Похожие публикации

М. Мишин Самоделки для сада и огорода
Документ
Любительское садоводство и огородничество—тот же спорт, и притом очень распространенный. Войдите в субботний день весной или осенью в электричку: дачн...полностью>>

М. Мишин Самоделки для сада и огорода
Документ
Любительское садоводство и огородничество—тот же спорт, и притом очень распространенный. Войдите в субботний день весной или осенью в электричку: дачн...полностью>>

М. Мишин Самоделки для сада и огорода
Документ
Предлагаем вашему вниманию конструкцию пленоч­ного укрытия для гряд, отличающуюся как простотой, так и немалыми достоинствами: она обеспечивает для ра...полностью>>

М. Мишин Самоделки для сада и огорода
Документ
Льдобур, предназначенный для рыболовов, огородни­ки-любители с успехом используют для очагового вне­сения удобрений. Покрутил минуту за ручку — и гото...полностью>>



Пояснительная записка развернутое тематическое планирование составлено на основе (5)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

  • федерального компонента образовательного стандарта для начального общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;

  • примерной программы начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);

  • авторской программы по курсу «Окружающий мир» (авторский коллектив: А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин);

  • учебного плана общеобразовательного учреждения.

На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в не
делю). -
В том числе:

  • на написание контрольных работ - 2 часа;

  • проведение экскурсий - 4 часа.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:

-Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2009.

  • Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество») : учебник : в 2 ч. Ч, 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. - М. : Баласс, 2009.

  • Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М.: Баласс, 2009.

-Харитонова, Н. В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2 / Н. В. Харитонова, Е. В. Сизова, Е. И. Стойка. - М.: Баласс, 2009.

  • Родыгина, О. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): методические рекомендации для учителя / О. А. Родыгина, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2008.

  • Данилов, Д. Д. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»): методические рекомендации для учителя / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. - М. : Баласс, 2008.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по курсу «Окружающий мир» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».


Технологическая карта

Окружающий мир. 4 класс.

п/п

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элемент

содержания

Требования к

компетенции

обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

Система заданий (базовый уровень)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (17 часов)

1

Как устроен организм человека

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Знать, что каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль. Иметь представление о работе системы органов кровообращения, нервной системе, органах чувств, выделения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательной системе. Уметь называть системы органов у человека

Фронтальный опрос

Система органов. Первая помощь при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегреве

С. 6-11, отвечать на вопросы

2

Кожа - «пограничник» организма

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Система органов чувств, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Кожа - орган осязания. Защитные функции кожи. Значение кожи для здоровья человека

Знать, что кожа защищает организм от трения, легких ударов и уколов, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, от высыхания и размокания; что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа - орган осязания. Уметь составлять правила ухода за кожей; рассказывать, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при работе с ядовитыми веществами, при шитье и вязании

Задания по группам

Кожа

С. 12-15, отвечать на вопросы

3

Как человек двигается

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Опорно-двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма.

Знать, что сокращение мышц изменяет положение костей, подвижно соединенных в суставах, позволяя человеку двигаться.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Скелет. Позвоночник. Кость. Сустав. Сухожилие. Мышца

С. 16-19, отвечать на вопросы

Гигиена систем органов. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах

Уметь находить на рисунке названия отдельных костей и частей скелета, выяснять их значение; составлять правила поведения, для того чтобы избежать переломов и вывихов

4

Путешествие бутерброда

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Пищеварительная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника

Знать, что органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами.

Уметь называть органы пищеварения; определять роль органов пищеварения; рассказывать, как организм борется с отравлениями; объяснять, почему надо беречь зубы

Беседа по вопросам

Пищевод. Желудок. Кишечник. Переваривание пищи. Жиры. Минеральные соли. Витамины

С. 20-25, отвечать на вопросы

5

Как удаляются ненужные вещества

1

Комбинированный

Знать, что органы выделения очищают кровь от отходов жизнедеятельности клеток и выводят избыток воды.

