Похожие публикации

Когнитивно-стилевые аспекты изучения познавательной активности личности на примере любознательности подростков
Документ
, Почему? и др. Дж. Селли приводит мысль о том, что ребенок рождается с определенными задатками, которые проявляются в том или ином возрасте, и что ну...полностью>>

Когнитивно-стилевые аспекты изучения познавательной активности личности на примере любознательности подростков
Документ
Изучение познавательной активности на протяжении ряда лет является актуальной проблемой для ученых-исследователей, педагогов-практиков, общественно-по...полностью>>

Когнитивно-стилевые аспекты изучения познавательной активности личности на примере любознательности подростков
Документ
Такую личность интересуют не только факты, но и их достоверность, происхождение и возможность их использования [48]. В.И. Абраменко в исследовании осо...полностью>>

Когнитивно-стилевые аспекты изучения познавательной активности личности на примере любознательности подростков
Документ
Итак, теоретический аспект проблемы исследования любознательности привел нас к принятию основных положений системно-функционального подхода в изучении...полностью>>



Учебник по вождению автомобиля вступление "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения"

Рис. 19. Третья передача

Вот ваши действия: короткий толчок в шарик вперед – пауза – и опять вперед.

"А что, трудно мне самому, что ли, передвинуть шарик направо?"

Нетрудно, если вы уже "намотали" на колеса не одну тысячу километров и "набили" руку. Хотя и тогда не стоит тратить свою энергию на лишнее действие.

Если вы хотите получить именно третью передачу, а не первую или пятую, то советую не забывать о пружине.

Четвертая передача

Это совсем легко. По основному коридору шарик надо просто перевести назад (рис. 20).

Рис. 20. Четвертая передача

Однако маленькая проблемка все же есть. Переводить шарик из ямки третьей передачи в ямку четвертой следует не одним, а двумя движениями, с микропаузой в нейтральном положении. Причин для этой паузы много. Это и техническая сторона дела (работа синхронизаторов в коробке передач), и мгновения для контроля своих действий. А самое главное, ваша рука должна отрабатывать автоматизм правильных действий. Все передачи должны переключаться с паузой в нейтральном положении любого из коридоров!

Пятая передача

На современных автомобилях устанавливаются пятиступенчатые коробки передач. Пятую передачу часто называют "повышающей". При движении с большой скоростью она позволяет двигателю работать в щадящем режиме, а водителю экономить топливо. О тактике переключения передач мы с вами поговорим позже, а пока надо научиться включать и выключать эту пятую передачу (рис. 21). Оказывается, коридор пятой передачи выходит за пределы предыдущей схемы. Поэтому для ее включения необходимо соблюдать определенную последовательность:

1. Выталкиваем шарик из ямки четвертой передачи, и пружина тотчас ставит его в нейтральное положение.

2. Преодолевая встречное усилие пружины, переводим шарик в нейтральное положение, расположенное уже в третьем коридоре, и слегка упираемся в стенку. При этом пружина как бы выворачивается в другую сторону и будет пытаться вернуть шарик в основной коридор.

3. Далее, уже известное действие – по коридору до ямки. Падаем в нее, и у нас – пятая передача.

Рис. 21. Пятая передача

Выключается пятая передача так же, как и другие – одним коротким движением кисти руки, лишь помогая шарику выбраться из ямки. А дальше, пружина сама поставит его в нейтральное положение между третьей и четвертой передачей в основном коридоре.

Передача заднего хода

У автомобилей различных марок и моделей варианты включения передачи заднего хода тоже различные. Поэтому прежде, чем внимательно изучать лежащую перед вами книгу, имеет смысл заглянуть в заводскую инструкцию по эксплуатации вашего конкретного автомобиля.

На отечественных автомобилях возможны два основных варианта включения передачи заднего хода: "налево – вперед" и "вниз – направо назад" (рис. 22).

Рис. 22. Передача заднего хода: а) слева; б) справа

Что касается техники включения и выключения этой передачи, то с учетом предыдущего разговора о шарике на пружине, который мы выводили "погулять" по коридорам с ямками, вы теперь сможете включить любую передачу на любом автомобиле. Предварительно следует лишь узнать схему расположения "ямок" передач и не забывать следующие правила:

не прилагать к рычагу переключения передач излишних усилий,

учитывать работу пружины,

делать паузу в нейтральном положении.

