Похожие публикации

А. И. Ольховиков доктор медицинских наук, профессор
Учебник
Учебник содержит основные сведения о заболеваемости, возбудителях, эпидемиологии, патогенезе в современных представлениях, клинике, диагностике, лечен...полностью>>

А. И. Ольховиков доктор медицинских наук, профессор
Учебник
Учебник содержит основные сведения о заболеваемости, возбудителях, эпидемиологии, патогенезе в современных представлениях, клинике, диагностике, лечен...полностью>>

А. И. Ольховиков доктор медицинских наук, профессор
Учебник
острая или ранняя фаза инвазии обусловлена внедрением возбудителя и паразитированием личинок, вызывающих аллергическую реакцию немедленного и замедлен...полностью>>

А. И. Ольховиков доктор медицинских наук, профессор
Учебник
Диагностика кишечных инвазий должна быть комплексной и основываться на данных эпидемиологического анамнеза, клиники заболевания и лабораторных исследо...полностью>>



Педагогическая практика по классному руководству III

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ

III курс ОДО БХФ

Педагогическая практика способствует развитию творческих и педагогических способностей студентов и занимает важное место в учебном процессе. Это одно из его звеньев, цель которого состоит в практическом применении студентами различных видов педагогической деятельности.

Цели, задачи, содержание и требования к педагогической практике составлены в соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта высшей школы.

Педагогическая практика на 3 курсе является логическим завершением психологической практики и проводится в 6 семестре с ежедневным посещением закрепленного класса по разработанной программе практики в 5-7 классах (1-2 недели с отрывом от учебных занятий) или посещением раз в неделю (в течение семестра без отрыва от учебных занятий). Работа ведется по трем направлениям с учетом специфики факультета:

1. Знакомство с системой учебно-воспитательной работы школы, внешкольных воспитательных учреждений.

2. Участие в текущей учебно-воспитательной работе.

3. Проведение различных форм индивидуальной и групповой воспитательной работы с детьми.

Цель педагогической практики: овладение основами организации системы воспитательной работы в классе в единстве с обучением.

Задачи: 1. Воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, организаторских способностей и т.д.).

2. Установление связей теоретических знаний, психолого-педагогических, специальных дисциплин с практикой учебно-воспитательного процесса.

3. Ознакомление с современным состоянием и спецификой учебно-воспитательной работы в школе, внешкольных учреждениях.

4. Овладение практическими навыками индивидуальной, групповой и коллективной форм воспитательной работы с учащимися.

5. Подготовка студентов к выполнению функций классного руководителя, организации воспитательной работы.

Содержание и сроки практики устанавливаются и утверждаются Советом факультета в соответствие с учетом территориальных условий, профиля факультета, особенностей контингента студентов.

I. Руководство педагогической практикой

Контроль за работой студентов осуществляет классный руководитель, завуч школы по воспитательной и методической работе, методист кафедры педагогики.

Методист кафедры

- принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочных и итоговых конференциях по педагогической практике в учебно-воспитательном учреждении;

- организует изучение творческого опыта учебно-воспитательной деятельности как, в целом, школы, так и отдельных учителей;

- осуществляет подготовку и проведение студентами воспитательной работы в различных формах;

- помогает студентам анализировать и оценивать уроки различных типов;

- оказывает научно-методическую помощь учителям школы в проведении работы со студентами-практикантами;

- представляет сведения по итогам практики факультетскому руководителю.

Завуч школы по воспитательной работе:

- обеспечивает базу для проведения педагогической практики

- проводит педсовет с участием учителей, студентов и факультетского руководителя, где объясняет цели, задачи практики, а также обязанности каждой из сторон;

- отвечает за общий ход педагогической практики в школе, контролирует и корректирует этот процесс;

- по результатам педагогической практики составляет отчет, где отмечает ее положительные и отрицательные стороны, высказывает пожелания.

Классный руководитель:

- принимает участие в педсоветах по организации педагогической практики в школе;

- знакомит студентов с планом воспитательной работы школы и класса;

- осуществляет текущий контроль за прохождением педагогической практики, оказывает методическую помощь;

- участвует в проведении и организации воспитательных мероприятий;

- помогает студентам составить психолого-педагогическую характеристику класса;

- по результатам практики пишет характеристику на студента и выставляет оценку.

II. Содержание педагогической практики

В ходе педагогической практики студенты должны:

1. Изучить систему воспитательной работы школы, опыт реализации инновационных процессов в образовании;

2. Изучить систему работы классного руководителя по организации воспитательной работы с классом.

