Похожие публикации

Перечень учебных пособий, разработанных фипи для подготовки к гиа пособия, разработанные в 2012-2013 гг
Документ
ГИА-2013. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образован...полностью>>

Ручной радиомикрофон. Голова Shure Beta 87c или аналогичная. Стойка
Документ
Подставка для гитары. Переноска на или более входов. Независимые мониторные линии: минимум 3. Длительность саундчека: не менее 45 мин....полностью>>

Справка действительна для предоставления в Банк в течение 30 календарных дней с даты её оформления
Документ
1 Указывается среднемесячный доход за последние 6 месяцев. В случае если стаж работы составляет менее 6 месяцев, указывается фактическое количество ме...полностью>>

Общие рекомендации по тестированию 4 алгоритм создания теста 7
Документ
Основные параметры теста – режим сдачи, количество предлагаемых слушателю вопросов и время на тестирование – определяются целями тестирования, особенн...полностью>>



Анкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся на начальной ступени общего образования

Диагностический инструментарий для изучения образовательных интересов обучающихся первой ступени образования и запросов родителей

Инструментарий для изучения запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность

АНКЕТА

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уважаемый, родитель! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что образовательные учреждения переходят на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности.

Ф.И.О._______________________________________________________________________

1. Получил ли Ваш ребенок предшкольное образование?

а) Да

б) Нет

2. Посещает ли Ваш ребенок учреждения дополнительного образования, музыкальные школы (студии), спортивно-оздоровительные учреждения?

а)Да (какие)______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

б) Нет

3. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?

а)Да (какие)_______________________________________________________________________

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

5. Оцените важность образовательных услуг в школе. Поставьте в ячейке рядом с каждым высказыванием номер места по важности от 1 (самое важное) до 5 (менее важное).

п\п

Образовательные услуги

Место

1.

Укрепление здоровья и развитие физической культуры детей

2.

Развитие индивидуальных способностей ребенка в соответствии с возрастными особенностями и государственными образовательными стандартами (развитие образовательных интересов)

3.

Развитие художественно-эстетических способностей у детей (музыка, рисование...)

4.

Приобщение к культурным ценностям

5.

Занятия с нужными специалистами (логопед, психолог)

Другое(Что именно?) ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Какие дополнительные услуги Вы хотите получить от школы?

а) Изучение второго иностранного языка (какого)_________________________________________________________

б) Углубленное изучение предметов (каких)______________________________________________________________

в) Изучение новых предметов (курсов) (каких)____________________________________________________________

7. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?

а) от администрации_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) от учителя______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в) от социального педагога_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) от медицинского работника_____________________________________________________________________

8. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?

а) Да

б) Нет

в) Затрудняюсь ответить

9.Знаете ли вы, как расшифровывается ФГОС?________

10. Когда ФГОС вводится на всей территории России?________________

  1. Знаете ли вы, в чём отличие нового стандарта, и почему образование нуждается в подобных переменах?___________________________

  2. Увеличивается или уменьшается роль родителей в организации образовательного процесса с введением ФГОС? ________________________

  3. Сколько часов внеучебной деятельности в неделю будет введено в Основную образовательную программу школы?____________________

  4. Какие виды внеучебной деятельности вы бы предложили для вашего ребёнка?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Как вы относитесь к введению ФГОС второго поколения?________________

  6. Какие вопросы в связи с введением ФГОС вы бы хотели рассмотреть подробнее?

  7. Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами ФГОС самостоятельно?___________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Формы и методы изучения интересов и потребностей

младших школьников и запросов их родителей

 

Анкета для родителей будущих первоклассников

Цель: получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов

Ход проведения. На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей будущих первоклассников администрация учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты:

Анкета

Уважаемый родитель! Жизнь в школе – это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался  к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.     Что интересует Вашего ребенка больше всего? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

-        да;

-        нет.

Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните один из предлагаемых ответов:

-        да;

-        нет;

-        и да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад).

4.     Какое занятие доставляет ему наибольшую радость?  

