второе высшее образование для тех, кто уже достиг чего-то в спорте, культуре, искусстве.

- Расскажите о проекте "Университет без границ".

- Эта совсем новая идея стала логическим продолжением межфакультетских курсов. Мы считаем, что потенциалом МГУ должен пользоваться как можно более широкий круг людей. Для этого надо предлагать дистанционные методы. Мы оборудовали профессиональную студию. Уже записали лекции восьми профессоров:

"Основы астрономии"; "Молекулы и болезни: ионные транспортеры"; "Биофизика: от неживого к живому, от принципов к механизмам"; "Язык, культура и межкультурная коммуникация"; "Уильям Шекспир в историко-культурной традиции: загадки, мифы, реальность"; "Экологические проблемы и устойчивое развитие". Каждый лектор - уникален. Светлана Тер-Минасова - язык и регионоведение, профессор Твердислов - биофизика, Липгарт - лекции по литературе на английском языке. Кто-то сможет слушать бесплатно просто для своего самообразования. А желающие могут получить сертификаты об успешном прохождении курсов Московского университета или дипломы повышения квалификации. Начало занятий с 29 сентября 2014 года на портале .

В рамках "Университета без границ" мы делимся нашим потенциалом с регионами России - ведем циклы лекций по договорам для других университетов. По физике - для Томского университета, по русскому языку и литературе - для Дагестанского.

Возможности "Университета без границ" будем расширять. Попробуем сделать интерактивными лекции межфакультетских курсов, а следующий шаг будет организационным: тот, кто прослушает курс, должен иметь возможность предъявить сертификат в своем университете или при повышении квалификации, и он должен быть засчитан.

- Как продвигается работа по созданию совместного российско-китайского университета?

- С инициативой выступила китайская сторона. В сентябре 2013 года был подписан протокол о намерениях. Предполагается подготовка специалистов в Китае в провинции Шэньчжэнь на базе лучших российских образовательных программ для реализации экономических задач двух стран. Строить здания учебных корпусов, кампусы, оснащать их будет китайская сторона. Завершить строительство планируется за10 месяцев. Китайским партнером МГУ в академической работе будет Пекинский политехнический университет. Планируется, что новый совместный университет примет первых студентов в 2015 году, а с 2016-го въедет в собственное здание. Обучение будет на трех языках: русском, китайском и английском, по образовательным стандартам МГУ, лицензированным минобром КНР. В Китае иные, чем в России, правила аттестации и аккредитации вузов. МГУ здесь первопроходец.

Планируется принять 500 человек на восемь направлений: культура и искусство; управление и аудит; экономика и международная торговля; право и финансы; филология, русский язык и литература; информационные технологии, прикладная математика; геология, экология, природные ресурсы; энергетика. А позже открыть еще восемь направлений подготовки и довести число студентов до 5000 на курсе.

- Планируете ли сотрудничество с другими странами?

- МГУ имеет договоры с университетами 180 стран. На наше сотрудничество не распространяются санкции. Профессора, которые к нам приезжают, говорят, что это нас не должно касаться, мы должны сотрудничать, жить и думать о будущем. Уже после объявления санкций в МГУ приехал представитель известной американской фирмы, мы подписали договор. Образование и наука - над политикой.

Сотрудничаем с ближним зарубежьем. В конце августа пришло постановление правительства Армении, которое открыло пути для организации нашего филиала в Ереване. Мы готовы. Это будет наш шестой зарубежный филиал.

Президент Азербайджана дал возможность в этом году построить кампус для филиала МГУ - в предгорьях, рядом с Баку, уникальное место. Вокруг него будет формироваться научный кластер. Мы приняли в Азербайджанский филиал в этом году 130 студентов, с новым кампусом можем и больше.

- А как вы смотрите на распределение студентов после учебы?

- Прямой возврат к распределению невозможен, но и то, что есть, - не совсем правильно. У любого государства есть приоритеты, и главное для развития любой отрасли - это молодые специалисты.

