Похожие публикации

Гражданской обороны ( образец ) При оповещении по сигналу гражданской обороны «внимание всем!» с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации: немедленно доводит информацию о воздушной тревоге (внимание!
Документ
немедленно доводит информацию о воздушной тревоге (ВНИМАНИЕ! «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА!) до работников организации (указываются способы и средства доведения ...полностью>>

Лаудэн Дороти Доктор Куин Женщина-врач. Голос сердца
Документ
Солнце уже ярко освещало вершины гор. Чистый воздух сияющего голубого утра прорезали белые столбы дыма, поднимавшиеся над кострами в деревушке индейск...полностью>>

Взависимости от климатических условий птичник строят из дерева, кирпича или камня. Многие птицеводы допускают распространенную ошибку, не придавая особого знач
Документ
В зависимости от климатических условий птичник строят из дерева, кирпича или камня. Многие птицеводы допускают распространенную ошибку, не придавая ос...полностью>>

Взависимости от климатических условий птичник строят из дерева, кирпича или камня. Многие птицеводы допускают распространенную ошибку, не придавая особого знач
Документ
В зависимости от климатических условий птичник строят из дерева, кирпича или камня. Многие птицеводы допускают распространенную ошибку, не придавая ос...полностью>>



Исследовательская работа «Отношения государства и церкви в России»

МОУ СОШ № 11
г. Жуковский Московской области

Исследовательская работа
«Отношения государства и церкви в России»

Ученика 11 «А».кл. Цветкова Сергея

Научный руководитель проекта: Полетаева Ольга Степановна.

2012

План

1. Введение:

а) Актуальность проблемы

б) Историография

в) Задачи исследования

2. I глава. Общая характеристика взаимоотношений государства и церкви:

а) Политическая обстановка на кануне 50-х гг. XVI в.

б) Взаимоотношения государства и церкви, сложившиеся к середине XVI в.

в) Причины и повод созыва Стоглавого собора 1551 г.

3. II глава. Сущность Стоглава:

а) Участники Стоглавого собора

б) Структура Стоглава

в) Основные постановления Стоглавого собора

г) Итог работы Стоглавого собора 1551 г.

4. III глава. Итоги и значение Стоглавого собора:

а) Ограничение церковных привилегий

б) Ратификация постановлений

5 Дальнейшие взаимоотношения государства и церкви

Заключение

Приложение

Библиография

Введение.

Отношения светской и духовной власти в истории всегда находятся в тесной взаимосвязи, которая может носить подчас противоречивый характер - речь может идти как о борьбе, так и о сходстве общих интересов. И это делает данную проблему более интересной для изучения. Взаимоотношения государства и церкви актуальны и на сегодняшний день. Изучением этого вопроса занимаются отечественные и зарубежные историки, философы, социологи.

В данном исследовании взаимоотношения государства и церкви будут рассмотрены на примере материалов Стоглава 1551г. Стоглавый собор явился знаковым событием середины XVI в.: в нём ярко отражаются процессы противостояния и, одновременно с этим, сотрудничества «священства» и «царства».

Многие отечественные учёные-историки занимались изучением Стоглавого собора. И среди их трудов часто встречаются противоречии в отношении главного вопроса: был ли Стоглав борьбой между царским правительством и церковной верхушкой.

Так, например, в работе И.У.Будовниц мы читаем о том, что «Стоглавый собор - арена борьбы светской и духовной власти», в противовес этому утверждению можно привести слова И.В.Беляева: «Стоглав - образец сближения государственной и церковной власти».

Основой для моей работы стали работа Е.Б.Емченко «Стоглав: Исследование и текст» (М: Индрик, 2000г.). Эта книга посвящена, главным образом, источниковедческому изучению Стоглава. Также на основе текстологического исследования удалось определить один из ранних текстов Полной редакции Стоглава, который содержится в книге. Также в работе рассмотрены некоторые идеологические и правовые аспекты памятника.

Монография Б.Н.Флори «Отношение государства и церкви восточных и западных славян» анализирует решения Стоглава, касающиеся трёх аспектов: характера материального обеспечения церкви со стороны светской власти; права светской власти на распоряжение церковными должностями и церковным имуществом; формирования организации, объединяющей лиц духовного сословия и характер её отношений со светской властью.

В работе С.М.Каштанова «Финансы средневековой Руси» (М.Наука, 1988г.) собран материал, показывающий, как постановления Стоглавого собора впоследствии исполнялись.