__________________________________________________________________

5.     Что его может огорчить? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.     Назовите любимую игру Вашего сына или дочери  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.     Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:

-        физкультурно-спортивное;

-        художественно-эстетическое;

-        научно-техническое (техническое творчество);

-        научно-познавательное;

-        туристско-краеведческое;

-        военно-патриотическое;

-        эколого-биологическое.

 

Обработка полученных данных. При обработке анкет необходимо выяснить, сколько дошкольников занимаются в кружках, секциях, студиях; какие учреждения они посещают; какие направления внеурочной деятельности, по предположению родителей, могут вызвать у детей наибольший интерес. На основе обработанной и систематизированной информации следует начать разработку проектных представлений об организации внеурочной деятельности учащихся формируемых первых классов.

 

Анкета родителей первоклассников

Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации

Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету

Анкета

Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:

1.      Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:

-         слушать и читать книги, журналы, газеты;

-         смотреть телевизор;

-         ходить в кино;

-         работать на компьютере;

-         посещать театры, концерты;

-         посещать музеи, выставки;

-         слушать музыку;

-         играть на музыкальных инструментах;

-         помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;

-         мастерить, ремонтировать;

-         заниматься в кружках технического творчества;

-         заниматься рукоделием (шить, вязать);

-         заниматься кулинарией;

-         рисовать;

-         заниматься фотографией;

-         заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);

-         играть в различные подвижные игры;

-         заниматься физкультурой и спортом;

-         проводить время в компании с друзьями;

-         ничего не делать;

-         что еще (допишите) _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.      Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:

-         да;

-         нет.

Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.      Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:

-         положительно;

-         трудно сказать;

-         отрицательно.

4.      Чем увлекаются члены Вашей семьи  

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.      Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:

-         художественно-эстетическое;

-         научно-познавательное;

-         физкультурно-спортивное;

-         научно-техническое (техническое творчество);

-         туристско-краеведческое;

-         военно-патриотическое;

-         эколого-биологическое.

6.      Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-первоклассника  

__________________________________________________________________

Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников.

 

Инструментарий для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся начальной ступени образования

Методика «Игра-путешествие по морю любимых занятий»

Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.

Ход проведения. Учитель сообщает детям, что они отправляются в путешествие по морю любимых занятий, и каждый выберет себе там дело, которое ему понравится. Выбирать надо такое занятие или дело, которое ребенок захочет и сможет потом выполнить самостоятельно или вместе с одноклассниками. Выбирается вид транспорта, капитан, и дети "путешествуют с одного острова на другой". К доске прикрепляется карта, на которой изображено море. Постепенно на море появляются острова. Форма островов одинаковая: все острова имеют по пять бухт, в каждой из них можно заниматься каким-нибудь делом. Надо выбирать любимое.

Остров труда

1.      Мастерить.

2.      Шить или вязать.

3.      Ухаживать за животными или растениями.

4.      Изготавливать игрушки.

5.        ?

Остров красоты

1.      Петь.

2.      Танцевать.

3.      Ходить и ездить на экскурсии.

4.      Рисовать.

5.       ?

Остров игр

1.      Играть в подвижные игры.

2.      Заниматься спортом.

3.      Играть в шахматы и шашки.

4.      Участвовать в КВН и других конкурсах.

5.      ?

Остров знаний

1.      Читать книги.

2.      Рассматривать художественные альбомы и открытки.

3.      Слушать стихи и музыку.

4.      Помогать младшим и сверстникам в учебе.

5.      ?

Ответы записываются каждым учеником индивидуально на своем листочке. После выполнения этого задания детям предлагается записать тот остров, к которому они в следующий раз поплывут в первую очередь.

Обработка полученных результатов. Педагог составляет таблицу, в которой по вертикали перечисляются фамилии и имена учащихся, а по горизонтали – бухты островов. В прямоугольники, образовавшиеся при пересечении вертикальных и горизонтальных линий, заносятся результаты выбора каждого ребенка. Подсчет количества сделанных всеми учащимися выборов той или иной бухты помогает выявить наиболее желаемые (популярные) занятия детей этого классного сообщества. Анализ результатов выбора конкретного ребенка позволяет судить о его интересах. Особое внимание при определении его индивидуальных  увлечений и интересов следует обратить на итоги выполненного им последнего задания игры.