3. Апробировать на практике формы воспитательной работы (на выбор):

- беседа;

- устный журнал;

- внеклассная воспитательная работа по предмету специальности;

- спортивные мероприятия;

- мероприятия, направленные на сплочение коллектива;

- мероприятия познавательного характера;

- мероприятия развлекательного характера;

- родительские собрания;

- проверка дневников;

- дежурство по школе;

- генеральная уборка и т.д.;

- анализ воспитательного мероприятия.

4. Составить индивидуальный план прохождения педпрактики и спланировать систему воспитательной работы на этот период;

5. Выявить уровень воспитанности учащихся данного класса, используя различные методы психолого-педагогической диагностики.

6. Составить психолого-педагогическую характеристику класса;

7. Изучить систему работы с родителями учащихся.

8. Проведение индивидуальной работы со школьниками;

9. Провести анализ результатов собственной деятельности на практике.

III. Организация педагогической практики

Студенты работают в школе в течение 1-2 недель с отрывом от занятий на базе 5-х, 6-х, 7-х классов школ и внешкольных учреждений или без отрыва от занятий в течение семестра. Прохождение практики для всех студентов является обязательным. Содержание и способ выполнения заданий является индивидуально-творческим, представляющим возможности для инициативы и самостоятельности студентов. Организация педпрактики разрабатывается факультетами с учетом их специфики.

IY. Отчетная документация

По итогам педагогической практики каждый студент в недельный срок представляет на кафедру педагогики следующие документы:

1. Дневник по педпрактике (на усмотрение факультетских руководителей).

2. Психолого-педагогическую характеристику класса (приложение 1).

3. Анализ урока по предлагаемой схеме (приложение 2).

4. Разработка воспитательного мероприятия (приложение 3).

5. Анализ воспитательного мероприятия (приложение 4).

6. Характеристика работы студентов с оценкой за практику, заверенная директором школы.

Результаты педагогической практики и ее анализ подводятся на итоговой конференции, на которой проводится:

- анализ участия студентов в педагогической практике;

- анализ трудностей и недостатков, имевших место при проведении практики;

- высказывание предложений по совершенствованию практики;

- сообщение итогов педагогической практики и выставление оценок.

Приложение 1

Психолого-педагогическая характеристика класса

  1. Общие сведения о классном коллективе и истории его образования: количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.п.

2. Руководство и организация классного коллектива:

  1. организующее ядро классного коллектива;

  2. авторитет актива в коллективе и способность его самостоятельно организовывать коллектив класса на различные дела (внимательны к их предложению, равнодушны, относятся отрицательно);

  3. наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к ним актива, наличие изолированных, причины изоляции и возможные пути изменения отношения к ним;

взаимоотношения внутри коллектива: уровень сплоченности коллектива (низкий, средний высокий или по методике А.Н. Лутошкина); наличие или отсутствие группировок (имеются ли группы, на которые может опереться классный руководитель, которые препятствуют его работе, безразличные к коллективной деятельности),

  1. проявление взаимной требовательности, чуткости, душевной заботы, взаимопомощи и уважения; критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;

  2. характер взаимоотношений коллектива класса с классным руководителем: насколько авторитетен классный руководитель для большинства учащихся; как выполняют его требования (охотно, по принуждению, не выполняют); каков стиль руководства классного руководителя (авторитарный, демократический, попустительский).

  1. Содержание и характер коллективной деятельности:

  1. учебная деятельность: общая характеристика успеваемости и дисциплины, отношение к успеваемости (равнодушие, отрицательное, борьба за высокую успеваемость); взаимопомощь, ее формы и организация,

  2. дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе;

  3. жизнь коллектива вне учебных заведений: интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, интерес к спорту, коллекционирование и т.д.; формы проявления этого интереса (конференции, экскурсии, посещение театра, кино, “огоньки” и т.д.); участие в общественной жизни: (хотят сами получить поручения, выполняют по принуждению, отказываются выполнять); характер преобладающих умений выполнения общественных дел (умеют самостоятельно, оригинально, необычно подойти к выполнению порученного, умеют самостоятельно выполнять поручения при наличии четких указаний инструкций, не умеют самостоятельно выполнять поручения без непосредственной помощи, не умеют выполнять общественные поручения);

  4. общественно-полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива, виды труда и характер его выполнения, отношение к трудовой деятельности.

