Похожие публикации

Оснащение медицинского кабинета
Документ
Медицинский пункт состоит из кабинета для приёма амбулаторных больных и процедурного кабинета. Оснащение медицинского кабинета соответствует требовани...полностью>>

На предоставление скидки по кампании «Прогрессивный годовой контракт»
Документ
Прошу для указанного выше номера радиотелефона, выделенного мне по Договору о предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи, изменить тарификац...полностью>>

Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) первой ступени обучения деятельностью группы продленного дня (гпд)
Документ
. Качество организации самоподготовки учащихся. 7. Качество организации развивающих занятий в рамках ГПД. 8. Индивидуальное сопровождение учащихся, им...полностью>>

Структура отдела внутренних дел лельчицкого районного исполнительного комитета отдел внутренних дел Лельчицкого районного исполнительного комитета
Документ
ул. Советская, 8 ) Старший инспектор группы – Бирковская Лариса Васильевна, каб.№ 104, т. 5 0 84 Ст. паспортист - Лин Наталья Федоровна, каб. № 103, т...полностью>>



Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Учитель

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка

при Посольстве России в КНР


Согласовано

Руководитель МО

_________/Т.Ю.Бычкова/

Протокол № ___ от

«__»____________2014г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/С.Г.Бочарова/

.

Утверждено

Директор школы

______________/Н.Е.Казаков/

.

Рабочая программа

по русскому языку

для 3 класса

Учитель

начальных классов

Бакутина С.А.

Громова С.В

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год, разработана на основе авторской программы В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России».  (Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: - «Просвещение», 2011 год),

Целями изучения предмета «Русский язык» в 3-ем классе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа предмета «Русский язык» направлена на реализацию основных задач:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуника­тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель­ности.

Программа определяет и ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В рабочую программу изменения не внесены.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.

Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочие тетради (Русский язык)

О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку

К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. В 2-х частях. 3 класс»

Издательство «Экзамен» Москва, 2013

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • работа в парах;

  • работа в группах.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

  1. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

  2. Систематический предмет русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

  3. • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  4. • орфография и пунктуация;

  5. • развитие речи.

  6. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.

  7. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  8. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.

  9. Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся, развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

  10. Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

  11. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения).

  12. Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

  13. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

  14. Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).

  15. Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание Места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология».

На предмет «Русский язык» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 675 часов. Содержание предмета рассчитано на 560 часов (115 часов выделяется на уроки письма в период обучения грамоте). 50 часов отводится изучению русского языка в первом классе. Во 2-4 классах на изучение предмета отводится по 170 часов.

Рабочая программа по русскому языку во 3 классе рассчитана на 170 учебных часов (5 часов в неделю).

В программу изменения не внесены.

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

Язык и речь.

2 ч

2 ч

Текст. Предложение.Словосочетание.

14 ч

14 ч

Слово в языке и речи.

19 ч

19 ч

Состав слова.

16 ч

16 ч

Правописание частей слова

29 ч

29 ч

Части речи

76 ч

76 ч

Повторение

14 ч

14 ч

Итого 170 ч

Итого 170 ч

Количество часов для проведения контрольных работ: 14 часов

(контрольный диктант – 4 ч.,

контрольная работа – 4 ч.,

контрольные словарные диктанты –4 ч.,

котрольное тестирование – 2 ч.)

Комплексная контрольная работа.

Количество часов в I четверти – 40

Количество часов во II четверти – 40

Количество часов в III четверти –50

Количество часов в IV четверти – 40

Количество контрольных работ по русскому языку запланировано в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012 – 2013 учебном году».

