Похожие публикации

Роберт Антон Уилсон, Роберт Шей
Документ
Секс, наркотики, рок н ролл, бунт, просветление, тайное правительство, культ Богини, чикагские гангстеры и анархисты, калифорнийские хиппи, Атлантида,...полностью>>

Роберт Антон Уилсон, Роберт Шей
Документ
Секс, наркотики, рок н ролл, бунт, просветление, тайное правительство, культ Богини, чикагские гангстеры и анархисты, калифорнийские хиппи, Атлантида,...полностью>>

Роберт Антон Уилсон, Роберт Шей
Документ
Орден иллюминатов, недолго просуществовавший очаг республиканского вольнодумства, был основан 1 мая 1776 года Адамом Вейсгауптом, профессором церковно...полностью>>

Роберт Антон Уилсон, Роберт Шей
Документ
То есть ухмыляется не тот Всемогущий, каковым он надеялся стать, а кто то другой, неожиданный и, значит, лучший — Всезнающий. На протяжении следующих ...полностью>>



Программа дисциплины «Поведенческие финансы» для направления 38. 04. 08 «Экономика»

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Поведенческие финансы» для направления 38.04.08 «Экономика» магистерской для программы «Финансы»


Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет Экономический факультет

Программа дисциплины

Поведенческие финансы



для направления 38.04.08 "Экономика" подготовки магистра

магистерская программа «Финансы» специализация «Финансы фирмы»

Автор программы:

Поршнев А.В., кандидат психол.наук, aporshnev@

Одобрена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук «___»________2014 г.

Зав. кафедрой Шпилев Д.А.

Рекомендована секцией УМС «Общественные науки» «___»____________ 2014 г.

Председатель Бикметова Т.И.

Утверждена УМС НФ ГУ-ВШЭ «___»____________2014 г.

Председатель Л.Г. Макарова

Нижний Новгород, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Поведенческие финансы», учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» уровень подготовки магистр.

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки магистров по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит»;

  • Образовательной программой по направлению 38.04.08 «Финансы и кредит»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» утвержденным в 2014 году.

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Национального Исследовательского Университета «Высшая Школа Экономики» по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» Уровень подготовки: Магистр.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит специализация «Финансы фирмы», утвержденным в 2014г.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Поведенческие финансы являются ознакомление студентов с основными теориями и проблемами влияния ситуации принятие решения и особенностей психики человека экономические поведение, приобщение их к научным исследованиям в этой области.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать основные особенности восприятия человеком информации, в т.ч. статистических данных

  • уметь анализировать ситуации принятия решений с целью выявления их особенностей с учетом влияния поведенческих факторов,

  • умение применять модели «Поведенческих финансов» в различных ситуациях связанных с принятием финансовых решений

  • умение анализировать научную литературу в данной области

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код ЕКК

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности

СК-М1

Владеет и применяет

Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

Способен предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности

СК-М2

Владеет и применяет

Семинарские занятия: обсуждение проектов исследований и решение проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности

СК-М3

Демонстрирует

Подготовка к семинарским занятиям

Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность

СК-М5

Демонстрирует

Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

Способен анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию

СК-М6

Владеет и применяет

Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять перспективные направления дальнейших исследований, составлять программу собственных исследований

ИК-М1.1НИД_5.4

Демонстрирует

Семинарские занятия: обсуждение статей на английском языке

Способен собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать финансово-экономическую информацию по теме исследования, выбирать методики и средства решения задачи

ИК-М4.1НИД_5.4

Владеет и применяет

Семинарские занятия: обсуждение статей и проблемных задач, участие в дискуссиях, подготовка презентаций.

Способен разрабатывать и организовывать опросы, составлять описания проводимых исследований, готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, готовить научно- исследовательские отчеты, информационные обзоры, публикации по результатам выполненных исследований

ИК-М1.2; ИК-М2.2; ИК-М3.1

Демонстрирует

Подготовка и проведение исследования в рамках дисциплины

Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, вносить оригинальные предложения по направлениям и методам исследования, обосновывать собственный вклад в развитие выбранного направления исследования

ИК-М.

