Похожие публикации

Уроки доброты Тема: Урок внеклассного чтения в 7 классе по произведению В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»
Урок
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point (включает в себя: биографические данные об В. П. Астафьеве, кр...полностью>>

Для заботливых пап и мам Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательной работе с детьми имеющими речевые нарушения
Документ
Приведем несколько практических советов, которыми должны воспользоваться родители, учителя и воспитатели в своей повседневной практике. Начните хотя б...полностью>>

Давление тела на поверхность это отношение модуля
Документ
В открытом сосуде с жидкостью плотностью ρ расположен кубик (см. рис.). Атмосферное давление равно ρ0. Давление у верхней поверхности кубика равно...полностью>>

И. М. Пивоварова Музыкальный
Документ
ИГРА: «Блинные соревнования» (дети соревнуются двумя командами, переносят блины изготовленные из жёлтого картона в бутафорских сковородках на тарелочк...полностью>>



Программа курса «История политических учений» для студентов факультета политологии мгимо (У) мид россии

Раздел 3. Раннее христианство и патристика

Тема 8

Обязательная

  1. Библия. М., 1968.

  2. Апокрифы древних христиан: Исследования; Тексты; Комментарии. М., 1989.

  3. Августин Аврелий. О Граде Божием. В 4-х т.: Репринт с издан. 1906 - 1910 гг. М., 1994.

Дополнительная
  1. Аверинцев С.С. Унижение и достоинство человека // Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

  2. Алексеев Н.Н. Идея “земного града” в христианском вероучении // Путь. Кн. 1 (I - VI): Репринт с издан. 1925 - 1927 гг. М., 1992.

  3. Алексеев Н.Н. Христианство и идея монархии // Там же.

  4. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983.

  5. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961.

  6. Герье В.И. Блаженный Августин. М., 1910.

  7. Иллюстрированная история религии / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. В 2-х т.: Репринт с издан. 1899 г. Т.1, § 44 - 5О. М., 1992.

  8. Ильин М.И., Цымбурский В.Л. Общества: “Открытые” и “закрытые”. Миф и его рационализация // Космополис. Альманах. 1997. - М.: Полис, 1997.

  9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

  10. Наумов Е.П. Сословные монархии средневековой Европы и политические концепции Данте // Дантовские чтения. М., 1979.

  11. Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина. Т. 1. Ч. 1 - 2. Сергиев Посад. М., 1916.

  12. Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и церковью. Казань, 1897.

  13. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1987.

  14. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского “О правлении государей” // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

  15. Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Ч. 1. М., 1892.

  16. Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира. 1985. М., 1986.

  17. Чанышев А.А. “Град земной” в эсхатологической перспективе: Переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // Вопросы философии, 1999, № 1.

  18. Четвернин В.А. Политическое учение бл. Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое движение) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

Раздел 4. Политические учения западноевропейского средневековья

Тема 9

Обязательная

  1. Фома Аквинский. Трактат о правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

  2. Данте Алигьери. Монархия // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.

Дополнительная
  1. Блок М. Феодальное общество. Гл. V. Основы права // Блок М. Апология истории. М.,

  2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

  3. Гуревич А.Я. “На праве страна строится ...” // Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

  4. Доброхотов А.Л. Данте. Алигьери. М., 1990. Гл. 2 - 3.

  5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  6. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М., 1996.

  7. Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: Два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1980.

  8. Малашенко И.Е. Социально-философская концепция Данте и его полемика с Августином // История зарубежной философии и современность. М., 1980.

  9. Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VII - XVII вв.). Л., 1990.

  10. Наумов Е.П. Сословные монархии средневековой Европы и политические концепции Данте // Дантовские чтения. М., 1979.

  11. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

  12. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского “О правлении государей” // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

  13. Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-и ч. М., 1994.

Часть 2. Общество, государство и право в политической мысли нового времени

Раздел 1. Возрождение и эпоха ранних буржуазных революций

Тема 10

Обязательная

  1. Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1984.

  2. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

  3. Гуттен У. Вадиск или римская троица; Разбойники // Ульрих фон Гуттен. Диалоги; Публицистика; Письма. М., 1959.

  4. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987.

  5. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства; О светской власти ... // Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520 - 1526 г. Х., 1992.

Дополнительная
  1. Баткин Л.М. Макиавелли: Опыт и умозрение // Вопросы философии, 1977, № 12.

