Похожие публикации

«Кризисы. Классификация кризисов»
Документ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико – социальной помощи, «Центр диагностик...полностью>>

Тематическое планирование уроков в 7 классе
Тематическое планирование
Причастие (понятие, склонение причастий, причастный оборот, действительные и страдательные причастия, суффиксы действительных и страдательных причасти...полностью>>

Тематическое планирование уроков в 7 классе
Тематическое планирование
Причастие (понятие, склонение причастий, причастный оборот, действительные и страдательные причастия, суффиксы действительных и страдательных причасти...полностью>>

Тематическое планирование уроков в 7 классе
Тематическое планирование
понятие о фольклоре и жанрах (примечание: при ответах на вопросы литературоведческого характера учащийся должен воспользоваться материалами Краткого с...полностью>>



Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География России. Природа» 8 класс

Ответы части II итогового теста:

Вар. 1

23. Предотвращение ветровой и водной эрозии почв.

24. Кайнозойская складчатость. Процесс формирования происходит и в настоящее время.

25. Гористый рельеф прибрежной части Дальнего Востока затрудняет проникновение воздушных масс со стороны Тихого океана вглубь страны.

Западному переносу воздушных масс с Атлантики вглубь страны способствует равнинный рельеф вплоть до Уральских гор.

Вар. II

23. Муссонный тип климата.

24. Увлажнение избыточное, многолетняя мерзлота, последствия оледенения.

25. Влияние тёплого Северо-Атлантического течения

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005 г.

  2. Ружинская Л. А., Орлова Л. Ф., Митина В. И. География Рязанской области: Методическое пособие для учителя географии (поурочное планир-ие). — М. Изд-во МГУ, 2002 г.

  3. Сост. Воробцова Т.Н. География 8 кл. Поурочные планы. (По учебнику И.И. Бариновой География России. Природа.) – Волгоград: Учитель – АСТ, 1999 г.

  4. Сост. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс – М.: ВАКО, 2012 г.

  5. Атлас Рязанской области

  6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.

  7. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков/Сост. И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2002. («География в школе». Библиотека журнала. Вып.7)

  8. Современный урок географии. Часть 2: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/Ред.-сост. И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2001. («География в школе». Библиотека журнала. Вып.5)

  9. Интернет – ресурсы:

  • http://www.school-collection.edu.ru

  • http://www.

  • http://www.national-geographic.ru

  • http://www.nature.com

  • http://www.ocean.ru

  • http://www.pogoda.ru

  • http://www.weather.com

  1. Интерактивные географические карты:

  • физическая карта России;

  • политико-административная карта России

  1. Электронные диски:

  • Уроки географии Кирилла и Мефодия;

  • География. 7-8 классы (карточки)

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ

Тема «Географическое положение России». Мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский залив, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский,. Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское. Архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля; острова: Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Камчатка, Ямал, Пенжинская губа.

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России». Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Приволжская возвышенность), Западно- Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина. Горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Тимано-Печорский, Волго-Уральский, Западно-Сибирский. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: Курская магнитная аномалия (КМА), Урал (Качканор), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана, северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Месторождения апатитов и фосфоритов: Кольский полуостров, Ленинградская область (Кингисепп). Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России». Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Каспийское, Чудское, Ладожское, Онежское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское.

Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы России». Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья гора. Национальные парки.

Тема «Крупные регионы России». Европейский Север. Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский Кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озеро Имандра. Беломорско-Балтийский канал. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Европейский Северо-Запад и Центральная Россия. Балтийское море. Финский залив. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низменности: Окско-Донская, Мещерская. Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Иваньковское. Каналы: Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА.

Поволжье. Каспийское озеро. Приволжская возвышенность. Прикаспийская низменность. Реки: Волга, Дон. Озера: Эльтон, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. Волго-Донской канал. Заповедники и национальные парки: Астраханский, Самарская Лука.. Месторождение солей: Баскунчак.

Европейский Юг. Моря: Азовское, Черное. Керченский пролив. Ставропольская возвышенность. Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Куманская, Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Тебердинский заповедник. Месторождение цветных металлов Большого Кавказа.

Урал. Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Белая, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский.