 

Методика «Цветик-семицветик»

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнение которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка полученных результатов. Для более детального и глубокого анализа результатов целесообразно составить следующую таблицу:

Ф.И. ребенка

Желание для себя

Для родных и близких

Для класса и школы

Для всех людей

Грицанов Иван

3

1,2,6

4,5

7

 Подсчитанное количество выборов в каждой колонке позволяет сформировать предположение о направленности интересов учащихся класса. О содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.

 

Альбом-эстафета «Наш класс»

Цели:

1)     получить педагогически важную информацию об учащихся-первоклассниках и их семьях;

2)     способствовать включению всех учащихся и членов их семей в совместную деятельность по выбору названия, эмблемы, девиза и основных правил жизнедеятельности класса.

Участники: классный руководитель, учащиеся 1-го класса, родители и родственники первоклассников.

Ход проведения

Классный руководитель оформляет обложку альбома (обычно используется альбом для рисования или черчения), на которой делается надпись: «Альбом-эстафета «Наш класс». Каждому учащемуся предлагается оформить в течение двух-трех дней одну или две страницы альбома, подписанные его именем (например, Иванов Максим). В оформлении страниц альбома принимают участие не только первоклассники, но и родители и другие члены семьи. На этих страницах приклеивается фотография ребенка, помещаются наиболее важные сведения о нем, особенно о его увлечениях, друзьях, особенностях характера, рассказывается о традициях и праздниках семьи. Далее вносятся предложения членов семьи о том, как назвать классный коллектив, какими могут быть девиз, эмблема и правила жизнедеятельности в классном сообществе. Члены семьи должны обосновать свои предложения, постараться расшифровать каждую деталь изображенной эмблемы. В середине альбома отводятся страницы для классного руководителя, которые содержат те же разделы, что и у его воспитанников.

По окончании эстафеты классный руководитель, дети и родители готовят и проводят совместное дело, в ходе которого подводятся итоги эстафеты, выбирается название класса, его девиз и эмблема, формулируются правила жизнедеятельности в классном сообществе, оформляется классный уголок. Каждая семья получает изготовленный старшеклассниками подарок за участие в эстафете.

Педагогический анализ результатов эстафеты. Классный руководитель обращает внимание на интересы, особенности характера детей и на то, что является наиболее значимым для той или иной семьи. Полученная информация используется при моделировании воспитательной системы класса и планировании учебно-воспитательной работы.

Диагностическая игра «Путешествие в страну увлекательных занятий»

Участники: учащиеся 1–4-х классов и старшеклассники, занимающиеся в различных кружках, клубах, секциях.

Цель: выявить интересы, склонности и увлечения учащихся начальных классов для использования данной информации в процессе разработки модели воспитательной системы школы.

Подготовительная работа:

1.      Организация посещения учащимися начальных классов в течение двух недель кружковых, секционных и клубных объединений, созданных и работающих в школе и Доме культуры.

2.      Подбор информационных материалов об участии школьников в различных видах деятельности:  дневников туристических походов, летописей классных дел, видеофильмов о творческих отчетах коллектива школы перед жителями волости и т.п.

3.      Разработка сценарного плана игры, подготовка старшеклассников к выполнению организаторской роли в игровых ситуациях.

4.      Изготовление цветков из бумаги на занятиях кружка "Умелые руки".

5.      Оформление обложки альбома "Путешествие в мир увлекательных занятий", изображение на его страницах эмблем и названий школьных объединений по интересам.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а)      плакат со словами: «В школе много разных дел – выбирай на вкус!»;

б)     выставка подготовленных информационных материалов;

в)     телевизор и видеомагнитофон;

г)      альбом «Путешествие в мир увлекательных занятий»;

д)     в зале три рабочих места, оборудованных  для младших школьников (столы, стулья, фломастеры красного, желтого и зеленого цвета).