Уметь называть органы выделения; объяснять, почему почки - главный орган выделения

Самостоятельная работа

Почки. Мочеточники. Мочевой пузырь. Моча

С. 26-27, отвечать на вопросы

6

Для чего и как мы дышим

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Двигательная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека

Знать, что благодаря органам дыхания из воздуха в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ; что кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Уметь называть органы дыхания; рассказывать, как происходят у человека вдох и выдох; объяснять, почему вредно вдыхать воздух ртом на морозе; объяснять, чем полезны чихание и кашель для защиты нашего организма; называть способы,

с помощью которых можно не заразить друзей, навестивших тебя во время болезни

Устный опрос

Носовая полость. Легкие. Гортань. Бронхи. Профилактика простудных (инфекционных) заболеваний. Иммунитет

С. 28-31, отвечать на вопросы

7

Волшебная восьмерка

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Знать, что органы кровообращения -главный «транспорт» в организме. Уметь называть органы кровообращения; рассказывать о путешествии крови в организме; рассказывать, как работает сердце; объяснять, почему кровь, поступающая от легких, не смешивается в сердце с кровью, идущей от других органов

Фронтальный и индивидуальный опрос

Сердце. Артерии. Вены. Капилляры

С. 32-35, отвечать на вопросы

8

Что такое кровь?

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Кровеносная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Рассматривание условий, необходимых для жизни и нормальной работы клеток тела

Знать, что кровь - это внутренняя среда организма, поддерживающая благоприятные для жизни клеток условия.

Уметь называть условия, которые нужны для жизни и нормальной работы клеток тела; рассказывать, из чего состоит кровь, какую работу выполняют клетки крови

Фронтальный опрос

Кровь. Плазма. Кровяные пластинки. Белые кровяные клетки. Красные кровяные клетки

С. 36-

37, отвечать на вопросы

9

Почему наш организм работает слаженно

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Нервная система, ее роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Знать, что нервная система управляет работой каждого органа и всего организма; что большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия на основе своего опыта. Уметь называть органы нервной системы; указывать, где расположены органы нервной системы; приводить примеры сознательных и бессознательных действий; определять роль больших полушарий

в жизни человека; рассказывать о роли сна для человека

Работа в парах

Головной мозг. Большие полушария. Спинной мозг. Нервы. Гормоны помощники нервной системы

С. 38-41, отвечать на вопросы

10

Окна в окружающий мир

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов

Знать, что орган зрения - важнейший орган чувств человека; что он дает наиболее полную информацию об окружающем мире на расстоянии. Уметь называть, из каких частей состоит глаз; рассказывать, как глаз защищен от повреждений; составлять правила сохранения зрения

Индивидуальный опрос

Орган зрения. Хрусталик. Сетчатка

С.42-45, отвечать на вопросы

11

Многогранный мир чувств

1

Комбинированный

Общее представление о строении тела человека. Системы органов чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

Знать, что мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает. Уметь называть органы чувств; рассказывать, как устроен орган слуха; объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

Фронтальный опрос

Органы слуха. Органы равновесия. Органы обоняния. Органы вкуса. Органы осязания

С. 46-49, отвечать на вопросы

12

Родители и дети

1

Комбинированный

Знать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребенка своим молоком, а организм мужчины - для работы по обеспечению и защите семьи; что оба родителя и все человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей. Уметь сравнивать строение тела женщины и мужчины; называть отличия семьи человека и семьи

Работа в парах)

Обучение потомства. Вынашивание. Выкармливание молоком

С. 50-53, отвечать на вопросы

животных; рассказывать, чем отличается роль женщины от роли мужчины в семье

13

Отчего мы иногда болеем

it!4 '

1

Комбинированный

Ознакомление с понятиями: «болезнь», «микроб», «причины болезни», «симптомы». Обсуждение вопросов: что помогает человеку побеждать (избегать) болезни

Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать. Уметь рассказывать, как можно бороться с малоподвижным образом жизни; объяснять, как болезнь нарушает порядок в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

Беседа по вопросам

Травма. Возбудитель болезни. Невосприимчивость к болезни. Прививка. Иммунитет. Эпидемия

С. 54-57, отвечать на вопросы

14

Наши предки - древесные жители

1

Комбинированный

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Отличия человека от обезьян. Общение людей. Речь - помощница общению

Знать, что люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах, развитием мышц ног и опорой на стопу; что люди могут предвидеть события, продумать свои действия; что общаются люди с помощью речи.

Уметь называть особенности строения тела, свойственные только человеку; сравнивать речь людей и звуковые сигналы животных; называть главное отличие человека от животных

Самостоятельная работа

С. 58-61, отвечать на вопросы

15

На заре человечества

1

Комбинированный

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать, что с тех пор, как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества; что общественный опыт стал главным условием развития человека. Уметь объяснять значение слов «орудия труда», «человек разумный»; называть отличия первых людей от своих предков; объяснять, что помогло человеку расселиться по нашей планете

Устный опрос

Орудия труда. Человек разумный

16

Контрольная работа по теме «Как работает организм человека»

1

Контроль ЗУН

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа (20 мин)

17

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Как работает организм человека»

1

Обобщение знаний

Знать изученный материал по теме «Как работает организм человека». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Работа в парах

С. 66, отвечать на вопросы

Раздел 2. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17 часов)

18

Рукотворная жизнь

1

Комбинированный

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Знать, что человек одомашнивал полезные ему растения и животных; что он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы; понятия «культурные растения», «домашние животные». Уметь называть отличия диких растений и животных от своих культурных собратьев; объяснять, почему так много разных сортов растений и пород животных; рассказывать о своем домашнем животном

Беседа по вопросам

Сорт. Порода. Искусственный отбор. Селекция

С. 67-71, отвечать на вопросы

19

На службе у человека

1

Комбинированный

Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Знать, что выращиванием культурных растений и домашних животных занимается сельское хозяйство; что разнообразные средства и методы позволяют увеличить продуктивность сельского хозяйства. Уметь рассказывать, как и почему менялось хозяйство человека; называть отрасли сельского хозяйства; описывать развитие сельского хозяйства в будущем; объяснять, какими способами можно добиться увеличения урожая и увеличения продукции животноводства

Самостоятельная работа

Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство

С. 72-77, отвечать на вопросы

20

Покорение силы

1

Комбинированный

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать, что разум позволил человеку изобрести механизмы, увеличивающие силу и ловкость. Уметь объяснять, как можно увеличить свою силу и ловкость; рассказывать, как можно вытащить тяжелую лодку из воды на берег, как поднять бревно на стену строящегося дома. Иметь представление об изобретении первых часов с маятником

Устный опрос

Рычаг. Колесо. Наклонная плоскость. Клин

С. 78-81, отвечать на вопросы

21

Как человек использует свойства воды

1

Комбинированный

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе

Знать, что люди изучили свойства воды, привыкли учитывать их в повседневной жизни и изобрели машины, использующие эти свойства. Уметь называть свойства воды (выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять; вода не имеет вкуса, цвета, запаха); объяснять, как очистить

Самостоятельная работа

Закон сообщающихся сосудов. Выталкивающая сила воды

С. 82-86, отвечать на вопросы

23

Как человек использует свойства воздуха

1

Комбинированный

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

Знать, что люди научились использовать воздушное пространство, силу ветра, свойства воздуха и его составных частей. Уметь называть свойства воздуха (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость); перечислять состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ).