Работа А.А.Зимина «Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI века» (М.Соцэгиз, 1960г.) - это изучение хода правительственных преобразований в России, и важное место в работе отведено подготовке, проведению и основным решениям Стоглавого собора.

В другой работе А.А.Зимина «И.С.Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века» (М.Издательство АН СССР, 1958г.) дана общая характеристика деятельности собора, публицистические идеи и итоги Стоглава. % ке^ЙПИ. Смирнов «Очерки политической истории Русского государства 30-50х годов XVI в.» (М:Л, 1958г) рассмотрены некоторые вопросы взаимоотношений церковной и светской власти. В целом в советской историографии подчас отмечалось, прежде всего, противостояние между государством и церковью, в работе же Е.Б.Емченко видна противоположная точка зрения, а Б.Н.Флоря говорит о Стоглавом соборе как о своеобразном компромиссе в отношениях двух институтов власти.

Все эти работы помогли мне взглянуть на проблему более объективно.

Задачей данного исследования стало подробное изучение источника, текста Стоглава 1551г., и выявление ответов на ряд вопросов: каковы основные позиции царского правительства по отношению к русской православной церкви, в чём общность и различие интересов светской и духовной власти, каковы были основные постановления Стоглавого собора и как они исполнялись на практике. анализа отношений государства и церкви в России.

1. Анализ представляет собой расчленение явления или процесса на составные части (некоторые свойства, признаки и т.д.) и их разностороннее изучение.
2. Аналогия – это метод научного познания, который основан на сходстве объектов исследования по некоторым признакам. При этом на основании признаков одного объекта выводится заключение о сходстве по другому объекту.
3. Дедукция – метод исследования, при котором по множеству частных признаков делается заключение об общей совокупности исследуемых признаков.
4. Индукция – способ рассуждения, обратный дедукции, то есть от общего к частному.
5. Классификация представляет собой деление изучаемых объектов на несколько отдельных групп в зависимости от какого-либо признака. Данный метод исследования часто используется в гуманитарных науках.
6. Моделирование – создание и исследования копии или модели исследуемого объекта, которая имитирует оригинал. При этом модель должна соответствовать объекту исследования в изучаемых свойствах, но может отличаться по ряду некоторых признаков, что обуславливает удобство модели при исследовании изучаемого признака или объекта.
8. Метод обобщения похож на метод дедукции. При применении этого метода научного познания делаются выводы об общих свойств исследуемых объектов.
9. Метод прогнозирования представляет собой заключение о тенденциях развития исследуемого объекта.
10. Синтез наряду с анализом также часто используется при написании курсовых и дипломных работ. Данный метод состоит в соединении некоторых исследуемых признаков или свойств объекта в единое целое..

I глава

Многие источники (предания, греческие и латинские летописи и т. д.) указывают на то, что первые верующие, люди придерживающиеся христианской православной веры на землях будущей Руси начали появляться в первые века христианства. В первую очередь стоит вспомнить апокрифическое предание об апостоле Андрее Первозванном, проповедовавшим на этих землях, в те времена Скифии и Сарматии. Начиная с первых веков развития христианства встречаются упоминания о скифах-христианах и даже о скифских епископах. С конца III века от Р. Х. сохранились упоминания о Скифской епархии, которая выросла на землях Малой Скифии (земли современной Украины, Молдовы и Румынии). Развитие христианства замедлило нашествие гуннов (в других источниках также болгары) — союза кочевых племён смешанного происхождения воевавших и захвативших часть Ромейской империи. Вместе с тем источники свидетельствуют, что среди гуннов (древних болгар) также существовали христиане. Таким образом, на будущих славянских и русских землях, на момент крещения Руси уже существовала, параллельно с язычеством, иудаизмом (Хазария), а позже и мусульманством (Волжская Булгария) народная христианская традиция (в связи с особенностями развития региона в те времена (преимущественно кочевая жизнь и переселение народов) не оставившая своего выражения в виде материальных памятников — церквей, богослужебных книг и т. д.), которая без сомнения имела определенное влияние на развитие первых христианских общин на Руси, устное церковное Предание и местную христианскую традицию в целом.