  2. Баткин Л.М. На социальном переломе: Никколо Макиавелли // Баткин Л.М. Возрождение: Люди и идеи. М., 1995.

  3. Бродель Ф. Структуры повседневности. Т. 1. М., 1986. Гл. 5, 6, 8.

  4. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1980.

  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  6. Гвардини Р. Конец нового времени. Возникновение картины мира нового времени // Вопросы философии 1990, № 4.

  7. Долгов К. Ренессанс и политическая философия // Новый мир, 1981, № 7 - 8.

  8. Койре А. От мира “приблизительности” к универсуму прецизионности // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

  9. Люблинская А.Д. Государство эпохи Возрождения в Западной Европе // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

  10. Предисл.: Темнов Е.И. Макиавелли - политический писатель / Прилож.: Дживелегов А.К. Никколо Макиавелли; Дельбрюк Г. Макиавелли и его время // Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

  11. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

  12. Соловьев Э.Ю. Политико-юридические завоевания Реформации // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

  13. Февр Л. Капитализм и Реформация // Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

  14. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. (Разд. I. Гл. 1. Историко-религиозные предпосылки Реформации.)

  15. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. Разд. I. Гл. 1. Историко-религиозные предпосылки Реформации.

  16. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

Тема 11

Обязательная
  1. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Избр. произв. В 2-х т. Т. 1. М., 1965.

  2. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Спиноза Б. Трактаты / По­сле­словие Е.И.Тем­нова. М., 1998.

  3. Английское свободомыслие: Д.Локк; Д.Толанд; А.Коллинз. М., 1981.

  4. Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. М., 1960.

Дополнительная
  1. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия // Полис, 1994, № 2, С. 143 - 146.

  2. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или рождение Рождение идеи суверенной личности. М., 1995.

  3. Заиченко Г.А. Джон Локк. М. 1973.

  4. История философии: Запад - Россия - Восток. (Книга вторая: Философия XV - XIX вв.) М., 1996. С. 175 - 184.

  5. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

  6. Решетников Ф.М. Беккариа. М., 1987.

  7. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность / Под общ. ред. Т.И.Ойзермана. М., 1974.. С. 186 - 202.

  8. Тем­нов Е.И. По­сле­словие // Спиноза Б. Трактаты / М., 1998.

  9. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

  10. Tönnies F. Th. Hobbes. Stuttg., 1925.

Раздел 2. Просвещение

Тема 12 - 13

Обязательная
  1. Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956.

  2. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. М., 1960

  3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.

  4. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре ... // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Дополнительная
  1. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

  2. Библер В.С. О гражданском оществе и общественном договоре // Через тернии. М,. 1990.

  3. Гурвич Г.С. Руссо и Декларация прав. Пг., 1918.

  4. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или рождение идеи суверенной личности. М., 1995.

  5. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974. С. 186 - 202.

Раздел 3. Немецкая классическая философия

Тема 14 – 15

Обязательная

  1. Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. В 6-и т. Т. 4. Ч. 2. М.,

  2. 1965.

  3. Кант И. Конец всего сущего 1794 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

  4. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории 1786 // Там же.

  5. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. М., 1990.

Дополнительная
  1. Гулыга А. Гегель. М., 1970.

  2. Гулыга А.В. Кант. М., 1994.

  3. Гулыга А.В. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

  4. Гулыга А.В. Учение Канта о вечном мире // Философия Канта и современность. М., 1974.

  5. Дробницкий О.Г. Теоретические основы этики Канта // Там же.

  6. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974.

  7. Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М., 1974.

  8. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Там же. С. 202 - 235.

  9. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М., 1896.

  10. Философия права Гегеля и современность. М., 1977.

  11. Хейде Л. Осуществление свободы: Введение в гегелевскую философию права. М., 1995.

Раздел 4. От политической философии к политической науке

Тема 16

Обязательная

  1. Бентам. Введение в основания нравственности и законодательства / Пер. и коммент. Б.Капустина. - М.: РОССПЭН, 1998.

  2. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.

  3. Спенсер Г. Социальная статика. СПб., 1906.

  4. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв. М., 1990.

  5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989, № 3 - 4.

  6. Ортега-и-Гассет Х. Старая и новая политика // Полис, 1992, № 3.

Дополнительная
  1. Арон Р. Этапы становления социологической мысли. М., 1993.

  2. Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. СПб., 1906.

  3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

  4. Владимиров А.В. Итальянская школа политической социологии // Социологические исследования, 1976, № 4.

  5. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.