Западная Сибирь. Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенность: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Кузнецкая котловина. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, Ишим, Пур, Таз. Озера: Кулундинское, Чаны, Телецкое. Месторождения: Западно-Сибирския нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы рудного Алтая. Алтайский заповедник.

Восточная Сибирь. Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Остров Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье. Становой хребет. Северо-Сибирская низменность. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озера: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Южно-Якутский, каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы плато Путорана и гор Забайкалья.

Дальний Восток. Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, Хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, вулкан Ключевская Сопка, вулкан Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Бурейнская, Центральноякутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменность. Реки: Вилюй, Алдан, Оленек, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, Зейское. Озеро Ханка. Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зыранский, Нижнезейский. Нефтегазоносный бассейн: Охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождение цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Дата проведения урока

Тема урока

Форма

проведения урока

Вид

контроля

Цели урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Используемые материалы и оборудование

Практические

работы

Домашнее

задание

по плану

факт.

I четверть

Введение – 1 час

1

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний.

вводный урок-беседа

текущий

знакомство учащихся с особенностями предмета и структурой учебника, с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками; формирование представления об особенностях природы России

уметь: использовать различные источники географической информации

учебник, атлас, физическая карта России, энциклопедии, справочники по географии, дополнительная литература

с. 3 – 5

творч. задание

Особенности географического положения России – 3 часа

2

Географическое положение России.

урок-практикум

текущий, оценочная практическая работа

изучение главных черт ГП России и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения; формирование знаний о границах России и пограничных государствах

знать: географическое положение страны, крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток

уметь: характеризовать географическое положение страны, анализировать карты, делать обобщающие выводы

атлас, физическая карта России, политическая карта мира

П/р №1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

§1 к/к

3

Моря, омывающие территорию России

урок-практикум

текущий

знакомство с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России; оценка природных ресурсов морей России и экономических проблем морей; отработка умения составлять характеристику моря

знать: береговую линию морей; особенности природы и виды хозяйственной деятельности

уметь: давать комплексную характеристику морей

атлас, физическая карта России, картины морей

§2 к/к

4

Различия во времени на территории России.

урок-практикум

текущий, оценочная практическая работа

знакомство с видами времени на территории России, формирование понятий: местное, поясное, декретное время, линия перемены дат; отработка умения решать задачи на определение времени

знать: часовые пояса, поясное, местное, декретное время

уметь: решать задачи на определение поясного, местного и декретного времени

атлас, карточки с заданиями

П/р №2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

§3

История освоения и изучения территории России – 1 час

5

Как осваивали и изучали территорию России

урок-лекция с элементами беседы

текущий

знакомство с историей освоения и изучения территории России

знать: историю и основные этапы исследования территории, называть имена географических исследователей

уметь: показывать маршруты основных маршрутов путешественников

атлас, портреты путешественников

§4

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые5 часов

6

Особенности рельефа России

комбинированный урок

текущий

знакомство с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин; формирование представления о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов

знать: главные особенности рельефа России, размещение крупных форм рельефа

уметь: раскрывать причины особенностей рельефа России; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту

атлас, физическая карта России, картины гор и равнин, презентация «Рельеф России»

§5 к/к

7

Геологическое строение территории России

комбинированный урок

текущий

знакомство с науками, изучающими земную кору; формирование представления о геохронологической таблице, геологическом летоисчислении, об особенностях строения земной коры на территории России; знакомство с понятиями: эра, период

знать: возраст Земли, основные геологические эры и периоды

уметь: сопоставлять карты и выявить зависимость рельефа от тектонического строения; читать геохронологическую таблицу

атлас, физическая, тектоническая, геологическая карты России; геохронологическая таблица

§6

8

Минеральные ресурсы России.

урок-практикум

текущий, оценочная практическая работа

изучение состава полезных ископаемых и особенностей их размещения; формирование представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами; обучение приему наложения карт; знакомство с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых

знать: выявлять взаимозависимость тектонических структур и полезных ископаемых на основе сопоставления карт; классификацию природных ресурсов

уметь: называть основные бассейны минеральных ресурсов; прогнозировать использование полезных ископаемых

атлас, физическая, тектоническая карты России; коллекция полезных ископаемых

П/р №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

§7

9

Развитие форм рельефа

комбинированный урок

текущий

знакомство с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа

знать: рельефообразующие процессы

уметь: называть причины постоянного изменения рельефа под действием внутренних и внешних сил

атлас, физическая карта России

§8

10

Тесты по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы»

урок контроля знаний

тематический

определение уровня знаний учащихся

Раздаточный материал:

Тест №1

Климат и климатические ресурсы – 5 часов

11

Климатообразующие факторы.