Распространению христианства на Руси способствовало её соседство с христианской державой — Византийской империей. Известно, что христианская община существовала в Киеве уже во второй половине IX века. Её появление обычно связывают с так называемым Фотиевым крещением Руси в первой половине 860-хгодов. Ряд историков предполагает, что первыми крестителями русских могли быть братья Кирилл и Мефодий, отправленные Фотием с миссией в Хазарию. По византийским источникам, с 862/863 существовала «епархия Росия», впоследствии «митрополия Росия». По некоторым источникам, в том же 862 году в Киеве была установлена епископская кафедра: первым епископом, со ссылкой на византийские источники, называется «Архиепископ Алексий, присланный Патриархом Фотием»; достоверных данных о киевских епископах вплоть до конца X века нет.

Согласно агиографичечской литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские.

Киевская княгиня Ольга в 957 (или 954/5) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь (каган) Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой.

Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени.

Образовывались другие епархии: в Белгороде (ныне селение Белогородка под Киевом), Новгороде, Ростове, Чернигове, Владимире-Волынском, Полоцке, Турове. Епархиальные епископы избирались на местах соответствующими удельными князьями или вече (в Новгороде с половины XII в.) — как правило, русские.

На землях Руси также развивалась тюркоязычная православная традиция, которую исповедовали тюркоязычные племена, населявшие степи Южной Руси и Крыма, известные под названием половцы, предки современных кряшен, нагайбаков, татар и крымчаков [источник не указан 293 дня]. Эта традиция оставила после себя материальные памятники в виде надгробий, крестов, а также богослужебных текстов на тюркском языке, близком к современному крымскотатарскому.

Е. Е. Голубинский, рассуждая о попытках князя Владимира водворить среди своих бояр просвещение на уровне византийских стандартов того времени писал: «Владимир желал и пытался было ввести к нам просвещение, но его попытка осталась безуспешною. После него мы уже не делали никаких попыток и остались без просвещения, при одной грамотности, при одном умении читать.»

С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни русского государства в домонгольскийпериод. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.

Ввиду упадка значения Киева как политического центра после его разгрома татаро-монголами (1240), в 1299 году Киевский митрополит Максим перенёс своё местопребывание во Владимир-на-Клязьме; в конце 1325 года постоянным местопребыванием Киевских митрополитов стала Москва. В период Ордынского господства русское духовенство пользовалось значительными имущественными и иммунитетными привилегиями.

Последним митрополитом в Москве, поставленным в Константинополе, был болгарин Исидор (1437—1441). Представляя Русскую Церковь, а также Антиохийского Патриарха Дорофея I (1435—1452) на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438—1445), он подписал 5 июля 1439 года Соборное определение об Унии, принимавшее все догматы Римской Церкви. В Константинополе Уния потерпела полный крах уже в 1440, ввиду всеобщего отторжения её населением: Унии придерживались только двор императора и сам Патриарх Константинопольский. Константинопольский Собор 1484 года, с участием всех Восточных Патриархов, признал латинян«еретиками второй категории», которые подлежали присоединению к православию через миропомазание.

В 1441 году митрополит Исидор по прибытии в Москву с Флорентийского Собора отслужил литургию, на которой помянул папу римского Евгения IV, а также зачитал документ об Унии. Сразу же после этого по приказу великого князя Василия II (Тёмного) он был взят под стражу, но впоследствии бежал.

Собор русских епископов в 1441 году в Москве осудил митрополита Исидора и отверг Унию. Московский Собор 1448 г., созванный великим князем Василием, поставил на Русскую митрополию Рязанского епископа Иону без предварительных согласований с Константинополем.

С 1448 по 1589 год Московская Церковь управлялась фактически независимыми митрополитами всея Руси. Выйдя из-под канонической зависимости Константинопольских патриархов, Московские святители оказались в серьёзной административно-политической зависимости от Московского правительства. Так, в XVI веке из одиннадцати Московских митрополитов пятеро были лишены кафедры по произволу светской власти, а митрополит Филипп — даже убит в 1569.

Начиная с царствования Иоанна III, в Московском государстве начала вызревать идеология, согласно которой, вследствие политического падения Византии, единственным оплотом вселенского православия становилась Москва, которая получала достоинство Третьего Рима. В несколько модифицированном виде эта идея была формально закреплена в Уложенной Грамоте 1589 года от имени самого Вселенского Патрирха Иеремии II. В Московской Церкви в данный период формировался взгляд на московское благочестие как единственное во всём мире неповреждённое и спасительное учение Христа. Христиане иных исповедований не считались таковыми и подлежали перекрещиванию при присоединении к православию (q. v. в статье Латинство). В результате сформировалась специфически московская религиозность с особым упором на внешний ритуал, абсолютную неизменность богослужебных форм, а также то, что некоторые исследователи именуют «бытовым исповедничеством».