  6. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его “Восстание масс”// Вопросы философии, 1989, № 4.

  7. Гофман А.Б. Элитизм и расизм: Критика ... А. де Гобино // Расы и народы: Ежегодник. Т. VII, 1977.

  8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1910.

  9. Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М., 1996.

  10. Зыкова А.Б. Ортега - наш современник // Полис, 1992, № 3.

  11. Ионин Л.Г. Георг Зиммель - социолог. М., 1981.

  12. История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.

  13. История буржуазной социологии ХIХ - начала ХХ века. М., 1979.

  14. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964.

  15. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.

  16. Оствальд Б. Энергетика общих законов прогресса // Новые идеи в социологии. Сб. З. СПб., 1914.

  17. Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX в. / Отв. Ред. Ю.Н.Давыдов. М., 1994.

  18. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (От М.Вебера к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму). М., 1994.

  19. Тексты по истории социологии XIX - XX вв. Хрестоматия. М.. 1994.

2. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ,

диафильмов и т.п.

Курс предполагает использование:

  • Современных баз данных по истории политических учений

  • Интернет для поиска информации по истории политическихучений

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

I-й СЕМЕСТР

Тема 1. Античная политическая мысль. Политические учения классического периода.

Занятие 1. (2 часа)

  1. Феномен полиса, античная политическая культура и мысль.

  • Генезис и структурообразующие элементы античного полиса классического периода.

  • Основные особенности античной политической мысли.

  1. Софисты и Сократ.

  • Нравственный и политический релятивизм софистов.

  • Критика Сократом афинской демократии, его гражданская позиция и представление о свободе.

  • Сократ - нравственный реформатор; реконструктивно-охранительная направленность сократовского реформизма.

Литература:

  1. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч. В 4-х т. Т.I. М., 1990.

  2. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

  3. Актон Д. История свободы в античности // Полис, 1993, № 3.

  4. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. Гл. 3 - 4.

  5. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. Гл. 2.

  6. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

  7. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. Введение; Гл. 1.

  8. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. I,гл. 1, § 1 – 2.

Занятие 2. (2 часа)

  1. Критика Платоном софистического понимания справедливости. Государство (полис) как носитель справедливости.

  2. Платоновский анализ основных характеристик полиса и его сословной структуры.

  3. Учение о началах души, формах государственного устройства и конструирование идеального строя. Итоговое понимание справедливости.

  4. Основные особенности платоновской конструкции идеального государства.

Литература:

  1. Платон. Государство // Платон. Соч. в 3-х т. Т.З. Ч.1. М., 1971. Кн. 1 - 4, 8.

  2. Асмус В.Ф. Платон. М., 1969. Гл. VII.

  3. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997.

  4. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. Гл. 2.

  5. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. М., 1993.

  6. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М., 1992.

  7. Фрейденберг О.М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5.

  8. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. I, гл. 1, § 3.

Занятие 3. (2 часа)

  1. Этика Аристотеля и его политическое учение. Порядок благоустроения мира и место в нем политического общения.

  2. Аристотель о генезисе и строении государства. Власть как политическое явление, человек как политическое существо.

  3. Политика как наука. Элементы государства. Полис, политейя и политес. Классификационные сетки элементов полиса.

  4. Аристотелевская сетка классификации форм правления. Полития как смешанный строй

  5. Идея разделения и специализации властей.

Литература:

  1. Аристотель. Политика // Собр. соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984. Кн. 1 - 4, 6.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1965. Гл. V. Разд. 11 - 12.

  3. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М. - Л. 1965.

  4. Доватур А.И. “Политика” Аристотеля // Собр. соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984.

  5. Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Собр. соч. В 4-х т. Т. 4. М., 1984.

  6. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. I, гл. 1, § 4.

  7. Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981. Гл. VI - VII.

Тема 2. Античная политическая мысль. Римско-эллинистические учения.

Занятие 4. (2 часа)

  1. От республики к империи.

  2. Концепция вечного Рима и принципата у Цицерона.

  • Греко-римская историография (Полибий, Посидоний, Саллюстий) и Цицерон.

  • Цицерон о деятельно-практической направленности римской политической культуры и ее преимуществах по сравнению с эллинской.

  • Определение сущности государства и учение о формах правления. Республика как смешанная форма правления: обоснование исключительности (образцовости) Рима.

  • Учение о небесной справедливости (вечном законе) и обоснование необходимости принципата.

Литература:

  1. Марк Туллий Цицерон. О государстве // Цицерон. Диалоги. М., 1994.

