Похожие публикации

Экзамен гаи : 10 декабря 2013г теория п. Петровск -11 декабря 2013г практика (полигон-город)г. Переславль-Залесский Консультации
Документ
0 . 014г. 8 «Машинист крана (крановщик)» Производственная практика: с 0 .1 . 013г по 08.0 . 014г. 08.0 . 014г. Итоговая конференция – зачет по практик...полностью>>

Заказ авто: +7 (495) 971-60-29, +7 (495) 922-96-36
Документ
8 1 101,08 13790,4 15858,9 0 80 433 304 0 Воронеж 574 11709, 13700, 3 15 1 ,8 17954,7 9 0 755 34440 Екатеринбург 40800 4773 ,00 54400 5 0 8 9 1 Иванов...полностью>>

График работы в осенние каникулы библиотеки с 07. 10-11. 10. 2013 г
Обзор
10-11.10. 013 г. Библиотека ждёт своих читателей ежедневно с 10 до 17 часов.7 октября Обзор книг "Сергей Тимофеевич Аксаков"(18 3-188 )               ...полностью>>

Приказ директора Об проведении остатков денежных средств складу в кассе отделения Киев-Оболонь, что находится в г. Киеве по пр. Оболонскому, Составлено комиссией в составе
Документ
Недостаток наличия денег в кассе, что образовался в результате не возвращение денег водителем Потайлом Петром Павловичем, за доставленные им посылки п...полностью>>



Рекомендации для родителей и педагогов по развитию интеллектуальной сферы детей

Как помочь ребенку справиться с трудностями в усвоении учебного материала

(рекомендации для родителей и педагогов

по развитию интеллектуальной сферы детей).

1. Для исправления дефективного навыка чтения в первую очередь должно быть обеспечено понимание того, что ребенок читает. Нельзя требовать от детей громкого чтения вслух, ведь озвучивание и осмысливание – две независимые, параллельно осуществляемые операции. Учите детей читать молча или тихо шепотом и не торопиться. Сам текст должен быть для ребенка интересен, фразы простыми, слова знакомыми, шрифт крупным, желательно наличие картинок, из которых можно понять содержание текста. Всеми этими качествами обладают только комиксы и рекламные щиты, на которых лучше всего и учатся дети читать. Если ребенку характерна перестановка слогов и букв, когда последующие слоги он произносит раньше, чем те, которые идут сначала, то нужно разрешить ему водить пальцем по тексту при чтении (несмотря на то в каком классе учиться ребенок).

После того, как ребенок будет понимать то, что он читает, можно переходить к исправлению неграмотности. Преодоление неграмотности оказывается возможным только в том случае, если ребенка удается обучить беглому чтению, даже посредствам переписывания текстов без данного навыка результата не будет.

2. Низкий уровень самостоятельности мышления часто сочетается со слабым общим интеллектуальным развитием и начинать надо именно с формирования основных интеллектуальных операций. Но также надо и учить пользоваться основными операциями мышления. Во-первых, надо успокоить ребенка, объяснив, что непонимание – это нормальное состояние, и не надо пугаться и сразу бежать за помощью, а надо учиться рассуждать и самостоятельно находить подходящие способы решения. Во – вторых, еще раз успокоить, объяснив, что все правила, формулы, способы решения в голове держать невозможно и не надо. Конечно, надо многое запоминать, но необходимо учиться пользоваться справочной литературой. Когда ребенок не может решить задачу учите его не судорожно вспоминать конкретные формулы, а анализировать, какие, темы в ней просматриваются или к какому типу её можно отнести, затем посмотреть соответствующие разделы в учебнике или тетради и применить описанные там способы действия к решению своей задачи. И, в – третьих дети должны точно знать, что ничего принципиально нового в домашних заданиях не задаётся, нужно только поискать и полистать.

3. Расширение кругозора ребенка – изменение его образа жизни таким образом, чтобы у него появился интерес к окружающему миру, желание больше узнать обо всем, что находится вокруг него. Ребенку надо как можно больше показывать и предоставить возможность действовать самому: поездки, экскурсии, занятия в различных кружках, причем ребенок должен иметь возможность менять кружки, если ему там становиться скучно. Можно использовать иллюстрированные энциклопедии, книги про путешествия с приключениями, про выдающиеся события из жизни разных народов и эпох и т.д. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсуждать с кем–то все то новое, что он видит и узнает. Ведь обсуждение не только активизирует познавательную активность, но и систематизирует информацию, поясняются встречающиеся не вполне понятные моменты.

4. Понятийное интуитивное мышление позволяет выяснить настроено ли мышление на выделение объективно основного, существенного, главного в той информации, с которой ему приходится иметь дело. Очень слабый уровень дети имеют при органических и функциональных нарушениях в развитии мозга. И здесь необходимо искать обходные пути, то есть сохранные функции, на которые можно опереться. Детей со слабым уровнем развития понятийного интуитивного мышления надо учить анализировать, выделять главное из второстепенного, понимать суть того, что содержится в тексте. Но сначала необходимо активизировать предпосылки понятийного интуитивного мышления в наглядно – действенном плане, чтобы ребенок практически почувствовал разницу между основными и второстепенными свойствами, составляя группировки и убирая лишни картинки, действия сопровождать пояснениями, необходимо обсуждать с ребенком, какая группировка правильна, а какая нет. Для начала лучше использовать картинки с природными объектами (растения, животные и т.д.) Затем предлагать детям сюжетные картинки, чтобы они придумывали к ним названия или коротко говорили о чем они, разбирая, что в картинке главное, а что нет. И только после этого можно переходить к анализу коротких текстов. В среднем звене следует полностью исключить буквальное пересказывание. Следует учить ребенка выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами (хотя сначала можно находить в тексте предложение, в котором отражается главная мысль). Учиться отвечать на вопрос не сразу, говоря в слух все, что приходит в голову, а сначала мысленно выделять в вопросе главное и искать соответствующую информацию.

5. Над развитием понятийного логического мышления в речевом плане работу необходимо начинать с развития понятийного интуитивного мышления, исключив всяческую зубрёжку. Учить ребенка начинать работу не с перебора формул и правил, а с анализа проблемы, принципа, который использован в задании. Для активизации самой операции выделения алгоритма действия можно воспользоваться визуальными заданиями на аналогии (ребенок должен объяснить как связаны картинки – образцы и как эту зависимость «повторить», составляя аналогичную пару. То есть учить ребенка посредствам рассуждения переводить невидимые и неосознанные связи в сознательный план и учить их применять. Далее предложить ребенку перенести этот же способ действия при использовании формул, правил: сначала в рассуждении выявлять суть связи, символически или словесно в них зафиксированной, а потом её «повторить» при выполнении самого задания или придумывая примеры на данное правило. Ребенок ничего не должен делать «автоматически», без рассуждений. Если ребенку трудно удержать в памяти последовательность собственных рассуждений, нужно научить его способам внешней фиксации алгоритма деятельности, используя рисунки, символы, логические схемы. Аналогичные схемы можно использовать для анализа логики изложения материала в текстах по истории, биологии и пр., чтобы ребенок видел связи и шаги, приводящие к тем или иным выводам. Необходимо помнить, что постоянное заучивание, использование памяти начинает значительно превалировать над мышлением, и развитие мышления подавляется.

6. Абстрактное мышление. Развитие абстрактного мышления во многом зависит от уровня развития понятийного и визуального мышления. Если они находятся на среднем уровне, то развитие абстрактного мышления возможно благодаря изучению математики. Абстрактное мышление можно развивать при условии усиленных практических занятий по темам: умножение и деление чисел на дробь, проценты, задачи на части, действия с отрицательными числами (с раскрытием скобок). Кроме того ребенок должен привыкать решать любое задание сначала «прикидкой», а также научиться решать задачи в общем виде. Логическое решение с использованием символьной записи обязательно должно предшествовать численным подстановкам, с помощью которых определяются зоны (или множество) реально возможных решений. Очень важно в 7 классе с самого начала научиться осмысленному (то есть с предварительной «прикидкой») выполнению алгебраических преобразований.

7. Пространственное мышление. На начальных этапах работы следует предлагать ребенку решение наглядных задач с помощью манипуляций (кубики Коса). Задания следует выполнять несколько раз, периодически возвращаясь к уже проделанным, пока для ребенка не станет очевиден и легко воспроизводим сам принцип действий, не ограничивайте во времени. Учите ребенка сопровождать свои действия речевыми объяснениями, чтобы двигательные схемы становились осознаваемыми. Далее нужно сменить сам принцип работы: ребенок должен сначала сказать, какие кубики и почему ему понадобятся, а потом проверить свои предположения практически. Для дальнейшей работы можно использовать более сложные игры – конструкторы и компьютерные игры. В старших классах развить пространственное мышление практически невозможно.

8. Логическая оперативная память. Её развитие напрямую связано с развитием понятийного мышления. Ребенка надо учить предварительно осмысливать информацию, подлежащую запоминанию. Работать над текстом надо следующим образом. Сначала ребенок должен ознакомиться с самим текстом, а затем, прочитав каждый отдельный абзац, своими словами, одним предложением сказать, о чем идёт речь, то есть выделить смысл. Высказанные ребенком мысли следует записать. Таким образом будет выделена смысловая структура текста, конспекта или план. Прежде чем переходить к пересказу, надо, чтобы ребенок ответил на вопросы в конце параграфа своими словами. Пересказывать текст следует не подряд, а вразбивку по пунктам составленного плана (пример: сначала 5 пункт, затем 1, 7, 3 пункт и т.д.). В пересказе он должен идти от смысла, научиться его разворачивать. Если такая работа будет проделываться в течении 1 -2 месяцев, то у ребенка сформируется новый принцип запоминания, который далее будет действовать автоматически. При чтении любого текста будет возникать смысловая структура.

Желаем успехов в этом нелёгком труде,

главное терпение.

Составитель: педагог – психолог Третьякова С.В., 1 кв. категория.

Рекомендации составлены на основе методического руководства Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении в 3 – 6 классах» (Часть II).