Похожие публикации

В рамках торговой миссии, организованной Проектом usaid по региональному экономическому сотрудничеству, топ менеджеры из 14 казахстанских компаний посетили Кабу
Документ
В рамках торговой миссии, организованной Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству, топ менеджеры из 14 казахстанских компаний пос...полностью>>

В бухгалтерию мбдоу «Детский сад №29» (1)
Документ
Прошу предоставить льготу по оплате за детский сад моему ребенку, лицевой счет (Фамилия и имя ребенка) так как являюсь инвалидом....полностью>>

Е. В. Мельниковой от родителей
Документ
Усинска Е.В. Мельниковой от родителей Заявление Прошу зачислить моего ребенка В студию (кружок) с " ___" 0___г....полностью>>

Строение и функции Вопросы
Документ
Перечисли органоиды клеток, у которых отсутствует наружная мембрана: . Назови органоиды, содержащую собственную ДНК: 3....полностью>>



Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

Практическая работа № 10

«Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности»

Цели и задачи:

  1. Сравнить климат Евразии с климатом Север­ной Америки. Определить типы климата Евразии по климатограм­мам. оценить климатические условия для жизни людей и их хо­зяйственной деятельности.

  2. Проверить и оценить умение анализировать климатограммы и делать вывод о типе климата.

Оборудование: климатические и физические карты Евразии и Северной Америки, атлас за 7 класс.

Инструктивная карточка

  1. Рассмотрев климатические карты Евразии и Северной Аме­рики, карту «Климатические пояса и области мира», сравните кли­мат Евразии и Северной Америки по плану (устно):

  1. в каких климатических поясах расположены материки;

  2. сравните показатели абсолютных температур;

  3. на каком материке засушливые области и области наиболь­шего выпадения осадков занимают большую площадь.

  1. Сделайте вывод, на каком материке климат более разнообра­зен. Приведите конкретные примеры, объясните причины разно­образия климата Евразии. Краткий вывод с примерами и объясне­нием разнообразия климата Евразии запишите в тетрадь.

  2. Определите типы климата Евразии по климатограммам (учеб­ник).

  3. В результате сопоставления данных климатограмм с клима­тической картой Евразии, картой «Климатические пояса и облас­ти мира» определите тип климата.

  4. Оцените климатические условия для жизни людей и их хозяйственной деятельности для каждого из пунктов.

  5. Результаты работы оформите в виде таблицы.

климатограммы

Мах t

(месяц)

Min t

(месяц)

Амплитуда температур

Кол-во осадков

Режим выпадения осадков

Тип климата

Оценка условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

1

2

3

Практическая работа № 11

«Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения»

Цели и задачи:

    1. Сравнить природные зоны в Евразии и Север­ной Америке по 40-й параллели. Выявить черты сходства и разли­чий в чередовании зон, степени их антропогенного изменения.

    2. Проверить и оценить умение выявлять причины, обусловив­шие чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.

Оборудование: физические карты Евразии и Северной Америки, карты природных зон материков, атлас за 7 класс

Инструктивная карточка

  1. Пользуясь картами природных зон Евразии и Северной Аме­рики, выпишите в тетрадь все природные зоны этих материков с запада на восток по 40-й параллели.

Евразия:_______________________________________________________________________________

Северная Америка:_____________________________________________________________________

  1. Подчеркните природные зоны, имеющиеся только на одном из материков.

  2. Сделайте вывод о причинах отсутствия той или иной при­родной зоны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

  3. По линии 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка есть сходные природные зоны, например жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Какие вы видите различия в характере располо­жения этих природных зон? Каковы причины этих различий? Крат­кий вывод запишите в тетрадь.

  4. Сделайте общий вывод, от каких причин зависит характер рас­положения природных зон.

Практическая работа № 12

«Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии»

Цели и задачи:

  1. Составить описание одной из стран зарубеж­ной Европы и одной из стран зарубежной Азии.

  2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения по­ставленных задач.

Оборудование: различные карты, учебник, дополнительная литература, интернет-ссылки.

Вариант 1 – Швеция. Вариант 2 – Саудовская Аравия.