Как решать эту проблему? Например, соревноваться в оплате. Давайте побольше зарплату - и наберете самых лучших выпускников. Но в экономике есть перекосы. Высоко оплачивается одно, а нужда - совсем в другом. Скажем, инженерные кадры нужны, а оплачиваются они невысоко. Значит, необходимы еще специальные способы подготовки кадров для отраслей. Это могут быть настоящие целевые заказы - через оплату обучения студента корпорацией. Пора бизнесу думать о подготовке кадров.

Еще интереснее, когда выпускников привлекает высокий престиж корпорации. Когда я оканчивал мехмат в 1963 году, высочайшим успехом было попасть в подмосковные Подлипки, в конструкторское бюро С.П. Королева. Зарплата тогда была для молодого специалиста везде одинаковая - 110 рублей, но был авторитет фирмы, авторитет космоса, и все мы хотели именно туда. Я, правда, остался в аспирантуре, но и я очень хотел к Королеву.

- Только что стало известно о 114-м месте МГУ в глобальном рейтинге университетов QS? Устраивает?

- Будем двигаться и дальше. Хорошо, что в глобальном рейтинге уже 21 российский университет.

Но надо понимать, что в разных рейтингах иногда у одного и того же университета бывают противоположные позиции. Все зависит от параметров, которые рейтинг учитывает. Я, как математик, могу сказать, что сравнение по каким-то данным неточно, а иногда и некорректно. Есть такая теорема: можно заданный результат и доказать, и опровергнуть, особенно в неустойчивой задаче.

Не случайно на самых верхних позициях рейтинга QS - вузы США и Великобритании. Мы здесь не в равных стартовых условиях: число публикаций в англоязычных журналах и, соответственно, цитирование у них будет больше.

Вот поэтому внутри страны место университета в международном рейтинге не должно становиться причиной давления на него, на коллектив. Российские университеты традиционно очень пристально смотрят на качество образования. По этому параметру мы выше многих зарубежных вузов.

Слепо верить тому или иному рейтингу нельзя. Но рейтинги стали инструментом конкурентной борьбы за студента. Используются они и для принятия организационных решений.

У меня есть данные всех рейтингов по МГУ. Из зарубежных, например, в августе опубликован Шанхайский рейтинг, в нем МГУ по математике поднялся на 10 пунктов, занял 26-е место в мире, по физике оказался на 76-м.

Но я все-таки повторюсь: рейтинг не может быть способом абсолютной оценки университета.

- У вас есть филиал в Севастополе, как там прошел прием?

- У МГУ пять филиалов: в Севастополе, в Астане, в Ташкенте, Баку и Душанбе. Всего приняли в филиалы 513 человек. Больше всего в Севастополе - 160. План приема в Севастополе был - 114, но в сложившихся обстоятельствах мы объявили дополнительный набор, в том числе 46 мест выделили за счет собственных средств. Кроме того, объявили о переводе студентов в наш филиал из университетов Украины. Всего в филиал в этом году приняли из Крыма и из Украины 220 ребят. В целом в севастопольском филиале у нас 700 студентов.

Есть решение правительства о создании федерального университета на базе Таврического университета им. Вернадского в Крыму. Ректор, Николай Багров, - выдающийся академик. К университету будет присоединен ряд вузов Крыма.

- МГУ может быть наделен правом присуждать ученые степени самостоятельно, без ВАК (Высшей аттестационной комиссии). Когда это будет реализовано?

- Было время, когда система докторских и кандидатских была хорошо отлажена. Были руководители ВАК, чьи имена надо записать в историю науки. Но потом ситуация ухудшилась: есть претензии и к некоторым диссертационным советам, которые недобросовестно работали, и к отдельным ученым, пропускавшим работы, понимая, что это халтура, и система утверждения подвергалась давлению.

Что делать в данной ситуации?

Первый путь - большая строгость: сократить число советов, контролировать. Есть второй путь: передать ответственность конкретному университету, как это делается во многих зарубежных странах. Это означает, что университет берет на себя ответственность за того, кто защитился, за его результаты. Я присутствовал на защитах в западных университетах. Обсуждение идет серьезно, даже жестко.