1.2и_1.2.н_1.1и_1.1.н_НИД_5.4;

Владеет и применяет

Подготовка исследования

Способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде доклада (презентации) и статьи

ИК-М 3.2НИД_5.4

Демонстрирует

Проведение презентации посвященной результатам самостоятельно проведенного исследования

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

СЛК –М8

Демонстрирует

Обсуждение на семинарах

анализировать тенденции, процессы и инструменты финансового рынка

ИК-М.3.2

Демонстрирует

Подготовка к семинарам и к проведению самостоятельного исследования в рамках дисциплины

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу междисциплинарных дисциплин (по выбору) подготовки магистра.

Изучение данной дисциплины опирается на знания студентов полученные в ходе освоения дисциплин: «Микроэкономика-2», «Корпоративные финансы», «Теория денег и кредита», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология управления», «Математическая статистика».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: владение понятийным аппаратом поведенческих финансов (теории перспектив, психологии установки, психологии восприятия), умением анализировать отдельные ситуации принятия решений с целью выявления их особенностей с учетом влияния поведенческих факторов, умение применять модели «Поведенческих финансов» в различных ситуациях связанных с принятием решений, быть способны читать и обсуждать научную литературу в данной области

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при проведении научных исследований (подготовка магистерской диссертации) и изучении следующих дисциплин:

Теория игр 2

Организационная психология

Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Сам. работа

Лекции

Семинары

Практ.

занятия

1

Тема 1. Введение

4

2

2

Раздел I. Восприятие и интерпретация информации человеком

2

Тема 2. Эффекты определения репрезентативности

16

3

3

10

3

Тема 3. Эффекты оценки по степени доступности примера.

14

2

2

10

4

Тема 4. Эффекты корректировки и привязка (якорение).

16

3

3

10

Раздел II. Влияние особенностей восприятия информации человеком на принятие экономических решений

5

Тема 5. Примеры влияния эффектов на процесс корпоративного принятия решения.

18

4

4

10

6

Тема 6. Роль человеческого фактора в корпоративной политике управления рисками.

22

4

4

14

7

Тема 7. Последние тенденции в поведенческих финансах.

18

2

2

14

Итого

108

20

20

68

Всего часов - 108

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры *

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Домашнее задание

+

Включает в себя:

Оценивание подготовки 2 презентаций, работы на исследовательских проектом и учебной активности в LMS eFront.

Контрольная работа

+

Тест из 20 вопросов на пройденный материал, две задачи на оценку 6-7, две творческие задачи на оценку 8-9

Итоговый

Экзамен

+

Например: письменный экзамен 60 мин.

Анализ статьи, решение двух задач на оценку 6-7 , решение двух творческих задач на оценку 8-9

1.1Критерии оценки знаний, навыков

Работа на семинаре.

В ходе курса студент должен подготовить три выступления выступления-презентациями (две по книге Н.Б.Рудыка и одну по результатам полевого исследования) и домашнее задание.

Домашнее задание, по методике «Тест, который не съест» количественно не оценивается (работа выполнена оценка 1, работа не выполнена оценка 0)

Презентации: При оценивании презентации оценивается качество материала презентации, умение заинтересовать аудиторию (3 балла), устная речь оратора (3 балла), взаимодействие с аудиторией (3 балла), бонусный балл за блестяще подготовленную презентацию (1 балл), итого максимум 10 баллов.

Семинар: При оценивании работы на семинаре учитываются: активность на семинаре (3 балла), способность критически обработать информацию (3 балла); умение привлечь необходимые знания для участия в дискуссии (3 балла), бонусный балл за блестящий ответ на семинаре (1 балл), итого максимум 10 баллов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Особенности проведения контроля (образовательные технологии): большинства работ мини тестов, домашнего задания «Тест, который не съест», эссе используется LMS eFront. Также в LMS eFront представлен набор заданий для самопроверки, материалы к семинарам, презентации лекций, ссылки на актуальные статьи, мульти-медиа источники из Интернета.

В электронном журнале LMS eFront публикуются оценки учащихся.

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение.

Роль эмоций в поведении человека. Особенности познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и роль при принятии решений.

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 0

Основная литература

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. Гл. 5.