урок-практикум

текущий, оценочная практическая работа

знакомство с основными факторами, влияющими на климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляцией воздушных масс; формирование представлений об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат

знать: основные климатообразующие факторы; закономерности распределения суммарной солнечной радиации; циклон и антициклон, атмосферные фронты

уметь: определять количество солнечной радиации по карте; объяснять зависимость климатических условий от климатообразующих факторов

атлас, физическая, климатическая, синоптическая карты; таблицы: Схема поступления и расхода суммарной солнечной радиации на территории России,

Схема движения воздушных масс летом и зимой над территорией Россией, Схема теплого фронта. Схема холодного фронта Схема теплого фронта, Циклон и антициклон

П/р №4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

П/р №5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

§9

12

Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения

урок-практикум

текущий

развитие представлений о закономерностях распределения элементов климата на территории России; формирование знаний об испаряемости и коэффициенте увлажнения

знать: основные понятия и элементы климата

уметь: определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России

атласы, физическая и климатическая карты России

§10 с.61-64

13

Климатические пояса и типы климатов

комбинированный урок

текущий

знакомство с основными типами климата России, закрепление умения работать с климатической картой и определять тип климата по климатической диаграмме

знать: типы климатов, основные их характеристики

уметь: называть и показывать климатические пояса и области, объяснять причины континентальности климата с запада на восток

атласы, карта «Типы климатов России»

§10 с.64-69

14

Климат и человек. Агроклиматические ресурсы.

урок-практикум

текущий, оценочная практическая работа

расширение знаний учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную дея-тельность человека; знакомство с небла-гоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения; формирование понятия агроклиматических ресурсов

знать: основные показатели агроклиматических ресурсов

уметь: объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека; природные антропогенные изменения климата страны

атласы, физическая и климатическая карты

П/р №6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

повт. §9-11

15

Тесты по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

урок контроля знаний

тематический

выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков

Раздаточный материал: Тест №2

Внутренние воды и водные ресурсы – 4 часа

16

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

комбинированный урок

текущий, оценочная практическая работа

изучение особенностей рек России, расширение и углубление знаний о реках; формирование понятий уклон, падение реки; показ влияния климата и рельефа на реки; формирование умения определения уклона и падения рек

знать: различные виды вод суши, их размещение на территории России; значение рек в природе и жизни человека; крупнейшие речные системы; понятия «падение реки», «уклон реки», «половодье», «межень», «паводок», «годовой сток»

уметь: определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны; прогнозировать изменение рек под влиянием человеческой деятельности

Атласы, физическая карта России, презентация «Внутренние воды России»

П/р №7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

§12 к/к

17

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

комбинированный урок

текущий

формирование представления о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты

знать: происхождение озерных котловин; особенности размещения озер по территории страны; типы болот и причины их происхождения; свойства и области распространения подземных вод; влияние ледников на природу; размещение ледников на территории страны; многолетняя мерзлота, причины ее образования, влияние на природу; области распространения многолетней мерзлоты в России

уметь: прогнозировать изменение озер, болот, подземных вод, многолетней мерзлоты под влиянием человеческой деятельности; показывать на карте озера, ледники, болота

атласы, физическая карта России

§13

18

Водные ресурсы.

комбинированный урок

текущий

актуализация знаний о значении воды в жизни человека, оценка водных ресурсов России и их распределение во времени и пространстве; закрепление знаний о внутренних водах России

знать: состав водных ресурсов; основные мероприятия по их охране; опасные природные явления, связанные с водами и методы борьбы с ними

уметь: характеризовать меры предупреждения грозных явлений природы, связанных с водой

атласы, физическая карта России

П/р №8. Оценка обе-спеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

§12-14

II четверть

19

Тесты по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

урок контроля знаний

тематический

выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков учащихся

Раздаточный материал: Тест №3

Почвы и почвенные ресурсы – 3 часа

20

Образование почв и их разнообразие.

