Похожие публикации

Правительство Республики Ингушетия (4)
Документ
О порядке выплаты владельцем специального счета или региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирн...полностью>>

1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об (3)
Документ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым поло...полностью>>

Закон приморского края (6)
Документ
Внести в статью 10 Закона Приморского края от 1 июля 2008 года № 278-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае" (Ведомост...полностью>>

Порядок организации и предоставления торговых мест на специализированной ярмарке
Документ
1.1. Настоящий Порядок предоставления и организации торговых мест на ярмарке (далее - Порядок) разработан на основании Порядка организации на территор...полностью>>



Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

Материки и страны

Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 часа)

Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Карты материков и океанов. Роль карты в жизни человека. Виды карт. Различие карт по охвату территории. Различие карт по содержанию.

Основные понятия. География, материки, части света. Великие географические открытия, Новый Свет, Старый Свет. Карты: общегеографическая, тематическая, мелкомасштабная, среднемасштабная, крупномасштабная; картография.

Практические работы:

  1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.

Главные особенности природы Земли (11 часов)

Литосфера и рельеф Земли – 2 ч.

Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф Земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

Основные понятия. Литосфера, земная кора, мантия, ядро, океаническая земная кора, материковая земная кора, литосферные плиты, сейсмические пояса, теория происхождения Земли, теория «дрейфа материков», теория литосферных плит, тектонические структуры: платформа, складчатая область, кристаллический фундамент, осадочный чехол.

Практические работы:

  1. Определение по карте направлений и скорости передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектонических плит)

Атмосфера и климаты Земли – 3 ч.

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. Загрязнение атмосферы. Климатические карты. Распределение температуры воздуха на земле.

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Основные понятия. Атмосфера, озоновый слой, тропосфера, стратосфера, ультрафиолетовые лучи, годовое движение Земли вокруг солнца, угол падения солнечных лучей, изотерма. Пояса атмосферного давления. Постоянные ветры. Воздушные массы. Климат, климатические пояса: основные и переходные, климатическая область, климатообразующие факторы.

Практические работы:

  1. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся)

Гидросфера Земли – 2 ч.

Воды Мирового океана. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы.

Схема поверхностных течений.

Жизнь в океане. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. биологические богатства океана.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Основные понятия. Мировой океан, температура, солёность, течение, холодные течения, тёплые течения, планктон, нектон, бентос, водные массы, морские воздушные массы, морской климат.

Практические работы:

  1. Выделение на карте территорий, где в наибольшей мере проявляется взаимодействие Океана, атмосферы и суши.

Географическая оболочка – 4 ч.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Природная зона. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

Освоение Земли человеком. Страны мира. Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты.

Основные понятия. Географическая оболочка, круговорот, природный комплекс, антропогенный природный комплекс, зональные ПК, природная зона, широтная зональность, высотная поясность. Родина человечества, расселение, плотность населения, ареал, комплексные карты.

Практические работы:

  1. Анализ особенностей проявления природной зональности в Африке и Австралии.

  2. Обозначение на контурной карте направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время, стран, в которых в настоящее время происходят особые природные явления, а также важные события в жизни народов.

Океаны и материки (49 часов)

Океаны – 5 ч.

Тихий океан. Географическое положение океана. Из истории исследования океана. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Индийский океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Особенности природы океана. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Атлантический океан. Географическое положение. Из истории исследования океана. Особенности природы океана. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение океана. История исследования океана. Особенности природы Северного Ледовитого океана. Виды хозяйственной деятельности в океане.

Основные понятия. Географическое положение океана, материковая отмель (шельф), котловина, срединно-океанический хребет, Тихоокеанское огненное кольцо, подводные вулканы, цунами, подводные землетрясения, тайфун, пассат, муссон, Северный морской путь.

Практические работы:

  1. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) аквальных комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности на нем в одном из океанов (по выбору).

  2. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

Африка –8 ч.

Географическое положение. Исследования Африки.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Климатические пояса Африки.

Внутренние воды. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни.

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

Население. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Африки. Страны Северной Африки. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика.

Основные понятия. Географическое положение материка, крайние точки, протяженность материка, береговая линия. Рельеф, строение земной коры, литосферная плита, платформа, фундамент, осадочный чехол, грабен, горст, столовые горы. Воздушные массы, экваториальный пояс, субэкваториальный пояс, тропический пояс, субтропический пояс. Внутренние воды, река, озеро, речная долина, дельта, пороги, водопады, внутренний сток. ПТК, природная зона, гилея, многоярусность, лианы, ферраллитные почвы, саванна, сухой сезон, влажный сезон, красно-бурые почвы, каменистые пустыни. Опустынивание, заповедники, национальные парки. Европеоидная раса, экваториальная (негроидная) раса, монголоидная раса, мулаты, колония, доминион, суверенное государство, берберы, туареги. Регионы Африки.