  1. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего “эмоционального климата” в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным коллективом (со стороны учителей, родителей, ученических организаций)

Приложение 2

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА

Ф____________________И____________О_________________________учителя/практиканта/

Дата проведения урока__________________________школа №______________

Города /района/______________________________________________________

Главная дидактическая цель урока______________________________________

Цель посещения урока проверяющим____________________________________

Текущее время

Основные действия учителя и учащихся

Замечания, выводы и предложения проверяющего

ПЛАН КАБИНЕТА

+

+ - + +

-

+

+ + + +

+

+ + +

+

+ +

+ +

Х

Х

Х

О - ответ у доски + - ответ с места х – свободное место

┴ дополнение ответа с места - - отсутствие ответа

Приложение 3

Требования к оформлению методической разработки

  1. Методическая разработка выполняется на бумаге любого цвета и формата. Каждая страница текста нумеруется, кроме титульного листа, по порядку без пропусков и повторений. Все листы разработки должны быть скреплены или прошнурованы.

  2. В структуру методической разработки входит:

а) Введение. Обосновывается актуальность проводимого дела, дается психолого-педагогическое обоснование выбора темы и формы, формулируются воспитательные, познавательные, развивающие задачи, цели и условия их реализации.

б) Подготовка: описывается деятельность воспитателей и школьников: объем и содержание работы, этапы подготовки, характер поручений, изучение литературы; оборудование, оформление, организация пространства.

в) Сценарий дела (мероприятия) с приложениями и дополнительными материалами: схемы, таблицы, рисунки, карточки с заданиями, фотографиями и т.д. В сценарии мероприятия указываются действующие лица и исполнители и расписывается их текст от слова “Здравствуйте...” до слова “До свидания...”, расписываются все вопросы и полученные (или предлагаемые) на них ответы, на все задания и вопросы должны быть даны правильные ответы.

г) Заключение. Список литературы включает все использованные при подготовке дела (мероприятия) материалы. Источники записываются в алфавитном порядке и в соответствие со стандартными требованиями.

  1. Текст методической разработки пишется на одной стороне листа разборчивым почерком с соблюдением полей. Сокращение слов не допускается

Титульный лист

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольский государственный педагогический институту имени

Д.И.Менделеева»

Кафедра педагогики

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

(крупным шрифтом)

Ниже указывают форму проведения мероприятия или дела

Исполнитель: указывается полностью Ф.И.О.,

факультет, курс, группа

Методист: Ф.И.О. преподавателя

кафедры педагогики

Тобольск, 200…год

Приложение 4

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ЗАНЯТИЯ)

  1. Общие сведения об условиях проведения воспитательного мероприятия:

Школа Класс

Количество учащихся Дата проведения

Тема

Цель мероприятия

(Чем мотивировался его выбор)

Входит ли мероприятие в систему традиций, в систему воспитательной работы школы (класса) или является эпизодическим.

  1. Анализ процесса подготовки мероприятия:

Кто был инициатором (детские и юношеские общественные организации, администрация школы, учителя). Срок подготовки мероприятия. Насколько оно соответствовало интересам и пожеланиям учащихся. Степень самодеятельности школьников в ходе подготовки мероприятия. В какой мере соблюдался принцип добровольности участия в мероприятии.

  1. Ход мероприятия.

Насколько организованным было начало мероприятия (состояние дисциплины?) Соответствовало ли внешнее убранство помещения и внешний вид учащихся цели проведения мероприятия? В какой мере были соблюдены гигиенические требования в ходе подготовки и проведения мероприятия? Степень технической оснащенности занятия. Какими приемами, средствами и методами были доведены до его участников основные цели мероприятия? В какой мере школьники были увлечены занятием: эмоциональные реакции и особенности поведения учащихся в процессе проведения мероприятия? Активность отдельных учеников, высказывания, свидетельствующие о том, что мероприятие вызвало непосредственный интерес, характер высказываемых оценочных суждений.

Какие массовые явления наблюдались в ходе мероприятия (дух соревнования, вдохновления, смена коллективного настроения, подражания, внушение и т.д.).

Роль учителя в процессе проведения занятия (стиль руководства), педагогический такт и др.

Уровень общения и стиль взаимоотношения учителя и учащихся.

  1. Общий вывод о целесообразности и ценности мероприятия.

Какова идейная и воспитательная ценность мероприятия? Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические убеждения оно формирует? Какие социальные установки это мероприятие вызвало? Влияние проведенного мероприятия на совершенствование межличностных отношений в коллективе, установление новых контактов и т.д. Какова информационная насыщенность и познавательная значимость подготовленного материала? Насколько затрагиваемые вопросы углубляли знания учащихся и расширяли их кругозор?

В какой мере были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся в подготовке и проведении занятий? Общая оценка воспитательной и познавательной ценности мероприятия.

Пожелания в адрес воспитателей, родителей и самих учащихся, способствующие по их мнению, повышению воспитательной роли внеклассных занятий.