Иметь представление об использовании водорода, углекислого газа, азота и кислорода

Фронтальный опрос

Состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ)

С. 88-91, отвечать на вопросы

24

Горные породы и минералы

1

Комбинированный

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

Знать, что люди научились изменять форму камня и широко используют его как строительный материал; что из горных пород извлекают разнообразные минеральные вещества и используют их свойства. Уметь называть свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твердость); рассказывать о способах изготовления

Беседа по вопросам

Горные породы. Минералы, драгоценные камни

С. 92-97, отвечать на вопросы

предметов нужной формы из горных пород и минералов; перечислять свойства горных пород, которые используются в строительстве; называть различия горных пород и минералов; объяснять, чем твердость отличается от прочности и от хрупкости.

Иметь представление о драгоценных и поделочных камнях

25

Металлы

1

Комбинированный

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера)

*

Знать, что использование металлов позволило производить изделия любой формы и прочные материалы со специально заданными свойствами. Уметь перечислять, какими свойствами металлов не обладают камни; объяснять, почему металлы холодные на ощупь; называть свойства металлов (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество). Иметь представление о том, как металлы обрабатывают; что у каждого металла есть особые свойства

Самостоятельная работа

Сплав. Как

обрабатывают

металлы

С. 98-103, отвечать на вопросы

26

Приручение огня

1

Комбинированный

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе

Знать, что человечество прошло путь технического прогресса от костра до пламени ракеты, используя все новые виды топлива и способы его сжатия.

Уметь рассказывать, какие преимущества получили древние люди, когда стали использовать огонь; объяснять, чем горючее напоминает джинна в бутылке; рассказывать, как тепло попадает в квартиру

Устный опрос

Ископаемое топливо

С.104-

106,

отвечать на вопросы

27

Ракетный

двигатель.

Невидимая

сила

1

Комбинированный

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила безопасного поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные

Знать, что электричество - универсальный вид энергии; что для получения электричества пригодны любые виды топлива или силы природы; что электричество позволило создать современную технику в быту и на производстве.

Иметь представление о создании ракетного двигателя; на что способна энергия электронов, стремящихся туда, где их не хватает; о явлениях «электричество» и «магнетизм»

Устный опрос

Электричество. Магнетизм. Энергия электронов. Ракетный двигатель

С. 107-111,

отвечать на вопросы

28

Звук - колебания среды. Свет-колебания потока частиц

1

Комбинированный

Знать, что волнообразные колебания частиц широко распространены в природе; что их изучение помогло создать невиданные приборы, о которых еще сто лет назад люди даже не мечтали.

Иметь представление о том, что такое звук; как распространяется звук; почему свет распространяется не так, как звук

Беседа по вопросам

Звук - колебания среды. Свет - колебания потока частиц. Радиоволны

С. 112-117,

отвечать на вопросы

29

Человек проникает в тайны природы

1

Комбинированный

Знать, что человек осваивает просторы Вселенной, проникает в глубины микромира, познает структуру вещества, находит новые виды энергии, перерабатывает огромную информацию; что накопленные знания позволяют людям все быстрее и глубже проникать в тайны природы и использовать ее богатства на благо человека. Иметь представление о том, для чего нужны знания о строении веществ; чем занимаются люди в космосе

Самостоятельная работа

Синтетические вещества. Искусственный спутник. Компьютер. Робот

С.118—

121,

отвечать на вопросы

30

Как нам жить?

1

Комбинированный

ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)

Знать, что бесконтрольное могущество человека - самая большая угроза в современном мире; чтобы избежать этой угрозы, необходимо перейти к экологическому типу хозяйства.

Иметь представление о трех типах хозяйства (присваивающем, производящем, экологическом); рассказывать, как можно сохранить диких животных и растения

Устный опрос

Экологическое хозяйство

С.122-126,

отвечать на вопросы

;ЙЬ;..

