Похожие публикации

Название цикла
Документ
Охрана здоровья детей и подростков(Медицинская сестра яслей, яслей – садов, домов ребенка, общеобразовательных школ, школ - интернатов, здравпунктов п...полностью>>

Сообщение о проведении внеочередного Общего собрания акционеров
Документ
«Усть-Лужский Контейнерный Терминал»/Notification about holding of an extraordinary General Meeting of shareholders of JSC “Ust-Luga Container Termina...полностью>>

Правила проведения Всоответствии с Положением фтсио о проведении мероприятий по массовому спорту Судьи
Документ
Наличие свидетельства судьи обязательно Регистрация По классификационным книжкам, свидетельствам о рождении, медицинским справкам Последняя дата прием...полностью>>

Моудод «Центр по физической культуре, спорту и здоровьесбережению» города Перми Гигиенические требования к материально-техническому оснащению по «Физической культуре» извлечения из санитарно-эпидемиологических правил
Документ
Помещение спортивных залов, размещенное в них оборудование должны удовлетворять требованиям строитель­ных норм и правил, а также правилам по электробе...полностью>>



Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы

На этапе до 2010 г. предусматривается:

· проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

· развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;

· совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;

· обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

На этапе 2011-2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысят уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

· установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования (класса риска);

· увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и периодами их уплаты;

· персонифицированный учет по отдельным видам страхования;

· стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;

· осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;

· освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.

В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Необходимые меры, реализующие цели социальной политики, предлагаются в разделах Национальной стратегии по развитию образования, здравоохранения, культуры и других отраслей сферы обслуживания населения.

Экологическая составляющая устойчивого развития

"Окружающая среда"

Человеческая деятельность оказывает все большее воздействие на целостность экосистем, которые обеспечивают жизненно важные функции в интересах благосостояния человека и хозяйственной деятельности. Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития Беларуси.

Для обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь должны осуществляться комплексные меры по защите и рациональному использованию всех составляющих биосферы, сохранению биологического разнообразия.

Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий проживания и здоровья населения; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.

Для достижения этих целей необходимо решить комплекс задач, главными из которых являются:

· преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

· восстановление нарушенных природных экосистем;

· обеспечение эффективного неистощительного природопользования;

· неотвратимость правовой и экономической ответственности за экологически опасное, нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов;

· дальнейшая экологическая ориентация развития общества, предусматривающая взаимосвязь экологической, экономической и социальной составляющих устойчивого развития государства;

· выполнение обязательств по международным соглашениям в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Решение указанных задач должно базироваться на следующих основных принципах:

· платность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду ("загрязнитель платит");

· соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;

· единство экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства;

· внедрение основных положений стратегической экологической оценки прогнозов и программ, нормативных актов, проведение экспертной оценки воздействия на окружающую среду проектных решений;

· открытость экологической информации и участие общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды;

· ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Общие направления осуществления экологической политики на период до 2020 г.:

· совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;

· дальнейшее развитие экономического механизма природопользования;

· рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов;

· создание благоприятных условий для внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; модернизация производства, развитие новых методов и технологий, воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов;

· развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

· последовательный переход на международные стандарты технологий и производимой продукции;

· снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.;

· формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;

· внедрение экологического аудита и страхования;

· лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;

· снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий;

· расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования;

· развитие системы экологического образования и просвещения всех слоев общества, подготовка экологических кадров.

Природоохранные мероприятия на первом этапе (до 2010 г.) должны включать:

· улучшение экологической ситуации в ряде крупных городов и промышленных центров (Минск, областные центры, Бобруйск, Полоцк, Мозырь, Светлогорск, Новополоцк и др.);

· сохранение и восстановление природных систем в эколого-дестабилизированных регионах;

· обеспечение населения чистой питьевой водой, в первую очередь, в сельской местности и районах с неблагоприятной экологической ситуацией;

· расширение сети особо охраняемых природных территорий международного значения в приграничных регионах;

· разработка и реализация комплексной программы по организации системы сбора, переработки и захоронения отходов;

· развитие мониторинга окружающей среды, совершенствование статистического учета в области окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов;

· совершенствование структуры государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

· стимулирование внедрения экологически малоотходных, безотходных и безопасных технологий, государственная поддержка реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные и ресурсосберегающие технологии.

На втором этапе (2011-2020 гг.) потребуются: дальнейшее развитие эффективной экологически ориентированной рыночной экономики, повышение социальной активности населения, усиление экологической функции государства, формирование общественного экологического мировоззрения и осознание ответственности за сохранение природно-ресурсного потенциала.

