Похожие публикации

Программа театрального кружка «бригантина»
Программа
Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым ...полностью>>

Программа представляет рациональное и сбаланси
Программа
Важнейшую роль в образовательном процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонически развитой личности. Среди раз­личны...полностью>>

На уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
Урок
Одним из важнейших направлений в развитии речи учащихся является лексическая работа над словом. В начальной школе в течение всех четырёх лет обучения ...полностью>>

Сценарий выпускного в детском саду "Фильм, фильм, фильм"
Сценарий
2-й ведущий. Вот такими вы пришли к нам малышами, милыми и смешными. Вы мало что умели, шалили все время, могли перевернуть в группе все с ног на голо...полностью>>



Тема №1(9 час) Неметаллические элементы и их соединения

Химия 10 класс. Учебник «Химия 10класс», Автор О.Г. Ярошенко

Учитель химии Тараторина Г. А.

Тема № 1(9 час) Неметаллические элементы и их соединения

Урок № 1. «Основные классы неорганических веществ»

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ и их химических свойствах, генетической связи между всеми классами неорганических веществ.

1. Повторить, что такое: а) оксиды, их классификация (основные, кислотные, амфотерные)

б) основания, их классификация ( растворимые в воде или щелочи , нерастворимые, амфотерные)

в) кислоты, их классификация,

г) соли, их классификация.

2. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей.

Предлагаю для этой работы воспользоваться «Кружкой химика», которая поможет вам восстановить знания об основных химических свойствах выше указанных веществ.

3. Для закрепления материала ответьте на следующие вопросы:

А) С какими из указанных веществ будет взаимодействовать хлоридная кислота: карбон (IV) оксид, сульфатная кислота, феррум(III) оксид, цинк оксид, аргентум нитрат, кальций гидроксид, алюминий. Напишите уравнения соответствующих реакций, назовите вещества.

4. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ.

Задание: составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

а) CaO→CaSO4→CaCO3→CaCI2

б) СuSO4→Cu(OH)2→CuO→CuCI2

в) S→SO2→SO3→H2SO4→BaSO4

Домашнее задание: 1) прочитать §1, выполнить тренировочные упражнения 1 – 3

2) выполнить задания для самоконтроля № 1-3

Урок № 2 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; о строении атома и на основании этого повторить виды химической связи.

Опорные знания.

1)Какие теории предшествовали открытию Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы?

2) Как читается периодический закон Д.И. Менделеева?

3) Как читается современный периодический закон?

4) Вспомни сущность ядерной модели атома. Кто и когда ее предложил?

5) Объясни сущность современной орбитальной модели атома. Приведи пример строения атомов элементов с протонными числами 17 и 20.

Повторение материала.

Итак, существует связь ПЗ и ПС химических элементов с современными представлениями о строении атома:

1. Порядковый номер элемента соответствует заряду ядра, показывает число протонов в ядре, поэтому называется теперь протонным числом, или атомным номером. Поскольку атом – электронейтральная частица, то протонное число показывает также количество электронов в атоме.

2. Номер периода в ПС соответствует числу электронных оболочек в атоме.

3. Номер группы для элементов главных подгрупп означает: а) число электронов, находящихся на внешней электронной оболочке, т.е. число валентных электронов, участвующих в химическом взаимодействии; б) высшую положительную степень окисления элемента в высшем оксиде и гидрате оксида.

4. У элементов побочных подгрупп III – VII групп число валентных электронов также соответствует номеру группы, но размещаются они не только на внешнем уровне, но и на предпоследнем электронном слое.

Итак, периодическая повторяемость строения внешних энергетических оболочек атомов является причиной периодического изменения свойств химических элементов. В этом заключается физическая сущность ПЗ, и она не зависит от формы ПС химических элементов.

5.Повторите, что такое электроотрицательность. Как изменяется ЭО слева направо и сверху вниз в ПС?

6. Какие виды химической связи на основании ЭО возникают в химических соединениях? Ответы подтвердите конкретными примерами.

Закрепление материала.

1. Охарактеризуйте типичный металл и типичный неметалл по их положению в ПС и строению атома.

2.Найди протонное число элемента. Если электронная конфигурация внешнего электронного уровня его атома 4s23..Напиши электронную формулу атома аналогичного элемента в предыдущем периоде. Какой это элемент?

3. Напиши электронные и графические формулы сероводорода H2S и аммиака NH3

Домашнее задание: повторить по учебнику §2; выполнить упражнения 1 – 4 (стр.18)

Урок №3 «Общая характеристика неметаллических элементов. Неметаллы как простые вещества. Явление аллотропии. Значение озонового слоя для жизни организмов на Земле»

Цель урока: ̶ развивать и углублять знания о периодической системе химических элементов на примере неметаллических элементов, их положения в Периодической системе и строения атома;

̶ ознакомиться с явлением аллотропии на примере Оксигена и Карбона;

̶ рассмотреть роль озонового слоя для жизни организмов на Земле.

l. Актуализация опорных знаний (работа с периодической системой Д.И.Менделеева).

Ответьте на следующие вопросы:

1.Каких элементов – металлов или неметаллов – в периоде больше?

2. В каких группах ПС размещены неметаллы?

3. Назовите элементы IV и VI групп, которые относятся к неметаллам.

ll.Общая характеристика неметаллов.

1. Особенности строения атомов неметаллических химических элементов - количество электронов на внешнем энергетическом уровне совпадает с номером группы.

Задание. Изобразите схемы строения атомов C, N, O, F и ответьте на следующие вопросы:

а) что общего в строении атомов этих элементов?

б) в чем состоят отличия в строении этих атомов?

в) как изменяются неметаллические свойства химических элементов в главных подгруппах сверху вниз? Почему?

2. Неметаллические элементы одной подгруппы.

Задание для закрепления знаний. Рассмотрите строение атомов таких элементов C и Si, N и Р. Сделайте вывод об общем и различном в строении электронных оболочек этих атомов.

3.Понятие об аллотропии. Озон.

Химические элементы в свободном состоянии существуют в форме простых веществ. Так, элемент Оксиген образует два простых вещества – кислород О2 и озон О3..

Задание. Вспомните, из курса 7 класса, что представляет собой кислород, каковы его химические свойства, для чего он применяется и какую роль играет в природе.

Озон О3. Если на кислород подействовать электрическим разрядом, то появляется характерный запах свежести – образуется газообразный озон:

3 О2 = 2 О3.

Оба простых вещества – О2 и О3 – образованы одним и тем же химическим элементом Оксигеном, а свойства у них различны.

Явление существования химического элемента в виде двух или нескольких простых веществ, различающихся по свойствам и строению, называется АЛЛОТРОПИЕЙ, а сами простые вещества – аллотропными модификациями.

Задание. Из дополнительных источников найдите материал об аллотропных модификациях Карбона и дайте им соответствующую характеристику. Данные запишите в свои рабочие тетради .Ответы на все выше поставленные вопросы жду от вас для оценивания.

4. Озоновый слой и его значение для жизни на Земле.

Этот вопрос дается вам, друзья, на самопроработку. Желаю удачи!!!

5.Первичная проверка полученных знаний.

а). Расположите неметаллы O, N, F в порядке возрастания количества общих электронных пар в молекулах. Ответ подтвердите записью электронных формул веществ.

б). Где больше молекул: в порции йода массой 25,4 г или в порции хлора объемом 11,2 л?

III.Домашнее задание: выучить § 4, ответить на вопросы №1, 2, 5(стр.35), а также на вопросы, поставленные выше.