31

Контрольная работа по теме «Рукотворная природа»

1

Контрольный

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа (20 мин)

32

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Рукотворная природа»

1

Обобщение знаний

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности)

Знать изученный материал по теме «Рукотворная природа». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Работа в парах

С. 127, отвечать на вопросы

33

Итоговая контрольная работа по курсу «Окружающий мир»

1

Контрольный

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа (20 мин)

34

Обобщение по курсу «Окружающий мир»

1

Обобщение знаний

Человек - часть природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу

Знать изученный материал по курсу «Окружающий мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы

Беседа по вопросам

С. 128-135,

отвечать на вопросы

Раздел 3 .ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (6 часов)

35

Кого можно назвать человеком?

1

Комбинированный

Человек - член общества

Знать, что человек отличается от всех живых существ тем, что в нем соединяются признаки врожденные и признаки, приобретаемые i обществе; что только в обществе ребенок может вырасти человеком, научиться думать, разговаривать, понимать других людей. Уметь называть отличия между врожденными и приобретенными признаками человека; рассказывать, как жизнь в обществе помогает ребенку вырасти человеком

Индивидуальный опрос

Врожденные признаки человека. Приобретенные в обществе признаки человека. Внутренний духовный мир

С. 8-11, отвечать на вопросы

36

Посмотри в свое «зеркало»

1

Комбинированный

Человек - член общества

Знать, что каждый человек, живущий в обществе, становится личностью с неповторимыми особенностями внутреннего мира. Уметь объяснять, как сознание может помочь человеку стать личностью; указывать, зачем человеку сила воли

Устный опрос

Личность. Сознание. Воля. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах

С. 12-15, отвечать на вопросы

37

Как понять, что творится У друга на душе?

1

Комбинированный

Человек - член общества

Знать, что внутренний мир каждого человека наполнен эмоциями - переживаниями того, что происходит в данный момент с человеком и в окружающем его мире. Уметь сравнивать положительные и отрицательные эмоции; называть правила проявления эмоций; определять положительные и отрицательные эмоции; рассказывать, как эмоции помогают человеку в жизни

Работа в парах

Эмоции положительные и отрицательные

С. 16-19, отвечать на вопросы

38

Переживания, испытанные временем

1

Комбинированный

Человек - член общества

Знать, что кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувства; что чувства - это не зависящие от места и времени отношения человека к конкретным людям или предметам окружающего мира.

Уметь называть отличия чувства от эмоций; рассказывать, как можно улучшить настроение и избавиться от тревоги

Беседа по вопросам

Чувства

С. 20-23, отвечать на вопросы

39

Как узнать человека?

1

Комбинированный

Человек - член общества

Знать, что нельзя оценивать человека по внешности; что только в общении мы может узнать внутренний мир другого человека, познакомиться с чертами его характера. Уметь перечислять положительные и отрицательные черты характера; рассказывать, как узнать личность, характер другого человека; объяснять пословицу «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер»

Работа в парах

Оптимист.

Пессимист.

Характер

С. 24-27, отвечать на вопросы

40

Обобщение по теме «Человек и его внутренний мир»

1

Обобщение знаний

Человек - член общества

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Беседа по вопросам

Раздел 4. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов)

41

Что такое общество

1

Комбинированный

Общество - люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

Знать, что обществом можно на-

звать людей, у которых есть общие

интересы.

Уметь объяснять, что такое общество; рассказывать, почему возникают конфликты; называть способы разрешения конфликтов

Индивидуальный опрос

Общество.

Конфликт.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет

С. 28-31,

отвечать

на вопросы

42

Как жить

в мире людей

1

Комбинированный

Уважение к чужому мнению.

Человек - создатель и носитель

культуры.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений

со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

Знать, что для того, чтобы оценивать свои поступки, у человека есть совесть, а общество создает свои правила поведения.