Особое внимание должно уделяться гармонизации отношений общества и природы за счет развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей природной среды. Требует совершенствования экономический механизм природопользования с учетом ожидаемых преобразований в сфере производства и социальной жизни. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды должно быть направлено на интеграцию и взаимодействие экологических факторов и экономических стимулов - поощрение наиболее эффективных мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду и установление экономических барьеров для неэффективных с экологической точки зрения видов деятельности.

Экономическая составляющая устойчивого развития "Экономика"

Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной. В связи с этим предусматривается совершенствование структур производства и потребления с учетом имеющихся ресурсов и оптимального уровня удовлетворения потребностей населения. Важнейшим средством обеспечения устойчивости развития национальной экономики и решения социальных задач является дальнейший рост валового внутреннего продукта, развитие межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства. По сравнению с 2005 г. ВВП в 2020 г. предусматривается повысить до 2,3 раза, инвестиции в основной капитал - в 2,4-2,7, продукцию промышленности - в 1,6-1,7, сельского хозяйства - в 1,6, сферы услуг - в 2,4-2,6 раза.

В структуре экономики страны в прогнозном периоде должна последовательно снижаться доля производства товаров до 37-38% в 2020 г. и возрастать доля сферы услуг до 50-52% соответственно. В структуре использования ВВП к концу прогнозного периода потребуется увеличение удельного веса накопления до 30-31% и доли инвестиций до 26-27% против соответственно 24-25 и 21-22% в 2005 г. При этом, несмотря на снижение в структуре ВВП доли конечного потребления, рост его объемов позволит последовательно увеличивать уровень потребления на душу населения.

На первом этапе (до 2010 г.) предусматривается повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего, за счет улучшения использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура), а также создания привлекательного инвестиционного климата и благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной (многоукладной) экономики, повысить уровень ее эффективности за счет приоритетного развития отраслей и производств, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировых рынках. В решении этих задач первостепенное значение имеет реализация Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь.

На втором этапе (2011-2020 гг.) ставится задача приблизить структуру экономики Республики Беларусь к структуре хозяйства экономически развитых стран по удельному весу сферы услуг, доле прогрессивных V и VI технологических укладов, создать условия для формирования постиндустриального общества.

Главная цель структурных преобразований в промышленности - значительное расширение выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Реализация мер, предусмотренных Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, позволит к 2010 г. увеличить долю новой научно-технической продукции в общем объеме выпуска почти в два раза и удельный вес наукоемкой продукции в объеме экспорта до 18-20%.

Для стабильного обеспечения платежного спроса населения на высококачественные отечественные изделия предусматривается:

· обеспечение структурно-ассортиментной сбалансированности производства и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров с учетом потребностей конкретных групп населения;

· повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе модернизации производства;

· реструктуризация и совершенствование организационных структур с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.

С учетом ресурсных возможностей и специализации промышленности страны планируется развивать производство наукоемких и трудоемких товаров. Важное значение имеет наращивание производства продукции из местного сырья - продовольственных товаров, изделий из древесины, текстильных изделий.

На период 2011-2020 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса в условиях его экологизации. Для этого потребуется качественное обновление производственного, научно-технологического и кадрового потенциалов.

Целью развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства, которое должно соответствовать мировому уровню и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Приоритетным направлением развития сельского хозяйства определена интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу. Необходим переход на ландшафтно-адаптивную систему земледелия, базирующуюся на максимальном учете региональных и локальных почвенно-климатических условий.

В перспективе развитие аграрных отношений будет ориентировано на крупное и среднее товарное производство в сочетании с мелким частным хозяйством. Удельный вес фермерских хозяйств в общем землепользовании возрастет до 10% за счет расширения земельных угодий через аренду земельных долей тех собственников, которые не желают заниматься предпринимательской деятельностью. Приоритетным направлением институциональных преобразований в АПК должно стать развитие кооперации на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований. Основными видами агропромышленных формирований станут аграрно-промышленные группы, холдинги, ассоциации.

Основной целью строительного комплекса является более полное удовлетворение потребности населения и народного хозяйства страны в высокоэффективной строительной продукции, успешно конкурирующей на внутреннем и внешних рынках. Для достижения этой цели предусматривается: создание и внедрение ресурсосберегающих технологий и материалов, обеспечивающих улучшение качества, снижение материало-, энергоемкости и стоимости строительства; выпуск материалов и изделий с повышенными потребительскими свойствами, отвечающими требованиям сооружения зданий нового поколения, расширение экспортного потенциала, обеспечение охраны и рациональное использование земель, водного и воздушного бассейнов.

