Похожие публикации

Программа элективного курса «Народные промыслы»
Программа
Программа  элективного курса «Народные промыслы» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 18 часов.  Содержание данного курса  позволяе...полностью>>

Приказ №01-05-324 от 24. 09. 2013 Должности Критерии оценки эффективности и качества деятельности учреждения
Документ
2.2.Системное управленческое консультирование, в т.ч. на горизонтальном уровне управления. Прогнозирование результатов инновационной деятельности педа...полностью>>

Курс первого прыжка тема 1
Документ
Это руководство для самостоятельной теоретической подготовки позволит Вам, студентам AФФ, приехавшим в ЦАК им. В.П. Чкалова на аэродром Ступино, полно...полностью>>

Курс первого прыжка тема 1
Документ
Это руководство для самостоятельной теоретической подготовки позволит Вам, студентам AФФ, приехавшим в ЦАК им. В.П. Чкалова на аэродром Ступино, полно...полностью>>



Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала методкабинет. Рф (10)

2. Экспериментальный этап – адаптация детей в школе.

Без преувеличения можно этот период назвать самым сложным для родителей и самым ответственным для детей.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной среды на переходе от дошкольного к начальному образованию направлена на создание следующих психолого – педагогических условий:

1). Организация режима школьной жизни первоклассников.

2) Создание предметно – пространственной среды.

3) Организация оздоровительно – профилактической работы.

4) Организация учебно – познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

5) Организация внеучебной жизни первоклассников.

6) Изучение социально – психологической адаптации детей к школе.

1) Организация режима школьной жизни первоклассников.

1.1.Оптимальный годовой календарный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Учебный год разбит на 5 периодов обучения («четвертей»).

Годовой календарный учебный график для первоклассников имеет следующую структуру:

Чет-

верть

Продолжительность четверти.

Количество учебных недель

Продолжительность

каникул.

Количество дней каникул.

1

С 01.09 - 31.10

9 недель

Осенние каникулы

с 01.11-09.11

9 дней

2

С 10.11 – 31.12

7 недель

Зимние каникулы

с 01.01-10.01

10 дней

3

С 11.01 - 08.02

4 недели

Дополнительные каникулы

с 11.02-17.02

7 дней

4

С 16.02 - 22.03

5 недель

Весенние каникулы с 23.03-31.03

9 дней

5

С 01.04 -31.05

9 недель

Летние каникулы

с 01. 06 – 31. 08

92 дня

1.2. Обучение первоклассников весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

1.3. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объёму учебной нагрузки.

1.4.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый, а со второй четверти – 4 урока по 45 минут.

1.5.Облегчённые дни в середине и в конце учебной недели (учёт биоритмического оптимума умственной и физической работоспособности).

1.6.Ежедневные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.

1.7. Спортивные часы в ГПД.

2) Создание предметно – пространственной среды.

  • В здании школы для первоклассников отведены на двух этажах две отдельные рекреации.

  • Для каждого первого класса отведена учебная комната, гардероб.

  • Мебель соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02.

  • Школьная столовая.

  • Малый физкультурный зал.

  • Бассейн.

  • Тренажёрный зал.

  • Кабинет музыки.

  • Игровая площадка.

  • Актовый зал.

  • Школьная библиотека.

  • Хореографическая комната.

  • Туалетные комнаты.

  • Мягкая мебель в рекреациях.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми. Причём для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

В каждой классной комнате имеются технические средства обучения: телевизоры, магнитофоны, компьютеры, а также настольные игры и классная библиотека.

3) Организация оздоровительно – профилактической работы.

С 2010 года МБОУ «СОШ № 20» присвоен статус республиканской инновационной площадки по теме «Патриотическое воспитание младших школьников в условиях школы полного дня при переходе на ФГОС» Организация оздоровительно – профилактической работы с первоклассниками осуществляется в соответствии с программой «Здоровые дети – здоровое будущее».