Инструктивная карточка

Используя прием наложения карт (карты атласа подобрать са­мостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

План описания страны

  1. Название страны и ее столица.

  2. Физико-географическое положение страны:

  1. В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?

  2. С какими странами граничит?

  3. Положение страны по отношению к морям и океанам.

  1. Природные условия:

  1. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основ­ные формы рельефа и распределение высот). Полезные ис­копаемые.

  2. Климатические условия в разных частях страны (климати­ческие пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия климата но территории и по сезонам.

  3. Крупные реки и озера.

  4. Почвы.

  5. Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.

  1. Население и хозяйственная жизнь:

  1. Численность населения и размещение по территории стра­ны, примерная плотность населения.

  2. Состав населения (основные народы).

  3. Особенности быта населения (жилища, традиции).

  4. Хозяйственная жизнь населения (добываемые полезные ис­копаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные куль­туры выращиваются, какие породы животных разводятся).

  5. Влияние хозяйственной деятельности населения на окружа­ющую природную среду. Меры по рациональному исполь­зованию и охране природы.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии: 6 кл. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985.

  2. Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс: универсальное планирование по курсу. – М.: «ВАКО», 2005.

  4. Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: метод. пособие. – М.: Дрофа, 2011.

  5. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии.7 класс. К учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  6. Постникова М. В. География. Материки, океаны, народы и страны: Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты. 7 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  7. Сост. Н.А. Касаткина. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) – Волгоград: Учитель, 2005.

  8. Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6-10 кл.: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2003.

  9. Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала Душина И. В., Летягин А. А., Пятунин В. Б. Республиканский мультимедиа центр 2001 г.

  10. Компакт-диск «Уроки географии КиМ» 7 кл.

  11. Интерактивные карты:

  • Физическая карта полушарий

  • Физическая карта России

  • Карта океанов

  1. Интернет – ресурсы:

  • http://www.school-collection.edu.ru

  • http://www.

  • http://www.national-geographic.ru

  • http://www.nature.com

  • http://www.ocean.ru

  • http://www.pogoda.ru

  • http://www.weather.com

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

Тема «Африка»: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро. Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези. Озера: Виктория, Танганьика, Чад. Крупнейшие национальные парки и биосферные заповедники. Основные страны крупных регионов Африки, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.

Тема «Австралия и Океания»: Полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив. Острова: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия. Большой Барьерный риф. Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность. Река Муррей, озеро Эйр. Города: Сидней, Мельбурн, Канберра. Крупнейшие национальные парки и биосферные заповедники.

Тема «Южная Америка»: Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля, горы Анды (вершина Аконкагуа), Бразильское и Гвинейское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности. Реки: Парана, Ориноко. Озера: Титикака, Маракайбо. Крупнейшие национальные парки и биосферные заповедники. Основные страны крупных регионов Южной Америки, их столицы и крупнейшие города.

Тема «Северная Америка»: Полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска. Заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский. Острова: Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские, Ньюфаундленд. Горы: Кордильеры и Аппалачи; Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба. Реки: Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия. Озера: Великие (американские), Виннипег, Большое Соленое. Крупнейшие национальные парки и биосферные заповедники. Страны Северной Америки, их столицы и крупнейшие города.

Тема «Евразия»: Полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Корея. Моря: Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское. Заливы: Финский, Ботнический, Персидский. Проливы: Карские Ворота, Берингов, Босфор, Малаккский. Острова: Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские, Новая Земля. Равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская. Плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан. Горы: Гималаи, Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань. Нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау. Реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одер, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг. Озера: Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор. Крупнейшие национальные парки и биосферные заповедники. Основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Форма

проведения урока

Вид

контроля

Цели урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Используемые материалы и оборудование

Практические

работы

Домашнее

задание

по плану

факт.

I четверть

Введение – 2 часа

1

Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.

Карты материков и океанов.

беседа,

практикум

оценочная практическая работа

знакомство учащихся с предметом географии материков; показ практического значения географических знаний; обучение простейшим приемам работы с географическими картами.