При защите в университете тоже есть разные подходы: формировать совет под каждую защиту или утверждать на ученом совете университета постоянный совет по защите диссертаций. Разовые советы, в которых эксперты могут быть из разных университетов и даже из разных стран, приняты в Европе. Решение временного совета требует потом утверждения на ученом совете университета. Другой подход - создавать постоянный совет, заранее утвержденный ученым советом университета. На конкретную защиту можно дополнительно включать кого-то из ученых. МГУ, видимо, будет пробовать оба варианта. "Дорожная карта" разработана. Но это процесс длительный.

- Каждый вуз стремится получить лучших выпускников школ и подготовить самых ценных специалистов. А можно вырастить гения?

- Гениальное открытие - это скорее стечение нескольких обстоятельств. Не каждый совершавший открытие понимал, что оно потом будет признано гениальным. Ни Фарадей, ни Максвелл, ни Ньютон не могли предвидеть, что их открытия, теоремы навсегда станут краеугольным камнем науки, жизни, нашего понимания мира. Но гений должен сформулировать идею, выразить мысль.

Я сторонник того мнения, что у гениальных людей с генами "что-то не в порядке": они имеют возможность особо смотреть на вещи, у них другой взгляд. Я с мехмата, вырос в среде людей странно мыслящих, которые для посторонних могут показаться даже ненормальными. Они способны высказывать или доказывать что-то из ряда вон выходящее. Мне выпало в жизни видеть таких и потом: моим учеником был Володя Дубровский. Никого более талантливого я не встречал в жизни. Он мог придумать любое решение. Он защитил у меня кандидатскую и докторскую. Потом поехал преподавать в Магнитогорск. Был известным профессором, но скоропостижно скончался. Однажды он напомнил мне о себе. Я был членом жюри конкурса "Учитель года России". Молодая учительница математики блестяще рассказывала на показательном уроке про ленту Мебиуса. Я поразился, что она, школьная учительница, так владеет математикой, спросил ее, где она училась. Оказалось, в Магнитогорске, и ее научный руководитель - мой ученик Владимир Дубровский. Ее на конкурсе прозвали моей "внучкой", она стала "Учителем года". Володя посеял семена гениальности. А гений - это двигатель эпохи.

Я с мехмата, вырос в среде людей странно мыслящих, которые для посторонних могут показаться даже ненормальными.

// , 24 сентября 2014 № 1181162 Виктор Садовничий

Студенты составляют рейтинги профессоров своих вузов в режиме онлайн на независимом сайте

Оцени своего препода!

Как студенту выяснить, что ожидать от нового преподавателя? Какие пары можно не посещать, а на какие «забивать» чревато? Как профессору вуза узнать объективное и беспристрастное мнение о своем профессиональном мастерстве и степень любви или ненависти своей аудитории? А оказывается, очень просто! Студенческое сообщество создало свой независимый рейтинг вузов и преподавателей, где можно найти почти любой институт, кафедру и профессора. Каждый желающий может почитать отзывы об учебном заведении и написать все, что о них думает!

«ПрофессорРейтинг» — это любительский некоммерческий сайт отзывов и рейтингов, созданный четыре года назад тремя студентами Омского госуниверситета путей сообщения. Сперва он стартовал «для внутреннего пользования» в своем вузе (именно так, к слову, начинала и знаменитая соцсеть Facebook!), а сегодня масштабно развился и охватил вузы всей страны.

— У любого студента всегда есть что сказать о преподавателе и учебном заведении в целом, но нет возможности сделать это открыто, — рассказывает «МК» один из создателей «ПрофессорРейтинга», бывший студент ОмГУПС Юрий Митрофанов. — Мы сделали это возможным — у нас все желающие без всякой регистрации оставляют отзывы и рейтинги о преподавателях и вузах. Преподаватели оцениваются по пятибалльной шкале — за способность донести материал, увлекательность предмета, сложность сдачи экзамена, использование наглядных и технических средств обучения, практическую пользу предмета и чувство юмора. Вузы оцениваются за уровень получаемого образования, востребованность специалистов, техническое обеспечение, отношение к спорту, работу профкома и качество питания в столовой.