  2. Полибий. Всеобщая история. Т. 1. СПб., 1994.

  3. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986. Введение второе, историческое; Очерки 3 - 5.

  4. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. Гл. 2 - 3, 5, 7 - 10.

  5. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

  6. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. I, Гл. 2, § 1 – 2.

Занятие 5. (2 часа)

  1. Антиполисный индивидуализм и космополитизм Ранней Стои, этико-практическая направленность стоицизма. Понятия “апатия” и “адиафора”, нравственный ригоризм и стоический идеал мудреца.

  2. Адаптация стоицизма к потребностям римской политической культуры в Средней Стое.

  3. Социальная этика и политические концепции Римской Стои.

  • Мир как “единая гражданская община богов и людей” (“космополис”), представление о внеинституциональной человечности и идея общечеловеческого права у Сенеки.

  • Марк Аврелий о долге человечности (практическом человеколюбии) как гражданском долге.

  • Римская Стоя и социально-политический мир поздней античности. Индивидуальная свобода и Судьба.

Литература:

  1. Марк Аврелий. К самому себе // Там же.

  2. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

  3. Сенека. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека; Эпиктет; Марк Аврелий. М., 1995.

  4. Котляревский С.А. Марк Аврелий // Там же.

  5. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. Гл. IV.

  6. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. I, Гл. 2, § 3.

Тема 3. Политические учения первых веков христианства и средних веков.

Занятие 6 - 7 (4 часа)

  1. Христианство и Римская империя.

  • Теократический идеал (отождествление пророка и вождя) и отношение к царской власти в иудаизме.

  • Царство Иисуса и земная власть. Теократическая тенденция христианства в рамках истолкования принципа "кесарево кесарю ...". Христианская апология земной власти и революционный потенциал христианского мировоззрения.

  • Римское общество и христианская община (церковь). Факторы распространения христианства. Личное достоинство человека в условиях восточной деспотии и Римской империи.

  1. Августин Аврелий: “град земной” в эсхатологической перспективе.

  • Переосмысление истории и опыта античной гражданской культуры в рамках тезиса о “двух градах”.

  • Различение “царства” (regnum) и “государства” (civitas). Августин о необходимости власти. Трансформация догмата свободы воли в принцип политической свободы.

Литература:

  1. Августин Аврелий. О Граде Божием. В 4-х т.: Репринт с издан. 1906 - 1910 гг. М., 1994. Кн. I - II, IV - V, XI - XV, XVIII - XIX.

  2. Иллюстрированная история религии / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. В 2-х т.: Репринт с издан. 1899 г. Т. 1. М., 1992. С. 280 - 298, 324 - 340

  3. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961. Введение; Гл. 5.

  4. Аверинцев С.С. Унижение и достоинство человека // Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

  5. Алексеев Н.Н. Идея “земного града” в христианском вероучении // Путь. Кн. 1 (I - VI): Репринт с издан. 1925 - 1927 гг. М., 1992. С. 553 - 569.

  6. Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира. 1985. М., 1986.

  7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 330 - 340.

  8. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. II, Гл. 1.

Занятие 7. (2 часа)

  1. Основные особенности политической культуры средневековья. Теология священной державы и теократическая идея.

  2. Учение Фомы Аквинского об обществе-государстве и формах правления.

  • Аристотелизм Аквината в определении целей общества и его классификация форм правления.

  • Оценка Аквинатом монархической формы правления, социальные и теократические преграды на пути ее уклонения ко злу. Учение об обязанностях власти.

  1. От теократической идеи к теориям разделения духовной и светской власти и народного суверенитета.

  2. Учение о всемирной “светской монархии” Данте.

Литература:

  1. Фома Аквинский. Трактат о правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

  2. Данте Алигьери. Монархия // Малые произведения. М., 1968.

  3. Гуревич А.Я. “На праве страна строится ...” // Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

  4. Блок М. Феодальное общество. Гл. V. Основы права // Блок М. Апология истории. М., 1986.

  5. Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского “О правлении государей” // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI - ХVII вв.). Л., 1990.

  6. Медведев И.П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VII - XVII вв.). Л., 1990. С. 7 - 10.

  7. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

  8. Доброхотов А.Л. Данте. Алигьери. М., 1990. Гл. 2 - 3.

  9. Малашенко И.Е. Социально-философская концепция Данте и его полемика с Августином // История зарубежной философии и современность. М., 1980.