Дополнительная

  1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  2. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  3. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  4. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  5. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review(December 2003): 1449-1475.

  6. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  7. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  8. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  9. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

Раздел I. Восприятие и интерпретация информации человеком

Тема 2. Эффекты определения репрезентативности

Феномены, связанные с анализом ситуаций человеком: нечувствительность к априорной вероятности результата, ошибочные концепции шанса, нечувствительность к надежности прогноза, иллюзия валидности, неправильные представления о регрессии.

Количество часов аудиторной работы: 6

Объем самостоятельной работы: 16

Основная литература

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. Гл. 5.

Дополнительная

  1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  2. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  3. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  4. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  5. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review(December 2003): 1449-1475.

  6. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  7. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  8. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  9. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

Тема 3. Эффекты оценки по степени доступности примера.

Предубеждения, связанные с: различной доступностью объектов анализа, различиями в направлениях поиска, способностью к представлению образов, иллюзиями взаимосвязи.

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 14

Основная литература

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. Гл. 5.

Дополнительная

  1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  2. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  3. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  4. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  5. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review(December 2003): 1449-1475.

  6. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  7. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  8. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  9. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

Тема 4. Эффекты корректировки и привязка (якорение).

Недостаточная «корректировка», предубеждения в оценке конъюнктивных и дизъюнктивных событий, «привязка» при оценке субъективной вероятности.

Количество часов аудиторной работы: 6

Объем самостоятельной работы: 16

Основная литература

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. Гл. 5.

Дополнительная

  1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  2. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  3. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  4. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  5. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review(December 2003): 1449-1475.

  6. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  7. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  8. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  9. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

Раздел II. Влияние особенностей восприятия информации человеком на принятие экономических решений

Тема 5. Примеры влияния эффектов на процесс корпоративного принятия решения.

«Проклятие победителя», «Стереотипизация», эффект «Желательности», эффект, эффект «Горяцей руки» (hot hand), эффект «Отражения».

Количество часов аудиторной работы: 8

Объем самостоятельной работы: 18

Основная литература

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. Гл. 5.

Дополнительная

  1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  2. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  3. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  4. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  5. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review(December 2003): 1449-1475.

  6. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  7. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  8. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  9. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

Тема 6. Роль человеческого фактора в корпоративной политике управления рисками.

Систематическое проявление излишней уверенности - иллюзия «контроля».. Эмоциональное состояние и отношение к риску. Влияние больших успехов и больших неудач на поведение сотрудников. Эффект потраченных средств «влипания» (sunk costs).

Количество часов аудиторной работы: 8

Объем самостоятельной работы: 22

Основная литература

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. Гл. 5.

Дополнительная

  1. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  2. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  3. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  4. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  5. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review(December 2003): 1449-1475.

  6. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  7. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  8. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  9. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

  10. Shefrin, Hersh (2000), Biased Reaction to Earnings Announcements, in: Beyond Greed and Fear: Understanding Behavioral Finance and the Psychology of Investing. Harvard: Harvard Business School Press. Ch. 8.

  11. Heaton, J. B. (2002), Managerial Optimism and Corporate Finance, Financial Management, Vol. 31, p. 33-45.

  12. Shefrin, Hersh (2000), Beyond Greed and Fear - Harvard: Harvard Business School Press.

  13. Stein, Jeremy (1996), Rational Capital Budgeting in an Irrational World, Journal of Business, Vol. 69, p. 429-455.

  14. Gervalis, S, Heaton, J. B., Odean, T. (2002), The Positive Role of Overconfidence and Optimism in Investment Policy, Working paper.

  15. Rau, P.R.; Patel, A.; Osobov, I.; Khorana, A.; Cooper, M.J. (2001), The Game of the Name: Value Changes Accompanying Additions and Deletions.

Тема 7. Последние тенденции в поведенческих финансах.

Методы изучения процессов принятия решений. Различие между экспериментальной экономикой и реальным бизнесом: как меняется мотивация, когда рискуют реальными деньгами. Определение роли эмоций в процессе принятия решений. Связь между психологией личности и тенденцией «рискованного» поведения. Соотношение между тенденциями «рискованного» поведения в сфере финансового менеджмента и различных областях жизнедеятельности.