знать: предмет изучения географии материков и океанов; материки, части света; виды карт

уметь: показывать на карте материки, части света, различать карты по охвату территории, содержанию, масштабу

учебник, атлас, карты различного содержания, масштаба и тематики

П/р №1: Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

§1,3

2

Как люди открывали и изучали Землю

урок-путешествие

текущий

формирование представления об основных этапах накопления географических знаний

знать: основные этапы изучения Земли и краткие результаты каждого этапа, имена путешественников и учёных.

уметь: показывать маршруты важнейших путешественников

учебник, атлас, портреты «Великие путешественники географы»; карта Великие географ. открытия

§2

(сост. план)

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ – 11 часов

Литосфера и рельеф Земли – 2 часа

3

Происхождение материков и океанов.

урок-исследование

текущий

формирование представления об океанической и материковой земной коре, знакомство учащихся с теорией литосферных плит

знать: строение литосферы и земной коры, материко­вую и океаническую зем­ную кору; теорию литосферных плит

уметь: показывать крупные литосферные плиты, плат­формы, складчатые облас­ти, сейсмические пояса, области вулканизма; объяс­нять понятие «платформа»

учебник, атлас, физическая карта полушарий, таблица «Строение Земли и земной коры»

П/р №2: Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектонических плит)

§4

4

Рельеф Земли.

комбинированный урок

текущий

формирование представления о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, обоснование причин разнообразия рельефа

знать: понятие «рельеф», закономерности размещения крупных форм рельефа

уметь: приводить примеры, иллюстрирующие закономерности размещения крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканов.

учебник, атлас, физическая карта мира

§5

Атмосфера и климаты Земли – 3 часа

5

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.

урок-исследование

текущий

показ зависимости температуры воздуха от географической широты; знакомство учащихся с климатической картой

знать: состав и роль атмосферы, распределение температуры

уметь: показывать на карте пояса средних годовых температур.

учебник, атлас, климатическая карта мира

§6

6

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата.

урок-исследование

текущий

формирование представления о зависимости поясов атмосферного давления от географической широты, между направлениями господствующих ветров и поясами атмосферного давления

знать: понятие «воздушная масса», распределение поясов атмосферного давления и осадков

уметь: анализировать рисунки и схемы учебника.

учебник, атлас, климатическая карта мира, физическая карта полушарий, таблицы

§7

7

Климатические пояса Земли.

мультимедиаурок

текущий

знакомство учащихся с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения, свойствами основных компонентов климата

знать: основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы.

уметь: показывать на карте климатические пояса, описывать погоду с учетом пояса.

учебник, атлас, климатическая карта мира

П/р №3: Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся)

§8

Гидросфера Земли – 2 часа

8

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

комбинированный урок

текущий

формирование представления о Мировом океане; повторение важнейших свойств вод Мирового океана; расширение имеющихся представлений о видах и значении морских течений, причинах их возникновения

знать: части гидросферы, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана и вод суши.

уметь: объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, объяснять причины образования течений.

учебник, атлас, физическая карта полушарий

§9,10 к/к

9

Жизнь в Океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

урок-беседа

текущий

ознакомление с условиями жизни в океане, формирование представления о биологических богатствах Мирового океана, об особенностях взаимодействия океана с атмосферой и материками, показ влияния Океана на климатические условия Земли

знать: области распространения жизни в океане круговорот воды в природе, роль океана для жизни на планете Земля

уметь: показывать на карте основные районы рыболовства, описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей

учебник, атлас, физическая карта полушарий, климатическая карта мира

П/р №4: Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.

§11,12

Географическая оболочка – 4 часа

10

Строение и свойства географической оболочки.

урок-беседа

текущий

формирование представления о строении и свойствах географической оболочки

знать: строение географической оболочки, её свойства.

уметь: объяснять круговорот веществ и энергии, роль живых организмов в формировании природы.

учебник

§13

11

Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.

урок-исследование

текущий

знакомство учащихся с основными природными комплексами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену; продолжение формирования представлений о связи компонентов природы

знать: природные комплексы и географическую зональность.

уметь: анализировать карту природных зон

учебник, атлас, физическая карта мира, карта природных зон мира

П/р №5: Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

§14,15

12

Освоение Земли человеком. Страны мира.