Количество часов для проведения проектов исследований: 6 часов

№ урока

Тема проекта

№ 35

Рассказ о слове

№ 51

Семья слов

№ 75

Составляем орфографический словарик

№ 87

Тайна имени

№ 109

„Зимняя" страничка

№ 130

Имена прилагательные в загадках

  1. описание ценностных Ценностные ориентиров

  2. содержания учебного предмета «Русский язык»

  3. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

  4. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

  5. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития и мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»

  7. Личностные результаты по предмету «Русский язык» в 3 классе

  1. 1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  2. 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  11. Метапредметные результаты по предмету «Русский язык» в 3 классе

  12. 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  13. 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  14. 3) использование знаково-символических средств представления информации;

  15. 4) активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  16. 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

  17. 6) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  18. 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  19. 8) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  20. 9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  21. 10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  22. 11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

  23. 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  24. 13) умение работать в материальной и инфомационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  25. Предметные результаты по предмету «Русский язык» в 3 классе

  26. 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  27. 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения4 осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  28. 3) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  29. 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

  30. 5) формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

  31. 6) осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

  32. 7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  33. 8) освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  34. 9) формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Количество часов в году: 170 часов

Количество часов в неделю: 5 часов

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика основной

деятельности учащихся

Часы

учебного времени

Примечание

Язык и речь

2

1.1

Виды речи. Речь, её назначение.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и на­циональных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина.

Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

1

2.2

Язык, его назначение.

1

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3.1

Текст

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

1

4.2

Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение.

1

5.3

Предложение.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предло­жение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предло­жения. Выделять в письменном тексте диалог.

1

6.4

Виды предложений по цели высказывания

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказы­вания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложе­ния такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интона­ции.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

1

7.5

Р/р. Коллективное составление не­большого рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Рассматривать репродукцию картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составлен­ный текст.

1

8.6

Редактирование текста.

Виды предложений по интонации

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интона­ции.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

1

9.7

Предложения с обращением

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением об­ращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в пред­ложениях — обращения.

1

10.8

Главные и второстепенные члены предложения

Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложе­ния.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложе­нии, распространённые и нераспространённые предложения.

Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предло­жения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.

Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Плани­ровать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

1

11.9

Распространённые и нераспространённые пред­ложения.

1

12.10

Входная контрольная работа.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препи­нания внутри сложного предложения.

Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение».

1

13.11

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Простое и сложное предложения

1

14.12

Словосочетание.

Разделять запятой части сложного предложения.

Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рас­суждать при определении характеристик заданного предложения.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами

в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

1

15.13

Р/р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золо­тая осень».

Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

16.14

Контрольная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику

1

Слово в языке и речи

19

17.1

Лексическое значение слова

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по тол­ковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значени­ями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов: находить в них необходимую информацию о слове.

1

18.2

Редактирование текста. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

1

19.3

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Омонимы.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

1

20.4

Слово и словосочетание.

Различатъ слово и словосочетание как сложное название предмета.

1

21.5

Фразеологизмы.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную инфор­мацию.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведения­ми о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

1

22.6

Р/р. Подробное изложение с языко­вым анализом текста.

1

23.7

Редактирование изложения.

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обо­сновывать правильность их выделении.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.

1

24.8

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи.

1

25.9

Р/р. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

1

26.10

Редактирование текста.

Имя числительное

Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных.

1

27.11

Проверочная работа по теме: «Части речи».

1

28.12

Однокоренные слова.

Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

1

29.13

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Различать слово и слог, звук и букву.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.

Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Про­водить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и от­мечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфо­графической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.

Определять среди других слов слова, которые появились в нашем язы­ке сравнительно недавно (компьютер).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окруже­нии. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презен­тации.

1

30.14

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

31.15

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

1

32.16

Редактирование изложения.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1

33.17

Р/р. Изложение повествова-тельного текста по вопросам или коллективно составлен­ному плану.

1

34.18

Контрольный диктант по теме «Слово и слог. Звуки и буквы».

1

35.19

Проект «Рассказ о слове».

1

Состав слова.

16

36.1

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Корень слова Однокоренные слова.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять к них корень, подбирать примеры одноко­ренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слона и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередо­ванием звуков в корне слов(берегбережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

1

37.2

Чередование согласных в корне. Контрольный словарный диктант.

1

38.3

Сложные слова.

1

39.4

Формы слова. Окончание.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса.

Объяснять зна­чение приставок и суффиксов в слове.

Выделять в словах приставки и суффиксы.

Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

1

40.5

Формы слова. Окончание.

1

41.6

Приставка.

1

42.7

Приставка.

1

43.8

Значения приставок.

1

44.9

Суффикс.

