Похожие публикации

Республики Коми «О некоторых вопросах в сфере рекламы»
Пояснительная записка
Настоящий проект закона Республики Коми «О некоторых вопросах в сфере рекламы» разработан в целях реализации Федерального Закона от 7 мая 2013 г. № 98...полностью>>

«О внесении изменений в Закон Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»
Пояснительная записка
Необходимость принятия проекта закона Республики Коми «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2013...полностью>>

Быстро ответь на следующие вопросы: Он бывает гомерический?
Викторина
Сколько углов осталось? –5 Кто автор сказки "Три поросенка"? Сергей Михалков Сколько будет семь плюс семь, деленное на семь? Профессор лег спать в 9 ч...полностью>>

«О внесении изменений в Закон Республики Коми «О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований»
Пояснительная записка
к проекту закона Республики Коми «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собств...полностью>>



Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят... Строение числительных» по программе М.Разумовской.

Цель урока: - научить отличать простые, сложные и составные числительные;

- формировать умение отличать имена числительные от других частей речи;

- развивать мыслительные и речевые способности учащихся;

- воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность

учащихся.

Ход урока: 1. Организационный момент

Психологический настрой учащихся на урок. Повторяем вслед за учителем с закрытыми глазами: «Сегодня у меня хорошее настроение.

Я знаю, что у меня всё получится.

Я смогу ответить на все вопросы учителя.

Я обязательно выполню все упражнения».

2 этап. Проверка домашнего задания.

На дом было задано творческое задание: найти и записать пословицы и поговорки, в которых используются имена числительные. Я приглашаю 2 учащихся поучаствовать в словесной дуэли. Выигравший объясняет поговорку или пословицу.

3 этап. Погружаемся в урок.

Я предлагаю Вам разгадать лексический кроссворд (кроссворд начерчен на доске). Вы должны узнать слова по лексическому значению. Подготовьтесь писать слова в тетради, а для этого запишем число и классная работа.

  1. Мера жидкости, применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю на малые меры. Равнялась 40 вёдрам.

  2. Это латинское слово, в переводе «маленький, мелкий»- короткий промежуток времени.

  3. Единица измерения времени, шестидесятая для минуты.

  4. Это греческое слово, в переводе «тысяча» - мера длины, равная 1000 метров.

  5. Основная единица массы в международной системе, равная 1000 граммов

(бочка, минута, секунда, километр, килограмм)

- Почему я взяла именно эти слова? (это единицы измерения времени, длины, жидкости).

- Какое слово относится к старинной мере? (бочка)

- Я вас сейчас удивлю, потому что изготовление бочек выбирали в зависимости от её назначения: для растительного масла использовали дубовую бочку, еловую – для воды, а для молока или мёда....- липовую.

- Какое же ключевое слово получилось? (число)

- А как это слово связано с русским языком, это же не математика?

( В русском языке много слов, значение которых связано с понятием числа, счёта, но не все они являются именами числительными).

Теперь поиграем в игру «Верю- не верю, а один ученик работает у доски. Задание: найти числительные и выписать их. Подсказка: к какой части речи относится слово, мы узнаем по его грамматическому значению.

  • Четвёрка

  • четыре

  • четверть

  • вчетвером

  • четырнадцать

  • четырёхместное (купе)

  • четырёхугольник

  • четверо

Игра «Верю – не верю» Проводится как физпауза ( если нет – сидят, если да – встают)

Верите ли вы, что:

Трижды – числительное (нет – сидят)

Трое – наречие (нет – сидят)

Тридцатый – числительное (да – встают)

Тройня – числительное (нет – садятся)

Утроить – глагол (да – встают)

Тридцатиграммовый – числительное (нет – садятся)

Тридцать три – числительное (да – встают)

Тридцатилетие – прилагательное (нет – садятся)

Затем все вместе проверяем правильность выполнения индивидуальной работы у доски.

4 этап. Работа с текстом

- Давайте, ребята, теперь обратимся к тексту, который лежит перед каждым из вас.