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 18

Основная литература

  1. Theodoros Diasakos. Bounded Rationality and Complexity in Individual Decision Problems. Preprint, 2007.
    Available at: /diasakos/1

  2. Robert Hoffmann Bounded Rationality and Social Cognition: A Computational Study http://www.nottingham.ac.uk/~lizrH3/hoffmann.pdf

Дополнительная литература:

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004. Гл. 5.

  2. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  3. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  4. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  5. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  6. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review(December 2003): 1449-1475.

  7. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  8. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  9. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  10. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

  1. Gigerenzer, Gerd. (2001), The Adaptive Toolbox, in: Bounded Rationality: The Adaptive Toolbox. MIT Press.

  2. Burnham, Terry (2003), Caveman Economics: Proximate and Ultimate Causes for Non-Materially Maximizing Behavior, Manuscript.

  3. Glimcher, Paul (2003), Decisions, Uncertainty, and the Brain: The Science of Neuroeconomics. Ch. 9, 11.

  4. Damasio, A.R. (1994), Descartes' Error: emotion, reason and the human brain. - New York: Avon Books.

  5. Lo, Andrew. & Repin, Dmitry (2002), The psychophysiology of real-time risk processing, Cognitive Neuroscience, Vol. 14, p. 1-17.

Образовательные технологии

При преподавании применяются следующие учебные технологии:

На семинарах, проводятся мини-эксперименты, в т.ч. с использованием видео камеры и последующим разбором.

Проведение полевого исследования является важной часть работы по курсу, в результате исследования студент должен сделать презентацию.

В ходе занятий часть времени уделяется решению задач по анализу ситуаций принятия решений с позиций поведенческих финансов.

1.2Тематика заданий текущего контроля

Пример задания контрольной работы

Петров после участие семинара компании занимающейся торговлей на ФОРЕКС понял, что это его призвание. Хотя его друзья Иванов и Сидоров рассказали ему, что потеряли около 1000$ при игре на этом рынке, он считает себя более компетентным, чем они, и думает попытаться поправить семейный бюджет, использую отложенную на «черный день» сумму в 1500$. В его поведении мы можем видеть проявление какого эффекта?

• оптимистическое отклонение [optimistic bias];

• иллюзия контроля [illusion of control];

• отклонение «задним умом все крепки» [hindsight bias];

• экспертное суждение [expert judgment].

Иван решил провести исследование, в котором выяснить, если предрасположенность журналистов РБК, публикующих обзор состояния рынка к определенным прогнозам – оптимистичным или пессимистичным. Влияние, какого эффекта он хочет выявить?

• оптимистическое отклонение [optimistic bias];

• иллюзия контроля [illusion of control];

• отклонение «задним умом все крепки» [hindsight bias];

• экспертное суждение [expert judgment].

Примерная тематика исследований в рамках выполнения домашних заданий

1. Возможно ли пессимистичное отклонение

2. Где проявляется самоуверенность у студентов НИУ ВШЭ

3. Влияние Интернета на принятие решений

4. Существует ли информационный парадокс

1.3Вопросы для экзамена

(использованы вопросы разработанные Репиным Д.В.)

  1. Каковы основные особенности восприятия информации человеком?

  2. Что такое субъективная вероятность?

  3. Почему эффекты якоря и репрезентативности сохраняются в определенной степени, даже если человек знает о своей подверженности влиянию этих эффектов?

  4. Чем отличается риск от неопределенности в теории принятия решений?

  5. Приведите примеры, когда теория ожидаемой полезности не объясняет экономическое поведение человека.

  6. Каким образом результаты экспериментальной экономики (ultimatum game, public goods game) противоречат экономически рациональному поведению человека?

  7. Что такое ограниченная рациональность?

  8. Каковы основные идеализированные механизмы эффективных рынков, которые корректируют отклонения цен от гипотетического истинного значения?

  9. Как нерациональные предпочтения инвесторов могут влиять на рыночные цены?

  10. Приведите основные эмпирические результаты, ставящие под сомнение гипотезу эффективного рынка.

  11. Эмоциональное содержание новостей и их корреляция с динамикой рынка.