Ход игры

1.      Младшие школьники по своему желанию занимают рабочие места.

2.      Звучит музыка из песни «Вместе весело шагать».                        

3.  Ведущий игры произносит краткое вступительное слово:

Ребята, сегодня мы собрались вместе для того, чтобы помечтать о нашем с вами будущем, поговорить о том, чем вы хотели бы заниматься в новом учебном году. А  помогут нам мечтать и беседовать герои из известной сказки Николая Носова "Незнайка и его друзья". (Происходит представление сказочных героев). Они пришли к нам в гости для того, чтобы рассказать о своих занятиях в кружках и секциях нашей школы и Дома культуры.

4.      Выступают сказочные герои. Они знакомят младших школьников с работой кружков и секций, показывают в творческой форме то, чему научились, демонстрируют поделки кружковцев, рисунки, фотографии.

5.  Ведущий:

А теперь подумайте и решите, кто из сказочных героев больше всего вам понравился, кому из них подарите свои цветки.

6.      Каждый учащийся выбирает по своему усмотрению наиболее понравившегося героя и дарит ему свой цветок.

7.      Ведущий предлагает участникам игры посмотреть видеофильм о творческом отчете школьных объединений по интересам учащихся. Демонстрируется видеофильм.

8.  Ведущий:

Ребята, с помощью сказочных героев и просмотра видеофильма вы познакомились с интересными делами и занятиями кружковцев. А теперь мы хотим услышать ваше мнение. Что больше всего вам понравилось? В каком кружке, клубе, секции вы хотели бы заниматься?

9.      Каждый учащийся начальной школы кратко делится своими впечатлениями и называет клубное объединение, в котором он хотел бы заниматься в этом учебном  году.

10.  Младшие школьники заполняют альбом "Путешествие в мир увлекательных занятий". На листах с названием и эмблемой кружков и секций ученики рисуют круги трех цветов:

-          зеленого – в этом объединении хочу и буду заниматься;

-          желтого – в этом объединении, наверно, интересно, но я не буду в нем заниматься;

-          красного – мне не понравилось и не хочется в нем заниматься.

11.  Ведущий предлагает завершить путешествие занимательными играми, которые подготовлены старшеклассниками.

Педагогический анализ результатов диагностической игры. Анализ высказываний и пометок в альбоме позволяет выявить интересы, склонности и увлечения учащихся начальных классов. Эту информацию целесообразно использовать при проектировании индивидуальной траектории развития ребенка и моделировании воспитательного пространства сельской волости.

 

Вечер «Мир наших увлечений»

 

Участники: классный руководитель, учащиеся 6-го класса, их родители

Цели:

1)     познакомиться с увлечениями детей и их родителей, лучше узнать друг друга;

2)     учесть возможности вовлечения родителей в воспитательный процесс через организацию ими мини-кружков по интересам, участие в подготовке и проведении классных и школьных дел.

Подготовительная работа

1.      Всем родителям заранее сообщается о предстоящем вечере и предлагается принять участие в анкетировании (см. приложение).

2.      Учащимся предлагается написать мини-сочинение о собственных увлечениях и увлечениях членов семьи.

3.      Редколлегия готовит выпуск газеты «Наши увлечения».

4.      Классный руководитель составляет рассказ  о своем увлечении.

5.      Семьям учащихся предлагается подготовить презентацию своих увлечений в любой форме (рассказ, выставка, фоторепортаж, мастер-класс).

Оформление, оборудование, инвентарь:

а)      кабинет празднично украшен, оформлена выставка достижений учащихся и родителей;

б)     подготовлено музыкальное сопровождение вечера;

в)     установлено мультимедийное оборудование;

г)      импровизированный сундук из красивой коробки или шкатулка.

Ход вечера

I.       Вступительное слово классного руководителя о значении семейных традиций, совместных увлечений для развития творческих способностей, для укрепления сотрудничества и взаимопонимания в семье.

