Похожие публикации

Именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лиц
Документ
Общество с ограниченной ответственностью «Смак-Гурмэ», именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице директора Никанорова Александра Николаевича, действ...полностью>>

Практических занятий по хирургической стоматологии на 2013/14 учебный год (9 семестр)
Документ
Предмет и задачи военно-полевой стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Организация стоматологической помощи военнослужащим в Российской армии и вое...полностью>>

Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория вероятностей, математическая статистика и случайные процессы» Направление №230100 «Информатика и вычислительная техника»
Рабочая учебная программа
Изучение основных понятий и методов математического анализа, геометрии и алгебры, дифференциальных уравнений, дискретной математики, теории вероятност...полностью>>

Методика изучения уравнений в средней школе. Методика изучения неравенств в средней школе
Документ
Цели изучения стереометрии. Трудности при изучении стереометрии и пути их преодоления. Роль наглядности при изучении стереометрии. Первые уроки стерео...полностью>>



От новичка до мастера

Этот прием хотя и имеет формальное сходство с выполнением приема по зрительному сигналу, но отли­чается от него по существу, так как на фоне распределен­ного внимания между движениями тренера и своим соб­ственным реагированием у ученика воспитывается эле­ментарное тактическое мышление. На первых порах движения тренера должны быть нарочито широкими, замедленными, с явными признаками предсигналов.

Например, тренер, дав группе задание сохранить условную дистанцию между ним и шеренгой обучаемых, выполняет различные по структуре, ритму и амплитуде передвижения. В процессе этого упражнения тренер имитирует атаку в отдельные секторы туловища, на что занимающиеся реагируют с шагом назад и принятием соответствующих позиций с обусловленными заранее от­ветами, на вызовы (приглашения) тренера атакуют его в открывающийся сектор, на многочисленные финты ата­ки тренера контратакуют его и т. д., т. е. ведут условный бой.

Контролем для соблюдения заданной дистанции могут служить линии, нанесенные мелом, от которых ученики и тренер начинают выполнение упражнений.

Каждый цикл упражнений тренер заканчивает на ис­ходном рубеже, выявляя учеников, не сумевших сохра­нить дистанцию.

Далее приведены упражнения с тренером в боевых действиях на реакцию, дистанцию и точность поражения цели:

  1. Ученики трусцой перемещаются по кругу. Вначале по командам тренера: «Справа», «Слева», «Сзади», «К бою», затем по сигналу (желательно зрительному) ученик быстро занимает положение «к бою» лицом в ука­занном направлении и проводит заранее заданное действие (к примеру: «трещотка» — закрытие назад в бое­вую позицию).

  2. Из бега трусцой по кругу с интервалом 1,5 м по обусловленному сигналу тренера ученик делает флеш (атаку стрелой), стараясь осалить спину впереди бегу­щего партнера. Возможно сочетание с 1-м упражнением.

  3. Флеш с низкого старта без оружия; из боевой стой­ки с оружием на внезапно поднятую тренером до гори­зонтального уровня маркированную палку (для сабель­ных ударов по голове), прикрепленную к ней небольшую мишень с кругом диаметром 5 см (для рапирных, шпаж­ных уколов) (рис. 1, I).

  4. Из боевой стойки ученик в выпаде или флеше ловит падающую или слегка подброшенную вверх тренером фехтовальную перчатку (рис. 1, II).

  5. То же, что упражнения 3 и 4, но дистанция посте­пенно увеличивается.

  6. Тренер из-за спины атакующего бросает в защи­щающегося перчатку. Цель атакующего — поразить пер­чатку в проекции поражаемой поверхности уколом (рапи­ра, шпага), ударом (сабля); защищающегося — взять соответствующий парад против оружия нападающего выпадом или флешью (рис. 1, III).

  7. Тренер в специальной перчатке — «лапе» на левой руке с кружком диаметром 5 см посередине (рис. 2).
    Атакующие, находясь справа от серединной линии, из боевой стойки потоком атакуют внезапно появляющуюся
    на прямой руке «лапу» тренера, пытаясь попасть в цвет­ной круг. Тренер, отводя руку горизонтально, вверх,
    вниз, меняет дистанцию атаки.

Варианты: атаковать с выпадом, флешью, из серии небольших скачков вперед-назад, из положения выпада, полувыпада, на отступающего или приближающегося тренера.

  1. Тренер в маске, и обе руки защищены «лапами». Выполняется предыдущее упражнение, но тренер варь­ирует начало атаки и дистанцию разновременным под­ниманием рук.

  2. Тренер в маске, левая рука в «лапе», правая с ору­жием (рапира, шпага, сабля). На вызов тренера ору­жием атакующий ученик делает обман уколом (ударом) с последующим уколом в открывающийся сектор «лапы». На выпрямление вооруженной руки тренера ученик ата­кует с действием на оружие с последующим уколом (уда­ром) в «лапу» (рис. 3). Возможны варианты: дистанцию меняет тренер; ученик после неудавшейся атаки атакует повторно; тренер создает попеременно условия для атаки с финтом и действием на оружие.