урок-беседа, практикум

текущий, оценочная практическая работа

формирование знаний о почвах, показ вклада В.В. Докучаева в создание почвоведения, знакомство с новыми терминами

знать: понятие «почва»; значение почвы в природе и жизни людей; научный подвиг и значение В.В Докучаева; особенности почвообразовательного процесса; роль почвообразующих факторов; структуру почвенного профиля и классификацию почв по структуре и составу

уметь: называть факторы почвообразования

атласы, почвенная и физическая карты России

П/р №9. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия.

§15

21

Закономерности распространения почв.

комбинированный урок

текущий

формирование представления о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России

знать: главные особенности зональных типов почв; закономерности размещения почвенных зон на территории России

уметь: работать с почвенной картой; объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью

Атласы, почвенная карта России, таблица Типы почв

§16

22

Почвенные ресурсы России

комбинированный урок

текущий

изучение закономерностей использования почв человеком, причин разрушения почв и путей повышения плодородия почв; знакомство с понятиями земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация

знать: понятие «почвенные ресурсы»; причины развития эрозии почв и методы борьбы с эрозией; роль мелиорации в повышении плодородия почв понятие «почвенные ресурсы»; причины развития эрозии почв и методы борьбы с эрозией; роль мелиорации в повышении плодородия почв

уметь: прогнозировать изменение почвенного плодородия в результате хозяйственной деятельности человека и убеждение в необходимости бережного использования почвенных ресурсов, проведения комплексных мероприятий по охране почв и восстановлению их плодородия

атласы, таблица «Мелиорация земель»

§17

Растительный и животный мир – 5 часов

23

Растительный и животный мир России.

урок-беседа

текущий

Изучение типов растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами; формирование представления о причинах разнообразия растительных сообществ; расширение знаний учащихся о животном мире, о распространении типичных представителей животного мира

знать: общие особенности растительного и животного мира России; закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России

уметь: работать с картой растительности и животного мира

атласы, гербарии, карта Растительность и животный мир России

§18

24

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

комбинированный урок

текущий, оценочная практическая работа

формирование знаний о заповедниках, заказниках, национальных парках; показ роли органического мира в жизни и деятельности человека; формирование понимания необходимости охраны природы

знать: понятие «биологические ресурсы», «заповедник», «национальный парк», «памятник природы»; рациональное и нерациональное использование биологических ресурсов

уметь: прогнозировать изменение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека

атласы, карта «Охрана природы», презентация «Охраняемые территории России»

П/р №10. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

§19

25

Природно-ресурсный потенциал России.

комбинированный урок

текущий

формирование понятий природные условия, природные ресурсы; умений оценивать природно-ресурсный потенциал России

знать: понятие «природные условия», «природные ресурсы»

уметь: оценивать природно-ресурсный потенциал России

§20

26

Обобщение материала по разделу I «Природа России»

комбинированный урок

текущий

систематизация и обобщение знаний и умений по изученному разделу

§15-20

27

Тесты по разделу I «Природа России»

урок контроля знаний

тематический

выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков учащихся

Раздаточный материал: Тест №4

Природное районирование – 8 часов

28

Разнообразие природных комплексов России

комбинированный урок

текущий

формирование понятий природный комплекс, ландшафт; формирование представления о взаимосвязях в природно-территориальном комплексе (ПТК); знакомство с возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и времени

знать: понятие «природного комплекса»; формирование комплексов, географическое строение, свойства, значение в природе и жизни человека; роль Докучаева и Берга в создании учения о ПТК; природное районирование

уметь: выявлять положительные результаты и отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека в ПТК; прогнозировать изменения ПТК под влиянием естественных причин и вмешательства человека

картины ПТК, таблица Природный комплекс

§21

29

Моря как крупные природные комплексы.

комбинированный урок

текущий

формирование представления о природе Белого моря, показ взаимосвязи между компонентами моря, расширение знаний о природных комплексах

знать: моря – как аквальные природные комплексы; особенности морей, их практическое значение, современное экологическое состояние и проблемы охраны

уметь: использовать тематические карты и другие источники географической информации

атласы, физическая карта России

§22

30-31

Природные зоны.