Полагаю, разговор о передачах оказался не сложным, и вы уже успели все проверить на практике, сидя в автомобиле. Это, конечно, хорошо, но есть один небольшой ехидненький вопросик: "А куда вы смотрели, переключая передачи? Не на свою ли правую руку?"

"Ну, так. А что?" – ваш недоуменный вопрос. Ответ будет мрачный: "Считайте, что вы въехали в остановившуюся по середине дороги машину!" Пока вы увлеченно рассматривали работу своей правой руки, дорожная ситуация перед вашей машиной несколько изменилась. И вместо того, чтобы переключать передачу, надо было тормозить! Не забывайте о том, что водитель не вправе отвлекаться от дороги, разглядывая свои руки и ноги! Поэтому вам придется еще немного потренироваться в переключении передач, но теперь уже с закрытыми глазами! Причем "вслепую" надо научиться переключать все передачи, как в восходящем порядке, так и в нисходящем.

При разгоне автомобиля водитель переключает передачи последовательно: 1–2–3–4–5, а при торможении возможны различные варианты (рис. 23). Например, после пятой передачи может понадобиться вторая, или после четвертой – первая. Иными словами, с любой высшей передачи вам надо научиться переключаться на любую низшую, минуя промежуточные.

Рис. 23. Варианты переключения передач

А сейчас закрывайте глаза, представьте в уме схему расположения "ямок" передач и "погоняйте" своей правой рукой наш "шарик" по коридорам, переключая передачи в различных комбинациях.

Глава 3. ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ
ДВИЖЕНИЯ

Если спросить "бывалого" водителя о том, как он трогается с места, то навряд ли он сможет связанно вам это объяснить. В то время, как его голова занята житейскими проблемами, его руки и ноги, в автоматическом режиме, сами что-то делают.

У вас на сегодняшний день нет никакого автоматизма, и поэтому необходимо выработать некую легко запоминающуюся последовательность действий, которая обеспечит плавное и безопасное начало движения автомобиля (рис. 24).

Рис. 24. Последовательность действий перед началом движения автомобиля

Техническая часть подготовки автомобиля к началу движения

Для простоты запоминания необходимых действий при подготовке к началу движения надо вспомнить о том, как вращаются стрелки в механических часах. Мы с вами будем работать по ходу вращению часовой стрелки.

Техническая часть подготовки проходит по нижнему, малому полукругу (рис. 24). И начинается все с педали сцепления.

Сцепление

Перед тем, как запускать двигатель, следует нажать педаль сцепления.

Зачем? Ответ есть, но сразу хочется оговориться. Мы с вами будем основываться на том, что находимся сейчас у нас, в нашей стране, где используется отечественный стиль управления автомобилем. Кое-что из "западного" стиля в этой книге тоже можно найти. Позже, в зависимости от ситуации, вы сможете смешивать стили, а пока давайте основательно разберемся с нашим родным.

Итак, сцепление. Но сначала придется понять принцип работы автомобиля в целом, как и почему он вообще едет.

Силовая установка автомобиля (рис. 25) состоит из трех основных частей:

I. Двигатель, из которого выходит вал, заканчивающийся диском.

II. Еще один диск с валом, который заходит в коробку передач.

III. Выходящий из коробки передач вал, который тянется к заднему мосту автомобиля и там расходится направо и налево по полуосям, которые заканчиваются колесами.

Конечно, это упрощенная схема автомобиля, но она позволяет понять, почему он все-таки движется.

Допустим, двигатель автомобиля работает. Значит, вращается вал двигателя и первый диск. Но на этом все и заканчивается. На рисунке 25 вы видите зазор между двумя дисками, поэтому второй диск и далее по схеме все неподвижно – машина стоит на месте.

Предположим, каким-то образом мы соединили два диска. Значит, двигатель вращает свой вал, два диска и второй вал. Но машина продолжает стоять.

Двигаться она будет только в том случае, если соединить все три условные части автомобиля. То есть в коробке передач надо включить какую-либо передачу, которая соединит второй и третий валы.

А теперь давайте подумаем, какие части соединить сначала: первую и вторую (два диска) или вторую и третью (валы в коробке передач)?

Если сначала соединить два диска, то половина шестеренок в коробке передач, связанных с валом второго диска, начнет вращаться. Сможем ли мы потом соединить их с неподвижными шестеренками, которые связаны с последним третьим валом?

Не сможем! Зуб на зуб – "тресь", "хрясь"... и они поломались. Значит, мы выбрали неверный путь!