II.    Представление семьями и классным руководителем своих увлечений. Возможные тематические направления вечера:

-         репортаж с выставки «Вышивальщицы»;

-         экскурсия по выставке «Мы с папой милиционеры»;

-         фотоальбом «Наша дача»;

-         хит-парад «Из семейной фонотеки».

III. Акция «Сундук сокровищ».

В заключение вечера каждый из присутствующих на листочках красного цвета  записывает ответ на вопрос: «Чему Вы (ты) и Ваша (твоя) семья могли бы научить ребят из класса?». На листочках желтого цвета пишется ответ на вопрос: «Чему Вы (ты) хотел(и) бы научиться у других семей?». Листочки с ответами участники помещают в импровизированный сундук.

Таким образом, каждый из присутствующих внесет вклад в развитие классного сообщества, поскольку мнения и предложения будут учтены при планировании работы класса. На основе ответов может быть составлена картотека творческих интересов или карта увлечений учеников и родителей.

Приложение

Анкета для родителей

1.      Чем Вы любите заниматься в свободное время?

2.      О каком увлечении Вы могли бы рассказать?

3.      Чему Вы могли бы научить учащихся нашего класса?

 

Анкета для учащихся

1.      Твое любимое занятие в свободное время?

2.      О каком своем увлечении и увлечении своей семьи ты мог бы рассказать?

3.      Чему бы ты хотел научиться?

4.      В каких кружках хотел бы заниматься?

 

Хит-парад « Ах, если бы сбылась моя мечта…»

 

Участники: учащиеся 3-го класса, классный руководитель, родители, представители отряда вожатых «Осьминожки».

Цель: используя содержание популярных детских песен, организовать планирование работы классного коллектива на год.

Задачи:

1)     создать доверительную атмосферу для свободного размышления учащихся об их проблемах, желаниях, интересах;

2)     способствовать развитию у учащихся навыков рефлексии и самоанализа деятельности.

Подготовительная работа

1.      Педагог совместно с родителями готовит  мультимедийную презентацию «Дела класса», подбирает детские песни, содержание которых может помочь детям в осмыслении  проблем в жизни класса.

2.       При участии представителей вожатского отряда составляется программа хит-парада

« Ах, если бы сбылась моя мечта…», один из старшеклассников готовится стать ведущим.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а)      мультимедийная установка;

б)     диски с записями детских песен;

в)     карандаши и бумага для записей.

Ход  хит-парада

I.       Ведущий хит-парада. Дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать на нашей школьной радиоволне. Сегодня мы представляем вашему вниманию сказочно-музыкальный хит-парад « Ах, если бы сбылась моя мечта…». Если мы с вами сможем помочь сказочным героям, то они подскажут нам, как сделать жизнь в классе яркой и интересной. На 10 и 9 местах нашего хит-парада песни героев, которые почему-то грустят. Попробуем разобраться, что у них случилось.

Звучат записи песен « Песня Водяного» из мультфильма « Летучий корабль», слова

 Ю. Энтина, музыка М. Дунаевского), « Песенка Чебурашки» (слова А. Тимофеевского, музыка В. Шаинского).

После прослушивания педагог беседует с детьми:

-         Почему грустят эти герои?

-         А вы когда-нибудь грустите? Почему?

-         Что вас огорчает в жизни?

II.    Ведущий хит-парада. На 8, 7, 6 местах расположились песни героев, которые смогли найти себе самые разные занятия. Давайте послушаем, чем они занимаются.

Звучат записи песен: песня Кота Леопольда «На крутом бережку» (слова  А. Хайта, музыка Б. Савельева) из мультфильма  «Леопольд и Золотая рыбка», «Песенка Львенка и Черепахи» (слова С. Козлова, музыка Г.Гладкова)  из мультфильма « Как Львенок и Черепаха пели песню», «Песенка Крокодила Гены» (слова А. Тимофеевского, музыка В. Шаинского).

После прослушивания детям предлагается рассказать о том, чем они любят заниматься в свободное время, какие увлечения стали для них самыми важными.

III.Ведущий хит-парада. В наш хит-парад проникла и заняла в нем 5 место одна известная хулиганка со своей песенкой. Мы, конечно, послушаем ее песню, но подумаем, права ли она.