  12. Охарактеризуйте природные и погодные факторы влияющие на эмоциональное состояние инвесторов.

  13. Каковы эмпирические сведения, связывающие положение на финансовом рынке и структуру капитала компании?

  14. Какие проблемы типично преследуют поглощающую компанию в большинстве случаев слияний и поглощений?

  15. Как связана дивидендная политика и наблюдаемая стоимость акций компании?

  16. Как связаны прогнозы аналитиков и объявление финансовых результатов с наблюдаемой стоимостью акций компании?

  17. К чему приводит систематическое проявление излишного оптимизма менеджерами?

  18. Какие эмпирические данные показывают систематическое проявление излишней уверенности?

  19. Как эмоциональное состояние влияет на отношение к риску?

  20. Как большие успехи и большие неудачи влияют на отношение к риску?

  21. Охарактеризуйте эффект потраченных средств и эффект чужих денег.

1.4Порядок формирования оценок по дисциплине

Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля по курсу «Поведенческие финансы», автор А.В.Поршнев

1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за участие в семинарах Осем , оценка за контрольную – Оконтр и оценка за проведение исследования в рамках выполнения домашнего задания.

Контрольная выполняется в апреле (состоит из 40 тестовых заданий, и 2х задач на размышление)

Оценка за участие в семинарах формируется из оценок за:

Презентации по материалам книги Н.Б.Рудыка «Поведенческие финансы» – оцениваются а) полнота изложения содержания б) четкость выделения ключевых моментов в) интерес для публики г) контрольные вопросы для аудитории (по содержанию главы), всего по курсу студент должен сделать 2 презентации.

Активность в обсуждении презентаций и материалов статей. Оценивается следующим образом 4 балла присутствие, 6 баллов вопросы, 7 баллов вопросы и комментарии, дополнения к выступлению, 8-9 баллов нахождение интересных аргументов, позволяющих критически взглянуть на статью, презентацию и другие материалы

Активность в обсуждении материалов, прохождении тестов в он-лайн системе eFront = процент вычисленный системой на основе количества прочитанных текстов, выполненных упражнений, тестов, анализа активности на форуме курса на момент завершения курса (за неделю до экзамена) деленный на 10. Примечание. Курс магистерский, что подразумевает изменение его материалов в ходе работы по курсу и внесение новых заданий, тестов и упражнений в LMS систему, однако за две недели до экзамена данная деятельность будет прекращена, что позволит выполнить все задания (если они не были выполнены ранее) и в расчетный день – неделя до экзамена получить результирующую оценку активности в LMS. Возможно включение данной оценки при наличии устойчивого доступа студентов в Интернет, с коэффициентом 0,2 Оlms

Осем = 0,4 , +0,6 , где n – общее количество семинаров, - активность на i-ом семинаре, - оценка за i-ю презентацию

3. Результирующая оценка за текущий контроль выставляется по следующей формуле

Отекущий = 0,3 * Оконтр +0,3 * Од/з +0,4 * Осем

4. Возможно повышение оценки на 1 или 2 балла для этого необходимо провести небольшое исследование – игру, опрос, анализ ответов студентов или экспертов при решении задач. Отчетом по данному виду работы служит описание исследования и его результатов 10-20 стр. и презентация для остальных участников группы. Зачет по данной работе позволяет поднять оценку на 1 и 2 балла. Для проведения исследования отводится март.

Общение в марте осуществляется с помощью сообщений в системе eFront (при наличии проблем, глюков, неустойчивой работы системы по емейлу aporshnev (ха) gmail (zzz) com)

Студенты могут выбрать тему исследования из предложенного списка или предложить свою тему. Тема может обсуждаться в системе eFront, но должна быть утверждена до 5 марта.

Студент имеет право задать до 20 вопросов по теме исследования, получить до 4х рецензий на присланный текст.

При планировании и написании отчета по исследованию необходимо использовать материалы из электронных библиотеки НИУ-ВШЭ.

Для повышения оценки на 2 балла необходимо использовать не менее двух статей на иностранном языке и подготовленный отчет по исследованию должен соответствовать требованиям работ для публикации в сборнике материалов конференции или подан на конкурс научных работ. Возможно проведение исследования группой из двух человек (однако, при этом количество иностранных источников увеличивается до 4).

