Похожие публикации

Целевой муниципальной программы «противодействие коррупции в муниципальном образовании «город ногинск московской области» на 2014 2016 годы»
Документ
«Об утверждении муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в муниципальном образовании «Город Ногинск Московской области» на 2014-2016...полностью>>

«Разработка прикладных библиотек компас» в Visual Studio» Практическая работа Создание прикладных библиотек при помощи мастера LibraryWizard
Документ
Для подключения мастера создания библиотек необходимо скопировать файлы LibraryWizard.vsz, LibraryWizard.vsdir и LibraryWizard.ico в директорию C:\Pro...полностью>>

Приказ № от 2013г. «Рассмотрен на педагогическом совете 2013 г. Протокол № от»» 2013 г
Пояснительная записка
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней общеобразовательной школы №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Всевол...полностью>>

Приказ № от 2013г. «Рассмотрен на педагогическом совете 2013 г. Протокол № от»» 2013 г
Пояснительная записка
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней общеобразовательной школы №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Всевол...полностью>>



Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Поэтическая тетрадь

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Поэтическая тетрадь.

Урок № 7: «Лес, точно, терем расписной…»

(стихотворение Ивана Бунина «Листопад»)

Цель: Продолжить знакомство с творчеством русских поэтов о родной природе.

Развивать навыки сознательного и выразительного чтения целыми словами с использованием основных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона и темпа чтения).

Воспитывать любовь к природе и интерес к творчеству писателей и поэтов, изображающих мир природы.

Оборудование: учебник Климановой Л.Ф., Головановой М.В. и др. «Родная речь», 4 класс; портрет писателя, книга И.Бунина «Листопад», репродукции картин «Золотая осень» И.С.Остроухова (1887), В.Д.Поленова (1893), И.И.Левитана (1895); карточки с фамилиями поэтов: Ф.Тютчев, А.Пушкин, А.Плещеев, И.Никитин, А.Толстой, А.Фет, Е.Баратынский, Н.Некрасов; карточки со словами: терем, вдова; карточки со словами: желтый, коричневый, зеленый, красный, желто – золотистый; осень; аудиозапись «Осенняя песня» из концерта Чайковского «Времена года», АРМ.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент

2.Подготовитель-ная работа.

2. Проверка

дом.задания

3.Изучение но-

вого материала

1) Подготовите-

льная работа

2)Постановка темы и цели урока.

3)Словарная работа

4) Первичное восприятие текста и выявление впечатлений.

Физминутка.

5) Вторичное восприятие и анализ текста.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.

Слайд 1. Тема урока

Тема нашего урока: «Лес точно терем расписной…»

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством русских поэтов, будем работать над сознательным и выразительным чтением.

Работа над техникой чтения.

Соотнесение отрывка из стихотворения с автором.

Начнем работу с того, что вспомним поэтов, чьи произведения о природе мы уже знаем.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора.

«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!» -

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди…»

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встает,

Красным заревом лес обдает.

Осень Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Какому времени года посвящены эти стихи?

- Дома вы тоже выучили наизусть стихи об осени

Рассматривание репродукции картин об осени.

Слово учителя:

- Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи.

Перед вами три репродукции картин разных художников: (слайд 2) Ильи Семеновича Остроухова, Василия Дмитриевича Поленова, Исаака Ильича Левитана. Название каждой «Золотая осень».

Беседа:

Давайте посмотрим, что хотел нам показать каждый художник на своей картине?

Посмотрим на картину И.С.Остроухова поближе.

Что изобразил художник на своей картине?

Что изобразил В.Д.Поленов?

(слайд 3, 4, 5, 6)

И.И.Левитан?

Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по-своему. И все же, что объединяет все эти картины? Какие же краски используют художники, изображая золотую осень?

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы

продолжим знакомство с творчеством русского поэта И.А.Бунина, и будем работать над его стихотворением «Листопад». (на карточке написана фамилия, имя, отчество поэта). Посмотрите на его портрет.

И.А.Бунин писал: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у кого есть душа…» Таким человеком был и сам Иван Алексеевич.

Алена нам сейчас расскажет, что она узнала о поэте.

- Какие стихотворения этого поэта вам известны?

-Прочитайте название стихо-творения, которое мы сегодня будем читать?

Что означает слово «листопад»?

Из каких двух слов образовано слово «листопад»?

Работа со словарем.

- Давайте посмотрим в толковый словарь Ожегова, как у него дается толкование этого слова?

В тексте стихотворения встречаются такие слова:

Терем - в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни. (иллюстрация –слайд 7)

Вдова- женщина, оставшаяся без мужа.

Слово учителя:

- Я сейчас прочитаю стихотворение. А вы внимательно послушайте.

Чтение наизусть стихотворения учителем.

Какие картины вы представили?

На зарядку солнышко поднимает

нас

Поднимаем руки мы по команде

«раз»

А над нами весело шелестит

листва.

Мы слегка подуем на нее

по команде «два».

Листочек опускаем мы, смотрим на него,

Дуем вместе, кружимся

по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

За листьями мы будем наблюдать (листочки вверх подняли – глазками проследили, листочки вниз опустили – глазками проследили).

Ну, а по команде «шесть»

Под шелест листьев тихо сесть.