Развитие транспорта и связи будет осуществляться в соответствии с программными документами в направлении модернизации производственного потенциала, особенно транспортных средств сообщения; гармонизации отношений с окружающей средой; создания и внедрения новых прогрессивных технологий и техники; укрепления транспортно-экономических связей с сопредельными государствами и совершенствования нормативно-правовой базы.

Основные меры и механизмы перехода страны

к устойчивому развитию

В качестве важнейших широкомасштабных мер и механизмов, обеспечивающих переход Республики Беларусь к устойчивому развитию, в НСУР-2020 предусматриваются: углубление рыночных и других институциональных преобразований в экономике; расширение предпринимательской деятельности; развитие научных исследований и разработок; разработка программ и механизмов модернизации производства и реструктуризации предприятий; совершенствование инвестиционно-структурной политики; активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества; разработка программ устойчивого развития регионов; развитие финансовых и социально-политических механизмов устойчивого развития.

Стратегической целью институциональных преобразований является создание системы институтов, необходимых для становления и развития рыночной экономики, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения как воспроизводственного потенциала природного комплекса страны, так и его целостности и безопасности.

Важным фактором устойчивого развития страны выступает предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку, формирует средний класс - основу социальной стабильности.

Оптимизация ресурсопотребления и ресурсосбережения требуют проведения соответствующих научных исследований и разработок, которые целесообразно сконцентрировать в крупных блоках, включающих важнейшие долгосрочные программы межотраслевого характера:

· снижение ресурсоемкости и импортоемкости промышленного производства;

· повышение конкурентоспособности промышленной продукции экспортной направленности: микроэлектроника, оптика, вакуумная техника; средства информации и связи, измерительные приборы; микро- и нанотехнологии, МЭМС и НЭМС; транспортная техника; новые технологии и средства переработки материалов в изделия; новые конструкционные и функциональные материалы (композиционные, интеллектуальные), вещества малотоннажной химии; технические средства обороны;

· повышение эффективности и объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;

· научно-техническое обеспечение развития местной сырьевой базы, охраны здоровья и окружающей среды.

Проведение модернизации и реструктуризации производства предусматривается в два этапа: на первом этапе (до 2010 г.) будут осуществляться активная реконструкция производственного потенциала, преодоление таких негативов, как накопившиеся в производстве значительные объемы морально и физически изношенного основного капитала, недостаток собственных оборотных средств предприятий, низкая инвестиционная и инновационная активность. На втором этапе (2011-2020 гг.) модернизация и реструктуризация предусматривает переход к эффективному функционированию реального сектора экономики страны в условиях его экологизации.

Стратегическая цель инвестиционно-структурной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания концессий, ТНК, ФПГ и других кластерных и корпоративных структур.

На первом этапе (2006-2010 гг.) инвестиционная политика будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии со специальными государственными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего предпринимательства, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Для привлечения инвестиций в экономику требуется дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо:

· совершенствование законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;

· привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;

· развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;

· развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;

· привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Первоочередными задачами структурной политики должны стать:

· создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;

· повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;

· стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;

· содействие процессам интеграции и конкуренции на рынках, обеспечение равного доступа к инфраструктуре;

· содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

· усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий.

Финансовая политики и ее механизмы являются одним из важнейших средств реализации указанных выше основных направлений и мероприятий по обеспечению устойчивого развития страны.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.

Для этого предусматривается продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

На первом этапе (до 2010 г.) должны быть полностью отменены налоги, взимаемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, осуществлен переход к пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.

На втором этапе (2011-2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Сохранится социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Денежно-кредитная политика должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого социально-экономического развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

· снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживая высокий уровень занятости, загрузки производственных мощностей и социальной защиты населения;

· регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста.

Программы устойчивого развития регионов

Переход Республики Беларусь к устойчивому развитию во многом определяется активным участием в этом процессе внутриреспубликанских регионов. Для этого необходимо обеспечить разработку региональных программ и местных стратегий устойчивого развития (Местные Повестки XXI).

Цель таких программ - обосновать основные направления перехода областей и г. Минска к устойчивому развитию с учетом их эффективного участия в общей системе по реализации этого процесса. Разработка программ, отражающих региональные аспекты НСУР Республики Беларусь, должна осуществляться как в рамках действующей системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны (в качестве отдельных разделов краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов), так и в качестве самостоятельных программных документов, направленных на решение всего комплекса социальных, экономических, экологических проблем или отдельных, наиболее проблемных, ситуаций на данной территории.