В 1480-х, после аннексии Новгородской земли Московским княжеством в 1478 году, произошла и ликвидация юрисдикционной автономии Новгородской епархии.

После обретения независимости Московская Церковь испытала длительный период нестроений: в 1458 году Киевская (Киево-Литовская) Митрополиявозвратилась в юрисдикцию Константинопольского Патриахата; с 1470 по 1504 года Церковь была сотрясаема ересью жидовствующих, с конца XV века до половины XVI века не затихала ожесточённая борьба между нестяжателями и иосифлянами. Победа последних была окончательно зафиксирована актамиСтоглавого Собора 1551 года. Собор представлял яркую картину духовного кризиса Московской Церкви и превращения её в крупнейшего феодального землевладельца, не желавшего нести общегосударственных обязательств и повинностей. Ряд вероучительных определений Собора носит несерьёзный для Собора характер, возводя в степень догматов мнение о «небритии брады» и «нестрижении усов», о двоеперстии, сугубой аллилуйе и др.

XVI век - время коренных изменений в Российском государстве. Прежде всего, они были связаны с завершающим этапом централизации государства, начала становления самодержавной монархии и рядом реформ, которые были проведены начиная с 50-х годов XVI в. В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь московский стал называться царём. И уже в 1557 г. Иван Грозный обратился к первому лицу православной церкви - патриарху Константинопольскому с просьбой признать за ним право носить царский титул. В 1562 г. Была получена ответная патриаршая грамота. В ней говорилось: «Мы постановили благословить и венчать его».

Этот акт имел огромное международное значение. Ведь на Руси долгое время царями именовали ханов Золотой Орды. Великий князь мог ещё восприниматься как первый среди равных. Царь -резкое выделение из ряда, принципиально иной титул. В сношениях с Западной Европой царский титул позволял занять существенно иную позицию. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же царь или совсем не переводили, или переводили как «император».

Церковники распространили версию о «божественном происхождении» царской власти и призвали царя в первую очередь заботиться о благополучии и процветании церкви.

Таким образом, в процессе установления самодержавно-монархического строя в государстве соблюдались как интересы светской власти, так и духовенства, что вызывало постоянное соперничество и сотрудничество двух институтов власти. Так коронация Ивана IV с благословления Макария содействовала укреплению самодержавной власти и подняла международный престиж государства. Однако А.А.Зимин отвергает идею о Макарии как о «последовательном защитнике самодержавия»: великокняжескую власть он считал только союзником церкви в борьбе с её противниками1.

' Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI века. М. Соцэгиз, 1960 г. С. 247.

Получив, несомненно, и свою выгоду, духовная власть сыграла очень важную роль в укреплении: авторитет царя, освящённый авторитетом церкви, поднимался на небывалую высоту.

Также, как известно, церковь была крупнейшим феодалом в Русском государстве. Монастыри к XVI веку пользовались большой поддержкой светской власти и, в свою очередь, являлись её опорой. Они содействовали закреплению за Москвой далёких окраин, проводя там христианизацию населения. Нередко это приводило к недовольству и открытым крестьянским выступлениям. Им была нужна сильная центральная власть, которая защищала бы их. Поэтому монастыри поддерживали объединение русских земель вокруг Москвы и укрепление сильного, централизованного государства.

Также дела церкви были затронуты во время государственных преобразований, которые были задуманы ещё Василием III. Связано это было с церковным судом, который, по мнению царя, требовал изменений. Церковный суд ведал лицами, подведомственными церкви (священники, монахи и т.п.). Он рассматривал дела о ересях, нравственности, а также «смесные дела», жалобы по брачным грамотам, завещаниям. Остальными же делами занимался великокняжеский суд.

С 1550 г. правительство Ивана IV начинает подготавливать свои реформы. И в проекте преобразований поднимается вопрос о ликвидации богатств церкви. Сторонником правительственных программ во главе с Адашевым становится Сильвестр, который был сторонником нестяжательства. Против ликвидации богатств церкви выступали Макарий и осифлянское руководство церкви.

В атмосфере обострения классовой борьбы церкви необходимо было укрепить свой авторитет, но нарушения основных устоев церковно-монастырской жизни подрывало его. Именно эти нарушения стали поводом для созыва нового Церковного собора.