Оставим в покое два диска и соединим сначала вторую и третью части машины. То есть, соединим валы в коробке передач, пока шестерни не вращаются. Для этого, с помощью рычага переключения, надо включить некую передачу.

После включения передачи мы имеем уже не три, а только две части автомобиля. Одна из них двигатель с вращающимся валом и диском, другая второй диск, который через шестерни и валы связан с колесами автомобиля. Остается лишь соединить два диска, и машина поедет!

Но это как раз и есть та самая проблема, с которой сталкивается каждый, кто впервые садится за руль. "Бороться" с этой проблемой мы с вами будем в этой же главе, но чуть позже.

В данный момент вам необходимо знать, что два диска на рисунке 25 есть не что иное, как механизм сцепления, который управляется с помощью педали сцепления. И когда педаль находится наверху, то есть водитель ее не трогает, два диска под воздействием очень сильных пружин соединены вместе!

Рис. 25. Схема силовой установки автомобиля на примере заднеприводного автомобиля

А если в это время в коробке передач включена какая-либо передача? Тогда, при пуске двигателя, машина прыгнет вперед! Поэтому, для гарантии безопасности, для уменьшения массы вращающихся деталей, а также для уменьшения сопротивления вращению – перед пуском двигателя сначала надо отделить его от трансмиссии автомобиля. Для этого вы должны нажать педаль сцепления вниз "до пола" и разъединить два диска (рис. 25).

Давайте разберемся с тем, как правильно нажимать педаль сцепления.

Левая нога водителя предназначена только для одной педали – педали сцепления! И если пришло время ее нажимать, то вы должны переместить свою левую ногу из "дома" на педаль и тщательно там ее "пристроить". Причем именно "пристроить", так как первое время ваши движения будут не очень уверенными и точными.

Когда стопа левой ноги ложится на педаль, вы должны ощущать ее поверхность и, в то же время, у стопы должна быть готовность к значительному сопротивлению со стороны педали.

Как этого достичь? Надо выбрать ту зону стопы,

которая будет в состоянии работать долго и продуктивно (рис. 26). Пальцы стопы – самая чувствительная ее часть, но и самая слабая. Подушечки стопы – в меру чувствительны и в то же время сильны. Впадина стопы – самая сильная ее часть, но она не чувствует педали.

Рис. 26. Зоны стопы: I – пальцы; II – подушечки; III – впадина; IV – пятка

Что выберем? Конечно подушечки!

Исходя из вышеизложенного, вы должны пристроить стопу своей левой ноги на педали сцепления так, чтобы ее подушечки ощущали педаль и были готовы к немалому усилию.

В зависимости от размера вашей обуви, пятка (каблук) может оказаться на полу, а может и висеть в воздухе – то и другое допустимо. Но когда вы начнете нажимать педаль – опоры на пятку быть не должно!

Нажимать педаль сцепления следует быстро, одним движением, до конца хода педали ("до пола"). При этом основную работу выполняет не стопа, а коленка! Именно она как бы давит подушечками стопы на педаль, заставляя пятку скользить по полу (рис. 27).

Рис. 27. Положения левой ноги при нажатии педали сцепления: 1 "пятка стоит"; 2 – "пятка приподнялась"; 3 – "пятка скользит"; 4 – "пятка стоит"

После того, как вы до конца нажали педаль, можно и нужно ослабить напряжение в ноге – обопритесь пяткой о пол, удерживая педаль нажатой. Почувствуйте и запомните эти движения и это состояние, в процессе вождения автомобиля все это будет повторяться тысячи и тысячи раз.

Итак, педаль нажали, удерживаем ее внизу. Как ее отпускать, поговорим чуть позже, а пока идем дальше по схеме (рис. 24).

Пуск двигателя

Пуск "горячего" двигателя. Давайте считать, что двигатель автомобиля полностью прогрелся, пока ваш помощник перегонял машину от места ее стоянки до площадки, на которой вы сейчас находитесь.

Поскольку двигатель сейчас "горячий", то достаточно лишь повернуть ключ "на старт", как он сразу же заведется.

Это совсем не сложно. Посмотрите на рисунок 28.

Рис. 28. Положения ключа в замке зажигания

У замка зажигания есть три основных положения. В зависимости от модели автомобили, замок может располагаться справа или слева от руля, иметь дополнительные позиции и условия для включения, но любой замок имеет эти три основных положения:

I. Зажигание выключено.

П. Зажигание включено.

III. Стартер включен.

Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II.

Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла, мигающая лампочка стояночного тормоза и другие (после пуска двигателя большинство из них погаснет).

Далее вам надо решительно повернуть ключ в позицию III, приблизительно на 45° от предыдущего положения, и стартер начнет проворачивать коленчатый вал двигателя. Не будем углубляться в предмет "Устройство автомобиля" (см. лучше "Учебник по устройству автомобиля"), но правила пользования стартером знать надо.

Стартер является самым "крупным" потребителем электроэнергии, запас которой в машине, естественно, не безграничен. Поэтому удерживать ключ в положении "стартер включен" следует разумное время.

Если двигатель вашего автомобиля исправен и отрегулирован, то, удерживая ключ в третьей позиции, через 2–3 секунды вы почувствуете, что мотор завелся. Сразу же надо "бросить" ключ! Пальцы следует просто разжать, а руку вернуть на рулевое колесо. Ключ под воздействием возвратной пружины самостоятельно вернется во вторую позицию и останется там до окончания вашей поездки.

Другое дело, если у вас "видавший виды" "боевой конь", доставшийся по наследству. С первого раза он может и не завестись. Поэтому будьте готовы "бросить" ключ через 10–15 секунд после начала работы стартера, независимо от достигнутого результата. Стартеру и аккумуляторной батарее надо дать передышку! Если держать ключ "до посинения", то через 1015 минут можно будет выбросить не только полностью разряженную аккумуляторную батарею, но и дымящийся стартер тоже.

Иными словами, поворачиваем ключ "на старт", ждем начала работы двигателя, "бросаем" ключ, как только он заведется или не позже чем через 10–15 секунд, если он не заведется.

Если двигатель не завелся, то возвращаем ключ в позицию I (рис. 28), после небольшой передышки (1–2 минуты) пробуем еще раз, далее опять передышка, потом еще 5–6 попыток, а затем ищем специалиста, который определит причину неисправности системы пуска двигателя и устранит ее.

Пуск "холодного" двигателя. Если вам предстоит запуск двигателя, который за ночь или просто за несколько часов бездействия полностью остыл, то следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Нажать педаль сцепления и удерживать ее внизу.

2. Выключить передачу, если она была включена на время стоянки.

3. Полностью вытянуть на себя рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора (рукоятка "подсоса").

4. Повернуть ключ в замке зажигания в положение III – "Стартер включен" и запустить двигатель.

5. Плавно отпустить педаль сцепления. Затем надо прогреть двигатель, контролируя степень прогрева по указателю температуры охлаждающей жидкости, расположенному на щитке приборов вашего автомобиля.

После запуска двигателя, а также по мере его прогрева вам придется регулировать обороты коленчатого вала. Надо поддерживать их в пределах 1500–2000 об/мин, и делается это с помощью рукоятки "подсоса". Задвигая ее или вытягивая, вы тем самым уменьшаете или увеличиваете количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя, и, соответственно, меняете частоту вращения коленчатого вала. Когда двигатель окончательно прогреется, рукоятку "подсоса" надо будет полностью задвинуть.

Начинать свои первые поездки следует на полностью прогретом двигателе, так как холодный двигатель работает неустойчиво и не очень хорошо "тянет", а у вас и без этого на первое время проблем хватит. Позже, когда вы уже немного научитесь водить автомобиль, можно будет начинать движение, не дожидаясь полного прогрева, поскольку современные автомобили в этом не нуждаются. Система подачи топлива и система смазки двигателя давным-давно претерпели качественные изменения по сравнению с автомобилями начала XX века. Двигатель не пострадает оттого, что почти сразу после его запуска вы начнете движение. Кстати, исследования показывают, что именно в процессе прогрева двигателя производится максимальное количество вредных выбросов в атмосферу. А ведь от чистоты воздуха зависит здоровье наше и наших детей!

Будем считать, что двигатель вы запустили успешно, и поэтому пойдем дальше по нашей схеме (рис. 24).

Первая передача

Полагаю, что за время, потраченное на запуск и прогрев двигателя, вы уже забыли о своей левой ноге. Сейчас о ней надо вспомнить.

Включить первую передачу вам удастся только в том случае, если второй диск на схеме 25 не будет вращаться, а для этого педаль сцепления должна находиться в нижнем положении.

Если после запуска холодного двигателя вы отпустили педаль, то сейчас ее надо снова нажать.

Если вы все еще удерживаете педаль сцепления нажатой (после запуска горячего двигателя), то можете спокойно, без вреда для шестеренок, включать первую передачу.