  10. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. II, гл. 2.

Примерные вопросы для подготовки к зачету за первый семестр

  1. Понятие истории политучений.

  2. Основные особенности античной политической мысли.

  3. Полис - гражданская община. Структурообразующие элементы полиса.

  4. Софисты и Сократ.

  5. Тезис Протагора и триада Горгия: поиск человеческих начал полисной жизни; нравственный субъективизм и релятивизм софистов.

  6. Сократ как особый софист. Серьезность сократовского поиска истины-справедливости.

  7. Гражданская позиция Сократа и его представление о свободе и ответственности.

  8. Сократ как нравственный реформатор.

  9. Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства.

  10. Платоновский анализ сословного членения государства и определение основных его параметров.

  11. Платоновское учение о началах души. Классификация форм правления и учение об их деградации и круговороте.

  12. Итоговое понимание справедливости у Платона. Идеократическая ориентация его концепции.

  13. Аристотель как политический мыслитель. Мировоззренческие особенности “политической науки” Аристотеля: порядок благоустроения мира и место в нем политического общения.

  14. Аристотель о генезисе и строении государства. Власть как политическое явление.

  15. Элементы государства по Аристотелю. Сетки классификации этих элементов.

  16. Римско-эллинистические политические учения. Общая характеристика.

  17. Учение об упадке нравов и идеальном государстве в римской историографии.

  18. Деятельно-практическая ориентация Цицерона и понимание им преимуществ римской политической традиции по сравнению с эллинской культурой. Статус политической теории.

  19. Цицероновское определение сущности государства и учение об образцовой форме правления.

  20. Учение о небесной справедливости (вечном законе), концепция Roma aeterna и принципата у Цицерона.

  21. Основные черты и понятия стоической этики. Антиполисный индивидуализм и космополитизм Ранней Стои.

  22. Социальная этика и политические концепции Римской Стои. Общая характеристика.

  23. Понимание благодеяния и идея общечеловеческого права у Сенеки.

  24. Марк Аврелий о свободе, долге и повиновении Судьбе. Фатум и история.

  25. Социально-политическое содержание раннего христианства. Общая характеристика.

  26. Иудаистская традиция и христианское представление о власти. “Царство”, “Царь иудейский”, власть духовная и земная.

  27. Христианство и Римская империя. Апологетический и оппозиционный (по отношению к государственной власти) элементы христианского вероучения. Христианское представление о свободе.

  28. Августин. Основные идеи труда “О Граде Божием”.

  29. Тезис Августина о “двух градах”. Переосмысление опыта античной гражданской культуры. История Рима как приуготовление новой эпохи.

  30. Антропология Августина и понимание им общества-государства. Эсхатологический перспективизм Августина и его представление о Фатуме, предопределении и свободе.

  31. Специфика политико-правовой культуры и характерные черты политических учений средневековья.

  32. Теократическая идея в политических учениях высокого средневековья. Фома Аквинский (общая характеристика).

  33. Антропология и правовое учение Фомы. Представление о божественном, вечном, естественном и человеческом законе, позитивном праве, свободе и справедливости.

  34. Учение Аквината об обществе и государстве в трактате “О правлении государей”.

  35. Проблема соотношения духовной и светской власти в XIV - XV вв.

  36. Оккам и Марсилий Падуанский. Идея народного суверенитета (божественной воли народа) и государства, основанного на земном законе.

  37. Учение Данте о всемирной “светской монархии” - гаранте справедливости, мира и свободы.

  38. Предпротестантские теории. Джон Уиклиф и Ян Гус. Идея секуляризации государственной власти и подчинения церкви гражданской юрисдикции.

  39. Раннее Возрождение. Николай Кузанский и Лоренцо Валла.

II-й СЕМЕСТР

Тема 4. Политическая мысль нового времени. Возрождение и эпоха ранних буржуазных революций

Занятие 1.

  1. Кризис католической церкви на рубеже ХV - ХVШ вв. и лютеровская программа Реформации в контексте социально-политических идей своего времени. Гуттен, Эразм и Лютер.

  2. Лютер о границах духовной и светской власти. Лютеровский принцип “свободы по крещению” и его социально-политическое содержание.

  3. Свобода совести - исходная форма раннебуржуазных свобод.

Литература:

  1. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства; О светской власти ... // Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. Х., 1992.

  2. Гуттен У. Вадиск или римская троица; Разбойники // Ульрих фон Гуттен. Диалоги; Публицистика; Письма. М., 1959.