 Звучит запись «Песенка Шапокляк» (слова Э. Успенского, музыка М. Зива).

Педагог задает детям вопросы:

-         Права ли Шапокляк?

-         А какие добрые дела делаете вы?

-         Почему нам приятно делать добрые дела?

IV.Педагог. Перед просмотром презентации «Дела класса», давайте вспомним, чем же мы занимались в прошлом году. Какие дела были особенно интересны? А какие дела принесли пользу не только нам самим, но и другим людям?

Просмотр презентации «Дела класса». 

V.    Ведущий хит-парада. Песня «Не волнуйтесь понапрасну» (слова М. Пляцковского, музыка Е. Крылатого)  из мультфильма «Бюро находок» находится на 4 месте нашего хит-парада и  поможет нам  собрать новые предложения в план работы на новый учебный год.

 Проводится работа по группам. Каждой группе предлагается придумать, какими интересными делами можно будет заняться в новом учебном году. По окончании работы группы зачитывают свои предложения.

  VI. Ведущий хит-парада. Доброта и дружба помогают нам творить настоящие чудеса. Поэтому на  2 и 3 местах нашего хит-парада размещаются песни «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского) из мультфильма «Крошка Енот», «Песня друзей» (слова Ю. Энтина, музыка М. Дунаевского)  из мультфильма «Бременские музыканты».

 Учитель предлагает ребятам исполнить любимую песню класса.

VII. Ведущий хит-парада. Сделать свою жизнь по-настоящему интересной и полезной, конечно, трудно. Но нельзя бояться трудностей, надо смело идти навстречу испытаниям, как делают это герои сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». А пока вы слушаете их песенку, подумайте, какую цель перед собой ставите вы, к чему стремитесь? Чего вы желаете больше всего на свете?

Звучит «Песенка друзей» (слова И. Токмаковой, музыка И. Ефремова). Учащиеся записывают свои личные цели и желания.

  VIII. Ведущий хит-парада. И, наконец, мега-хит сезона, вселяющий оптимизм, веру в то, что все сбудется, мечты исполнятся, песня «Все сбывается на свете» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова) из кинофильма «Незнайка с нашего двора».

 Примечание: Данное мероприятие может быть проведено в любом классе начальной школы, а также в среднем звене.  Подбор песен осуществляется в зависимости от особенностей класса, от личных пристрастий детей и классного руководителя. В старших классах возможно увеличение количества песен хит-парада.  При желании можно превратить это мероприятие в праздник, добавив выступления детей с различными номерами.

 

Карта интересов и увлечений учащихся

Цель: выяснить основные интересы и увлечения учащихся класса и систематизировать информацию о них

Ход составления карты. С целью выяснения интересов и увлечений учащихся класса педагог проводит индивидуальные беседы с детьми и анкетирование их родителей. Полученную информацию учитель систематизирует с помощью составления карты интересов и увлечений. Можно составить карты двух видов.

Первая карта составляется на основе систематизации различных видов интересов и увлечений детей.  На ней изображаются символы того или иного вида увлечения (интереса), указывается количество детей, увлекающихся, например, танцами, их имена и фамилии. Нередко вместо символов на карте изображается окружность, поделенная на секторы разного цвета. Количество секторов столько, сколько существует у членов классного коллектива разновидностей интересов и увлечений. Размер сектора, т.е. его площадь, зависит от количества детей, имеющих одно и то же увлечение.

На карту второго вида наносятся символы для обозначения учреждений и организаций, в которых реализуются интересы детей. Как правило, в центре карты изображается школа, а на определенном расстоянии от нее изображаются символы учреждений и организаций, в которых занимаются дети. Размер символов зависит от количества занимающихся школьников. Рядом с символами можно указать имена и фамилии занимающихся детей.

 

Деловая игра

«Планирование воспитательной работы в классе»

Цели:

1)     выявить запросы и ожидания родителей обучающихся по отношению к организации воспитательного процесса в классе;

2)     способствовать более активному участию родителей в жизнедеятельности класса и воспитательной работе с учащимися.