Практические работы:

  1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Определение географического положения материка.

  2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

  3. Анализ климатических диаграмм: сопоставление их с показателями климатической карты; оценивание климатических условий на материке для жизни населения.

  4. Определение причин разнообразия природных зон материка.

  5. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Австралия и Океания – 6 ч.

Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды.

Природные зоны. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком.

Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Особенности природы. Население и страны.

Основные понятия. Большой барьерный риф, крик, эндемики, сумчатые, яйцекладущие млекопитающие, скрэб. Колонизация, аборигены. Рифы, лагуна, архипелаг, атоллы, островные дуги.

Практические работы:

  1. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

  2. Обоснование причин современного размещения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

  3. Описание по картам и тексту учебника одного из островов Океании.

Южная Америка – 7 ч.

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Внутренние воды.

Природные зоны. Органический мир. Высотная поясность в Андах. Изменение природы материка под влиянием деятельности человека.

Население.

Страны Южной Америки. Страны Востока материка. Бразилия. Страны Анд. Перу.

Основные понятия. Новый Свет, Старый Свет, географическое положение материка, крайние точки, протяженность материка, береговая линия. Рельеф, строение земной коры, литосферная плита, платформа, фундамент, современное горообразование. Воздушные массы, экваториальный пояс, субэкваториальный пояс, тропический пояс, субтропический пояс, умеренный пояс. Внутренние воды, река, озеро, речная долина, дельта, пороги, водопады, внутренний сток. ПТК, природная зона, сельва, кампос, льянос, пампа. Индейцы, метисы, мулаты, самбо, конкистадоры, инки, кечуа, аймара. Коста, Съерра.

Практические работы:

  1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

  2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

  3. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.

Антарктида – 4 ч.

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды.

Природа. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктиды.

Основные понятия. Антарктика, полярная область, шельфовый ледник, айсберг, антарктические станции. Антарктический оазис, полюс холода Земли, антарктическая пустыня.

Практические работы:

  1. Сравнение природы Арктики и Антарктики; объяснение причин полученных результатов сравнения.

Северная Америка – 8 ч.

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые.

Климат.

Внутренние воды.

Природные зоны. Изменение природы под влиянием деятельности человека.

Население.

Страны. Канада. Природные условия. Население.

Соединенные Штаты Америки. Природа. Промышленность.

Основные понятия. Географическое положение материка, крайние точки, протяженность материка, береговая линия. «Русская Америка», форт, «Великая Северная экспедиция». Рельеф, строение земной коры, литосферная плита, платформа, фундамент, осадочный чехол. Воздушные массы, экваториальный пояс, субэкваториальный пояс, тропический пояс, субтропический пояс, умеренный пояс, субарктический пояс, арктический пояс. Смерч, торнадо. Внутренние воды, река, озеро, речная долина, дельта, пороги, водопады, внутренний сток. ПТК, природная зона, тундра, лесотундра, тайга, многолетняя мерзлота, смешанный лес, широколиственный лес, прерия. Эскимосы.

Практические работы:

  1. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

  2. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.

Евразия – 11 ч.

Географическое положение. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов.

Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых.

Климат. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды. Распределение внутренних вод. Территория внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Расположение природных зон.

Народы Евразии. Страны.

Страны Европы. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия. Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы. Италия.

Страны Азии. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Основные понятия. ГП, береговая линия, крайние точки, протяженность. Норманны, поморы, «Великая Северная экспедиция», Центральная Азия. Рельеф, строение земной коры, литосферная плита, платформа, фундамент, осадочный чехол, грабен, горст, «Тихоокеанское огненное кольцо», Альпийско–Гималайский складчатый пояс. Воздушные массы, экваториальный пояс, субэкваториальный пояс, тропический пояс, субтропический пояс, умеренный пояс, субарктический пояс, арктический пояс. Внутренние воды, река, озеро, речная долина, дельта, пороги, водопады, внутренний сток, многолетняя мерзлота. ПТК, природная зона, тундра, лесотундра, тайга, степь, смешанный лес, широколиственный лес, Внутренние воды, река, озеро, речная долина, дельта, пороги, водопады, внутренний сток. ПТК, природная зона.

Практические работы:

  1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

  2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

  3. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

  4. Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.

Географическая оболочка – наш дом (6 часов)