1

45.10

Значения суффиксов .

1

46.11

Р/р. Сочинение по репродукции картины А. Д. Рылова «В голубом просторе».

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, ана­лизировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

1

47.12

Редактирование сочинения.

Основа слова.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над слово­образовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

1

48.13

Обобщение знаний о составе слова.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке)

Анализировать, составлять модели разбора слова но составу и под­бирать слова по этим моделям.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слона и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участво­вать в презентации своей работы.

1

49.14

Р/р. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом.

1

50.15

Контрольная работа по теме «Состав слова».

1

51.16

Проект «Семья слов».

1

Правописание частей слова

29

52.1

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Общее представление о правописании частей слова.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старосла­вянизмами)

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Составлять объявление

1

53.2

Редактирование изложения.

Правописание безударных гласных в корне слова.

54.3

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

55.4

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

56.5

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

57.6

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

58.7

Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

59.8

Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

60.9

Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

61.10

Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне.

1

62.11

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

63.12

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

64.13

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

65.14

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

66.15

Контрольное тестирование по теме «Правописание частей слова»

1

67.16

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

68.17

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

69.18

Р/р. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

1

70.19

Редактирование текста.

Правописание суффиксов и приставок

1

71.20

Правописание суффиксов и приставок

1

72.21

Правописание суффиксов и приставок

1

73.22

Правописание приставок и предлогов.

1

74.23

Правописание приставок и предлогов.

Контрольный словарный диктант.

1

75.24

Проект «Составляем орфографический словарик».

1

76.25

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

77.26

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

78.27

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

79.28

Р/р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

1

80.29

Редактирование изложение.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны­ми материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

1

Части речи

76

81.1

Части речи (повторение и углубление представлений).

Определять по изученным признакам слова различных частей речи.

Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).

Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

1

Имя существительное (30ч)

82.1

Значение и употребление имён существительных в речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлен­ные (по вопросу и по значению).

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объ­яснять их значение.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать нал толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

1

83.2

Значение и употребление имён существительных в речи.

1

84.3

Одушевлённые и неодушевлённые имена суще­ствительные.

1

85.4

Р/р. Подробное изложение по само­стоятельно составленному плану.

1

86.5

Собственные и нарицательные имена существи­тельные.

1

87.6

Проект «Тайна имени».

1

88.7

Редактирование изложения.

Изменение имён существительных по числам.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, вы­делять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

1

89.8

Имена существительные, имеющие форму одно­го числа .

1

90.9

Род имён существительных.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилага­тельные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка большая умница.)

Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком па конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное..

1

91.10

Род имён существительных

1

92.11

Имена существительные общего рода .

1

93.12

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода .

1

94.13

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

95.14

Р/р. Подробное изложение пове­ствовательного текста. Составление устного рас­сказа по серии картин.

1

96.15

Проверочный диктант по теме «Имя существительное»

1

97.16

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Изменение имён существительных по падежам.

Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопро­сам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного».

Определять падеж имён существительных.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учи­теля).

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.

Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя су­ществительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).

1

98.17

Редактирование изложения.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

1

99.18

Неизменяемые имена существительные.

1

100.19

Р/р.. Составление рассказа по репро-дукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

101.20

Редактирование текста.

Именительный падеж имён существительных.

1

102.21

Родительный падеж имён существительных.

1

103.22

Дательный падеж имён существительных.

1

104.23

Винительный падеж имён существительных.

1

105.24

Творительный падеж имён существительных.

1

106.25

Предложный падеж имён существительных.

1

107.26

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по са­мостоятельно составленному плану.

Проверять письменную работу (сочинение).

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени суще­ствительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руковод­ством учителя).

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», состав­лять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвя­щённые зимней природе.

Писать диктат и проверять написанное.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

1

108.27

Редактирование изложения.

Все падежи.

1

109.28

Проект «„Зимняя" страничка».

1

110.29

Р/р. Составление сочинения по ре­продукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

1

111.30

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

1

Имя прилагательное (19 ч.)

112.1

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Лексическое значение имён прилагательных.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.

Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их запи­сывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

1

113.2

Редактирование сочинения.

