Похожие публикации

Компании в логотипе (аббревиатура, полное или сокращенное название) (1)
Документ
5. Предпочтения по дизайну (укажите ссылки на сайты с предпочитаемыми логотипами), так же укажите что нравится вам в этом логотипе, а что нет. (не мен...полностью>>

Сколько денег потребуется в поездке
Документ
Сколько денег потребуется в поездке Давайте оставим в стороне все шутки на эту тему и совершенно серьезно определим необходимый минимум, поскольку в п...полностью>>

Водоподготовительная подготовка
Документ
Водоподготовительные установки ВПУ предназначены для подготовки воды перед подачей ее в паровой котел или для подпитки водогрейных котлов отопительных...полностью>>

«Зарубежное регионоведение» (1)
Документ
05. 09.45.-11. 0. 11.30.-13.05. 13. 5.-15.00. 15.10.-1 .45. 1 .55.-18.30. 18.40.- 0.00. ПЯТНИЦА 08.00.-09.35. Политические системы и культуры региона ...полностью>>



Е. В. Брылова Педагог-психолог моу сош №2 им. 37 Гсд красной Армии

Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилия

© 2013 г.

Е.В. Брылова

Педагог-психолог МОУ СОШ №2 им.37 ГСД Красной Армии

г. Люберцы, Московская область, Россия

brylova@bk.ru

В представленной статье рассматривается проблема семейного насилия через призму восприятия её подростком – членом семьи. Автором представлено описание и результаты разработанной ею программы практического обучения для подростков «Уважая себя, уважаю других».

Summary. In the present article considers the problem of domestic violence through their perception of a teenager - a member of the family. Author describes the results of the program practical training for teens "Respecting myself, respect for others."

Key words: teenager, family, domestic violence, practical training.

Домашнее насилие распространено во всех регионах Российской Федерации. От этого вида насилия все члены семьи страдают независимо от своего возраста, пола, социального положения или этнической принадлежности. [1, 23]

Домашнее насилие является одной из самых сложных, противоречивых и латентных проблем в большинстве современных обществ. Исследования внутрисемейного насилия и его последствий актуальны по причине дегуманизации общества и углубления связанных с ней проблем общественного развития – преступности, наркомании, детской беспризорности. [5, 525]

По нашему убеждению, исходя из опыта, работа педагога-психолога в средней школе будет эффективной только при условии, что реализуется системный, комплексный подход [4, 74] практического обучения в течение учебного года.

В своей работе мы придаем особое значение профилактике семейного насилия, [3,65] охватывая весьма уязвимую часть общества – подростков. Психолого-педагогическая работа сконцентрирована на профилактике и коррекции социальной позиции подростков в отношении актов насилия в семье. Дети и подростки относятся к группе повышенного риска в силу таких возрастных особенностей психики, как подчиняемость, внушаемость, незрелость, недостаточность жизненного опыта.[1,35] Переживаемые ими эмоциональные и психические злоупотребления приводят к серьезным последствиям, оказывая воздействие на их психические состояния и определяя дальнейший ход развития личности. [2,102]

Поэтому создание научно-методической и вместе с тем практико-ориентированной базы для специалистов, призванных осуществлять эту работу, представляется исключительно актуальным. В данной работе мы рассматриваем социально-психологический аспект проблемы: психологическое насилие, причины и механизмы его проявления в семье, возможности социальной работы с семьей, в которой проявляется насилие.

На базе учебно-консультационного центра Люберецкого филиала Московского психолого-социального университета осуществляется программа тренинговой работы со старшими школьниками по проблеме домашнего насилия «Уважая себя, уважаю других».

Цель данной программы – профилактика склонности подростков к проявлению насилия в отношении членов их семей, а также выработка социальной позиции неприемлемости насилия для себя как для будущего супруга или супруги.

Работа проводится нами при активном содействии Управления образованием Администрации МО Люберецкого муниципального района Московской области в течение 6 лет, охватывая ежегодно 20 школ и гимназий г. Люберцы и Люберецкого района. В общей сложности, в работе на данный момент уже приняли участие около 2000 старших школьников.

Продолжительность программы 36 часов. Состав тренинговых групп - 10-12 человек. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, 2 раза в неделю, по 6 часов. Перед тренингом старшеклассники отвечают на вопросы разработанного нами топика, который призван выявить их настоящую позицию в отношении домашнего насилия.

Вопросы топика предтренинговой диагностики для старшеклассников.

1. Считаете ли Вы допустимым проявление насилия в семье?

2. Находите ли Вы семейное насилие приемлемым для себя?

3. Встречались ли с насилием в семье?