Всего в базе «рейтинга профессоров» более 136 тысяч преподавателей из 1600 институтов и университетов России. Отзывы же — самые разные. «Унижает учеников первого курса, с первого занятия орет» — пишут о преподавательнице английского одного из московских вузов. «При ректоре Б. в академии стало очень плохо. За семестр может 2–3 препода смениться — увольняются!» — пишут уже про само заведение в целом. Но в то же время у преподавателя физкультуры этой академии десятки восторженных отзывов — от банального «хороший человек и замечательный преподаватель!» до практического «уроки самообороны, которые он дает, пригодятся в жизни». Есть подхалимские стишки: «У нас все любят физкультуру! Отчасти — из-за педагога. Он наш наставник, он наш гуру. И от него зависит много!» И даже экзальтированные реплики, типа «я хочу от тебя детей, ты лучший!»

Реально выбирать вуз по рейтингу его профессоров решаются немногие. В основном выбор делается по более прозаичным критериям — из нескольких вузов близкого уровня (зависящего от уровня знаний самого абитуриента) или вообще из территориальных предпочтений — чтобы поближе. Рейтинг профессоров — и подавно не решающий фактор! Для чего же тогда оценивают преподавателей?

Собственно, эта оценка в первую очередь важна для того, чтобы выработать правильную линию поведения на учебе, стратегию общения с профессором. Вот, к примеру, один из нескольких схожих отзывов о некоем профессоре кафедры матанализа МГУ: «Лекции скучные, на любителя, но дает все, что надо. Все, что рассказывает на лекциях, есть в учебнике. На экзамене не валит, задает обычно всем одни и те же вопросы. Спросите у тех, кто сдавал до вас, и готовьте именно это. Но учтите — то, что спрашивает, он желает в лучшем виде, ошибаться в его любимых дополнительных вопросах нельзя — иначе на пересдачу!» Вывод — при острой необходимости (работа, дела амурные и т.д.) на лекции этого профессора можно без проблем «забивать», но необходимо потом тщательно наверстывать пропущенное, тупо зазубривая учебник. Информация эта для студента полезна и вполне насущна!

— Именно анонимность, на мой взгляд, и является залогом объективности оценок, оставляемых посетителями сайта, — считает Юрий Митрофанов. — Как писал Оскар Уайльд, «человек меньше всего похож на себя, когда говорит от своего имени. Дайте ему маску, и он расскажет всю правду!».

— Насколько адекватна публика, пишущая отзывы? Не «набрасывает на вентилятор»?

— С 2012 года мы ввели премодерацию комментариев, попадающих на сайт, и адекватность отзывов значительно повысилась. Люди понимают, что если напишут ерунду, то свой отзыв на сайте не увидят. Плюс мы отслеживаем IP-адреса посетителей, пресекая искусственное завышение или понижение рейтинга. Реально положительных и нейтральных отзывов гораздо больше, чем отрицательных, в соотношении примерно 80 к 20.

— Были ли требования профессоров убрать тот или иной обидный отзыв?

— Обратная связь, конечно, существует. Не буду скрывать, некоторые просят удалить их с сайта или закрыть комментарии — мы идем им навстречу... Но все же понимают, что если у данного вуза есть на сайте рейтинги всех профессоров, кроме нескольких определенных личностей, то напрашивается вопрос, неужели преподаватель лично попросил удалить страницу и ему есть что скрывать?

— Как комментируют профессоров студенты?

— Из многих комментов можно книгу цитат составить и читать взахлеб!

«Приятный молодой преподаватель, преподает интересно. Однако у меня, как у старосты, к нему одна просьба: Михаил Анатольевич, прошу вас, если у вас есть информация для группы, не нужно звонить мне в семь часов утра со словами «добрый день». Это слишком рано!»

«Непонятное отношение к студентам, никогда не забуду ее фразу: «Симпатичный молодой человек не может иметь по моему предмету больше тройки». Это, типа, объективность?!»