  3. Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: 1987. С. 175 - 188, 216.

  4. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. (Разд. I. Гл. 1. Историко-религиозные предпосылки Реформации.)

  5. Соловьев Э.Ю. Политико-юридические завоевания Реформации // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

  6. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

  7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  8. Бродель Ф. Структуры повседневности. Т. 1. М., 1986. Гл. 5, 6, 8.

  9. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. III, гл. 1, § 2.

Занятие 2.

  1. Специфика представления о социальной жизни и политике у Н.Макиавелли.

  • “Благо”, “интерес”, “государство”: выделение политики как особой сферы деятельности и предмета специального анализа.

  • Этатизм Макиавелли и проблематика соотношения республики и единовластного правления.

  • Макиавеллиевский анализ форм правления и взаимодействия политически значимых слоев: система отношений “государь - знать - народ”.

  1. Проективность интересов и проблема функционального соотношения цели и средств в политике.

  • Макивеллиевская антропология: добродетель и политика.

  • Значимость свободной воли и политическая ответственность: фактор времени в политике и исторический перспективизм Макиавелли.

Литература:

  1. Макиавелли Н. История Флоренции. М., 1984.

  2. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве / Предисл.: Темнов Е.И. Макиавелли - политический писатель / Прилож.: Дживелегов А.К. Никколо Макиавелли; Дельбрюк Г. Макиавелли и его время. М., 1996.

  3. Долгов К. Ренессанс и политическая философия // Новый мир, 1981, № 7 - 8.

  4. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

  5. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1980.

  6. Баткин Л.М. Макиавелли: Опыт и умозрение // Вопросы философии, 1977, № 12.

  7. Баткин Л.М. Макьявелли // Итальянское Возрождение: Про­блемы и люди. М., 1995

  8. Люблинская А.Д. Государство эпохи Возрождения в Западной Европе // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

  9. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 690 - 703.

  1. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. III, гл. 1, § 1.

Занятие 3 - 4.

  1. Антропология Гоббса и основополагающие понятия политического анализа: “естественное со­стояние”, “естественный разум”, “естественный закон”, “общественный договор”.

  2. Философия языка и политическая теория: общество как искусственное (конвенциональ­ное) образование. Естественное и политическое (гражданское) общество.

  3. Проблема народного суверенитета и понимание задач государственной власти.

  • Отождествление гражданского общества и государства.

  • Конструирование абсолютной монархии.

  • Гоббс об ограничении властного произвола естественным законом (принципом свободы) и благом подданных как высшей целью государя.

  1. Проблема основания нормативности гражданского порядка и права у Гоббса: надстраивание права над моралью.

  2. Локковская концепция человека и дедукция понятий власти и права.

  • Встраивание нравственного, социально-связующего элемента в понимание “естественного состояния”.

  • Модификация гоббсовских представлений о естественном законе и свободе.

  1. Человек как “владелец собственной личности” и трудовая теория собственности.

  2. Различение между властью естественной и властью политической; власть отцовская и гражданская;

  3. Локковское понимание общественного договора и понятие гражданского (политического) сообщества (государство как “независимое сообщество”).

  4. Локк о правовых границах власти, о функциональном разделении, объединении и соподчинении законодательной, исполнительной и федеративной властей.

Литература:

  1. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Избр. произв. В 2-х т. Т. 1. М., 1965.

  2. Локк Д. Два трактата о государственном правлении // Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. М., 1960.

  3. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность / Под общ. ред. Т.И.Ойзермана. М., 1974.. С. 186 - 191.

  4. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

  5. История философии: Запад - Россия - Восток. (Книга вторая: Философия XV - XIX вв.) М., 1996. С. 175 - 184.

  6. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия // Полис, 1994, № 2, С. 143 - 146.

  7. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975.

  8. Заиченко Г.А. Джон Локк. М. 1973.

  9. Tönnies F. Th. Hobbes. Stuttg., 1925.

  1. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. III, гл. 1, § 3 – 4.

Тема 5. Политические учения эпохи Просвещения

Занятие 5

  1. Основные понятия политического анализа у Монтескье (“О духе законов”). Проблема генезиса общества и понятия гражданского закона и права.

  2. Учение о формах правления и соответствующих им “принципах” (главенствующих политических мотивах). Политика и мораль.

  3. Монтескье о коррелирующих между собой рядах факторов политического устройства. Понятие “дух законов”.