Обработка результатов эксперимента, написание финального текста, обсуждение и презентация результатов исследования возможна в течение модуля.

Если студент получил зачет за исследование Отекущий = 0,4 * Оконтр +0,6 * Осем + Оиссл

4. Если студент согласен с накопленной оценкой Оитоговый = Отекущий

5. Если студент не согласен с накопленной оценкой, то он может сдавать экзамен (письменно).

6. Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на зачете

Оитоговый = 0,4·Оэкзамен + 0,6 Отекущий

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле

Оитоговый = 0,4·Оэкзамен + 0,6 Отекущий +Oдоп.вопрос

В ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, "хорошо" (7).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Литература и источники Интернет:

Основная:

  1. Рудык Н. Поведенческие финансы или между страхом и алчностью. М.: Дело, 2004.

Дополнительная:

  1. Akerlof, George A., and Janet L. Yellen. "Can Small Deviations from Rationality Make Significant Differences to Economic Equilibria?" American Economic Review 75, no. 4 (September 1985): 708-20.

  2. Ariely D. Predictably Irrational, HarperCollins Publishers, NY, 2008

  3. Baker, M. and Savasoglu, S. (2002), Limited arbitrage in mergers and acquisitions, Journal of Financial Economics, Vol. 64, p. 91-115.

  4. Baker, Malcolm and Wurgler, Jeffrey (2002), Market Timing and Capital Structure, Journal of Finance, Vol. 57, p. 1-32.

  5. Benartzi, Shlomo and Richard H. Thaler (1995), Myopic Loss Aversion and the Equity Premium Puzzle, The Quarterly Journal of Economics, p. 73-92.

  6. Burnham, Terry (2003), Caveman Economics: Proximate and Ultimate Causes for Non-Materially Maximizing Behavior, Manuscript.

  7. Burnham, Terry and Jay Phelan (2000), Mean Genes. Ch. “Risk”, “Greed”.

  8. Damasio, A.R. (1994), Descartes' Error: emotion, reason and the human brain. - New York: Avon Books.

  9. DellaVigna, Stefano and Malmendier, Ulrike (2003), Contract Design and Self-Control: Theory and Evidence, Quarterly Journal of Economics.

  10. Elster, J. (1998), Emotions and economic theory, Journal of Economic Literature, Vol. 36, p. 47–74.

  11. Fama, Eugene (1998), Market efficiency, long-term returns, and behavioral finance, Journal of Financial Economics, Vol. 49, p. 282-306.

  12. Frederick, Shane, Loewenstein, George, and O’Donoghue, Ted (2002), Time Discounting and Time Preference: A Critical Review, Journal of Economic Literature, Vol. 40, p. 351-401.

  13. Gabaix, Xavier, and David Laibson. "Some Industrial Organization With Boundedly Rational Consumers: Noise."

  14. Gervalis, S, Heaton, J. B., Odean, T. (2002), The Positive Role of Overconfidence and Optimism in Investment Policy, Working paper.

  15. Glimcher, Paul (2003), Decisions, Uncertainty, and the Brain: The Science of Neuroeconomics. Ch.9, 11.

  16. Gigerenzer, Gerd (2001), The Adaptive Toolbox, in: Bounded Rationality: The Adaptive Toolbox. MIT Press.

  17. Heaton, J. B. (2002), Managerial Optimism and Corporate Finance, Financial Management, Vol. 31, p. 33-45.

  18. Hirshleifer, D. and T. Shumway (2003), Good Day Sunshine: Stock Returns and the Weather, Journal of Finance.

  19. Kahneman, D. "Maps of Bounded Rationality: Psychology for Behavioral Economics." American Economic Review (December 2003): 1449-1475.

  20. Kamstra, Mark; Kramer, Lisa and Levi, Maurice (2002), Winter blues: A SAD stock market cycle, Working paper of Federal Reserve Bank of Atlanta, Vol.13.

  21. Krivelyova, Anna and Robotti, Cezare (2003), Playing the field: Geomagnetic storms and international stock markets, Working paper of Federal Reserve Bank of Atlanta, Vol.5a.