урок-практикум

текущий, оценочная практическая работа

формирование знаний о природных зонах России, знакомство с особенностями природы и разбор взаимосвязей компонентов природы в природных зонах России, закрепление знаний о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности

знать: понятие «природная зона», «широтная зональность»; природные зоны России как зональные ПК; взаимосвязи компонентов этих ПК; закономерности размещения природных зон на территории страны, их географические особенности

уметь: оценивать природные условия и ресурсы, влияние хозяйственной деятельности человека на состояние природных зон; сопоставлять тематические карты, использовать их для выявления зависимости между природными компонентами, составлять комплексные характеристики природных зон

атласы, карта Природные зоны России, картины природных зон

П/р №11. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

§23

с.129-133

§23

с.133-135

32

Разнообразие лесов России

комбинированный

текущий

формирование знаний о природных зонах России, знакомство с особенностями природы и разбор взаимосвязей компонентов природы в природных зонах России, закрепление знаний о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности

§24

III четверть

33

Безлесные зоны на юге России

комбинированный

текущий

формирование знаний о природных зонах России, знакомство с особенностями природы и разбор взаимосвязей компонентов природы в природных зонах России, закрепление знаний о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности

знать: понятие «природная зона», «широтная зональность»; природные зоны России как зональные ПК; взаимосвязи компонентов этих ПК; закономерности размещения природных зон

уметь: оценивать природные условия и ресурсы; составлять комплексные характеристики природных зон

атласы, карта Природные зоны России, картины природных зон

§25

34

Высотная поясность

комбинированный

текущий

формирование представления о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах; закрепление знаний о высотной поясности

знать: высотную поясность в горах России; взаимосвязь компонентов в высотных ПК, их смену по мере подъема в горы

уметь: объяснять влияние гор на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека

атласы, физическая карта России, карта Природные зоны России, картины гор

§26

35

Тесты по теме «Природное районирование»

урок контроля знаний

тематический

выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков учащихся

Раздаточный материал: Проверочная работа

Природа регионов России – 19 часов

36

Русская (Восточно-Европейская) равнина

комбинированный урок

текущий

формирование представлений и знаний об особенностях природного региона – Русской равнины; изучение природы и ресурсов Русской равнины; углубление и расширение знаний о компонентах ПТК равнины; развитие умения работать с разными источниками географических знаний

знать: особенности природы Восточно-Европейской равнины

уметь: объяснять взаимосвязи природных компонентов

атласы, физические карты Центральная Россия, Северо-Западная и Северная Россия

§27

37

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы

комбинированный урок

текущий

углубление знаний о природных зонах, расширение представления о ПТК Русской равнины; изучение особенностей взаимосвязей природных компонентов в природных зонах; продолжение формирования умений работать с источниками географической информации

знать: взаимосвязь компонентов в природных зонах; природные комплексы Восточно-Европейской равнины

уметь: характеризовать природу Русской равнины; природные комплексы

атласы, физические карты Центральная Россия, Северо-Западная и Северная Россия; гербарий

§28

38

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

комбинированный урок

текущий

углубление и расширение знаний учащихся о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении); рассмотрение проблемы рационального использования природных ресурсов; определение экологических проблем Русской равнины и путей их решения

знать: антропогенные нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; сущность экологических проблем антропогенные нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; сущность экологических проблем

уметь: объяснять комплексную проблему рационального использования природных ресурсов

атласы, физические карты Центральная Россия, Северо-Западная и Северная Россия

§29

39

Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России.

комбинированный урок

текущий

создание образа Кавказских гор; формирование знаний о рельефе, климате, высотной поясности Кавказа; знакомство с новыми терминами и понятиями: лакколиты, фён, бора, плавни

знать: природу Кавказа; своеобразие региона; образование Кавказа, современные рельефообразующие процессы, вертикальную поясность и природные ресурсы

уметь: описывать географическое положение Северного Кавказа

атласы, физическая карта Европейский Юг

§30

40

Природные комплексы Северного Кавказа

мультимедиаурок

текущий

закрепление и углубление знаний учащихся о природных условиях и ресурсах Кавказа; знакомство с природными комплексами Прикубанской равнины, Высокогорным Дагестаном и курортным районом Кавказских Минеральных вод