А теперь посмотрим, какие картины хотел нам показать автор и, как ему это удалось. Для этого внимательно прочитайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы по содержанию этого стихотворения.

Использование художественных средств:

Какие краски использует автор для изображения яркой картины осени?

Анализ содержания текста:

-Какие приметы осени открылись вам в бунинских картинах?

Для ответа на этот вопрос вам помогут словосочетания, которые даны на слайде.

Выберите те приметы осени, которые относятся к нашему стихотворению.

На слайде 8.

- Великолепие красок +

- Торжество природы +

- Праздник цвета +

- Унылая пора

- Печальный вид

Докажите.

Слайд 9. Тема урока

Выборочное чтение

Докажите словами из текста.

Что напомнил осенний лес Бунину? Какой художественный прием использовал автор при написании этих строчек?

Использование поэтических средств

Какие еще сравнения использует автор в своем стихотворении?

Как эти сравнения помогают нарисовать образ леса – терема?

Какие еще языковые средства использует Иван Бунин?

Внимательно прочтите стихотворение и назовите эпитеты.

Почему слово Осень поэт пишет с большой буквы?

Какое слово употребил автор, которое подсказало вам это?

Как в литературном чтении называется этот прием?

Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте, где поэт использует олицетворение.

Как вы думаете, почему поэт не «оживил» лес? Почему изобразил его именно теремом?

Только ли глазами воспринимает лес поэт, только ли зрительные образы нам передает? Найдите и прочитайте, что поэт говорит о звуках? О запахах?

Как выдумаете, зачем поэт повторил начало стихотворения в его завершении?

Поэт усиливает этим повтором свое впечатление от всей картины, подчеркивает ее исключительность и восхи-щается ею.

Работа над выразительным чтением.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Какая интонация должна возникнуть при чтении?

Давайте, выполним задание 4 в учебнике на стр. 153.

Какие слова нам подсказывают интонацию?

Продолжим подготовку к выразительному чтению стихотворения, выполним задание 6 на стр. 153.

Что нужно помнить при выразительном чтении стихов?

Посмотрите на экран и прочитайте отрывок, соблюдая пометы.

Теперь по учебнику прочитайте выразительно этот отрывок из стихотворения.

Прослушивание музыки.

(слайд 10)

Картины мы сегодня рассматривали, стихи об осени читали, а сейчас давайте послушаем музыку. Посмотрим, как композиторы в музыке отражают свое отношение к этому удивительному времени года. «Осенняя песня» из концерта Чайковского «Времена года».

Какие осенние картины представились вам?

Что показалось вам особенно интересным?

Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, узнать его мысли, чувства?

Выразительное чтение.

По желанию выучить наизусть.

Почему автор назвал стихо-творение «Листопад»? Как еще можно озаглавить произведение Бунина?

Кому понравилось стихотворение?

Выучить наизусть. Выпишите эпитеты, которые вам понадобятся для изображения осени в ваших сочинениях.

Называют авторов данных отрывков.

Ф.Тютчев

А.Пушкин

А.Плещеев

И.Никитин

А.Толстой

Осени

Читают наизусть стихотворения об осени.

Отвечают на вопросы

Два старых клена с поникшими ветвями.

Поляну с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк.

Реку, берег.

Тема: осень (появляется карточка)

Желто-золотистые, желтые, коричневые, зеленые, красный (карточки)

Подготовленный учащийся рассказывает о жизни И.А. Бунина.

Ответы учащихся

Один учащийся работает со словарем

Прослушивание стихотворения

Ответы учащихся

Ответы учащихся.

Лиловый, золотой, багряный (карточки)

Из словосочетаний на слайде выбирают приметы осени.

Великолепие красок

Торжество природы

Праздник цвета

Ответы учащихся.

Терем

Сравнение

Сравнивают.

Лес – терем, стеной;

как вышки, елочки темнеют;

просветы, что оконца;

двор – поляна

Ярче представляется пестрота красок

Ответы учащихся.

Эпитеты.

Называют эпитеты.

Ответы учащихся.

Он относится к ней , как к женщине. Это имя.

«И осень тихою вдовою…»

Олицетворение.

Выбирают ответ из текста стихотворения

Осень…вступает в терем свой.

Ответы учащихся.

Он показал красоту леса, что, именно, осень – «хозяйка» сделала его таким

Выбирают ответы из текста стихотворения.

Лес пахнет дубом и сосной; играет…последний мотылек; мертвое молчанье; листика шуршанье.

Автор не перестает восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством

Автор любуется золотой осенью, восхищается красотами осеннего леса.

Будем читать торжественно и спокойно, передавая ощущение тишины.

Работают с заданием в учебнике 4 с.153.

Один учащийся читает задание, выполняют коллективно

«На паутине зами-рает…», «Такое мерт-вое молчанье…», «Завороженный тишиной…».

Работа с учебником

задание 6 с.153.

Ответы учащихся.

Паузы, выделение голосом ударных слов.

Самостоятельное чтение. Два учащихся читают вслух.

Самостоятельное чтение.

Два учащихся читают вслух.

Прослушивание музыки

Подводят итог урока.

«Золотая осень», «Осенний лес»


-