  22. Lo, Andrew (1999), The three P’s of total risk management, Financial Analysts Journal, Vol. 55, p. 87-129.

  23. Lo, Andrew. & Repin, Dmitry (2002), The psychophysiology of real-time risk processing, Cognitive Neuroscience, Vol. 14, p. 1-17.

  24. Loewenstein, George (2002), When Genius Failed: The Rise and Fall of Long-Term Capital Management.

  25. Loewenstein, George. F., E. Weber, C. Hsee, and N. Welch. (2001), Risk as Feelings, Psychological Bulletin, Vol. 127, p. 267-286.

  26. Plous, Scott (1993), From The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  27. Plous, Scott (1993), The Psychology of Judgment and Decision Making. Ch. 10-15.

  28. Prechter, Robert. (2003), Social Causality, in: Pioneering Studies in Socionomics.

  29. Rabin, M. "Economics and Psychology." JEL 36, no. 1 (March 1998): 11-46.

  30. Rabin, M. (1998), Economics and Psychology, Journal of Economic Literature, Vol. 36, p. 11-46.

  31. Shefrin, Hersh (2000), Beyond Greed and Fear – Harvard: Harvard Business School Press.

  32. Shefrin, Hersh and Statman, Meir (1985), The Disposition to Sell Winners Too Early and Ride Losers Too Long: Theory and Practice, Journal of Finance, Vol. 40, p. 777-790.

  33. Shefrin, Hersh. (2000), Biased Reaction to Earnings Announcements, in: Beyond Greed and Fear: Understanding Behavioral Finance and the Psychology of Investing. Harvard: Harvard Business School Press. Chapter 8

  34. Shleifer, Andrei (2000), Are Financial Markets Efficient? in: Inefficient Markets. Oxford: Oxford University Press. Ch. 1.

  35. Shleifer, Andrei and Vishny, Robert W. (1997), The Limits of Arbitrage, Journal of Finance, Vol. 52, p. 35-55.

  36. Stein, Jeremy (1996), Rational Capital Budgeting in an Irrational World, Journal of Business, Vol. 69, p. 429-55.

  37. Thaler, R. "The Psychology and Economics Conference Handbook: Comments on Simon, on Einhorn and Hogarth, and on Tversky and Kahneman." Journal of Business 59, no. 4. Part 2 (Oct 1986): S279 - S284.

  38. Thaler, Richard. The Winner's Curse: Paradoxes and Anomalies of Economic Life. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1994.

  39. Tversky, Amos and Daniel Kahneman (1974), Judgement Under Uncertainty: Heuristics and Biases, Science, Vol. 185, p. 1124-1131.

  40. Zuckerman, M., & Kuhlman, D.M. (2000), Personality and risk-taking: Common biosocial factors, Journal of Personality, Vol. 68, p. 999-1029.

  41. Бернштейн, Питер Л. Против богов: Удивительная история риска. М.: Финансы и статистика, 1996.

  42. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Изд-во ИПП «Гуманитарный центр», 2005, - 632с. Гл.1

  43. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства толпы. М.: Альпина Бизнес Букс, 2003.

Источники Интернет

Theodoros Diasakos. Bounded Rationality and Complexity in Individual Decision Problems. Preprint, 2007.
Available at: /diasakos/1

Robert Hoffmann Bounded Rationality and Social Cognition: A Computational Study http://www.nottingham.ac.uk/~lizrH3/hoffmann.pdf

/mediaplayer/index.php?id=531

http://ocw.mit.edu/courses/economics/14-127-behavioral-economics-and-finance-spring-2004/syllabus/

1.5Дистанционная поддержка дисциплины

Электронная поддержка дисциплины осуществляется в LMS eFront: учащиеся проходят мини-тесты по лекциям, загружают эссе, скачивают материалы для семинаров. В системе также размещаются оценки по результатам промежуточного и итогового контроля

1.6Материально-техническое обеспечение дисциплины

Используется видеокамера Canon, компьютер и стандартный проектор, карточки заданий для мини-экспериментов и игр.

Автор Поршнев А.В.

18