3.1.Медико – педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

  • ежегодные углубленные медицинские осмотры детей, поступающих в школу, врачами – специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, невропатологом) и выявление отклонений в состоянии здоровья;

  • составление карточек здоровья детей; изучение медицинских карт детей в период адаптации медсестрой;

  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

  • изучение уровня физического развития учащихся педагогами по плаванию и физической культуры;

  • выявление причин отрицательной динамики здоровья первоклассников;

  • психолого – педагогическое сопровождение первоклассников;

  • диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

3.2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

  • проведение плановых и внеплановых прививок медицинским работником школы (в том числе вакцинация против гриппа);

  • витаминизация;

  • профилактика простудных заболеваний - закаливание первоклассников воздухом: пребывание в помещении в облегчённой одежде, утренняя зарядка, игры на воздухе, прогулки, спортивные развлечения;

  • хождение босиком по массажным коврикам;

  • формирование и организация коррекционных групп с заболеваниями опорно – двигательного аппарата и зрительного анализатора;

  • создание в школе условий для соблюдения санитарно – гигиенических навыков (переобувание сменной обуви, проветривание и влажная уборка классной комнаты, освещение, мытьё, рук и т. д.);

  • соблюдение санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима;

  • соблюдение режима дня;

  • нормализация учебной нагрузки;

        • медицинское обеспечение.

3.3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей.

  • ежедневная физзарядка до занятий;

  • проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью по 1,5 – 2 минуты на 10-й и 20-й минутах урока. В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболевания опорно-двигательного аппарата, дыхательные упражнения;

  • уроки здоровья на свежем воздухе;

  • подвижные игры на переменах;

  • ежедневная прогулка в группах продлённого дня;

  • подвижные игры на воздухе;

  • спортивный час в группах продлённого дня;

  • внеклассные спортивные мероприятия;

  • школьные спортивные секции по волейболу, футболу, каратэ, художественной гимнастике;

  • танцевальный кружок;

  • плавание в бассейне.

3.4.Организация рационального питания первоклассников:

  • назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школьной столовой, за родительскую плату и бесплатное питание;

  • правильный режим питания: двухразовое горячее питание детей: бесплатный завтрак для учащихся начальных классов и обед за родительскую плату;

  • ежедневное обеспечение учащихся молоком;

  • выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

  • соблюдение основных принципов рационального питания:

- соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учёт необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);

- сбалансированность питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов;

-восполнение дефицита витаминов в питании учащихся за счёт использования обогащённых продуктов;

- максимальное разнообразие рациона путём использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;

- соблюдение оптимального режима питания (после 2-го и 4-го уроков).

  • создание благоприятных условий для приёма пищи (школа приобрела новые комплекты столов, скамеек, стульев, необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, вилки); установила у столовой новые мойки для мытья рук перед едой и новые двери; эстетически оформила помещение столовой.

  • выполнение правил гигиены, культуры поведения – необходимое условие хорошего усвоения пищи;

  • организация дежурства детей в столовой, результаты которого отмечаются учащимися в Экране дежурства, где оцениваются поведение в столовой, чистота стола после приёма пищи,

  • практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием,

  • рейды членов общешкольного Учредительного совета с целью проверки организации питания учащихся в школе (анализируют меню, разнообразие пищи и содержание в ней белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, качество пищи, интересуются мнениями учащихся, проверяют санитарное состояние столовой).

3.5.Организация логопедической и психологической помощи первоклассникам.

Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости, но и способствуют развитию детских неврозов. Этой проблемой занимались и учёные-психологи (Александровская Э.М., Андропова М.В., Вайнер Э.Н., Мухина В.С. и др.), которые считали важнейшим направлением психолого – педагогическое и физиологическое сопровождение учащихся, реализацию комплекса теоретических и практических знаний, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение возникновения дезадаптации первоклассника к школе, возникновения проблем развития и обучения.