знать: природные комплексы Северного Кавказа

уметь: описывать природные комплексы Северного Кавказа Северного Кавказа

атласы, физическая карта Европейский Юг; презентация «Природа Северного Кавказа»

§31

41

Урал: каменный пояс земли русской

комбинированный урок

текущий

знакомство с природой, геологическим строением и рельефом Урала; расширение знаний о возрожденных горах, асимметрии склонов, широтной зональности и высшей поясности Урала

знать: географическое положение и складчато-глыбовой рельеф Урала; полезные ископаемые

уметь: самостоятельно объяснять особенности природы региона

атласы, физическая карта Урал; коллекция минералов и горных пород

§32

42

Своеобразие природы Урала.

комбинированный урок

текущий

продолжение знакомства с особенностями природы Урала; изучение особенностей высотной поясности Урала; продолжение формирования представлений о природных ресурсах Урала

знать: своеобразие природы Урала, особенности климата и внутренних вод

уметь: самостоятельно объяснять особенности природы региона

атласы, физическая карта Урал; коллекция минералов и горных пород; гербарии

§33

43

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

урок-конференция

текущий

знакомство учащихся с наиболее интересными объектами Урала, с экологическими проблемами, причинами их возникновения и путями их решения

знать: природную уникальность Урала; современные экологические проблемы региона; неблагоприятные последствия сверхинтенсивного использования природных ресурсов

уметь: искать пути решения экологических проблем

атласы, физическая карта Урал; коллекция минералов и горных пород; книги; картины

§34

44

Западно-Сибирская низменность, или равнина: особенности природы.

комбинированный урок

текущий

формирование представления об особенностях рельефа, геологического строения, вод, климата Западной Сибири; рассмотрение взаимосвязей природных компонентов Западной Сибири; знакомство с историей исследования и освоения Западной Сибири

знать: географическое положение региона его влияние на формирование природных условий территории; особенности природы Западно-Сибирской равнины

уметь: работать с различными источниками географической информации

атласы, физическая карта Западная Сибирь

§35

45

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

урок-конференция

текущий

формирование представления о природных ресурсах Западной Сибири, показ роли ресурсов Западной Сибири в экономике России; рассмотрение проблем освоения ресурсов, знакомство с экологическими проблемами

знать: природные ресурсы Западной Сибири и меры по их охране и восстановлению; проблемы взаимодействия природы и человека

уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием деятельности человека

атласы, физическая карта Западная Сибирь; таблицы, схемы, коллекция горных пород

§36

46

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

комбинированный урок

текущий

изучение особенностей состава, географического положения, геологического строения, рельефа; формирование представления о суровости природы Восточной Сибири

знать: особенности географического положения Восточной Сибири как факторе, определяющем природные черты этой территории; причины формирования в Восточной Сибири резко континентального климата; режим и характер течения рек и их связь с рельефом и климатом Сибири

уметь: устанавливать связь геологического строения с рельефом и полезными ископаемыми; определять количественные климатические показатели для различных районов Сибири

атласы, физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток; презентация «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»

§37

47

Природные районы Восточной Сибири.

урок-путешествие

текущий

закрепление знаний о природе Восточной Сибири, вечной мерзлоте; знакомство учащихся с новыми терминами и понятиями; формирование образного представления о природных комплексах Восточной Сибири

знать: особенности природных комплексов Восточной Сибири

уметь: сравнивать размещение природных зон в Восточной Сибири с размещением аналогичных зон на Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнинах

атласы, физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток; коллекция минералов и горных пород; гербарии; картины

§38

48

Жемчужина Сибири - Байкал

мультимедиаурок

текущий

раскрытие уникальности природы озера Байкал и причины уникальности; знакомство с историей открытия и изучения озера Байкал; рассмотрение экологических проблем озера и путей их решения

знать: специфические черты природы Байкала; наличие видов природных ресурсов; причины возникновения экологических проблем

уметь: прогнозировать изменение ПТК под влиянием деятельности человека

атласы, физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток; презентация «Байкал»

§39

49

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

мультимедиаурок

текущий

знакомство учащихся с природными ресурсами Восточной Сибири и проблемами их освоения; углубление знаний о взаимосвязях между компонентами природы; знакомство с наиболее интересными объектами Восточной Сибири; закрепление основных понятий и терминов

знать: природные ресурсы Восточной Сибири; историю освоения региона и его природные уникумы

уметь: характеризовать природно-ресурсный потенциал территории

мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска; презентация; атласы, контурные карты; раздаточный материал (каждому)

§40

50

Дальний Восток: край контрастов.