Региональные программы должны учитывать:

· местные интересы и проблемы устойчивого развития;

· имеющиеся ресурсы и необходимость их сохранения (земельные, лесные и водные, полезные ископаемые, защита атмосферы, сохранение биологического разнообразия и т.п.);

· социальные и экономические аспекты (демографическая ситуация, охрана и укрепление здоровья, борьба с бедностью, изменение структур потребления и производства, борьба с преступностью);

· необходимость содействия устойчивому развитию населенных мест;

· приоритетность общегосударственных программ устойчивого развития (продовольственных, жилищных, демографических и др.).

Исходя из этого в каждом регионе должны определяться конкретные меры, направленные на формирование структуры хозяйства на принципах устойчивого развития. Среди таких мер в первую очередь необходимо осуществлять те, которые предусматривают:

· совершенствование региональной структуры экономики с учетом локальных экосистем;

· развитие отраслей и видов деятельности на основе имеющихся природных ресурсов с использованием прогрессивных, адаптированных к местным условиям технологий, гарантирующих охрану окружающей среды;

· осуществление мер по предоставлению населению социальных видов услуг на уровне установленных социальных стандартов, обеспечению экологической безопасности жителей регионов;

· создание комфортных условий проживания населения в городских и сельских поселениях.

Социально-политические механизмы устойчивого развития

Осуществить переход к устойчивому развитию может лишь эффективное государство в тесном взаимодействии с частным бизнесом и развитым гражданским обществом, которы е способны формировать современные рычаги воздействия на экономику, политику, социально-культурную сферу и осуществлять глубокие системные преобразования.

С этой целью в НСУР-2020 предусматриваются меры, направленные на:

· усиление роли государства как основного звена политической системы, координатора направлений деятельности государственных и общественных организаций (неправительственных организаций, трудящихся и профсоюзов, деловых и научных кругов, женщин, детей и молодежи);

· обеспечение прав и свобод личности как основополагающей политической силы регулирования общественных процессов путем дальнейшего развития демократии и формирования гражданского общества;

· действенное регулирование процессов трансформации экономики во взаимосвязи с решением социальных и экологических проблем, предоставление хозяйствующим субъектам высокой степени самостоятельности в выборе и реализации направлений, форм и методов их деятельности, отвечающей интересам устойчивого развития страны;

· регулирование наиболее важных отношений в социальной сфере, оказание содействия развитию духовной культуры в целях полного удовлетворения социально-культурных нужд и интересов человека и общества;

· создание системы мониторинга устойчивого развития.

Реализация НСУР позволит повысить уровень социально-экономического развития и национальную безопасность страны (демографическую, экологическую, экономическую). В частности, для улучшения демографической ситуации в Национальной стратегии устойчивого развития предусмотрены меры, направленные на совершенствование системы пособий на детей; развитие долгосрочного кредитования жилищного строительства молодых семей; улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний; разработку и реализацию региональных программ укрепления репродуктивного здоровья и планирования семьи; усиление просветительской и образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни. Эти меры позволят в определенной степени смягчить депопуляционные процессы.

Сложившийся уровень экологической безопасности в стране пока не отвечает целям устойчивого развития. В крупных промышленных центрах постоянно превышаются ПДК по различным загрязняющим веществам (формальдегид, оксиды углерода, диоксиды азота, фенол, аммиак, пыль и др.); в поверхностных водах периодически наблюдаются сверхнормативные концентрации загрязняющих веществ (нефтепродукты, соединения азота, тяжелые металлы и др.); подземные воды большинства шахтных колодцев, используемых для питьевого водоснабжения сельского населения, не соответствуют нормам качества по химическим и микробиологическим показателям. Продолжает сохраняться высоким радиоактивное загрязнение почв, нерешенной остается проблема утилизации токсичных отходов предприятий.

Для решения этих проблем в НСУР-2020 определены конкретные меры по преодолению имеющихся угроз экологической безопасности, реализация которых позволит уже к 2010 г. снизить экологическую нагрузку, а основные показатели охраны окружающей среды будут ниже пороговых значений. В частности, коэффициенты эластичности выбросов вредных веществ в атмосферу будут снижены с 0,15 в 2002 г. до 0,04 к 2020 г.

Для ликвидации основных угроз экономической, прежде всего энергетической, безопасности в Национальной стратегии предусмотрены меры по структурной перестройке и повышению уровня конкурентоспособности национальной экономики - ускоренное развитие наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, модернизация перспективных предприятий на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, опережающие по сравнению с выбытием темпы обновления основных производственных фондов, диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов по поставщикам, повышение доли собственных энергетических ресурсов, разработка совместных программ повышения коллективной энергетической безопасности со странами мирового сообщества.