4. Кто «агрессор»?

5. Какие примеры домашнего насилия в Вашей семье можете здесь привести?

Как показывают результаты обработки ответов, большинство подростков 16-17 лет сталкивались с различными проявлениями насилия в семье (1450 сталкиваются постоянно, 147 никогда не сталкивались, 403 сталкиваются редко).

Примерно треть старшеклассников находит допустимым и даже приемлемым для себя насилие в отношении родственников (690 чел «допустимо»,425 «категорически недопустимо», 438 «допустимо с оговорками», 447 «допустимо в исключительных случаях»).

Роль агрессора в акте домашнего может играть любой член семьи, однако чаще всего физическое и экономическое насилие проявляет супруг и отец, тогда как мать пользуется, в основном, приемами эмоционального и психологического насилия. Сами подростки пробуют разные виды насилия: от психологического до физического, благо у большинства из них есть пример для подражания: мать или отец.

Конечно, подростки высказывают причины и оговорки, которые, с их точки зрения, позволяют проявлять насилие в отношении членов семьи. Также звучит масса доводов в оправдание насилия между другими членами семьи. Эти мнения ярко иллюстрируют степень распространенности и мощности домашнего насилия как социальной проблемы современного российского общества.

После диагностики мы начинаем тренинг. В ходе занятия участникам предлагаются как индивидуальные, так и групповые упражнения и ролевые игры, направленные, в первую очередь, на коррекцию настоящей позиции старшеклассников в отношении домашнего насилия. Ведется видеосъёмка упражнений для последующего их анализа на группе.

По нашему мнению, видеоразбор упражнений не менее, а чаще более важен, чем даже само упражнение. Он даёт возможность каждому участнику проанализировать собственные стратегии поведения в игровых ситуациях упражнения и сделать, конечно, с помощью тренера, выводы относительно своей позиции. Особое значение мы придаем обратной связи от группы и от тренера, получить которую может каждый участник в ходе занятия. Это позволяет старшеклассникам расширить своё восприятие проблемы домашнего насилия, которая в игровой форме и в безопасной среде тренинговой группы практически ими проработана. Таким образом, повышается вариативность поведения личности, возрастает объективность оценок себя, своего поведения, состояний и событий, с которыми участники встречаются в реальной жизни.

После тренинга у большинства участников меняется поведение, в том числе, в конфликтных ситуациях. Они начинают понимать, что насилие – неприемлемый, варварский метод влияния на членов семьи. Подростки начинают чаще использовать спор, аргументацию, убеждение. Самооценка участников тренинга значительно поднимается и становится более объективной, нежели до их участия в тренинге. Появляется и усиливается стремление к саморазвитию и самореализации.

На поддерживающих тренингах подростки наглядно демонстрируют изменение поведения – более спокойно реагируют на замечания и критику, мимика становится дружелюбной, исчезают нервные жесты. Нами отмечено позитивное изменение социальной позиции, отношения к проявлению насилия в отношении членов семьи у большинства участников, прошедших практический курс «Уважая себя, уважаю других».

Посттренинговое сопровождение участников мы проводим, в том числе, в форме опроса, выявляя перечисленные выше личностные и поведенческие изменения личности участников программы. Как правило, они охотно идут на контакт с тренером и делятся своими успехами, неудачами, достижениями. Мы проводим собрания «Клуба выпускников тренинга» для личной поддержки и мотивации участников нашей программы на дальнейшие позитивные изменения. Обратная связь также осуществляется и по электронной почте, и по телефону: участники сохраняют связь с тренером так долго, как это нужно им.

Мы уверены, что наиболее эффективный способ постепенного снижения уровня семейного насилия, - практические тренинговые занятия, раскрывающие возможности восприятия и повышающие вариативность поведения личности, повышающие самооценку и самоуважение подростков. Сильная, уверенная в себе личность не пользуется насилием для достижения своих целей. У такой личности формируются гуманные и позитивные методы построения карьеры, личной жизни и решения любых проблем.

Библиографический список

Давыдова Н.М. «Глава семьи: распределение ролей и способ выживания» // Общественные науки и современность.- 2006. -№4. – c. 23-35

Кон И.С. Люди и роли // Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт.- 1999.-c. 102-104

Лэнгле А. «Жизнь, наполненная смыслом» // Генезис, 2008. ISBN 978-5-98563-149-4, 3-451-05210-5.-c.65

Парсонс Т. О структуре социального действия. // М.: Академический Проект.- 2009.- c.74

Саралиева З.Х. Программа и тексты к учебному курсу «Семья – клиент социальной работы». //Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2002.- Часть 1,с. 525.