Похожие публикации

«Когда молишься, войди в комнату твою и затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе -явно.»
Документ
Я обращаюсь к тебе. Отец Небесный и хочу помолиться за себя и за род свой. Я хочу, чтобы самые близкие люди, мои дети, внуки и все будущие поколения б...полностью>>

От качества воды, поступающей в наши квартиры, зависит вкус приготавливаемой пищи и здоровье каждого члена семьи. Вводопроводной воде могут содержаться хлор, до
Документ
От качества воды, поступающей в наши квартиры, зависит вкус приготавливаемой пищи и здоровье каждого члена семьи. В водопроводной воде могут содержать...полностью>>

Технологический процесс 50101. 00013 в части ревизии подшипника 80-318Л (конспект)
Конспект
Проверить все видимые элементы подшипника на отсутствие излома, вмятин, трещин, сколов сепаратора, обойм подшипника, крепление стопорной шайбы и качес...полностью>>

Вопросы к аттестации врачей-стоматологов детских на первую квалификационную категорию
Документ
Организация стоматологической диспансеризации детей: цель, задачи, принципы, формирование групп и содержание диспансеризации детей различного возраста...полностью>>



Программа факультатива по математике для обучающихся 3-4 классов Обсуждено

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 имени Тасирова Г.Х. города Белово»

Программа факультатива по математике для обучающихся 3-4 классов

Обсуждено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № _________

от «______» ______________ 20____г.

Руководитель МО

________________ _________________

Рассмотрено

на научно-методическом совете

МБНОУ гимназии № 1 города Белово

Протокол № __________

от « ____ » _______________ 20__ г.

Председатель НМС

______________________ Е.С. Мустаева

Составители С.Н.Зольникова,

И.В.Вдовина, И.А.Сидорова,

учителя начальных классов

2012

Пояснительная записка

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьникам возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Общий курс рассчитан на 2 года по математическому направлению. Программа для обучающихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 9-11 лет.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи программы:

  • выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

  • развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;

  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способностиоригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышлениесоздание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Главные принципы реализации программы.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.

  • Научность и интегративность.

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  • Применение принципов развивающего обучения.

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) обучающиеся взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности обучающихся под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать обучающимся возможность увидеть проблему с разных сторон;

  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения детей;

  • ослабить скрытые конфликты;

  • выработать общее решение;

  • повысить эффективность работы участников дискуссии;

  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного обучающимся ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Обучающихся просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа по математике рассчитана на 34 часа. В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000, а у обучающихся 4-ых классов – в пределах миллиона.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Мониторинг результативности работы с учащимися.

- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

- изучение структуры интеллекта;

- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);

- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы обучащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Учебники Л.Г.Петерсон «Математика» для 3-4 кл., тесты по математике (1-4 кл.), сборники нестандартных задач по математике для 1-4 классов, тетради с печатной основой по математике, карточки для индивидуальной работы, тетради.

Список рекомендованной литературы.

1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.

  1. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы,1979.

  2. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1-4 классы. – М.: Вако, 2006

  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. – М.: Илекса, 2002.

  4. Узорова О.В.контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.:АСТ Астрель,2003.

  5. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост.Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  6. Русанов В.Н.Математические олимпиады младших школьников. – И.:Просвещение,1990.

  7. Родионова Е.А. Олимпиада “Интеллект”. – М.: - Образование, 2002

  8. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: Владос,2000.

Учебно-тематическое планирование по математике (3 класс)

п\п

Тема занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Нумерация в пределах 1000.

Выражение и его значение.

Числовые ребусы.

Числовые ребусы.

Задачи, связанные с величинами.

Задачи, связанные с величинами.

Задачи, связанные с величинами.

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности.

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности.

Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному отношению.

Задачи на нахождение чисел по сумме или разности и кратному отношению.

Задачи, решаемые с конца.

Задачи, решаемые с конца.

Задачи с промежутками.

Задачи с промежутками.

Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно.

Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно.

Разные задачи.

Разные задачи.

Разные задачи.

Разные задачи.

Задачи на планирование действий.

Задачи на планирование действий.

Логические задачи.

Логические задачи.

Логические задачи.

Логические задачи.

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.

Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.

Задачи, решаемые с помощью графов.

Задачи, решаемые с помощью графов.

Задачи на упорядочивание множеств.

Задачи с геометрическим содержанием.

Олимпиада.

Учебно-тематическое планирование по математике (4 класс)

п\п

Тема занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Числовые лабиринты.

Забавные исчезновения и остроумный дележ.

Задачи с меняющимся содержанием.

Задачи с несформулированным вопросом.

Олимпиада по математике (школьный тур).

Задачи с недостающими и лишними данными.

Задачи с меняющимся содержанием.

Задачи с несколькими решениями.

Занимательные задачи со сказочным сюжетом.

Задачи на доказательство. Усложненные текстовые задачи.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

Интеллектуальная игра «Ума палата».

Задачи с различной степенью наглядности решения (чертежи, схемы, иллюстрирование).

КВН «Считай, смекай, отгадывай».

Задачи на нахождение закономерностей.

Игры со спичками.

Задачи на соображение и логическое рассуждение. Логические задачи.

Комбинаторные задачи. Умозаключения.

Волшебные (магические квадраты) и волшебная таблица.

Занимательные задачи о работе.

Задачи о покупках и ценах.

Вес и взвешивание.

Задачи на время.

Задачи о транспорте (на движение и не только).

Неожиданные подсчеты.

Затруднительные положения.

Задачи на переливание.

Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды.

Приемы быстрого счета. Числа-великаны. Применение предметных знаний в нестандартных ситуациях.

Арифметические игры и фокусы.

Игры с числами и предметами.

Задачи, развивающие кругозор.

Логические задачи. Задачи-смекалки, задачи-шутки.

Шарады, метаграммы, логогрифы.