В школе проводятся индивидуальные консультации учителями начальных классов, педагогом-психологом, учителем-логопедом для родителей первоклассников Психолог и педагог-логопед проводят работу с первоклассниками, определяют виды помощи конкретному ребёнку.

3.6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребёнка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без лишнего напряжения и переутомления (см. программу «Здоровые дети -здоровое будущее»).

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Так, увеличение продолжительности учёбы в начальной школе на один год – важная мера по предупреждению перегрузки учащихся и улучшению адаптации к школьной жизни. Наполняемость классов-25 человек, помогает учителю более внимательно, индивидуально подходить к каждому ученику, создавать благоприятный психологический климат в классе, раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в состоянии здоровья детей.

Ещё педагог В.А.Сухомлинский отметил, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, врача и учителя. Упущенное в дошкольном возрасте ещё можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее.

Учитель начальных классов гигиенически правильно организовывает сам педагогический процесс: это своевременная смена статистического напряжения при письме и чтении – физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов деятельности школьников. Её активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учётом требований гигиены – всё это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.

Первоклассники занимаются в режиме безотметочного обучения, что способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций.

4) Организация учебно – познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

1.Диагностика школьной зрелости (май, август)

Ещё совсем недавно многих родителей не волновала подготовка ребёнка к школе. Детям исполнялось 7 лет, и они автоматически становились школьниками.

Многие родители, заранее обучив малыша чтению, письму и счёту, искренне уверены, что их ребёнок , бегло читающий и считающий до 100 и более, конечно же готов к обучению, Они считают его потенциальным отличником и неоспоримым кандидатом в «продвинутый» класс.

Учёба школьника, как самостоятельный вид деятельности, требует от него систематического напряжения, упорства, достаточной силы воли, предполагает высокий уровень психического развития, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к ухудшению здоровья ребёнка.

Поэтому возникает вопрос, в какой мере способен поступающий в школу ребёнок учиться без затруднений? Ребёнок, не достигший необходимого уровня развития, сталкивается в школе с массой трудностей и неудач, что может иметь отрицательные последствия. Проблема готовности становится всё более значимой, ибо от её решения, без преувеличения зависят человеческие судьбы.

Готовность к школе включает следующие компоненты:

- психофизиологический (созревание организма);

- педагогический (всё, чему научили ребёнка);

- психологический (особенности развития и формирования).

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

- зрелость психических процессов (определённый уровень развития, восприятия, внимания, памяти, речи и др.);

- эмоционально – волевая готовность (снижение импульсивности, эмоциональная устойчивость);

- сформированность навыков общения (умение строить новые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми)) и др.

На этом этапе проводится комплексное обследование ребёнка в присутствии родителей. На каждого ребёнка заполняется протокол психологического обследования. По его результатам проводится беседа с родителями о степени готовности ребёнка к началу обучения, при необходимости обсуждаются проблемы, которые могут возникнуть при поступлении ребёнка в школу. Обязательно даются рекомендации, как с ними справиться. Это могут быть предложения о целесообразности обучения ребёнка по той или иной программе, рекомендации по консультированию со специалистами (психоневрологом, логопедом, невропатологом) до начала школьного обучения.

После обследования проводится качественный анализ результатов с представителями школьной администрации и педагогами. Завершается этап формирования классов.

2. Курс – тренинг «Введение в школьную жизнь» (сентябрь).

Вводный курс позволяет развести во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребёнка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учёбы в школе.

Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

  • обеспечение психологической адаптации детей (душевное здоровье, эмоциональное благополучие, как условие успешности любой деятельности);

  • знакомство с основными школьными правилами;

  • привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

  • обучение элементарным приёмам обратной связи;

  • знакомство с системой школьного оценивания;

  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

  • организация классного коллектива.