«Кто бы что ни говорил, но на Роберта Дауни-мл. он похож больше, чем на Джонни Деппа! А вообще, интересные вещи рассказывает…»

Любопытно, что идею студрейтинга параллельно развивает и Общественная палата РФ с Рособрнадзором — к 2016 году должен появиться и официальный вариант описываемого рейтинга, весьма похожий «Студенческий стандарт качества высшего образования». В рамках будущего проекта специально обученные этому (!) студенты станут оценивать качество работы своих вузов.

— С самого первого дня существования проекта наш главный слоган — «Поставь оценку своему профессору!», — говорит о «конкурентах» Юрий Митрофанов. — А в официальном студстандарте оценивается все в вузе, кроме преподавателей! Но профессура формирует фундамент любого вуза, от них зависит будущее студентов, а не от покраски стен, удаленности универа от центра города или даже его технической оснащенности. Плюс преподаватели куда более ответственно станут работать, зная, что в конце семестра они тоже получат оценку... Плюс смущает то, что оценивать будут лишь специально обученные «студенты-эксперты», — лучше дать право голоса ВСЕМ студентам и вместо подготовки экспертов направить усилия на обработку анонимных анкет.

Евгений Балабас

// , 22 сентября 2014 № 1179571 Евгений Балабас

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, устанавливающий максимальный размер платы за пользование жилым помещением в студенческих общежитиях, опубликован на сайте Минобрнауки России.

Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, регулирующий размер платы за проживание в студенческих общежитиях.

Нормативный акт устанавливает максимальный размер платы за пользование жилым помещением в общежитии, для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений, учредителем которых является Минобрнауки России.

Согласно приказу, эта цифра должна соответствовать размеру платы за пользование жилым помещением по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, установленному органами местного самоуправления.

Такой подход имеет ряд преимуществ: в соответствии с приказом Минстроя России от 2 декабря 1996 г. № 17-152 органами местного самоуправления устанавливается не единый размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), а несколько: учитывается качество и благоустройство жилого помещения, месторасположения дома и т.д. Кроме того, плата за общежитие будет формироваться с учетом коэффициентов, учитывающих планировку жилых помещений в общежитии (коридорные, блочные, квартирные).

Важно отметить, эта сумма не может быть больше, рассчитанной по указанному порядку для каждого конкретного субъекта Российской Федерации. А вот меньше - может, поскольку фактический размер платы устанавливается самим учебным заведением с обязательным участием студенческих советов и профсоюзов.

Необходимо отметить, что в Приказе отражены нормы, аналогичные разработанным для методических рекомендаций Минобрнауки России по расчету размера платы за проживание в общежитиях образовательных организаций.

Разработка рекомендаций велась совместно с другими федеральными органами власти, депутатами и общественными организациями. Эффективность документа и его соответствие реальным запросам и возможностям обучающихся отмечались как студенческими объединениями и профсоюзами, так и руководителями университетов.

Ранее Минобрнауки России был проведен мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления, который показал: в среднем размер платы за пользование жилым помещением не превышает 6 рублей за кв. метр. ?

Справочно:

В июне 2014 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 182-ФЗ «О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым платы за общежитие может состоять только из платы за пользование жилым помещением, максимальный размер которой установлен Приказом, и платы за коммунальные услуги, порядок расчета которых определяется Правительством Российской Федерации.

// минобрнауки.рф, 19 сентября 2014 № 1181903 

Общественная палата просит Минобрнауки не вводить портфолио абитуриента в 2015 году

Выпускникам придется делать заверенные копии выпускных сочинений

В начале учебного года Минобрнауки объявило, что уже ближайшим летом абитуриенты вместе с результатами ЕГЭ смогут подавать в приемные комиссии вузов и портфолио со своими достижениями. Однако ни что именно туда войдет, ни как это будет засчитываться, непонятно. А вузы и близко не представляют себе, как оценивать такую часть портфолио, как сочинение, заявили участники «круглого стола», собранного Общественной палатой 17 сентября. Выход один — отложить новшество хотя бы на год.

Разговоры о необходимости введения портфолио с внеучебными достижениями выпускников школы идут давно. Однако когда дошло до дела, оказалось, что образовательное сообщество попросту не представляет себе, что это такое.