Преимущество этого метода: он достаточно эмоцио­нален, обеспечивает контроль за выполнением приемов группы в целом и каждого ученика в отдельности, соз­дает необходимую плотность урока, позволяет проверить концентрацию внимания, включая латентный период реакции занимающегося на боевой сигнал тренера.

В дальнейшем место тренера в этих упражнениях мо­жет занять способный ученик (инструктор-обществен­ник), освобождая время тренера на организацию пар­ной работы и индивидуальные уроки для одаренных уче­ников старшей группы.

Примерные упражнения данного метода тренировки (шпага)

Действия тренера

Действия учеников

Упражнения в одинарных передвижениях

Шаг вперед

Шаг назад

Шаг назад

Шаг вперед

Скрестный шаг назад

Скрестный шаг вперед

Одновременный скачок вперед

Одновременный скачок назад

Шаг вправо

Шаг влево

Скрестный скачок вперед

Скрестный скачок назад и т. д.

Упражнения в комплексных передвижениях

Шаг назад-вперед

Шаг вперед-назад

Скрестный шаг вперед — шаг вперед

Скрестный шаг назад — шаг назад

Два шага назад

Два шага вперед и т. д.

Упражнения в передвижениях со сменой позиций

Шаг вперед — показ укола в 4-й сектор (пауза) — закрытие

Шаг назад — позиция — 4-я (пауза) — закрытие

Шаг назад — вызов в 6-ю позицию

Шаг вперед — показ укола в 6-ю позицию

Закрытие

Закрытие

Скрестный шаг вперед — 2 перевода в 4-й укол во 2-й сектор

Скрестный шаг назад — смена позиций 4—8 — закрытие

Упражнения в передвижениях, условных атаках, смене позиций и ответов

Выпад с уколом в 4-й сектор

Шаг назад — 4-я позиция, показ укола

Шаг вперед — вызов вниз

Выпад с уколом в ногу

Шаг вперед — укол в ногу

Шаг назад — контратака в руку

На месте — показывает укол

Батман в 4-ю позицию — укол с выпадом и т. д., на каждое закрытие тренера ученики принимают

боевую стойку

Метод соревнований. Соревнование на лучшее усвое­ние структуры приема, скорость выполнения действий, точность уколов, ударов в объеме пройденного материала вносит в обучение фехтовальному поединку соревнова­тельный дух, повышает старательность и тем самым уско­ряет процесс усвоения «школы» на фоне большей эмо­циональной заинтересованности.

Рекомендуются следующие упражнения: 1. Кто лучше выполнит определенную комбинацию основных положе­ний и передвижений (основная стойка, исходное положе­ние, приветствие, боевая стойка, различные передвижения, всего 6—10 элементов). Упражняющийся выходит из строя и выполняет эти элементы в определенной последователь­ности. Упражнения оцениваются преподавателем на виду всей группы по 10-балльной системе. Объявляется по­бедитель, который повторно демонстрирует свое выпол­нение упражнения.

2. Занимающиеся, четверками передвигаясь вдоль зала, преодолевают заданное расстояние с помощью вы­пада и закрытия вперед. Задача: кто быстрее в четверке или кто с меньшим количеством выпадов преодолеет заданную дистанцию. Победители выходят в финал. То же относится и к другим видам передвижений вперед, назад, их сочетаний. За технические ошибки при выпол­нении приема в цикле тренер начисляет «провинившим­ся» штрафные очки.

3. Ученик сам подбирает логически обоснованный комплекс «боя с тенью». За хорошую технику, правиль­ность и сложность композиции тренер выставляет балл.

4. Из раздела «Упражнения с тренером» проводить соревнования учеников (пункты от «в» до «з») на боль­шее количество пораженных мишеней из 3, 5, 10 попыток.

Контрольные нормативы: 1. На преодоление инерции в передвижениях фехтовальщика: шаг вперед — скачок скрестно назад — шаг назад; атака стрелой — шаг впе­ред, начиная с правой ноги; выпад — закрытие вперед — шаг вперед; из боевой стойки прыжок вверх — призем­ление в положение выпада — шаг назад — вперед; «тре­щотка» — выпад — уход с выпада прыжком назад.

2. Поразить маркированную палку (саблистам) и мишени на палке (рапиристам и шпажистам) с пра­вильной техникой и максимальной быстротой 5 раз из 10 попыток.

3. На точность управления клинком выполняется уп­ражнение на настенной мишени (саблисты по чучелу)
со средней дистанции: из боевой позиции с оптимальной техникой и скоростью поразить круг диаметром 5 см;
5 раз из 10 попыток, предварительно имитировав защиту 8-ю (рапира, шпага); поразить цель 4 раза из 10 попыток (юноши и девушки); саблисты имитируют из 3-й позиции 4-ю защиту, поражают контрольную 5-сантимет­ровую полосу на правом боку чучела — 5 раз.

ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ

Это более высокий этап овладения структурой приемов, имеющий качественное отличие от предыдущей формы обучения: здесь, занимающийся впервые знако­мится с понятием «дистанция» и «тактильными ощущения­ми», связанными с соприкосновением оружия с целью. Появление определенной цели и задачи позволяет совер­шенствовать точность и величину мышечных напряже­ний для нанесения уколов, ударов с различных расстоя­ний и позиций, а наличие, пусть даже условного, без­действующего противника обязывает бойца представлять противника, противодействовать ему, т.е. элементарно тактически мыслить.

Для занимающихся рапирой и шпагой применяется настенная мишень, подвешенная на уровне поражаемой поверхности фехтовальщика, находящегося в боевой стойке или в положении выпада. Более высокое расположение мишени ведет к неверной работе вооруженной руки, подниманию гарды оружия вверх, сопровожда­ющемуся перенапряжением дельтовидной мышцы воору­женной руки и нарочитым открытием всей поражаемой поверхности при ответных действиях партнера, что встре­чается довольно часто в обучении.

На настенной мишени буквами или цифрами обозна­чены круги радиусом 5 см, сделанные из более прочного материала, чем обивка мишени (кожа, многослойный брезент и т.п.) (рис. 4). Для отработки уколов шпа­жиста необходимо объемное чучело с ногой и рукой (рис. 5), дополнительными кругами на бедре, ступне и руке; для саблистов — то же чучело с дополнительной маркировкой в виде горизонтальных прямоугольников шириной 6—8 см на боках и маске (рис. 6).

Если на мишенях и чучелах можно изучать и совер­шенствовать все начальные приемы фехтования, то на подсобных снарядах с дополнительным приспособлением в виде клинка соответствующего оружия можно длитель­ное время отрабатывать без непосредственной помощи со стороны тренера большинство боевых действий, доби­ваясь вариативного их исполнения. Для этого необходи­мо выполнять действия с различных дистанций, из раз­личных позиций, соединений и т. д. Даже такими слож­ными по структуре приемами, как захват в 4-е соедине­ние — финт переводом — перенос в 4-й сектор, можно и нужно вначале овладеть на мишени с оружием. Для изучения и совершенствования, к примеру, той же атаки с обыгрыванием противоположных секторов (захват в 6-е соединение, финт переводом — перенос в 3-й сектор) достаточно перевернуть мишень, подвесив ее за противо­положные ушки. Для отработки действий в нижних ли­ниях следует с помощью винта переместить оружие мишени вниз (рис. 7).

Для тренировки шпажных и сабельных приемов при­меняется чучело с рукой (см. рис. 5).

При отсутствии в зале подобных мишеней их можно заменить с меньшим эффектом упражнениями в более простых действиях по методу венгерского тренера В. Дуранелли.

Ученик перед обычной мишенью в боевой стойке. Ле­вая рука держит оружие в номерной позиции. Вооружен­ная рука (правая) в боевой позиции. Упражняющийся самостоятельно защищается парадом с последующим отве­том в мишень. Благодаря произвольному изменению прижатой к боку левой руки (конец оружия вверх, вниз, вправо, влево), можно отра­ботать «чувство железа» при взятии всех защит и на­несении почти всех рипостов, а также атак с батманами и захватами, выполняя их в различных фазах сближения с мишенью (рис. 8).

Упражнения на чувство оптимальной силы и дли­тельности укола. Визуальное судейство шпажных и рапирных боев требовало сильных уколов и длительной их фиксации. Методика обучения рапиристов и шпажистов приспособилась к судейской практике: отсюда наблюда­лось частое и обязательное положение спортсмена в конечном положении укола.

Введение электрофиксатора, позволяющего прекра­тить схватку при утыкании головки наконечника силою более 750 г в течение 0,04 с у шпажиста и 500 г у рапи­риста, предъявило другие требования к технике нанесения укола.

Практически для фиксации рапирного и шпажно­го укола достаточен прогиб нормального клинка со стрелой прогиба равной 2—3 см. В этих параметрах и должен наноситься укол.

  1. Исходное положение: занимающийся в положении «вольно» у мишени. Одинарное замыкание и размыкание наконечника оружия, не теряя контакта с мишенью.

  2. То же, но многократные контакты с мишенью в одном ритме, затем со сменой ритма с различной дли­тельностью.

  3. Занимающийся постоянно меняет расстояние до цели в пределах ближней дистанции; вооруженная рука, не теряя контакта с мишенью, наносит укол сгибанием и разгибанием в локтевом суставе.

  4. То же самое, но каждый раз после окончания задания занимающийся возвращает вооруженную руку в заданную позицию.

  5. То же самое с увеличением расстояния до цели — из положения полувыпада, выпада.