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Это новые контакты, новые отношения, новые обязанности маленького человека. Изменяется вся жизнь ребёнка и даже всей семьи, она подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Ведущую роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того. Что он активно включён и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др.) В этот период в ребёнке живут два желания – хочу учиться и хочу играть.

Курс-тренинг – это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, чисто дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Программа курса-тренинга «Введение в школьную жизнь».

День 1-й. Урок 1. Знакомство.

Урок 2. Режим дня школьника.

Урок 3. Схема класса.

День 2-й. Урок 1. Школьные традиции.

Урок 2. Кто не против нас, тот с нами.

Урок 3. Оценка.

День 3-й. Урок 1. Я и МЫ.

Урок 2. Реакция на реплику.

Урок 3. Самооценка.

День 4-й. Урок 1. Отработка ранее введённых знаков и правил.

Урок 2. Как надо и не надо спорить.

Урок 3. Разные критерии оценки.

День 5-й. Урок 1. Когда непонятно, как надо действовать.

Урок 2. Ситуация недоопределённого правила.

Урок 3. Общая работа как сумма индивидуальных.

День 6-й. Урок 1. Понятно ли мы говорим?

Урок 2. Различные стороны сотрудничества.

Урок 3. Адресность сообщения.

День 7-й. Урок 1. Групповое взаимодействие.

Урок 2. Ловушка.

Урок 3. Содержательность высказывания.

День 8-й. Урок 1. Учимся доказывать.

Урок 2. Поиск выхода из ситуации. Обращение за помощью.

Урок3. Понятность высказывания, точность информации, содержательность вопроса.

День 9-й. Урок 1. Учимся аргументировать высказывание.

Урок 2. Критерии оценки. Точка зрения оценивающего.

День 10-й. Урок 1. Лесная школа.

Урок 2. Праздник «Рождение класса».

Занятия курса способствует ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение, как известно носит коллективный характер.

Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познавательной мотивации.

Задания и беседы в рамках данного курса играют психопрофилактическую роль и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимооценивания и самооценивания. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

Куратор имеет возможность уже в течение первых двух недель сделать «фотографию» класса, увидеть всех детей, отследить эмоциональное состояние каждого ребёнка через «срезы» настроения в цвете, которые проводятся в конце каждого дня.

Также ежедневно учитель получает обратную связь от родителей, присутствующих на уроках. Они в «дневниках» ведут записи наблюдений за группами детей во время занятий, на переменах.

Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю». Ежедневно ребёнок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями.

Параллельно с созданием классного коллектива курс способствует формированию родительского коллектива.

3.Организация уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.

Организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения величины, действий с числами и др.

Учитель не допускает перегрузки первоклассников учебным материалом на уроках, не задаёт домашних заданий. На каждом уроке заботится о рациональной смене видов деятельности детей, проводит одну -две физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление детей. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках, при проведении которых детям разрешается двигаться.

Организация уроков обучения грамоте и письма.

На уроках предусматривается знакомство с правилами гигиены чтения и письма, формирование и закрепление гигиенических навыков чтения и письма: правильной посадки, положения книги, тетради и т. д.

В целях предупреждения утомляемости способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с учебником, тетрадью, доской), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток.

В программе имеется ряд положений, имеющих значение для воспитания внимательного, доброжелательного отношения к одноклассникам, развития речевой этики, культуры общения. Всё это способствует созданию благоприятного психологического климата в классе.

Организация уроков окружающего мира.

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Проведённые наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире.

Организация уроков технологии.

Предмет «Ручное творчество» удовлетворяет главную потребность ребёнка-потребность в движении. Он важен для гармонично развития всех сил и способностей ребёнка, он способен уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребёнка активной физической, снизить утомляемость в процессе обучения.

По мнению физиологов, наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики положительно влияет на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.

Организация уроков изобразительного искусства.

В период адаптации к новым для ребёнка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.

Художественная деятельность ребёнка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или в лес с целью развития восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов.

Организация уроков физической культуры.