После непродолжительной тренировки с рычагом переключения передач, представляя в уме коридоры, шарик и пружину (см. рис. 16–23), переключать передачи вы научились. Поэтому сейчас для вас не составит труда легким изящным движением кисти правой руки включить первую передачу (см. рис. 17).

Итак, педаль сцепления внизу, двигатель работает, и только что была успешно включена первая передача. На этом заканчивается техническая часть подготовки машины к началу движения. Пора переходить ко второму этапу подготовки.

Информационная часть подготовки к началу движения

Не знаю, как насчет обычной жизни, а относительно жизни на дороге могу сказать, что уверенно себя чувствует и успешно водит машину по дорогам только тот водитель, который живет по принципу: "Сначала дай, потом возьми".

Применять этот принцип в быту или не применять, решите без меня, но если вы хотите выехать на дорогу и чувствовать себя в безопасности, то придется воспользоваться нижеизложенной информацией.

Указатели поворота

Перед началом движения надо включить указатели поворота налево. Иногда указатели приходится включать и направо. Но это только в том случае, если ваш автомобиль припаркован на левой стороне дороги, чего в ближайшее время делать вам не советую, так как начинать движение от левого тротуара намного сложнее, чем от правого.

"А зачем их вообще включать? Ведь я вижу через зеркало, что сзади никого нет!" – это реплика недальновидного ученика.

Вы же хотели стать хорошим водителем! Стоит ли сразу нарушать проверенные временем заповеди?

До тех пор, пока вы не дадите информацию, брать ее нельзя!

Зеркала для вас начнут существовать лишь после того, как указатели поворота будут уже включены! И это не прихоть автора, а обоснованное требование.

Давайте вспомним разговор о зеркалах и о "мертвых" непросматриваемых зонах на рисунке 7. Учтите, иногда в такой зоне спокойно умещается не только легковой автомобиль, но большой грузовик!

Начало движения вашего автомобиля без мигающих указателей поворота будет полной неожиданностью для водителя проезжающей мимо машины, с вытекающими отсюда последствиями. Поэтому сначала – указатели!

Техника включения указателей несложна. Однако, если на первом же уроке не научиться делать это правильно, то в дальнейшем ошибка перерастает в пагубную привычку.

Есть общеизвестные ошибки при работе с рычагом переключения указателей поворота. Например, некоторые водители полностью убирают левую руку с руля и, взявшись за рычаг всей "пятерней", дергают его вниз или вверх.

Кстати, а куда "дергать-то", вверх или вниз?

С сожалением уведомляю вас о том, что есть большая "армия" людей, объединенная общей для них проблемой. Они путают "правое" с "левым".

Поверьте, на дороге это не безобидная "ошибочка".

Дезинформация оборачивается крупнейшими авариями и, как правило, с участием в них самих дезинформаторов. Поэтому давайте со всем этим разбираться (рис. 29).

Рис. 29. Рычаг переключения указателей поворота

Во-первых, переключать рычаг указателей поворота желательно одним пальцем (любым, которым вам удобнее), в то время как кисть левой руки должна оставаться на руле.

А во-вторых, сейчас будем лечиться от путания сторон. "Вылечиться", по крайней мере при работе с указателями поворота, можно очень просто.

Оставьте на руле всю или хотя бы часть ладони, дотянитесь вытянутыми пальцами до рычага переключения указателей и зажмите его между указательным и средним пальцем. Затем, не отпуская рычаг, покрутите руль немного вправо-влево. Результат не заставит себя ждать. Хотите вы того или нет, указатели будут сами включаться именно в ту сторону, в которую надо.

Конечно, двигаясь по реальной дороге, все это надо проделать мысленно и переключить рычаг в нужную сторону до начала работы рулем. При этом совершенно не надо знать, "направо" это или "налево", самое главное – указатели будут включены в "ту" сторону, куда вы собираетесь поворачивать.

Кстати, не забывайте выключать указатели после завершения любого маневра. В нашем случае, окончанием маневра будет считаться тот момент, когда машина отъедет от тротуара и займет прямолинейное положение в некой реальной или воображаемой полосе движения.

На исправном автомобиле, при возврате руля в положение прямолинейного движения указатели поворота выключаются автоматически (рычаг переключения указателей поворота автоматически возвращается в нейтральное положение). Правда, это происходит только в том случае, если руль поворачивался на угол не менее 120–180°. В противном случае водитель должен выключить указатели самостоятельно.