- Что мы будем делать с текстом? (читать и понимать)

- Читаем текст.

Дистанция – это расстояние от нахождения спортсмена до цели, которую он должен достичь. В стрелковом пулемётном спорте она равняется для мелкокалиберного оружия – двадцать пять, пятьдесят, сто метров, для армейских и крупнокалиберных винтовок – до трёхсот метров. В стрельбе из лука пять дистанций: тридцать, шестьдесят, семьдесят, девяносто метров.

- Давайте запишем речевую ситуацию. РС 1-много

официальная обстановка

сообщение + объяснение

- К какому стилю мы отнесём текст, исходя из задачи? (научный

(один ученик у доски, остальные в тетради работают).

- Обратимся к тексту для наблюдений и определим тему и цель урока.

- Найдите в тексте героев наших последних уроков – имена числительные (Дети называют: «Двадцать пять, пятьдесят, сто, трёхсот, пять, тридцать, шестьдесят, семьдесят, девяносто»).

- Теперь всё внимание на доску. Почему я записала имена числительные, которые вы только что назвали, в три столбика ( ребята записывают эти числительные в столбики):

 

 

 

пять

(до) трёхсот

двадцать пять

сто

пятьдесят

 

 

девяносто

шестьдесят

 

 

семьдесят

 

Ответы детей: одни числительные состоят из одного корня, другие – из двух, третьи – из нескольких слов.

5 этап. Объяснение нового материала.

- Пора записать тему урока: Пять, двадцать пять, пятьдесят... Строение числительных»

Исходя из темы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель:

- Научиться различать по строению имена числительные.

- Каков должен быть результат нашего урока? ( научиться видеть строение числительных).

- Если числительное состоит из одного корня – это простое числительное (записывают в таблицу), если два и более корней –перед нами сложное числительное (записывают в таблицу). Числительное из двух и более слов – это составное (записывают в таблицу).

- Почему я так назвала наш урок «Пять, двадцать пять, пятьдесят...» (объясняют)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите числительное «пять» (ребёнок, семья, день рождения, велосипед).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «двадцать пять» (замуж, работа, машина, мечты сбываются).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «пятьдесят» (бабушка, дедушка, дача, внуки, пенсия).

- Обратимся к нашему помощнику – учебнику русского языка. Кто ориентируется в учебнике и скажет, какой это параграф и страница? ( параграф 50, страница 264)

- Проверьте, правильно ли я вам рассказала о строении числительных? (читают параграф)

- Вот и пришло время составить кластер (видеоряд). Вместе записываем

Количественные Порядковые

Простое Сложное Составное

6 этап. Закрепление.

Работаем над упражнением 581 (один у доски, все остальные в тетради).

7 этап. Рефлексия.

Тест на «пять» (пять вопросов на слайде)

  • 1. Укажите имя числительное:

а)   семь; б) семерка; в) удвоить.

  • 2. Укажите порядковое числительное:

а) двадцать пять б) сто двадцать три в) десятый.

  • 3. В каком ряду расположены количественные числительные?

а)  сто, двести, семьсот

б) девятый, трехсотый, тысячный.

  • 4. Определите составное имя числительное:

а)   десять; б) семнадцать; в) тридцать восемь.

  • 5. Определите сложное числительное:

а) одиннадцать б) двухметровый в) семьсот

Закончить предложения: Больше всего мне запомнилось...

Я сегодня узнал(а).....

У меня пока не всё получается....

8 этап. Домашнее задание

Параграф 50, упражнение 578. Для творческих детей дополнительно (найти материал на тему «Русские меры длины и веса», подготовить сообщение, можно в виде презентации).

- Оценки за урок. Всем большое спасибо. До завтра...А завтра я вам расскажу о своём любимом числительном, и мы узнаем, почему числительное одиннадцать пишется с двумя буквами Н, а числительные от двенадцати до девятнадцати – с одной буквой Н.

До встречи!