Участники: родители учащихся младшего или среднего школьного возраста, классный руководитель обучающихся.

Подготовительная работа

1.      Классный руководитель разрабатывает сначала замысел, а затем – сценарный план проведения деловой игры.

2.      Педагог приглашает родителей для участия в родительском собрании.

3.      Группа детей изготавливает жетоны шести цветов в количестве 30-36 штук (в зависимости от численности обучающихся и количества родителей, регулярно участвующих в родительских собраниях) и 6 табличек для игровых групп.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а)      30-36 жетонов желтого, красного, зеленого, голубого, белого и синего цвета;

б)     таблички с названиями игровых групп: «Родители», «Дети», «Учителя», «Администрация школы», «Воспитатели ГПД», «Бабушки-дедушки»;

в)     в центре классной доски – название темы родительского собрания;

г)      оборудованные рабочие места для ведущего игры, в качестве которого выступает классный руководитель, и для шести родительских групп (стол с прикрепленным к нему листом цветной бумаги и табличкой с названием группы, стулья, бумага, ручки, карандаши);

д)     6 карточек с опорными словами, раскрывающими содержание основных направлений развития детей:

-         эстетическое развитие: художественный вкус, воображение, ориентировка в искусстве, чувство прекрасного;

-         духовно-нравственное развитие: доброта, честность, чуткость, внимание к окружающим, уважение, милосердие;

-         физическое развитие: сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, здоровый образ жизни;

-         коммуникативное развитие: культура общения, речь, взаимопонимание, дружба, коллектив;

-         интеллектуальное развитие: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, познавательные потребности и мотивы, интерес к учебе;

-         развитие самопроцессов: самоанализ, самоопределение, самопроектирование, саморазвитие, самореализация, самоутверждение, самопознание, самооценка.

Ход деловой игры

При входе в учебный кабинет класса каждый родитель вытаскивает из непрозрачного мешочка жетон и занимает рабочее место за столом, к которому прикреплен лист бумаги, схожей по цвету с жетоном.

Классный руководитель называет тему и цель деловой игры, разъясняет правила участия в ней.

В каждой игровой группе выбираются «делегат» (представляет мнение группы остальным участникам игры) и «секретарь» (записывает идеи (мнения) членов группы).

Разминка. В ходе разминки родителям необходимо в течение трех-пяти минут в соответствии со своей игровой ролью продолжить фразу: «Воспитательная работа в классе – это …».

После группового обсуждения «делегаты» зачитывают продолжения незаконченной фразы.

Первый этап. Педагог кратко напоминает родителям об основных направлениях развития детей, раздает карточки с опорными словами, раскрывающими содержание направлений развития, а затем предлагает группам в соответствии со своими игровыми ролями выбрать наиболее значимое направление личностного развития детей. В течение 3-5 минут группы выполняют это задание, и «делегаты» информируют участников игры о результатах группового обсуждения.

Второй этап. Представитель каждой группы вытаскивает из мешочка карточку с названием одного из направлений личностного развития школьников, в соответствии с которым в группе будет осуществляться планирование воспитательной работы в классе на новый учебный год. Ведущий предлагает игровым группам разработать пакет из трех идей:

1)     тактической (адресуется директору школы);

2)     стратегической (в адрес начальника городского управления образования);

3)     фантастической (адресуется министру образования и науки Российской Федерации).

После группового обсуждения «делегаты» представляют разработанные в группах пакеты идей.

Третий этап. Игровым группам предлагается составить перечень наиболее важных совместных дел по своим направлениям, которые можно включить в план работы классного коллектива на новый учебный год. В ходе обмена мнениями участники вносят предложения в план работы и выделяют главные из них. «Делегаты» информируют о наиболее важных предложениях своих групп.

Рефлексия. Каждый из родителей, уже не в соответствии со своей ролью, продолжает фразу: «Участвуя в игре, я понял(а), что …».

Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в деловой игре и выражает надежду на посильный вклад родителей в подготовку и проведение намеченных совместных воспитательных дел.