Из нормативных документов есть лишь министерская инструкция с самым общим описанием портфолио. Однако как оно будет выглядеть на практике, все понимают по-разному. К примеру, будет ли портфолио единым для всех вузов или каждый определит его сам? В инструкции допускается возможность включить в число достижений выпускника, скажем, волонтерскую работу. Но как «измерить» ее в баллах — а портфолио даст плюс к результатам ЕГЭ до дополнительных 20 баллов, — не разъясняется. Между тем в Госдуме уверяют, что в портфолио должен включаться «не процесс хождения куда-то, а измеряемый результат». Выходит, сданная норма ГТО зачтется, а волонтерство из портфолио вылетает?

Другой вопрос, оставшийся без ответа: может ли входить в портфолио школьная характеристика выпускника? Если да, то как проверить, соответствует ли она действительности? И не есть ли это возвращение к тому самому «субъективизму», ради борьбы с которым 12 лет назад затевали ЕГЭ? Коррупцию в нашей стране никто не отменял, напомнили участники слушаний. Так что раздача характеристик может превратиться в дополнительный доход — особенно в условиях сокращения бюджета образования. Через пару лет по 20 максимальных баллов за портфолио принесут в вузы поголовно все абитуриенты. За что, спрашивается, боролись?

Повторная оценка выпускного сочинения в вузе — уже как части портфолио — отдельная песня. Единых критериев оценки нет и не будет. Равно как и любых других дополнительных разъяснений Минобрнауки, заявил представитель департамента госполитики в сфере высшего образования. Все, что ведомство сочло нужным разъяснить, оно уже разъяснило, а ориентироваться при поступлении надо на сайты вузов: если в октябре там вывесят сообщение, что портфолио будут учитываться, значит, вперед. А если нет, то и портфолио не понадобится. (Правда, как это сочетается с пунктом министерской инструкции, что абитуриент «имеет право предъявить портфолио», представитель министерства разъяснить не смог).

Хуже того. Уже очевидно, что единой электронной базы сочинений, из которой, как предполагалось вначале, вузы должны брать на проверку «нетленку» своих абитуриентов, к приемке-2015 создать не успеют — в лучшем случае это произойдет в 2016 году. Поэтому будущим летом абитуриенты, желающие подать свое сочинение в составе портфолио, должны будут — внимание! — сделать для этого заверенную копию своего сочинения. А если они воспользуются правом подавать документы в 5 вузов на 3 направления подготовки в каждом — то 15 заверенных копий (кто их будет заверять, тоже пока неясно, но разговор идет об «органах исполнительной власти»). И так — куда ни кинь.

— Возникла та же проблема, что при введении ЕГЭ, — подытожил бывший директор Федерального института педагогических измерений, а ныне проректор Московского педагогического госуниверситета Андрей Ершов. — Это проблема доверия к новому виду испытания и к его результатам.

Она возникла не на пустом месте, констатировала и.о. главы комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина: «Введению столь важных мер должно непременно предшествовать их обсуждение с образовательным сообществом! Иначе положительного результата не достичь, и данный случай тому пример. Мы все хотели, чтобы при зачислении в вуз использовались не только результаты ЕГЭ, но и другие критерии. Но Минобрнауки ввело этот дополнительный инструмент слишком быстро: без научной, общественной и профессиональной экспертизы, не говоря об апробации. И получило негативную реакцию педагогического сообщества».

Родители, которых постоянно ставят перед очередными новшествами, также издерганы неподготовленными решениями. Сейчас, к примеру, они психуют по поводу того, как разделили по уровням ЕГЭ по математике. С базовым, предназначенным для тех, кому лишь бы получить аттестат, все понятно. А вот продвинутый оказался единым как для гениев-одиночек, которые потом пойдут на физматы, так и для скромных инженеров, не говоря об экономистах. Оправданно ли это? Своими поспешными, непродуманными действиями Минобрнауки поставило выпускников 2015 года и их родителей в условия нарушения их прав. Единственный выход, который видит в этих условиях Общественная палата, — предложить Минобрнауки отложить введение школьного портфолио хотя бы на год.

Марина Лемуткина

// , 19 сентября 2014 № 1178994