Во время адаптационного периода учащиеся получают сведения об оздоровительном значении элементов физического воспитания (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, спортивный час, плавание и т. д.)

В течение первых двух месяцев работа направлена на развитие и совершенствование движений детей. Осенью уроки проводятся по возможности на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

Организация уроков музыки.

Музыкальное воспитание детей - одно из звеньев общей системы воспитания ребёнка. Воспитательные возможности очень велики - это отклик детей на музыку, пробуждение нравственно-эстетических чувств, творческое осмысление музыкальных явлений. Воспитательно – образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребёнка.

В сюжет занятия включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слушают музыку и сопровождают её игрой на детских музыкальных инструментах, занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить утомляемость путём умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.

  1. Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: орг. момент и основную часть.

Орг. момент используется для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, расположить на парте правильно учебные принадлежности и т. п.) Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать.

Основная часть урока состоит из различных видов деятельности. Необходимо использовать дидактические игры с правилами, которые способствуют формированию новой учебной деятельности - учебной, а также ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей.

Домашние задания в первом классе не задаются.

  1. Контроль и оценка результатов обучения.

В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно – познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно – оценочных приёмов и средств.

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

  1. Индивидуальная работа с первоклассниками.

  2. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Контроль и оценка результатов обучения.

Формы индивидуальной дифференцированной работы с первоклассниками:

  • задания разной степени трудности;

  • специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, памяти и пр.;

  • работа детей в парах, группах для коллективного решения логических или творческих задач;

  • использование дополнительного материала, который создаёт благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

5. Организация внеучебной жизни первоклассников.

1. Организация групп продлённого дня

2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время (детские праздники, спортивные соревнования, концерты для родителей).

3. Взаимодействие с ЦДЮТ, СЮТУР (работа кружков и спортивных секций на базе МБОУ «СОШ № 20».

4. Организация работы с детской городской библиотекой.

6. Изучение социально – психологической адаптации детей к школе.

Адаптация (приспособление) ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Основными показателями благоприятной адаптации являются:

-формирование адекватного поведения;

-установление контакта с учащимися;

-установление контакта с родителями;

-овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребёнка:

-чрезмерное возбуждение;

-агрессивность;

-заторможенность;

-депрессивность;

-чувство страха;

-нежелание идти в школу.

Исследования специалистов показывают, что социально – психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%)-дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

Для обследования детей психолог использует комплекс психодиагностических методик: «Угадай-ка», тест-модификацию Амтхауэра (уровень общего развития, логика и т. д.)

«Рисунок человека» (уровень умственного развития).

Методика направлена на изучение социометрического статуса ребёнка в классе, выявление позиции ребёнка в системе межличностных отношений класса.

3, Обобщающе-аналитический этап.

Учебная деятельность:

  • проверка техники чтения;

  • проверка навыков счета;

  • контроль навыков письма, развитие речи учащихся.

Психологическое сопровождение:

- анализ диагностики (готовность к школьному обучению);

- отбор детей для индивидуальной работы;

- антистрессовые мероприятия с детьми;

- введение в учебные занятия арттерапевтических приёмов.

IV. Продолжительность реализации проекта.

2011/12- I полугодие 2012/13 уч. г.

V. Перспективы дальнейшего развития.

  • Организация городской базовой площадки в МБОУ «СОШ №20».

  • Контроль за индивидуальным развитием психофизических характеристик ребёнка, его продвижением во всех видах деятельности и в поведении.

Итоги реализации проекта.

Вывод: для того, чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития в школе в период адаптации были выявлены особенности психолого – педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения, была создана система психолого – педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности, а также созданы специальные педагогические и социально – психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно – формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого – педагогические трудности.

В результате проведённых мероприятий все учащиеся первых классов успешно адаптировались к школьному обучению к I полугодию 2012/13 учебного года.

Литература:

1. Г. А. Цукерман , К. Н. Поливанова ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.