урок-беседа

текущий

формирование представления о главных районах современного размещения населения и о предполагаемых путях расселения человека по материкам, об основных направлениях хозяйственной деятельности человека, об основных странах современного мира

знать: главные области расселения, основные виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие народы, религии.

уметь: показывать крупные народы Земли; крупные государства и их столицы.

учебник, атлас, карта

П/р №6: Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов.

§16

13

Тесты по теме «Главные особенности природы Земли»

урок контроля знаний

тематический

обобщение и оценка знаний и умений учащихся по теме «Главные особенности природы Земли»

ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ – 49 часов

Океаны – 5 часов

14

Тихий океан.

комбинированный урок

текущий

формирование представления учащихся о физико-географичес-ких особенностях, происхождении берегов, рельефе дна, взаимодействии Тихого океана с атмосферой, сушей; ознакомление с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хозяйственным использованием Тихого океана

знать: географическое положение и природу океана, виды хозяйственной деятельности человека в океане

уметь: показывать на карте моря, заливы, проливы, желоба, острова.

учебник, атлас, карта океанов

§17

15

Индийский океан.

комбинированный урок

текущий

формирование представления учащихся о физико-географичес-ких особенностях, рельефе дна, взаимодействии Индийского океана с атмосферой, сушей; ознакомление с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хозяйственным использованием Индийского океана

знать: географическое положение и природу океана, виды хозяйственной деятельности человека в океане

уметь: показывать на карте моря, заливы, проливы, желоба, острова.

учебник, атлас, карта океанов

§18

16

Атлантический океан.

комбинированный урок

текущий

формирование представления учащихся о физико-географичес-ких особенностях, рельефе дна, взаимодействии Атлантического океана с атмосферой, сушей; ознакомление с гидрологическими условиями, антропогенным воздействием, хозяйственным использованием Атлантического океана

знать: географическое положение и природу океана, виды хозяйственной деятельности человека в океане

уметь: показывать на карте моря, заливы, проливы, желоба, острова.

учебник, атлас, карта океанов

§19

17

Северный Ледовитый океан.

комбинированный урок

текущий

ознакомление с природой Северного Ледовитого океана, с исследователями океана; продолжение формирования навыков составления характеристики географического объекта

знать: географическое положение и природу океана, виды хозяйственной деятельности человека в океане

уметь: показывать на карте моря, заливы, проливы, желоба, острова.

учебник, атлас, карта океанов

П/р №7: Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нем в одном из океанов (по выбору).

§20

18

Проверочная работа по теме «Океаны»

урок контроля знаний

тематический

обобщение и оценка знаний и умений учащихся по теме «Океаны»

знать: особенности природы океанов

уметь: составлять сравнительную характеристику природы двух океанов

атлас, карта океанов, раздаточный материал

П/р №8: Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

II четверть

Африка – 8 часов

19

Африка. Географическое положение. Исследования Африки.

урок-практикум

оценочная практическая работа

ознакомление с особенностями физико-географи-ческого положения Африки; формирование умения давать характеристику ФГП материка; продолжение формирования умения работать с картой

знать: приёмы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.

уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние ГП на особенности природы материка

учебник, атлас, физическая карта Африки

П/р №9: Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения материка.

§21-24 к/к

20

Рельеф и полезные ископаемые.

комбинированный урок

оценочная практическая работа

формирование у учащихся представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки

знать: особенность рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

учебник, атлас, физическая карта Африки, карта «Строение земной коры»

П/р №10: Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

§25 к/к

21

Климат. Внутренние воды.

комбинированный урок

текущий

формирование представления о климате Африки, основных факторах климатообразования; умения работать с климатическими диаграммами, климатическими картами; знакомство учащихся с крупнейшими реками и озерами Африки; формирование представления об их основных чертах

знать: особенности климата материка, основные речные системы, озёра материка

уметь: показать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте

учебник, атлас, физическая карта Африки, климатическая карта Африки

П/р №11: Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.

§26-27 к/к

22

Природные зоны Африки.

урок-путешествие

текущий

формирование представления о природных зонах Африки

знать: особенности природных зон материка

уметь: описывать природные зоны по картам

учебник, атлас, карта «Природные зоны Африки», картины на тему «Животный мир природных зон Африки»

П/р №12: Определение причин разнообразия природных зон материка

§28

23

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

урок-беседа

текущий

формирование представления о влиянии человека на природу Африки

знать: влияние человека на природные комплексы, охраняемые территории материка: заповедники, национальные парки

уметь: находить на карте охраняемые территории материка

учебник, атлас, комплексная карта Африки

§29

24

Население.

урок-беседа

текущий

знакомство с народами, населяющими Африку; показ размещения населения, его численность и плотность

знать: основные народы Африки, размещение населения

уметь: объяснять размещение населения, используя тематические карты

учебник, атлас, социально-экономическая карта Африки, карта Народы мира

§30

25

Страны Африки.

урок-путешествие

текущий

формирование представления о странах материка; умения описывать страну по карте

знать: особенности природы и хозяйства стран

уметь: описывать страны по картам и плану

учебник, атлас, политическая карта Африки

П/р №13: Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

§31-34 к/к

26

Обобщающий урок по теме «Африка»

урок-игра

текущий

обобщение пройденного материала; оценка знаний и умений учащихся

знать: особенности природы и населения материка

уметь: пользоваться разными источниками информации

§21-34

Австралия и Океания – 6 часов

27

Австралия. Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

урок-практикум

оценочная практическая работа

формирование представления о физико-географи-ческом положении, о рельефе и полезных ископаемых Австралии; знакомство учащихся с историей открытия и исследования этого материка

знать: приёмы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы, особенности, рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

уметь: определять координаты крайних точек материка, описывать ГП и рельеф

учебник, атлас, физическая карта Австралии

П/р №14: Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

§35 к/к

28

Климат. Внутренние воды.

урок-практикум

текущий

формирование представления об особенностях климата и внутренних вод Австралии; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата и рек

знать: особенности климата и внутренних вод Австралии

уметь: называть и показывать на карте климатические пояса; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте

учебник, атлас, физическая карта Австралии, климатическая карта Австралии

§36 к/к

29

Природные зоны. Своеобразие органического мира.

мультимедиаурок

текущий

знакомство учащихся с особенностями природы Австралии, основными представителями органического мира континента

знать: природные зоны, влияние человека на природные комплексы

уметь: описывать природные зоны по картам

учебник, атлас, карта Природные зоны Австралии

§37

30

Австралийский союз.

урок-путешествие

текущий

формирование у учащихся представления об Австралийском Союзе как о стране со своими особенностями истории, культуры, городах и т.п.

знать: народы Австралии, размещение населения, его хозяйственную деятельность

уметь: объяснять размещение населения, его влияние на природу, ис-пользуя тематические карты

учебник, атлас, комплексная карта Австралии

П/р №15: Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

§38

31

Обобщающий урок по теме «Австралия»

урок-игра

обобщение пройденного материала; оценка знаний и умений учащихся

знать: особенности ГП, природы и населения материка, историю открытия и исследования

уметь: пользоваться разными источниками информации

32

Океания. Природа, население и страны.

урок-путешествие

текущий

раскрытие особенностей природы Океании; формирование представления о географическом положении, рельефе, органическом мире

знать: особенности географического положения, природы, населения Океании

уметь: объяснять особенности природы

учебник, атлас

П/р №16: Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.

§39

III четверть

Южная Америка – 7 часов

33

Южная Америка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

комбинированный

текущий

формирование у учащихся представления о физико-географичес-ком положении Южной Америки и истории открытия материка

знать: приёмы определения ГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы

уметь: определять ГП материка, крайние точки, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние ГП на особенности природы материка

учебник, атлас, физическая карта Южной Америки

§40 к/к

34

Рельеф и полезные ископаемые.

урок-практикум

оценочная практическая работа

знакомство учащихся с природой Южной Америки; формирование представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых

знать: особенность рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, сравнивать рельеф двух материков

учебник, атлас, физическая карта Южной Америки, карта «Строение земной коры»

П/р №17: Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

§41 к/к

35

Климат. Внутренние воды.

урок-практикум

оценочная практическая работа

формирование представления о климате Южной Америки и основных факторах, его сформировавших, об особенностях внутренних вод

знать: особенности климата материка, основные речные системы, озёра

уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте

учебник, атлас, физическая карта Южной Америки, климатическая карта Южной Америки

П/р №18: Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

§42,43 к/к

36

Природные зоны.

урок-путешествие

текущий

формирование представления о растительном и животном мире Южной Америки, знакомство с характерными для материка природными зонами

знать: особенности природных зон материка

уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

учебник, атлас, карта «Природные зоны Южной Америки»

§44

37

Население.

беседа

текущий

формирование представления об особенностях населения Южной Америки

знать: основные народы Южной Америки, размещение населения.

уметь: объяснять размещение населения, используя тематические карты

учебник, атлас

§45

38

Страны Южной Америки.

урок-путешествие

оценочная практическая работа

формирование представления о современной политической карте Южной Америки

знать: особенности природы и хозяйства стран

уметь: описывать страны по картам и плану

учебник, атлас, политическая карта Южной Америки

П/р №19: Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору)

§46,47 к/к

39

Обобщающий урок по теме «Южная Америка».

урок-игра

обобщение пройденного материала; оценка знаний и умений учащихся

знать: особенности ГП, природы и населения материка, историю открытия и исследования

уметь: пользоваться разными источниками информации

§40-47

Антарктида – 4 часа

40

Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.

урок-практикум

текущий

формирование у учащихся представления о физико-географическом положении Антарктиды и истории открытия материка

знать: приёмы определения ГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы

уметь: определять ГП материка, оценивать влияние ГП на особенности природы материка

учебник, атлас, физическая карта Антарктиды

§48 к/к

41

Природа.

комбинированный урок

текущий

формирование представления о природе Антарктиды

знать: особенности рельефа, климата, органического мира

уметь: называть и показывать на карте природные объекты материка

учебник, атлас, физическая карта Антарктиды

П/р №20: Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.

§49 к/к

42

Обобщающий урок по теме «Антарктида»

урок-игра

обобщение пройденного материала; систематизация знаний и умений учащихся

подг.

к тестам

43

Тесты по теме «Южные материки»

урок контроля знаний

тематический

оценка знаний и умений учащихся

Северная Америка – 8 часов

44

Северная Америка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

урок-практикум

текущий

формирование у учащихся представления о физико-географическом положении Северной Америки и истории открытия материка

знать: приёмы определения ГП материка, имена исследователей континента и результаты их работы

уметь: определять ГП материка, оценивать влияние ГП на особенности природы материка

учебник, атлас, физическая карта Северной Америки

§50-51 к/к

45

Рельеф и полезные ископаемые.

урок-практикум

текущий

формирование представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Северной Америки

знать: особенность рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

учебник, атлас, физическая карта Северной Америки

§52 к/к

46

Климат. Внутренние воды.

урок-практикум

оценочная практическая работа

формирование представления о климате Северной Америки и основных факторах, его сформировавших, об особенностях внутренних вод

знать: особенности климата материка, основные речные системы, озёра

уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать внутренние воды на карте

учебник, атлас, физическая и климатическая карты Северной Америки

П/р №21: Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

§53,54 к/к

47

Природные зоны.

урок-путешествие

текущий

формирование представления о растительном и животном мире Южной Америки, познакомить с характерными для материка природными зонами

знать: особенности природных зон материка

уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка

учебник, атлас, карта «Природные зоны Северной Америки»

§55

48

Население.

беседа

текущий

формирование представления об особенностях населения Южной Америки

знать: основные народы Южной Америки, размещение населения.

уметь: объяснять размещение населения, используя тематические карты

учебник, атлас

§56

49

Страны. Канада.

оценочная практическая работа

формирование представления о населении Северной Америки, его расовом составе, расселении по материку, современной политической карте Северной Америки

знать: основные народы Северной Америки, размещение населения, особенности природы и хозяйства Канады

уметь: объяснять размещение населения, используя тематические карты, описывать страну по картам и плану

учебник, атлас

П/р №22: Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.

§57 к/к

50

Соединенные Штаты Америки.

формирование представления об особенностях природы и хозяйства США

знать: особенности природы и хозяйства США

уметь: описывать страну по картам и плану

учебник, атлас

§51-58

51

Проверочная работа по теме «Северная Америка»

урок контроля знаний

тематический

оценка знаний и умений учащихся

Евразия – 11 часов

52

Евразия. Географическое положение и исследования Центральной Азии.