Уметь рассказывать, с помощью каких «инструментов» общество и человек могут оценивать свои по-

ступки; объяснять, что такое совесть; сравнивать право и мораль; понимать выражения и объяснять их значения («сделано на совесть», «без зазрения совести», «будет на моей совести», «жить по закону», «закон природы»)

Индивидуальный опрос

Совесть. Мораль. Право

С. 32-35,

отвечать на вопросы

43

Мое общество

1

Комбинированный

Знать, что для каждого человека общество состоит из многих общественных групп и круга его общения. Уметь объяснять, что называют общественной группой; называть общественные группы, в которых ты знаком с каждым человеком; называть общественные группы, в которых ты знаешь не всех, но можешь объяснить, что тебя объединяет с этими людьми; объяснять, что такое человечество; перечислять людей из своего круга общения

Устный

опрос

Общественные группы.

Человечество

С. 36-39,

отвечать

на вопросы

44

Права человека

1

Комбинированный

Общество - люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения

Знать, что в современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Уметь объяснять выражение «права человеческой личности»; перечислять известные права человека в современном обществе; называть свои обязанности перед близкими людьми

Беседа по вопросам

Права человека

С. 40-43, отвечать на вопросы

45

Контрольная работа по теме «Человек»

1

Контроль ЗУН

Знать изученный материал по теме «Человек».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа (20 мин)

46

Обобщение по теме «Человек в мире людей»

1

Обобщение знаний

Учимся решать жизненные задачи

Устный опрос

С. 44

Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (8 часов)

47

Первобытный мир - первые шаги человечества

1

Комбинированный

Человек - член общества

Иметь представление о том, что всемирная история началась с эпохи Первобытного мира; что это было время (более 2 млн лет назад -5 тысяч лет назад) появления людей, которые постепенно овладевали самыми главными человеческими умениями

Устный опрос

Эпоха. Первобытный мир

С. 45-51, отвечать на вопросы

48

Древний мир -рождение первых цивилизаций

1

Комбинированный

Человек - член общества

Иметь представление о том, что Древний мир (5 тысяч лет назад -V век новой эры) - время возникновения первых городов и государств, которые передали нам достижения своей культуры

Индивидуальный опрос

Эпоха Древнего мира. Цивилизация

С. 52-55, отвечать на вопросы

49

Древний мир -рождение первых цивилизаций

1

Комбинированный

Человек - член общества

Уметь составлять короткий рассказ о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Древнего мира (расположение на карте, достижения науки и культуры, известные исторические события); называть главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира

Устный опрос

С.56-59, отвечать на вопросы

50

Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем

1

Комбинированный

Человек - член общества

Иметь представление о том, что Средние века (V-ХVвека) - время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими

Работа в парах

Эпоха Средних веков

С. 60-63, отвечать на вопросы

51

Эпоха Средних веков - между древностью и новым временем

1

Комбинированный

Человек - член общества

Уметь определять по карте «Средние века» расположение цивилизаций; рассказывать о цивилизованных странах, которые существовали в эпоху Средних веков (расположение на карте, достижения науки и культуры, господствующая религия, известные исторические события)

Беседа по вопросам

С. 64-67, отвечать на вопросы

52

Новое время -торжество Европы

1

Комбинированный

Человек - член общества

Иметь представление о том, что Новое время (XV - начало XX века) - эпоха стремительного развития европейских стран, множества открытий и изобретений

Индивидуальный опрос

Новое время

С. 68-73, отвечать на вопросы

53

Новейшее время - трудный шаг

к единому человечеству

1

Комбинированный

Человек - член общества

Иметь представление о том, что Новейшее время (XX-XXI века) - эпоха многих научных открытий,

несущих пользу всему человечеству, и одновременно эпоха мировых войн и тяжелых испытаний

Индивидуальный

опрос

Эпоха Новейшего времени. ООН

С. 74-79, отвечать на вопросы

54

Обобщение по теме «Человек и прошлое человечества»

1

Обобщение знаний

Человек - член общества

Знать изученный материал по теме «Человек и прошлое человечества». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Устный опрос

Раздел 6. ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5 часов)