  4. Политический строй и “дух торговли”

  5. Учение о федеративном государстве. Историко-индивидуализирущий и ценностно-функ­цио­нальный (универ­салистский) аспекты теории Монтескье.

  • Понятие политической свободы

  • Принцип разделения властей и критерии правового государства.

  • Принцип экспоненциального роста “общества обществ” (европейской цивилизации нового времени).

  • Свобода как стандарт и мера оценки общественного прогресса. Евроцентризм концепции Монтескье.

Литература

  1. Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избр. произв. В 2-х т. Т. 2. М., 1960

  2. Монтескье Ш. Персидские письма. М., 1956.

  3. Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

  4. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974. С. 191 - 202.

  1. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. III, гл. 2, § 1.

Занятие 6.

  1. Критика Руссо понятий “право”, “власть”, “свобода”, “сила”, “ти­рания”, “отчуждение”, “война”, “народ”, “договор”.

  2. Руссо о двух уровнях свободы и политического сознания: свобода “ассоциированного субъекта” (народа) и свобода личности. Человек как гражданин и как подданный.

  3. Учение о неотчуждаемости всеобщей свободы и народного суверенитета; суверен - гарант соблюдения правопорядка. Народ как суверен, воля народа - неотчуждаемая законодательствующая воля (отрицание правомерности представительной системы).

  4. Проблема самовыражения народной воли и соотношение средств ее выражения - постоянного референдума и выдающегося законодателя (элитарного выразителя воли народа.

  5. Учение Руссо о ветвях власти и формах правления; значимость федеративного устройства государства.

Литература

  1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре ... // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

  2. Библер В.С. О гражданском оществе и общественном договоре // Через тернии. М,. 1990.

  3. Гурвич Г.С. Руссо и Декларация прав. Пг., 1918.

  4. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или рождение идеи суверенной личности. М., 1995.

  5. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974. С. 186 - 202.

  6. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. III, гл. 2, § 2.

Тема 6. Философия права в немецкой классической политической мысли

Занятие 7.

  1. Критическая метод философии Канта и кантовское понятие права: различение опытного понимания права и априорного его понятия.

  2. Законопослушность как предельный горизонт правопорядка. Суверенитет гражданской и естественной личности как правовая мерка закона.

  3. Концепция правовой справедливости. Понятие “радикальный законопослушник” и либеральный смысл кантовской теории “строгого права” и “правового государства”.

  4. Демократия как единственный “правовой государственный строй в подлинном смысле этого слова”. Учение о вечном мире как высшей цели политики.

Литература

  1. Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Соч. В 6-и т. Т. 4. Ч. 2. М.,

1965.

  1. Кант И. Конец всего сущего 1794 // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

  2. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории 1786 // Там же.

  3. Гулыга А.А. Кант. М., 1994.

  4. Гулыга А.В. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

  5. Гулыга А.В. Учение Канта о вечном мире // Философия Канта и современность. М., 1974.

  6. Дробницкий О.Г. Теоретические основы этики Канта // Там же.

  7. Пионтковский А.А. Теория права и государства Канта // Философия Канта и современность. М., 1974.

  8. Соловьев Э.Ю. Теория “общественного договора” и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974. С. 202 - 235.

  9. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М., 1896.

  10. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. III, гл. 3, § 1.

Занятие 8.

  1. Особенности гегелевского метода исследования социально-политической жизни. Понятия “разумное”, “действительность”, “идея”. Гегелевский историзм и критика теории общественного договора. Социологизм Гегеля.

  2. “Философии права” как учение об объективированной свободе Различение морали и нравственности. Критика Гегелем “лицемерия”.

  3. Различные аспекты понятия “гражданское общество” у Гегеля.

  • Гегель об исторических основаниях “современного” гражданского общества.

  • Частное и всеобщее, свобода и обязанности.

  • Гражданская культура.

  • Производство и возвышение потребностей, рост разнообразия способов их удовлетворения.

  • Социальная структура гражданского общества.

  • Формальное равенство и имущественное расслоение. Социальный аспект свободы.

  1. Учение о государстве.

  • Необходимость государства и его социальные функции.

  • Государственный строй. Конституционная монархия и понятие “народ”.

  • Церковь и государство, критика "фанатизма" и теократической идеи.

  • Анализ общественного мнения.

  • Внешний суверенитет государства. Патриотизм и война.

  • Противоположность между моралью и политикой. Всемирно-исторический смысл национально-государственной жизни.