урок-практикум

тематический

формирование у учащихся представления о географическом положении Евразии и истории исследования Центральной Азии

знать: приёмы определения ГП материка, имена исследователей Центральной Азии и результаты их работы

уметь: определять ГП материка, оценивать влияние ГП на особенности природы материка

учебник, атлас, физическая карта Евразии

§59 к/к

IV четверть

53

Особенности рельефа Евразии, его развитие. Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых.

урок-практикум

текущий

формирование представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Евразии

знать: особенность рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка

уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых

учебник, атлас, физическая карта Евразии

§60,61 к/к

54

Климат Евразии.

урок-практикум

оценочная практическая работа

формирование представления о климате Северной Америки и основных факторах, его сформировавших

знать: особенности климата материка

уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов

учебник, атлас, климатическая карта Евразии

П/р №23: Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

§62

55

Внутренние воды Евразии.

урок-практикум

текущий

формирование представления об особенностях внутренних вод Северной Америки

знать: основные речные системы, озёра

уметь: показывать внутренние воды на карте

учебник, атлас, физическая карта Евразии

§63 к/к

56-57

Природные зоны Евразии.

урок-путешествие

оценочная практическая работа

формирование у учащихся представления о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка

знать: природные зоны, влияние человека на природные комплексы

уметь: описывать природные зоны по картам

учебник, атлас, карта «Природные зоны Евразии»

П/р №24: Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

§64,65

58

Народы Евразии. Страны.

беседа

текущий

формирование у учащихся представления о населении и государствах Евразии

знать: основные народы Евразии, размещение населения

уметь: объяснять размещение населения, используя тематические карты

учебник, атлас, политическая карта Евразии

П/р №25: Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.

§66 к/к

59

Страны Европы.

урок-путешествие

текущий

продолжение формирования умения давать комплексную характеристику страны

знать: особенности природы и хозяйства стран

уметь: описывать страны по картам и плану

учебник, атлас, политическая карта Евразии

§67-72

60

Страны Азии.

урок-путешествие

текущий

формирование у учащихся представления о странах Азии

знать: особенности природы и хозяйства стран

уметь: описывать страны по картам и плану

учебник, атлас, политическая карта Евразии

§73-78

61

Обобщение изученного по теме «Евразия».

урок-игра

оценочная практическая работа

обобщение пройденного материала; оценка знаний и умений учащихся

П/р №26: Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

§59-78

62

Проверочная работа по теме «Евразия»

урок контроля знаний

тематический

оценка знаний и умений учащихся

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ – 6 часов

63

Закономерности развития географической оболочки.

урок-лекция

текущий

формирование представления о главных свойствах и закономерностях географической оболочки

знать: закономерности географической оболочки

учебник

§79

64

Взаимодействие природы и общества.

урок-конференция

текущий

рассмотрение проблемы взаимодействия природы и человека, основные изменения, происходящие в природе в результате деятельности людей

знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу

уметь: объяснять значение природных богатств для человека, влияние человека на природу

учебник

§80,81

65

Обобщающее повторение по курсу «География материков и океанов»

урок-игра

обобщение пройденного материала; систематизация знаний и умений учащихся

учебник, атлас

подг.

к тестам

66

Итоговое тестирование по курсу «География материков и океанов».

итоговый

67

Практическая работа №27 (на местности)

урок-экскурсия

отработка практических навыков на местности

знать: понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах

уметь: приводить примеры природных комплексов, давать им описание

П/р №27 (на местности): работа по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

68

Практическая работа №27 (на местности)

урок-экскурсия

отработка практических навыков на местности

уметь: составлять план местности одного из ПК местности

П/р №28 (на местности): составление простейшего плана местности, на котором изучаются ПК.

На рисунке показаны климатодиаграммы, составленные для пунктов А и В, расположенных на одном материке в субэкваториальном климатическом поясе примерно на одинаковой высоте над уровнем моря и одинаковом расстоянии от океана. Определите, какой из этих пунктов расположен южнее. Свой ответ обоснуйте.