55

Короли, президенты и граждане

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

t

Знать, что единое человечество состоит из граждан разных государств. Уметь объяснять слова «я - гражданин России»; сравнивать монархические государства и республики; сравнивать демократические государства и диктатуру; приводить примеры, как может быть нарушено право человека на участие в управлении своим государством; рассказывать, как организована власть в России; доказывать, что Россия является демократической республикой

Беседа по вопросам

Право человека на участие в управлении своим государством. Свобода слова

С. 80-85, отвечать на вопросы

56

Расы и народы

1

Комбинированный

Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры

Знать, что человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Уметь объяснять, что такое раса; называть большие расы, которые выделяют в современном обществе

Устный опрос

Раса. Национальность. Равенство людей независимо от рас и национальностей

С. 86-89, отвечать на вопросы

57

Кто во что верит

1

Комбинированный

Знать, что человечество многолико и складывается из разных рас, народов, граждан отдельных государств, верующих разных религий и атеистов. Уметь объяснять, что называют религиозными обрядами; называть отличия между верующими людьми и атеистами

Устный опрос

Верующие. Атеисты. Свобода совести. Религии мира

С. 90-96, отвечать на вопросы

58

Пути духовных исканий

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Иметь представление о мировых религиях

Работа в парах

Буддизм. Индуизм. Конфуцианство.

Даосизм. Иудаизм. Христианство. Ислам

С. 96-97, отвечать на вопросы

59

Обобщение по теме «Человек и многоликое человечество»

1

Обобщение знаний

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле

Знать изученный материал по теме «Человек и многоликое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Беседа по вопросам

Раздел 7. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (9 часов)

60

Мировое хозяйство

1

Комбинированный

Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей

Знать, что мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой природными богатствами, продуктами, вещами, объединяет человечество.

Уметь объяснять, для чего были придуманы деньги

Устный опрос

Взаимосвязь всех людей в обществе. Труд. Деньги. Собственность

С. 98-101, отвечать на вопросы

61

Мировое сообщество государств

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры

Иметь представление о том, что Организация Объединенных наций, в которую входят почти все государства планеты, объединяет под своим флагом все человечество. Уметь рассказывать, для чего была создана ООН

Работа в парах

Взаимосвязь всех людей в обществе. Всеобщая декларация прав человека

С.102-105,

отвечать на вопросы

62

Что человечество ценит больше всего?

1

Комбинированный

Знать, что общечеловеческие ценности - все то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество. Уметь называть памятники культуры родного края; называть общечеловеческие ценности

Беседа по вопросам

Общечеловеческие ценности

С.106-109, отвечать на вопросы

63

Как нам жить?

1

Комбинированный

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек - член общества. Взаимоотношения

Знать, что существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы.

Уметь перечислять известные глобальные проблемы человечества;

Беседа по вопросам

Глобальные

(всеобщие)

проблемы

С. 110-115, отвечать на вопросы

человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры

объяснять, с какими проблемами человечества связана народная пословица «Сытый голодного не разумеет»

64

Контрольная работа по теме «Человечество»

1

Контрольный

Знать изученный материал по теме «Человечество».

Уметь вьшолнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа (20 мин)

65

Обобщение по теме «Человек и единое человечество»

1

Обобщение знаний

Учимся решать жизненные задачи

Знать изученный материал по теме «Человек и единое человечество». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Беседа по вопросам

С. 116, отвечать на вопросы

66

Итоговая контрольная работа по курсу «Введение в историю»

1

Контрольный

Знать изученный материал по теме. Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Контрольная работа (20 мин)

67

Экскурсия в краеведческий музей

1

Экскурсия

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры

Знать правила поведения в музее. Уметь рассказывать об экспонатах краеведческого музея родного края

Беседа по вопросам

Подготовить сообщение о культурных или исторических памятниках родного края

68

Обобщение по курсу «Введение в историю»

1

Обобщение знаний

Знать изученный материал по теме «Человек и его внутренний мир». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

Фронтальный и индивидуальный опрос

С. 117, отвечать на вопросы. Проект «Мое человечество»