Сложные имена прилагательные, обозначаю­щие цвета и оттенки.

1

114.3

Роль имён прилагательных в тексте.

1

115.4

Текст-описание

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их запи­сывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тек­сте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»).

Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхож­дением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый}.

1

116.5

Р/р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

117.6

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

Определять род имён прилагательных, классифицировать имена при­лагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода

имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.

Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имен существительных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.

Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагатель­ных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

1

118.7

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.

1

119.8

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

1

120.9

Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).

1

121.10

Число имён прилагательных.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена при­лагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюде­ниям с предварительным обсуждением структуры текста.

1

122.11

Число имён прилагательных.

1

123.12

Падеж имён прилагательных

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного.

1

124.13

Начальная форма имени прилагательного.

1

125.14

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Контрольный словарный диктант№3.

Определять падеж, имён прилагательных по падежу имён существитель­ных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Раз­бирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагатель­ного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

1

126.16

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

127.15

Контрольный диктант №3 по теме «Имя прилагательное».

1

128.17

Р/р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками».)

1

129.18

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

130.19

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

Местоимение (5 ч.)

131.1

Редактирование текста.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

Обосновывать правильность выделения изученных признаков местои­мений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоиме­ниями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Поль­зуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

1

132.2

Личные местоимения единственного и множе­ственного числа.

1

133.3

Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла.

1

134.4

Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла.

1

135.5

Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла.

Проверочная работа по теме «Местоимение».

1

Глагол (21 ч.)

136.1

137.2

Повторение и углубление представлений о глаголе.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос.

Определять лексическое значение глаголов.

Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учи­теля).

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Распознавать число глагола.

Изменять глаголы по числам.

Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образо­вывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложе­ния, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем вре­мени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с ор­фоэпическим словарем.

Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем вре­мени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

1

138.3

Число. Изме­нение глаголов по числам.

1

139.4

Р/р. Составление текста по сюжет­ным рисункам.

1

140.5

Редактирование текста.

Начальная (неопределенная) форма глагола.

1

141.6

Начальная (неопределенная) форма глагола.

1

142.7

Число глаголов.

1

143.8

Изменение глаголов по числам.

1

144.9

Времена глагола.

1

145.10

Изменение глаголов по временам.

1

146.11

Изменение глаголов по временам.

1

147.12

Комплексная работа.

1

148.13

Р/р. Выборочное подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану.

1

149.14

Редактирование изложения.

Род глаголов в прошедшем времени.

1

150.15

Род глаголов в прошедшем времени.

1

151.16

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой. разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновы­вать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

1

152.17

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

153.18

Обобщение знаний о глаголе.

1

154.19

Проверочная работа по теме «Глагол».

1

155.20

Р/р. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

(с. 131 упр.238)

1

156.21

Контрольный диктант №4 по теме «Глагол»

1

Повторение 14 ч

14

157.1

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Части речи.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обо­сновывать правильность их выделении.

Различать текст и предложение, текст и набор предложений.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Составлять сочинение-рассуждение по прочитанному стихотворению и жизненному опыту.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся

1

158.2

Р/р. Выборочное подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану

1

159.3

Редактирование изложения.

Текст и предложение.

1

160.4

Слово и слог. Звуки и буквы.

1

161.5

Однокоренные слова.

1

162.6

Правописание корня слова.

1

163.7

Контрольное тестирование за 3 класс.

1

164.8

Правописание корня слова.

1

165.9

Правописание приставок и предлогов.

Контрольный словарный диктант№4.

1

166.10

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

167.11

Р/р. Изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану.

1

168.12

Редактирование изложения.

Повторение. Местоимение.

1

169.13

Р/р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» (с.142, упр. 267)

1

170.14

Редактирование сочинения.

КВН «Знатоки русского языка».

1

учебно – методический комплекс образовательного процесса

Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 - 4 классы.

Учебники

Русский язык

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

Рабочие тетради (Русский язык)

    1. О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык.

В 2-х частях. 3 класс» Издательство «Экзамен» Москва, 2014

Методические пособия

Русский язык

1 Канакина В. П., Фомичёва Г.А. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.

2 Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы.