Похожие публикации

Телеканал Культура покажет фильм «Тамбов. Провинциальная сказка» Вэто воскресенье, 20 июля, в 17. 25 в эфире телеканала «Культура» выйдет документальный фильм «Т
Документ
В это воскресенье, 20 июля, в 17.25 в эфире телеканала «Культура» выйдет документальный фильм «Тамбов. Провинциальная сказка» из цикла «Тайны большого...полностью>>

Вопросы Новочеркасский технологический техникум-интернат
Документ
Информация о наборе на новый учебный год учащихся, из числа детей-инвалидов, инвалидов детства, инвалидов 1, 2, 3, группы в Федеральное казенное профе...полностью>>

Решение №03-10. 1/373-2014
Решение
рассмотрев жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (далее – заявитель, Общество) на действия заказчика - Бюджетное учреждение культуры Тюкалинского м...полностью>>

Анкета на выявление интересов к деловой программе в рамках визита делегации Свердловской области в Австрийскую Республику
Анкета
пожалуйста, чем именно импортируете Укажите, пожалуйста, конкретные предприятия-партнеры или их профиль деятельности Основные предложения по сотруднич...полностью>>



О. В. Артюшкин, к пед н., доцент фгбоу впо хгу им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ

О.В. Артюшкин, к.пед.н., доцент ФГБОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В.В. Быков, магистрант, ФГБОУ ВПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

На современном этапе образовательной деятельности российских вузов все большее внимание уделяется системе дистанционного обучения. Именно оно занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение вошло в XXI век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.

Под дистанционным обучением (ДО) понимают целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе [1]. Причем обучение это может быть как синхронным, так и асинхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп получения необходимой информации, имеет выбор между различными носителями информации, может выполнять задания в соответствии с аудиторной программой или планом, а затем передавать готовую работу преподавателю для оценки. Синхронная форма дистанционного образования, при современном уровне технологий, гораздо привлекательнее. Она предполагает общение в реальном времени через виртуальные аудитории, используя сочетание различных технических средств и методов передачи информации, то есть использование видеоконференций, динамической доски объявлений, и т. п. для взаимодействия студентов с преподавателем и между собой. Практикуется также совместное решение задач и упражнений учащимися: ваши решения в электронном виде мгновенно передаются на учебный сервер и, если подходящая программа работает, то вы сразу же узнаете свой результат. Более того, если ответы на какую-то группу вопросов оказались неудовлетворительными, компьютер тут же выдаст вам ссылки на соответствующие главы учебника или дополнительную литературу, и, не отходя от монитора, вы можете еще раз пройтись по материалу и закрепить его.

Исходя из определения, полагаем правомерным структурными элементами дистанционного обучения считать субъектов образовательной деятельности (обучающийся с его образовательными запросами и преподаватель, координирующий и направляющий процесс обучения), цели, содержание (определенное действующими образовательными программами), методы, организационные формы, средства, обеспечивающие нормальное функционирование процесса [2].

Цели дистанционного обучения подразумевают: стимулирование интеллектуальной активности обучаемых с помощью определения целей изучения и применения компьютерных средств обучения, а также вовлечения обучаемых в отбор, проработку и организацию учебного материала; усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться; развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

Компьютерное средство обучения (КСО) это программное средство (программный комплекс) или программно-технический комплекс, предназначенный для решения определенных педагогических задач, имеющий предметное содержание и ориентированный на взаимодействие с обучаемым [3].

Основные педагогические задачи, решаемые с помощью КСО:

1) начальное ознакомление с предметной областью (ПО), освоение ее базовых понятий и концепций;

2) базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

3) выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной ПО;

4) выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;

5) развитие способностей к определенным видам деятельности;

6) проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов и процессов;

7) восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций и задач);

8) контроль и оценивание уровней знаний и умений.

В зависимости от решаемых педагогических задач КСО подразделяются на четыре класса:

1 КЛАСС «Средства теоретической и технологической подготовки»:

а) компьютерный учебник (КУ) КСО для базовой подготовки по определенному курсу (дисциплине), содержание которого характеризуется относительной полнотой и представлено в форме учебника (книги);

б) компьютерная обучающая система (КОС) КСО для базовой подготовки по одному или нескольким разделам (темам) курса (дисциплины);

в) компьютерная система контроля знаний (КСКЗ) – КСО для определения уровня знаний обучаемого (тестируемого) по данной дисциплине, курсу, разделу, теме или фрагменту ПО и его оценивания с учетом установленных квалификационных требований;

II КЛАСС «Средства практической подготовки»:

г) компьютерный задачник (КЗ), или компьютерный практикум – КСО для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной ПО, а также развития связанных с ними способностей;

д) компьютерный тренажер (КТ) – КСО для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей;

III КЛАСС «Вспомогательные средства»:

е) компьютерный лабораторный практикум (КЛП) – КСО для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности исследуются с помощью экспериментов с их моделями;

ж) компьютерный справочник (КС) – КСО, содержащее справочную информационную базу по определенной дисциплине, курсу, теме или фрагменту ПО и обеспечивающее возможности ее использования в учебном процессе;

з) мультимедийное учебное занятие (МУЗ) – КСО, основным содержанием которого является мультимедийная запись реального учебного занятия или мероприятия (лекции, семинара, демонстрации);

IV КЛАСС «Комплексные обучающие средства»:

и) компьютерный учебный курс (КУК) – КСО для подготовки по определенному курсу (дисциплине), в котором интегрированы функции или средства для решения основных задач теоретической, технологической и практической подготовки;

к) компьютерный восстановительный курс (КВК) – КСО для восстановления знаний и умений в рамках определенного курса, в котором интегрированы функции или средства, поддерживающие разные этапы процесса повышения квалификации.

Соответствие между выделенными видами КСО и решаемыми с их помощью педагогическими задачами отражено в табл. 1.

Таблица 1 – Соответствие между видами КСО и решаемыми с их помощью педагогическими задачами

Вид КСО

Номера решаемых педагогических задач

Компьютерный учебник (КУ)

1, 2, 8, (5, 7)

Компьютерная обучающая система (КОС)

2, 8, (1, 5. 7)

Компьютерная система контроля знаний (КСКЗ)

8

Компьютерный задачник (КЗ)

3, 8, (4, 5, 6, 7)

Компьютерный тренажер (КТ)

3, 4, 5, 8, (6, 7)

Компьютерный лабораторный практикум (КЛП)

5, 6

Компьютерный справочник (КС)

7, (2, 3)

Мультимедийное учебное занятие (КУЗ)

1, 2, 3

Компьютерный учебный курс (КУК)

1, 2, 3, 8, (4, 5, 6)

Компьютерный восстановительный курс (КВК)

3, 7, 8

Примечание: В скобках указаны номера задач, не являющихся для данного КОС основными.

При использовании технологий дистанционного обучения складывается новая организация работы самого обучаемого. Если при традиционном подходе студент слушает лекции, ведет конспекты, посещает библиотеки, семинары, то он фактически встроен в организованный учебный процесс. В ситуации дистанционного образования студент должен сам себе организовать и получить необходимый уровень знаний, который может быть проверен с помощью системы тестирования.

Сегодня практически все крупные российские вузы так или иначе вовлечены в процесс разработки системы дистанционного обучения, чтобы получить образование у них мог любой желающий.

Рассмотрим типовую структуру центра дистанционного обучения, функционирующего на базе вуза. Такой центр имеет следующие основные отделы: учебный отдел; отдел преподавания; отдел разработки компьютерных средств обучения; издательский отдел.

Учебный отдел занимается регистрацией обучающихся, размещением рекламой в средствах массовой информации, координацией работы центра, рассылкой контрольных и экзаменационных работ и учебно-методических материалов. Отдел преподавания организует консультации и иную методическую помощь обучающимся, разрабатывает контрольные и экзаменационные работы, организует групповые занятия, когда в этом есть необходимость, рецензирует контрольные и экзаменационные работы, оказывает методическую помощь преподавателям, собирает и обрабатывает информацию об учебном процессе, участвует в переиздании электронных учебников. Отдел разработки компьютерных средств обучения осуществляет планирование, разработку, рецензирование и подготовку к изданию электронных учебников, а также их исправление по замечаниям на предыдущие издания. Издательский отдел осуществляет собственно издание электронных учебников (набор, верстка, техническое, художественное оформление, изготовление тиража и т.д.).

Процесс обучения осуществляют ведущие педагоги (разрабатывающие учебный материал, учебники, методические указания, контрольные работы и т.д.) и руководители учебных групп (тьюторы) (осуществляющие двустороннюю связь «обучающийся – преподаватель – обучающийся»). Ведущие педагоги оказывают методическую помощь и консультируют обучающихся, а тьюторы учат обучающихся учиться: в процессе ДО обучающийся должен получить навыки самостоятельной работы с новым материалом. ДО включает: изучение программы с помощью электронного учебника, выполнение контрольных и экзаменационных работ, их рецензирование, учебные (групповые) встречи, телефонные и/или Интернет-консультации. В исключительных случаях – групповые занятия. Решающую роль в ДО играет электронный учебник, который отличается от обычных учебников. Он составляется так, чтобы максимально активизировать процесс познания обучающихся и научить их работать самостоятельно. Для этого материал учебника излагается так, чтобы быть понятным без обращения к другим источникам, а в конце каждой части даются вопросы: аналитические и обобщающие. В конце книги даются ответы на типовые вопросы. Однако на часть вопросов ответов в тексте нет – обучающийся должен найти их самостоятельно. Контрольные работы активизируют знания обучающихся, побуждая их вести диалог с учебником, и позволяют руководителю группы судить о стадии обучения, на которой находится каждый обучающийся, и осуществлять индивидуальное руководство обучающимися. Учебные встречи (они могут быть виртуальными) имеют целью объяснить трудные моменты курса и закрепить навыки самостоятельной учебы. При этом обучающиеся обсуждают общие проблемы курса в режиме активного диалога с преподавателем. Экзамены и контрольные работы проводятся письменно. Они позволяют руководителю группы оценить знания учащихся, используя балльную схему (обычно в международной практике – 100-балльную). Каждый ответ оценивается отдельно, а баллы по ним складываются. Преподаватель оценивает не только степень владения материалом, но и пробелы в знаниях. Оценка проводится по критериям: четкость изложения, достаточность информации в ответе, степень понимания учащимся предмета. Кроме общего оценочного балла, дается словесная оценка достоинств и недостатков работы с упором на позитивный тон оценки. Важным каналом связи обучающегося с преподавателем служит письменная, устная, телефонная или Интернет-консультация. Она должна, не давая готового ответа на вопрос, подтолкнуть обучающегося к отысканию ответа в учебнике.

Основную часть затрат по ДО составляет содержание отдела разработки компьютерных средств обучения: согласно данным центров дистанционного обучения, подготовка одного качественного учебника стоит несколько десятков тысяч рублей. Но эти затраты обычно окупаются благодаря большей популярности этих учебников по сравнению с учебниками, издаваемыми обычными учебными заведениями. Такие учебники охотно раскупаются не только студентами, но и лицами, занимающимися самообразованием.

Основными проблемами ДО, как на Западе, так и в России, являются:

1) ухудшение качества образования из-за уменьшения контакта студентов с преподавателями либо контактирования с преподавателями, не участвующими в создании учебников, по которым изучаются учебные дисциплины;

2) исключение воспитательного процесса из сферы образования;

3) ухудшение здоровья обучающихся при обучении с использованием компьютеров из-за длительной и не контролируемой работы у компьютера;

4) уменьшение личностных контактов людей, так как большая часть контактов начинает осуществляться заочно (по телефону, электронной почте, сети Интернет и т.д.).

К сожалению, российская система ДО пока не достигла желаемого уровня, приближающегося к мировому. Причины этого видятся в следующем:

1) в России не удалось создать полноценные учебники, позволяющие учиться самостоятельно;

2) не удалось привлечь в данную сферу наиболее квалифицированных и опытных преподавателей;

3) не удалось создать действенную систему обратной связи «учащийся – преподаватель», позволяющую учиться на ошибках.

В России ДО свелось к двум, далеко не лучшим системам заочного обучения:

1) импульсное обучение;

2) консультативное обучение.

Импульсное обучение основано на периодическом командировании головным вузом преподавателей в филиалы для ускоренного чтения курсов и принятия экзаменов. Такое обучение практикуют региональные вузы. Консультативное обучение основано на постоянном консультировании по существу предмета студентов провинциальных отделений столичных вузов, обучающихся самостоятельно, по учебникам головных вузов. И то, и другое снижает качество дистанционного обучения. Сложившееся положение есть результат экономии на оплате труда преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение, в первую очередь, тех, которые готовят учебники для этого вида обучения.

По нашему мнению для улучшения качества ДО необходимо восстановить полную структуру системы обучения, добавив в нее отсутствующие в России отделы преподавания и разработки электронных учебников. Причем крайне важно привлечь в них наиболее опытных и квалифицированных преподавателей, которые бы занимались только прямыми обязанностями (в отделе преподавания – разработкой и проверкой контрольных работ, сбором информации об учебном процессе и учетом замечаний пользователей об учебниках; в отделе разработки электронных учебников – планированием, разработкой, рецензированием и подготовкой к печати учебников) и ничем больше. Такая перестройка требует значительного увеличения финансирования, поскольку качественные электронные учебники и контрольные работы должны создаваться долго и высококвалифицированными (и, соответственно, высокооплачиваемыми) специалистами.

Литература

1. Андреев, А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация \ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: Изд-во МЭСИ, 1999. – 196 с.

2. Скибицкий, Э.Г. Теоретические основы дистанционного обучения : монография / Э.Г. Скибицкий, Л.И. Холина. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2002. – 136 с.

3. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 с.