Литература

  1. Гегель Г.-В.-Ф. Философия права. М., 1990.

  2. Гулыга А. Гегель. М., 1970.

  3. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974.

  4. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М., 1896.

  5. Философия права Гегеля и современность. М., 1977.

  6. Хейде Л. Осуществление свободы: Введение в гегелевскую философию права. М., 1995.

  7. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.). М.: МГИМО; РОССПЭН, 2000. Разд. III, гл. 2, § 2.

Примерные вопросы для подготовки к курсовому экзамену:

  1. Предмет и периодизация истории политучений.

  2. Основные особенности античной политической мысли.

  3. Критика Сократом афинской демократии; сократовское понимание свободы и ответственности.

  4. Идея справедливости у Платона и конструирование им идеального государства.

  5. Аристотелевское учение о государстве; Аристотель о задачах политической науки.

  6. Учение об идеальном государстве, гражданине и правителе в политической мысли Древнего Рима.

  7. Социальная этика и политические концепции Римской Стои.

  8. Социально-политические аспекты раннехристианского мировоззрения.

  9. Политическое содержание августиновского учения о двух градах.

  10. Общие особенности средневековых политических учений.

  11. Теократическая идея в политических учениях высокого средневековья.

  12. От теократической идеи к предреформационным и ренессансным теориям.

  13. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

  14. Учение Данте о всемирной “светской монархии”.

  15. Лютеровский принцип “свободы по крещению” и его социально-политический смысл.

  16. Макиавелли о политике как особой сфере деятельности. Основные идеи “Государя”.

  17. Основные понятия и проблемы политической философии Гоббса.

  18. Локковская концепция политической свободы и гражданского общества.

  19. Политические идеи французского Просвещения.

  20. Руссо о законодательствующей воле народа: идея прямого народоправства.

  21. Кантовская теория правового государства и строгого права.

  22. Кантовская концепция вечного мира.

  23. Гегель о соотношении гражданского общества и государства.

  24. Гегель об отношениях государства и церкви.

  25. Анализ Гегелем принципов государственного устройства.

  26. Позитивистские социально-политические концепции (О.Конт и Г.Спенсер).

  27. Элитизм в политической социологии и философии конца ХIХ - начала ХХ вв.

  28. Социологический анализ Вебером феномена политики.

  29. Возникновение политологии: “традиционная” и “новая” политическая наука.

Примерная тематика курсовых работ и информационно-аналитических справок:

  1. Мировоззренческая логика построения политических теорий античности

  2. Античное учение о смешанной форме правления и его значимость в истории политической мысли.

  3. Антропологические основания античных политических концепций.

  4. Проблема справедливости и идеального государства в учениях Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона и Августина.

  5. Платон и Аристотель: сравнительный анализ политических концепций.

  6. Цицероновское учение о принципате в контексте политической культуры Древнего Рима.

  7. Социальная этика и политические концепции Римской Стои.

  8. Мировоззренческие сходства и различия античных и средневековых политических учений.

  9. Теократическая идея в учениях высокого средневековья (от Иоанна Солсберийского к Фоме Аквинскому).

  10. Специфика предреформационных теорий в контексте истории католической церкви.

  11. Идея свободы совести и принципы понимания политической жизни в протестантизме.

  12. Соотношение теологических оснований и политических идей в учениях Лютера и Кальвина.

  13. Макиавелли: проблема соотношения целей и средств в политике.

  14. Мировоззренческие основания и категориальный аппарат политических учений нового времени.

  15. Метод политической философии Гоббса.

  16. Сравнительный анализ политических учений Гоббса, Локка и Спинозы.

  17. Понятие естественного права и его значимость в истории политических учений нового времени.

  18. Специфика содержания понятия «свобода» в политических учениях эпохи модерна.

  19. Концепция «разделения властей» в политической теории нового времени.

  20. Соотношение понятий «гражданское общество» и «государство» в политической теории нового времени.

  21. Проблема источника нормативности права и концепция правового государства у мыслителей нового времени (от Гоббса до Канта).

  22. Проблема отношений государства и церкви в политических учениях нового времени.

  23. Понятие «дух законов» и учение о политической свободе в концепции Монтескье.

  24. Критика Руссо социального и политического отчуждения и его учение о всеобщей свободе и народном суверенитете.

  25. Кантовская концепция нравственной автономии человека и учение о «строгом праве» и правовом государстве.

  26. Гегелевское учение о гражданском обществе и правовом государстве.