урок-путешествие

текущий

формирование представления об особенностях природы Дальнего Востока; знакомство с историей открытия, исследования и заселения территории Дальнего Востока; углубление знаний о взаимосвязях природных компонентов; показ уникальности природы Дальнего Востока; формирование умения работы с разными источниками информации

знать: географическое положение Дальнего Востока, его влияние на своеобразие природных условий; геологическое строение территории и его отражение в современном рельефе; причины современной сейсмической активности района

уметь: устанавливать закономерности магматических и осадочных полезных ископаемых на территории Дальнего Востока; характеризовать климат Дальнего Востока с помощью климатической карты и устанавливать его влияние на питание и режим рек

атласы, физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток; картины, таблицы, листы-программы на парту

§41

51

Природные комплексы Дальнего Востока.

урок защиты проектов

текущий

Расширение и углубление знаний учащихся об уникальной природе Дальнего Востока; рассмотрение особенностей взаимосвязей в отдельных ПТК Дальнего Востока; активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков общения, коллективной работы

знать: размещение природных комплексов на Дальнем Востоке; своеобразие природных условий различных регионов Дальнего Востока

уметь: объяснять своеобразие природных условий различных регионов Дальнего Востока при решении познавательных задач

атласы, физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток; картины, гербарии, книги, вырезки из газет, журналов и т.п.; фломастеры, краски, карандаши, ножницы, листы ватмана

§42

52

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

комбинированный урок

текущий

рассмотрение природных ресурсов Дальнего Востока – виды, размещение, возможность использования; формирование знаний об экологических проблемах Дальнего Востока; развитие умения работы с разными источниками географической информации

знать: природные ресурсы Дальнего Востока и мероприятия по их охране от загрязнения и истощения и рациональному использованию

уметь: оценивать природно-ресур-сный потенциал территории

атласы, физическая карта Восточная Сибирь и Дальний Восток; гербарий; коллекция горных пород

§43

IV четверть

53

Обобщающий урок по теме «Природа регионов России»

повторительно-обобщающий урок

текущий

систематизация и обобщение знаний и умений по изученной теме

§27-43

54

Тесты по теме «Природа регионов России»

урок контроля знаний

тематический

выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков учащихся

Раздаточный материал: Тест №5

Человек и природа – 6 часов

55

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

комбинированный урок

текущий

обобщение и систематизация знаний о взаимодействии природы и человека; формирование представлений о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях; развитие навыков работы с различными источниками географической информации

знать: проблемы освоения территорий с экстремальными условиями жизни; стихийные природные явления

уметь: прогнозировать влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека в различных районах страны

атласы, физическая, климатическая, экологическая карты России; картины (тундра, берег моря, тайга, горы, степь)

§44

56

Антропогенное воздействие на природу

комбинированный урок

текущий

формирование представления о видах природных ресурсов; изучение влияния человеческой деятельности на природные комплексы

знать: основные аспекты влияния человека на природу

уметь: анализировать логико-струк-турные схемы

физическая, экологическая карты России

§45

57

Рациональное природопользование.

урок-лекция с элементами беседы

текущий

формирование представления о рациональном природопользовании; закрепление и углубление знаний о природопользовании рациональном и нерациональном на примерах изученных территорий России; показ роли географии в рациональном природопользовании

знать: рациональное природопользование

уметь: анализировать логико-струк-турные схемы

физическая карта России, схемы, таблицы

§46

58

Экологическая ситуация в России

урок-конференция

текущий

систематизация знаний об антропогенном воздействии на природную среду; показ важности решения экологических проблем в России; совершенствование умения работать над докладом и выступать с сообщением, изучать дополнительную литературу

знать: экологическую ситуацию в России; источники экологической опасности; понятия «экологический мониторинг»

уметь: работать с контурной картой и соотносить информацию с картой

атласы, экологическая карта России

§47

59

Обобщение изученного материала. Подготовка к итоговому тестированию за курс 8 класса.

повторительно-обобщающий урок

текущий

систематизация и обобщение изученного материала, подготовка к итоговому тестированию за курс 8 класса

подг.

к тестир-ю

60

Итоговое тестирование за курс 8 класса

урок контроля знаний

итоговый

выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков учащихся

Раздаточный материал: Итоговый тест

География Рязанской области – 8 часов

61

Физико-географическое положение Рязанской области.

комбинированный урок

текущий

приобретение навыков определения особенностей физико-географического положения Рязанской области; оценка его влияния на природные условия, хозяйственную деятельность и здоровье человека; формирование умений преобразования информации в новую форму (графическую, картографическую, словесную); продолжение работы, направленной на воспитание любви к своей малой родине и ответственности за нее

знать: особенности ГП Рязанской области, размеры территории

уметь: определять: географическое положение; направления, расстояния по масштабу и градусной сетке; координаты крайних точек

карты атласа Рязанской области, учебники География Рязанской области ч.1, контурные карты

с.4-5

62

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Рязанской области.

комбинированный урок

текущий

формирование знаний о проявлении закономерностей формирования рельефа, размещения полезных ископаемых на территории Рязанской области и своей местности

знать: основные структуры земной коры и формы рельефа; основные месторождения полезных ископаемых; факторы, формирующие рельеф

уметь: оценивать значение фактов, утверждений, данных исследований о современных рельефообразующих процессах, влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и наоборот

карты атласа Рязанской области, учебник География Рязанской области ч.1, контурные карты

§1-3

63

Климат Рязанской области.

комбинированный урок

текущий

формирование знаний об особенностях климата, изменении климата региона под влиянием естественных и антропогенных факторов

знать: особенности кли-мата Рязанской области

уметь: объяснять различия климатических условий отдельных территорий на основе анализа карт, текста учебника, таб-лиц, диаграмм, оценивать основные климатичес-кие показатели

карты атласа Рязанской области, учебник География Рязанской области ч.1, контурные карты

§4

64

Поверхностные и подземные воды Рязанской области

комбинированный урок

текущий

систематизация знаний о поверхностных и подземных водах области и своей местности

знать: особенности поверхностных и подземных вод региона и местности, географическую номенклатуру

уметь: составлять характеристику реки, озера

карты атласа Рязанской области, учебник География Рязанской области ч.1, контурные карты

§6-8

65

Почвы Рязанской области

комбинированный урок

текущий

систематизация знаний о свойствах почв, формирование знаний о типах почв области и своей местности, о почвенных ресурсах

знать: условия почвообразования, основные свойства, главные типы, закономерности распространения почв, почвенные ресурсы региона и местности

уметь: оценивать почвенные ресурсы, положительные и отрицательные изменения почв под воздействием человеческой деятельности

карты атласа Рязанской области, учебник География Рязанской области ч.1, контурные карты

§9

66

Растительный и животный мир Рязанской области.

урок защиты проектов

текущий

актуализация знаний о растительном и животном мире Рязанской области и своей местности, защита творческих проектов

знать: особенности и своеобразие растительного и животного мира области и своего района

уметь: использовать различные источники информации для создания презентации, оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения растительности и животного мира под воздействием человека

карты атласа Рязанской области, учебник География Рязанской области ч.1, контурные карты

§10,11

67

Природные комплексы Рязанской области.

урок-экскурсия

текущий

исследование природных комплексов Рязанской области

знать: особенности комплексов региона, роли человека в их изменении

уметь: составлять прогноз изменений природного комплекса в результате хозяйственной деятельности человека, последствий этих изменений

карты атласа Рязанской области, учебник География Рязанской области ч.1, контурные карты

§12-15

68

Хозяйственная деятельность человека и природная среда в Рязанской области.

комбинированный урок

текущий

систематизация и обобщение знаний о проблемах, связанных с антропогенными воздействиями на природную среду, о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека

знать: современной состояние природной среды, взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека

уметь: оценивать состояние окружающей среды, прогнозировать изменение ее состояния

карты атласа Рязанской области, учебник География Рязанской области ч.1, контурные карты, презентация «Охраняемые территории Рязанской области»